Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Базовые категории коммуникативной лингвистики

 


ПЛАН

 
Вступление

1. Дискурс - как базовая категория коммуникативной лингвистики

2. Речевой жанр как категория коммуникативной лингвистики

3. Речевой акт
Вывод

Список использованной литературы

 
 
Вступление

Коммуникативная лингвистика - направление современного языкознания, который изучает речевое общение, состоящий из таких компонентов, как говорящий, адресат, сообщение, контекст, специфика контакта и код (средства) сообщения,

Условием успешной коммуникации является желание ее участников общаться (настроенность на сотрудничество); при отсутствии такой кооперации возникает конфликтное коммуникативное поведение. По мнению американского логика Ч. Грайса, успешная коммуникация возможна при условии соблюдения четырех максимов: информативности (высказывание должно быть содержательным), истинности (говорить только правду), релевантности (говорить только то, что касается дела), ясности, четкости (говорить кратко и понятно).

Одной из самых заметных признаков современной проблемной ситуации (классификационной единицы научного знания) в лингвистике можно считать бурное развитие функционально-коммуникативных исследований. В пределах последних органически сочетается изучение "собственно языковых процессов и разнообразных духовных, психологических, социальных и других проявлений человека, который постоянно "живет в языке".

Вместе с тем еще в полной мере остаются не очерченными разделы коммуникативного направления исследований, его основные категории, методы анализа и т.д. В частности, аспекты, связанные с языковым кодом процесса коммуникации, являются одними из наименее изученных. До этого времени не решены проблемы категоріальної организации языкового материала в процессах коммуникации, поскольку категории, проработанные с учетом сосюрівської дихотомии языка и Речи, являются недостаточными для описания модуса совсем другой природы, которым является Коммуникация.

На наш взгляд, такими категориями могут стать дискурс, речевой жанр и речевой акт. Несмотря на то, что эти понятия пришли в лингвистику из разных научных традиций, не всеми исследователями воспринимаются как соразмерные, их коммуникативная природа неоспорима, и именно это позволяет рассматривать их в качестве "претендентов" на иерархическую категоризацию языкового кода в коммуникации.

 

1. Дискурс - как базовая категория коммуникативной лингвистики

В лингвистической литературе термин "дискурс" употребляется в различных контекстах и предстает как "размытая категория", "дрейфуя" между текстом, контекстом, функциональным стилем, підмовою т.д. Вместе с тем понятие дискурса может быть потрактоване в рамках двух глобальных подходов, которые маяють общие черты с позиций коммуникативной лингвистики:

Дискурс как "текст, погруженный в жизнь" со всеми соответствующими "формами жизни". В таком понимании дискурс существует прежде всего и главным образом в текстах, за которыми встает особая грамматика, лексикон, семантика, правила словоупотребления и синтаксиса, - в конечном счете - особый мир. Каждый дискурс - это один из возможных миров. Такое понимание дискурса как "языка в языке", "текста в тексте", социально ориентированного вещания можно назвать "Дискурсом1" (Д1).

Дискурс как тип коммуникативной деятельности, интерактивное явление речевой поток, имеющий различные формы проявления (устную, письменную, внутреннюю, паралінгвальну), происходит в рамках конкретного канала общения, регулируется стратегиями и тактиками участников общения, представляет собой синтез когнитивных, языковых и позамовних (социальных, психологических и др.) факторов, зависящих от тематики общения, и имеет своим результатом формирование различных речевых жанров. Такое понимание дискурса можно назвать "Дискурсом2" (Д2).

Ориентируясь на общую тенденцию современной лингвистики осмысление дискурса как важнейшей категории коммуникации, ее процесс и результат, становится понятным, что Д1 определенным образом и под определенным углом зрения (коммуникативным) соотносится с Д2 как начальный этап динамизации объекта исследования и его следующий этап, в котором синтезирована кроме социальных факторов, доминирующих в Д1, ряд других составляющих (когнитивных, психологических, конситуативних т.д.). Именно Д2 можно считать важнейшей категорией общения, которая интегрирует языковые, мыслительные и интерактивные факторы.

В пределах дискурса как важнейшей категории коммуникации осуществляется взаимодействие участников общения, прежде всего реализуются их інтенційні воздействия с целью успокоения, получения информации, ответа на запрос, раздражение кого-то и т.д. Иначе говоря, виформовуються конкретные речевые жанры.

