|
Статья
История письма
Письмо является одним из таких изобретений человечества, без которого было бы невозможно его существование. Звуковая речь ограничена в пространстве и времени, поэтому существует и испокон веков существовала потребность в передаче информации. Именно письмо стало средством такой передачи.
Письмо - искусственно созданная система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.
Изобретение письма можно считать вторым по важности (после звуковой речи). Он вызвал настоящую интеллектуальную революцию, обеспечив полноценную передачу информации, а, следовательно, опыта поколений. Значительно выросла и ускорилась взаимодействие между различными группами людей, интенсифицировалась торговля, производство, стало возможным полноценное функционирование художественной литературы.
Даже сейчас, после изобретения способов передачи звукового вещания роль писания нисколько не уменьшилась.
До изобретения письма человечество шло длинными путями и только несколько тысячелетий назад стало применять для записи речи знаки.
Принято считать, что это произошло около шести тысяч лет назад, в четвертом тысячелетии до нашей эры (эпоха неолита), по мнению других исследователей - уже с восьмого тысячелетия.
Правда, первые простейшие попытки графической передачи информации, найденные в пещерах на севере Испании сделаны около 20 тыс. лет до н.э., однако нет достаточных оснований называть их письмом.
Предметное письмо
Первым шагом на далеком и трудном пути к современному письму было использование предметов - сначала в качестве мнемонических средств. Они не передавали мысль, а только напоминали о ней. До сих сохранилась в нас привычка завязывать узелки на память.
Потом за предметами стали закреплять конкретное значение. Они были своего рода сигналами, условными знаками, обозначавшими то, о чем было заранее оговорено. Такими условными знаками служили зарубки на деревьях, узлы, шнуры, стрелы для объявления войны и другие предметы. Этот способ закрепления значений называется "предметное письмо". Его изобретение относят к VIII-III тыс. до н.э.
Сообщение числового характера, например, отмечали условными зарубками на бирках. Их использовали для различных договоров. При заключении договора бирку расщепляли по длине, и каждая из сторон получала по половинке. При соединении половинок метки совпадали. Бирки применялись и как календари (на них вырезали число дней, недель и т.д. ). Они служили и как расписки в долговых обязательствах. Использовались бирки и как реестры памятных заметок о событиях, которые нужно было долго держать в голове.
Для правильного расчета применяли также счетные шнуры. Их и теперь можно видеть в перуанских пастухов, в некоторых других народов в Латинской Америке и Африке.
Древние китайцы также использовали для счета и запоминания узелки на шнурах. Узелки часто применялись древними народами и для учета времени. Примером может служить календарь Дарья, о которой рассказывает Геродот, крупнейший древнегреческий историк, живший в V веке до нашей эры.
Геродот свидетельствует, что персидский царь Дарий во время похода на Скифию переправлялся через Дунай по специально построенном мосту. Чтобы сохранить мост, Дарий оставил своих союзников іонян стеречь его. Им он передал ремень с шестьюдесятью узлами и сказал: "...Возьмите этот ремень и поступайте так: как только увидите, что я выступил против скифов, начиная с этого времени решайте каждый день по одному узлу. Если я за это время не вернусь, а дни, указанные узлами, истекут, то плывите на родину. Пока же.... стерегите мост и всячески старайтесь его сохранить и уберечь. Этим вы сделаете мне большое одолжение".
Вузликовими календарями пользовались также народности Сибири, Гвинеи, Полинезии, Восточной Африки.
Роль своеобразного предметного письма выполняли и "жезлы вестников". Они были известны в Древней Европе, в Древнем Китае, в австралийских и африканских племен. Жезл, принесенный посланником другого племени, становился своеобразным документом, подтверждающим полномочия прибывшего. На жезл наносились зарубки, памятные знаки. Глядя на них, посланник вспоминал о число данных ему поручений. Возможно, размещение зарубок выражало определенные факты.
Оригинальные по форме и пояса "вампум" - предметный письмо североамериканских индейцев. Пояса служили своего рода посланиями вручались вестниками. Вампум состоял из комбинации разноцветных ракушек, уплетених в пояс подвешенных к нему. Определенное смысловое значение имели и количество, и цвет и взаиморасположение раковин. Иногда на вампуми наносились рисунки, которые уточняют содержание общений.