 

2. Речевой жанр как категория коммуникативной лингвистики

В современном украинском языкознании проблема речевых жанров (далее МЖ) остается, фактически, не проработанной. Отдельные замечания и наблюдения, высказанные в трудах, посвященных сопутствующим проблемам, целостного представления о категории речевого жанра не дают. Вместе с тем в ряде языковедческих традиций, в частности, русской и польской, исследования МЖ признаются одними из наиболее актуальных в современной антропо - и коммуникативно (прагматично) ориентированной лингвистике. В частности, подчеркивая значительную роль МЖ (в терминологии автора речевых актов) в человеческом общении, А.Вєжбіцка отмечала: «общественная жизнь можно представить как огромную сетку актов речи. Сама история, как представляется, основывается на речевых актах (угрозах, засудженнях, предложениях, требованиях, переговорах, условиях и т.п.). Но и частное человеческая жизнь состоит в значительной степени из речевых актов. С утра до вечера спрашиваем, отвечаем, спорим, аргументируем, обещаем, хвастаемся, кричим, жалуемся, отказываемся, кого-то хвалим, благодарим, звіряємось, докоряємо, делаем замечания и т.д. Одновременно, с утра до вечера стараемся зінтерпретувати то, что нам говорят другие, то есть понять, каких речевых актов употребляют. Собственно каждый раз, когда кто-то начинает говорить в нашем присутствии, пытаемся классифицировать сказанное как тот или иной тип речевого акта».

Основателем современной теории МЖ как загальносеміотичного и загальнофілологічного явления был М.М.Бахтін, который еще в работе 50-х годов "Проблема речевых жанров" определил последние как «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний». По его мнению «речевые жанры организуют нашу речь практически таким образом, как ее организуют грамматические формы (синтаксические). Мы научаемся отливать нашу речь в жанровые формы, и , слыша чужую речь, мы уже с первых слов угадываем его жанр, предугадываем определенный объем (то есть приблизительную длину речевого целого), определенное композиционное построение, предвидим конец, то есть с самого начала мы имеем ощущение речевого целого».

Речевые жанры виформовуються исторически в процессе коммуникативной деятельности людей, используемые ими как готовые творения: «если бы речевых жанров не существовало и мы не владели ими, если бы нам приходилось их создавать впервые в процессе речи, свободно и впервые строить каждое высказывание, речевое общение было бы практически невозможным». По подсчетам Т.В.Шмельової М.М.Бахтін в своих трудах называет около 30 МЖ, в частности, таких как беседа (салонная, застольная, интимно-дружеская, интимно-семейная), ругань, бытовое повествование, военная команда, возражения, выражения восхищения, одобрения, деловые документы, дневник, ответ, письмо, пословицы, пожелания, поздравления, осуждение, похвала, поздравление, приказ, протокол, прощание, публицистическое выступление, речь, роман, согласие, сочувствие, шутку, научный трактат, интимные шутки, вопросы. Уже этот перечень позволяет говорить об отсутствии непротиворечивых критериев выделения МЖ, поскольку в нем как однострочные приводятся, например, прощание, возражения, одобрения, ответ и т.п., которые могут быть составляющими такой комплексной МЖ, которой является беседа , а также, скажем, протокол и согласие и т.д. Сам М.М.Бахтін отмечал, что номенклатуры устных речевых жанров пока не существует, и даже до сих пор не понятен принцип такой номенклатуры.

Уже с трудов М.М.Бахтіна становится понятным, речевой жанр - это сложное единство содержания, стиля и композиции, а также ряда позамовних факторов (прежде всего социальных). Сам процесс общения некоторыми авторами понимается как последовательный переход от одного МЖ до другого. Так, Т.Баллмере и В.Бренненштуль считают, что взаимодействие в рамках МЖ происходит по схеме «порождение - нарастание до самого высокого уровня - спад до завершения МЖ победой, поражением, сотрудничеством или началом другого МЖ». В коммуникативной перспективе МЖ предстают как закрепленные в общественном обращении схемы речевых действий, принятые в определенных ситуациях и предназначенные для передачи определенного содержания типовые способы построения речи, модели межличностного общения, важной составляющей которых выступает интенциональность.

Как же соотносятся понятия дискурса и речевого жанра?

На первый взгляд дискурс - это определенная совокупность МЖ, которые последовательно сменяют друг друга. На самом же деле движение коммуникации в рамках дискурса гораздо сложнее, чем простая смена МЖ. Эта сложность не в последнюю очередь вызвана следующими причинами: 1) границы между МЖ в реальном общении оказываются размытыми, а их ядерные и периферийные языковые средства далеки от полного описания; 2) четко отграниченные друг от друга МЖ существуют только как идеальные типы; на самом же деле они пересекаются своими периферийными зонами, то есть имеют смешанный характер; 3) механизмы перехода от одного МЖ к другому в реальном общении, где имеется сложное взаимодействие коммуникантов в полной мере не изучены. В реальном общении говорящих - носителей различных когнитивно-психологических состояний, ілокутивних сил, интенций и т.д имеющийся значительный уровень недовизначеності и расплывчатости. И это не является недостатком коммуникации, поскольку «недовизначеність необходима для соблюдения правил такта и вежливости, для всей той «облицовочного» деятельности, которая выполняется в общении, и которая в действительности представляет собой не побочный, а универсальный и решающий аспект практически любого речевого общения».

Несмотря на значительное количество нерешенных проблем роль МЖ в коммуникации является значительной; наряду с дискурсом (точнее, в его пределах) они организуют человеческую речь.

 

3. Речевой акт

В последние годы элементарной составляющей общения, единицей движения интенций говорящего в коммуникации считается речевой акт (далее МА). «Речевой акт - это целенаправленная речевая действие, которое осуществляется в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного соціомовленнєвої поведения, рассматриваемая в рамках прагматической ситуации. Основными чертами МЯ есть умышленность (интенциональность), целеустремленность и конвенціональність; МА всегда соотнесены с лицом говорящего. Последовательность МА создает дискурс». Понятно, что МА, который рассматривается как інтенціональна, целеустремленная, конвенціональна речевая действие говорящего, оказывается составляющей коммуникативного акта наряду с актом аудитивним (т.е. коммуникативной действием слушателя) и коммуникативной ситуацией. Важнейшими типами МА (по Дж.Остіним) являются: 1) репрезентативи (или асертиви), целью которых является суждение о определенные состояния вещей, например, констатации, сомнения, прогнозирования и т.п.; 2) директивы, целью которых является создание давления на адресата, склонение его к определенным действиям. Директивы воплощаются в просьбах, разрешениях, приказах и т.п.; 3) комісиви, целью которых является формулировка обязательств и ответственности перед адресатом. Воплощаются в различных обязательствах, обетах, обещаниях и т.п.; 4) експресиви, целью которых является демонстрация психических состояний, эмоций и т.д. Наиболее полно експресиви воплощаются в благодарности, поздравления, извинения, соболезнования, поздравления и др.; 5) декларативи (декларации), коммуникативная целью которых является осуществление воздействия на социальные отношения людей. Воплощаются декларативи в различных іменуваннях, назначениях на должность, висуненнях кандидатами, отзывах кандидатов, объявления войны и т.д.

Наблюдения над коммуникативной организацией дискурсов и МЖ свидетельствуют, что МА оказываются как собственно «ілокутивні силы», коммуникативные, «энергетически-импульсные» имплицитные составляющие МЖ, которые двигают последние в направлении развертывания коммуникативной стратегии говорящего, задавая ей определенную «траекторию». Иначе говоря, МА - это коммуникативное средоточие формальных составляющих МЖ, т.е. тех фраз и их частей, представляющих МЖ в пределах дискурса. МА можно считать коммуникативным, прагматическим стержнем формальных носителей интенции - высказываний (поскольку не существует специального термина для коммуникативного аналога этому термину Речи). Но при этом необходимо помнить, что высказывания, наполнены именно таким коммуникативным смыслом, кроме ілокутивної составляющей, имеют составляющую пропозитивну с ее темо-рематичним членением, асертивно-пресупозитивними факторами и прагматическую составляющую, которая взаимодействует с імплікаціями и імплікатурами дискурса. Все это дает возможности согласиться с тем, что МА - это единицы вербальной коммуникативной деятельности, составляющие МЖ, носители их ілокутивних сил.

Теория МА находится еще на стадии становления, а сами МА с позиций коммуникативной лингвистики следует рассматривать не как минимальные, далее неделимые единицы коммуникации в целом и МЖ в частности (а если уж рассматривать, то не забывать при этом о метонімічний характер употребления терминов), а только их составляющие, в которых имплицитно сосредоточены интенции адресанта и которые сложно взаимодействуют с другими дискурсивными составляющими, в частности пропозитивними, конситуативними и другими.

Таким образом, соотношение между важнейшими категориями коммуникативной лингвистики с учетом важнейших модусов существования явлений языка можно представить так:


Речь

 

Текст (как модель)
Вещание

 

Дискурс1

Коммуникация

 

Дискурс2


-

-

-


Предложения (как структура)

Высказывания

Речевой жанр


-

-

-


Значимость

Значение

(узуалізований смысл)

Речевой акт

(интенциональность)

 


 

 

-


 

 

Интенция

(личностный смысл)
Вывод

Итак, основными категориями коммуникативной лингвистики признаются речевой жанр и речевой акт.

Речевой жанр - это единство содержания, стиля, композиции и ряда позамовних факторов.

Речевой акт - інтенціональна, конвенціональна речевая действие, составляющая речевого жанра. В процессах межличностного общения они сложно взаимодействуют, формируя различные типы дискурсов.

 


Список использованной литературы

1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.

2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1886.

3. Бацевич Ф.С. Текст, дискурс, речевой жанр: соотношение понятий // Вестник Харьковского национального университета. №520: Серия Филология. Вип.33. - Харьков, 2001.

4. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. - 1997. - №1.

5. Селшанова О О Актуальные направления современной лингвистики - К , 1999

6. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца ХХ века. - М., 1995.

7. Франк Д. Семь городе грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализе речевого общения, лингвистике и риторике // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. - М., 1986.

8. Шмелева Т.В. Речевой жанр: опыт общефилологического осмысления // Collegium. - 1995. - № 1-2.