Известный вампум, что стал важным политическим документом конца XVII века. Это так называемый вампум Пенна - белый пояс с двумя черными фигурками посередине. Его подарили индейцы племени ленни-ленапе В.Пеніу, основателю Пенсильвании, как залог мира и дружбы белых и индейцев.
Интересным образцом предметного письма служит кипу инков - исконных жителей нынешнего Перу. Считается, что в нем предметное письмо раскрыло все свои возможности. Кипу представляет собой толстую веревку или палку, на которую нанизаны шнуры с узлами и сплетениями. Смысловое значение придавалось количеству шнуров и узлов, их величине, расположению и цвету. Вес кипу достигала порой четырех килограммов. Неокрашенные шнуры применяли для числового учета и запоминания знаменательных событий, разноцветные - для более сложных сообщений.
У индейцев каждый цвет имел определенный смысл. Черный означал несчастье, смерть, фиолетовый - опасность или вражду, красный - войну, белый - мир, желтый - золото, зеленый - зерно. Располагая в различных сочетаниях цвета и узлы, индейцы передавали большое количество сообщений. Некоторые ученые считают, что на кипу могли быть записаны своды законов, хроники и даже стихи. Другие, однако, придерживаются мнения, что сложные записи с помощью узлов и разноцветных шнуров сделать невозможно.
И в современной практике там, где это удобно, мы используем принцип предметного письма, например, для сигнализации: бакены, маяки и сигнальные флажки - в морском деле, светофоры и семафоры - на дорогах, сигнальные лампочки - на разных приборах. Все они сродни "жезлы вестников" и шнурам перуанских пастухов.
Пиктографическое письмо Предметное письмо не могло решить главной задачи: стать своего рода памятью человечества, хранит накопленные знания. А потребность в этом, по мере усложнения общественной жизни, была все более острой. Формировались обычаи, традиции, и их нужно было передавать новым поколениям. Разделение труда и обмен товаров требовали точного учета. Выделились вожди и жрецы, их деяния необходимо было увековечить.
Постепенно появлялось собственное письмо - графическое, т.е. связанное с использованием графических знаков. Первым этапом была пиктография.
Пиктография (от лат. рictus "разрисованный" и гр. grapho - "пишу") - отображение содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков.
Особенность ее как способа передачи информации заключается в том, что рисунковий запись сообщения передает мнение целиком, не выделяя отдельных понятий. Даже мельчайшие фрагменты пиктограммы имеют такую же смысловую законченность, как и современное предложение. Выделить в пиктограмме составные части, как в предложении, нельзя. Она изображает действие, событие, однако никак не отражает устной речи, названий предметов. Значок обозначает то же, что и изображает, символика в ней отсутствует. Поэтому пиктограмма может быть расшифрована любым человеком, независимо от того, на каком языке она говорит.
Значки содержали охотничьи сообщение и хозяйственные записи, сообщения о боевые походы, набеги, столкновения и магические заклинательные формулы (особенно распространены у североамериканских индейцев, а также в Индонезии), политические договоры, петиции, ультиматумы и любовные послания.
Для толкования пиктограммы наиболее удобная стихотворная форма. Каждая строка такого стиха, читается нараспев тубільцем, описывает отдельный рисунок.
Возникла пиктография в недрах первобытного искусства. Первые рисунки человека, найденные учеными, сделанные еще в эпоху позднего палеолита: 40-10 тысяч лет назад. Древний человек висікала на камне, вырезала на кости, наносила краской на стены пещер контуры животных - бизона, мамонта, оленя, носорога коня, оленя - людей. Она будто осваивала мир и запоминала его.
В эпоху мезолита, датированного в Европе девятым - шестым тысячелетием до нашей эры, все более распространяются сложные изобразительные композиции объединены общим сюжетом. Они похожи на законченную рассказ в картинках.
Это новый шаг в познании окружающего мира, стремление отразить событие, действие. Мысль первобытного человека уже не только фиксирует конкретные факты, но и делает попытку передавать абстрактные понятия. На рисунках чаще встречаются символические элементы и условные знаки.
Окончательно сформировалось пиктографическое письмо, по мнению исследователей, в эпоху неолита, когда разрозненные родовые группы стали объединяться в племена.
И сейчас мы широко пользуемся піктографічними знаками. Такие изображения товаров на вывесках магазинов и мастерских; знаки, регулирующие уличное движение; череп и скрещенные кости на таре с ядовитыми веществами; рисунок или руки стрелы, указывающей направление, и многие другие.
Исследователи считают піктографію первобытным способом письменного выражения мыслей. Благодаря своей наглядности она была общедоступной. Однако допускала свободные толкования содержания. С помощью столь громоздкого и конкретного средства выражения, как рисунок, очень трудно было передавать абстрактные понятия.
Страдала точность передачи сводок, поскольку начертание тех же предметов в разных пиктограммах были разные, не говоря уже об изображении действия. Например, "оружие" в одном случае передавалось рисунком копья, в другом - стрелы и лука, в третьем - дубинки.
Пока записи были редкими и случайными, все эти недостатки пиктографического письма особо не ощущались. Однако по мере развития государственности, когда переписывание становится повседневностью и в нее втягивается все большее количество людей, письменность превращается в непременный атрибут повседневной жизни. Возникает потребность в ускорении записей. И вполне закономерно, что рисунок каждого изображения постепенно упрощается и все четче расчленяется на отдельные графические знаки. Название предмета закрепляется за определенным рисунком, этот предмет что изображает.
Большое влияние на начертание знаков-рисунков делает материал, на который наносили письмена. В Передней Азии, например, знаками покрывали прямоугольные или овальные глиняные плитки. Вязкость глины затрудняла быстрое нанесение плитки на закругленных линий, и здесь выработались знаки в форме клиньев - клинопись. В Египте основным материалом для письма служил папирус - первый материал, специально изготавливался для письма. Египетские надписи отличались большой изобразительностью. Особенно выразительными были надписи на камне.
Идеографическое письмо. Идеограф - письмо графическими знаками, обозначающие понятия. Основной единицей ідеографії является идеограмма, или логограмма, - письменный знак, который, в отличие от букв, обозначает не звук ли состав какого-либо языка, а целое слово или корень слова. Эти знаки - своеобразные схематические рисунки, которыми можно передавать понятия конкретных существ и предметов, глагольные понятия, а также абстрактные, которые так или иначе ассоциируются с изображениями, В примитивных письменностях простые идеограммы в общих чертах совпадают. Например, идеограмма глаз со слезами на обозначения горя используется в таких исторически и территориально далеких письменностях, как китайская и майя. Означаемым, как видим, является не сам жизненный факт, а те понятия, которые возникают в сознании людей и требуют своего выражения на письме.
Переход от піктографії к ідеографії связан с потребностью графически передать то, что не имеет наглядности и не поддается малюнковому изображению.
Позначувачами на первых этапах идеографического письма оставались те же рисунки, но обозна-чаемое меняется. Если в піктографії изображение глаза обозначало глаз, то в ідеографії оно, кроме глаза, обозначало и остром взгляде.
Впоследствии знаки схематизувалися, Так, в египетском письме понятие "вода" передавалось волнистой линией (волны), "солнце" в шумерской и китайской ідеографії обозначалось кружком с точкой посередине. Как видим, в ідеографії рисунок выступает и в прямом, и в переносном смыслах.
В ідеографічній системе каждый знак может обозначать любое слово в любой грамматической форме в пределах поняттєвих ассоциаций, вызванных изображением.. Круг возможных значений знака ограничено соседним кругом значений. Так, скажем, знак, который изображает ноги, может означать "ходить", "стоять", "приносить" и т.д., но не может означать "ступня", "подошва", ибо для этого существуют другие знаки.
В отличие от піктографії, в ідеографії можно говорить о системе письма. Система письма характеризуется постоянным составом знаков.
Потребность ускорить развитие письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длиннее по размеру тексты обусловили схематизацию рисунков, превращение их в условные знаки - иероглифы (от гр. hieroglipho"священные письмена") - идеографические знаки, в начертании которых сохраняется некоторое символическое сходство с изображаемым предметом.
3 утверждением иероглифического письма возникла проблема алфавита и обучение письму и чтению. Чтобы прочитать иероглифическое письмо, необходимо знать значения знаков, которые оформились в среде, которое произвело их и некоторое время пользовалось ими.
Хоть идеограф имеет много общего с піктографією (она зародилась в середине піктографії; египетское письмо III - II тысячелетия до н.э. - образец переходного от піктографії к ідеографії письма: имеет рисунки и идеограммы), однако она резко отличается от піктографії. Идеографическое письмо, во-первых, достаточно полно передает содержание словесного сообщения независимо от его конкретности абстрактности; во-вторых, передает элементы структуры высказывания - словесный состав, словопорядок; в-третьих, пользуется строго фиксированными и устойчивыми за изображением знаками.
К идеографического письма принадлежит шумерское (IV - I тыс. до н.э.), еламське (XXIII - IV вв. до н.э.), египетское (XXX в. до н.э. - V в. н.э.), хеттское (XV - VII вв. до н.э.), китайское (с XIII или XV в. до н.э.), майя (IV - XVI вв.), ацтекское (до XVI в.), еще не расшифрованные памятники острова Пасхи (XIV-XIX вв.).
Так, в частности, в китайской письменности 60 тыс. иероглифов (в широком употреблении - 5 тыс.). Омонимы передаются разными иероглифами, хоть морфологический состав и звучание у них одинаковое.
Недостатком идеографического письма, в том числе китайского, является то, что очень много знаков в системе, их трудно изучить и изобразить (написать).
Закономерно возникает вопрос, как такое письмо так долго продержалось в Китае и сейчас не сдает своих позиций. Этому способствовали и теперь способствуют два фактора. Во-первых, в условиях Китая, где каждая провинция говорит своим собственным языком или диалектом, который отличается от других диалектов больше, чем некоторые разные языки между собой, иероглифическое письмо оказалась очень удобным средством міждіалектного и даже межнационального общения, Так, скажем, иероглиф со значением "гора" существует в китайской, японской и корейской письменностях, хотя читается он по-китайски шань, по-японски яма, по-корейски сан. Вторым фактором является структура китайского языка, где слова, как правило, являются односложными, состоящие только из корня, не имеют морфем - префиксов, суффиксов, окончаний, для которых нужно было бы вводить какие-то дополнительные знаки, Все это способствовало тому, что китайская письменность является единственным в мире последовательным настоящий договор регулируется письмом, эффективно действующим и сейчас.
На современном этапе идеограф используется в системе дорожных знаков; в картографии и топографии (знаки полезных ископаемых), в математике и математической логике+, -, <, >, 1, 3, V, X, %); в химии (Н2О, Са, С2Н5ОН); в шахматах (К е4-е7). Использование идеограмм в названных сферах обусловлено их точностью, лаконичностью и міжнародністю. Носители разных языков их понимают, но озвучивают по-разному. Так, скажем, запись 8 - 6 = 2 украинец прочитает как восемь минус шесть равно два, а англичанин - как eight minus six is two.
3 время в связи с общественным развитием и расширением сферы использования письма возникла проблема его упрощения. Возможны были три пути упрощения письма: Лексический (этим путем пошла китайская письменность): для сокращения количества иероглифов используют два знака. Например, сочетание иероглифов, обозначающих собаку и рот, значит "говорить", ребенка и рот - "кричать", человека и рот - "население", ворота и рот - "спрашивать". См. еще: иероглифы женщина и ребенок означают "любить", муж и ребенок - "оберегать", луна и солнце - "светлый", гора и человек - "затворник", гора и вода - "природа, пейзаж". Иногда используется повторение двух одинаковых знаков (редуплікація): дерево и дерево - "лес". Этот путь сокращения количества графических знаков неэффективен, особенно для языков, в которых есть префиксы, суффиксы и окончания.
Грамматический. Для корней оставляют их иероглифы, а для префиксов, суффиксов и окончаний используют дополнительные иероглифы. Этот путь подходит только языкам с афіксами и окончаниями и не является очень эффективным, поскольку количество корней в языках большая.
Фонографический, то есть звуковое письмо.
Фонографічне письмо Фонографія (от гр. phone-звук и grapho "пишу") - вид письма, в котором графические знаки обозначают звуки.
Фонографічне писание передает язык не только в ее грамматическому строению, но и в фонетическом звучании. Этот тип письма является наиболее производительный. Он возник на основе идеографического. В древнеегипетском языке, где преобладали сложные слова, главным было создание знаков-ребусов. Суть этого метода заключается в том, что письменные знаки для коротких слов можно было использовать для обозначения частей длинных слов. Постепенная специализация знаков для передачи определенных звукосочетаний в конце концов привела к образованию нестандартизированного алфавита, состоявшего из 24 знаков для отдельных согласных и 21 знака для сочетаний согласных.
В развитии фонографії различают три этапа: слоговое, консонантне и буквенно-звуковое письмо.
Слоговое письмо - это система графических знаков, которые передают звучание слогов, то есть каждый слог обозначается отдельным знаком.
Самым древним слоговым письмом было шумерское более позднего периода (3 тыс. г. до н.э.), близким к нему - ассиро-вавилонское. Составляющей была и и синайская (давньосемітська) письменность, развившаяся во второй половине II тысячелетия до н.э. из египетских иероглифов и насчитывала почти 100 знаков. На основе этой письменности выработалось несколько форм финикийского письма.
Чисто составляющим является давньоіндійське письмо деванагари, которое существует с VII в., Применялось в санскрите, сейчас им пишут те, кто пользуется языках хинди, маратхи, непале, мунда, гонди и др. Деванагари состоит из 50 знаков: 13 для гласных и дифтонгов, 33 слоговых знаков и 4 вспомогательных. Составляющими являются также арабское и эфиопское письмо, японское письмо кана и корейское письмо кунмун.
Силлабический алфавит должен соответствовать количеству слогов с каждым громким, что, как правило, составляет от нескольких десятков до 300 единиц. Как видим, это значительно проще идеографического алфавит. В японском силабічному писании, например, всего 48 грамем. Кстати, в украинском алфавите также есть некоторые элементы силлабического письма, Это буквы я, ю, ю, есть которые обозначают слоги [jа], [jі], [jу], [jе].
Дальнейший шаг в развитии фонографії сделали финикийцы. Они буквами обозначали согласные, выражавшие лексическое значение корней, а гласные, чередующиеся в корне между согласными для выражения грамматических значений, обозначали диакритическими знаками.
Итак, все виды алфавитного письма формировались на основе давньосемітського финикийского буквенного консонантного, или квазіалфавітного, письма, которое использовали в Финикии, Палестине и Карфагене с XIII в. до н.э. до начала н.э. В классическом финикийском алфавите было 22 знаки, которые фиксировали вещания по звуковым способом и легко и быстро запоминались. Буквы были введены в алфавит. Каждая буква имела название, которое соответствовало обычному слову языка, что начиналось с этой буквы: алеф "бык", бет "дом"далет "двери", вао "гвоздь", йод "рука", каф "ладонь", мем "вода", нун "рыба", пе "рот", рэш "председатель", шіи "зуб" и др,
Поскольку в этом алфавите буквы обозначают только согласные, то этот тип письма называют консонантним.
Следующий шаг в развитии письма сделали древние греки в VIII в. до н.э., создав наиболее эффективное буквенно-звуковое письмо. Позаимствовав буквы у финикийцев, они стали обозначать ими не только согласные, но и гласные, Для этого использовали финикийские буквы А, Е, I, О, что обозначали такие согласные, которых не было в греческом языке (например, буква А, которая обозначала в финикийском алфавите гортанный оглушительный звук, была использована для обозначения гласного [а], а также ввели некоторые собственные буквы - ижице и омегу.
Греческий алфавит стал основой многих мировых письменностей, в частности латиницы, который является самым распространенным в мире алфавиту (VI в. до н.э.) и кириллицы(IX в.н.э.).
Возникновение славянской письменности
Проблема возникновения славянской письменности и до сих пор не является четко выясненной. Широкой популярностью пользуется убеждение, что письменность для славян создали "солунські братья" Кирилл и Мефодий, а до того славяне и в частности Русь письма не знали.
Однако, которую показывает практика, мгновенная появление чего-либо является практически невозможной, и, по свидетельствам современных ученых, в частности, М.Брайчевського, славянская письменность возникла задолго до IX в. и прошла долгий и сложный путь развития. Свидетельством этого является:
Тексты русско-византийских договоров 860, 874, 944, 971 гг. В них четко указывается на наличие и распространенность на Руси письма, а также его активного использования, в т.ч. делового. Свидетельства арабских путешественников Ибн-Фадлана, Ибн-Якуба ал-Недіма (Х ст.), что рассказывают об использовании русичами письменности для написания имен богов и людей.
Археологические находки с письменами Х ст., что не есть ни кириллическими, ни глаголичними. На их основе ученые выдвинули мнение о поліалфавітність русского письма. Они также свидетельствуют о бытовое использование письменных знаков, а, следовательно, их широкую распространенность.
Трактат "О письменах" Черноризца Храбра. Он описывает три степени возникновения славянской письменности: первоначально славяне не имели письменности, а использовали "черты и резы" - по мнению исследователей, примитивные рунические знаки. Позже начали употреблять греческую и латинскую азбуку "без устроєнія", то есть не приспособив к собственной фонетики. Ученые считают, что Евангелие, написанное по-славянски, которое, по свидетельству Храбра, видел в Херсонесе Кирилл был именно таким. А позже Кирилл создал азбуку именно опираясь на вековой процесс возникновения русского алфавита. То есть не создал его, а подытожил результат труда предшественников.
Следовательно, можно сделать вывод, что еще до Кирилла на Руси существовала распространена письменность, сам же он только сделал ее удобной. Хотя в последнее время многие исследователи приходят к выводу, что Кирилл создал глаголицу (она поражает своей искусственностью) на основе алфавита, постепенно стихийно возник из греческого. Последний со временем, благодаря своей простоте "одолел" глаголицу и получил название "кириллица".
Цифры и компьютерные системы записи как специфические виды письменности С давних времен человечество нуждалось знаков и для записи числовой информации. Так постепенно возникали цифры.
Простейшим их видом, подходящим для небольших чисел были зарубки, которые чеканили на дереве и подобных материалах. Количество засечек соответствовало количеству предметов. Однако с увеличением количества обраховуваних предметов возникла потребность в использовании единиц высшего порядка. За такие брали количества, связанные с человеком, а точнее - с пальцами - первыми вычислительными приборами" (5, 10, 20).
Аборигены разных континентов использовали для счета собственные системы знаков типа черточка - 1, кружочек - 10, кружочек с крестиком внутри - 100 и т.п.
Интересная система счисления была у инков - п'ятірно-двадцатеричная. Числа до 20 изображались точками по пять в ряд, двадцать - черточкой. Таким образом, число 44 имело такой вид:
В латинском мире для обозначения цифр использовали буквы - общеизвестные сейчас латинские цифры, используемые в хронографа и т.д. Для обозначения числа использовалась буква, с которой начиналась его название: 1000 (millia) - М. Играл роль и порядок размещения букв-цифр.
Древние славяне также использовали буквы, ставя над ними титло. Однако со временем стала очевидной неудобство такой системы, прежде всего для арифметических подсчетов, и из Индии через арабский мир пришли цифры, называемые арабскими: 123456789, позже - 0. Они являются идеограммами, о чем говорилось ранее.
С развитием компьютерной техники возникла двоичная система счисления, а также записи информации, основанная на бинарной оппозиции (есть/нет: тока, намагниченности, радиосигнала, чего-либо другого). На письме обозначается единицами и нулями, однако это идеограммы не чисел "1" и "0", а понятий "+"/ "-". Так, число 5 имеет вид 101 (т.е. +-+, такое сочетание легко передать технически: есть ток, нет, есть). Буквы и знаки обозначаются аналогично через кодувальні таблицы ASCII, в которых приведено соответствие между символами и их порядковыми номерами в таблице. Так, ASCII №1-127 (27-1) содержат большие и малые буквы латиницы и символы пунктуации, №128-255 - большую и малую кириллицу, вспомогательные буквы национальных алфавитов (й, е), а также табличные символы.
Эта таблица является единой для всех компьютеров, а следовательно, символы - общепонятным и легко перекодовуваними в двоичную форму. Применяются и расширенные кодувальні таблицы с символами греческого, арабского, грузинского и других алфавитов. Также используется шестнадцатеричная (24) система: 0123456789abcdef.
|
|
|