Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Элементы содержания и смысла (смысла) литературного произведения



Понятие содержания. Тема. Тематика. Мотив. Конфликт. Его виды. Проблематика, проблема. Идея. Идейное содержание. Концепт. Понятие смысла (смысла). Основные виды смыслов.

Под содержанием, в самом общем плане, целесообразно понимать значение произведения, которое вытекает из его формы. Содержание может быть явным (как в „Кавказе" Т. Шевченко) и скрытым (как в его „Большом погребе").

Прежде всего рассмотрим основные компоненты содержания литературного произведения.

Под темой (с греческого - то, что лежит в основе) понимают круг событий, жизненных явлений или какую-то сторону человеческой жизни, представленных в произведении в органической связи с проблемой. Упрощенно, тема - это то, что изображается в произведении, о чем он написан. Часто говорят о сквозную тему в творчестве писателя (тема денационализации. Подмогильного, тема бытия украинского крестьянина в Г. Стельмаха) или про основную тематику определенной литературной школы, направления, течения (тема национально-освободительной борьбы у писателей-националистов, классовой борьбы и построения социалистического общества в соцреалистов, абсолютной бессмысленности человеческого существования в постмодернистов и т.д.).

Часто в произведении (особенно большом) выделяют основную (главную) и второстепенные (побочные) темы, подчинены основной. Так очерчивается понятие тематики - совокупности основной и всех зависимых от нее побочных тем одного произведения, а также совокупность тем, что их разрабатывает в ряде произведений какой-то автор.

На определение темы лирических произведений часто употребляют термин мотив (с итальянского - повод, побуждение). В музыке этот термин означает мелодию, напев, наименьшее музыкальное построение, составляющее характерную часть музыкальной темы. Ведущий мотив (или надмотив) называют лейтмотивом.

Конфликт - это столкновение противоположных интересов и взглядов, напряжение и крайнее обострение противоречий, что приводит к активных действий, осложнений, борьбы. Художественные конфликты классифицируют по: тематике (политические, производственные, бытовые, эстетические, моральные и т.п.), типичностью (типичные, атипичные), удельным весом в структуре произведения (главные, второстепенные), по сфере бытования (внешние, внутренние), за гранями духовного мира (конфликт между разумом и чувством, долгом и честью т.п.) и др. Конфликт присущ произведениям всех литературных родов. Разница в представлении конфликта. В эпическом произведении рассказывается о конфликте, в лирическом он воспроизводится через переживания, а в драматическом конфликте представлен реципієнту81.

Проблематику (проблема с греческого - затруднение, хлопоты, напасти) определяют как ряд вопросов, которые художник ставит перед собой, персонажами и читателем в художественном произведении. Такие вопросы (проблемы) могут иметь различный характер, быть национальными (наиболее широкими), социальными, психологическими, этическими, философскими (онтологическими, гносеологічними, феноменологическими и т.п.) и др.

Ведущую (основную) мысль произведения, ядро замысла автора принято называть идеей (с греческого - первообраз) литературного произведения. В настоящем художественном произведении вся система образов, даже самые маленькие художественные детали, служит раскрытию идеи, созданию у реципиента определенного отношения к изображенному. Часто бывает так, что „читатель может лучше самого поэта постичь идею его произведения,- отмечал Александр Потебня.- Сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как он действует на читателя или зрителя, следовательно, в неисчерпаемом возможном его содержании".

В крупных произведениях зачастую бытует целый круг идей. Совокупность идей того или иного произведения называют идейным содержанием. Но все они подчиняются основной идее произведения, которая цементирует его. Параллельно с термином „основная идея" употребляют термин „концепт" (с латинского - мысль, понятие).

Непосредственно выявлению и изучению содержания произведения способствует уровень внутренней формы. Кроме того, все другие элементы содержания, перечисленные нами, так или иначе являются носителями идейного содержания.

Непосредственно из содержания вытекает смысл (или смысл) художественного произведения. Это надзмістове інтенціонально-идеологическое значение литературного произведения. Если к форме произведения можем поставить вопрос „как?", к содержанию - „что?", то до смысла - „во имя чего?".

Есть разные виды смысла. Согласно явного и скрытого смыслов произведения различают явное (эксплицитное) и скрытый (імпліцитний) смыслы. Значение, которое придавал своему произведению автор (авторский смысл), следует отличать от тех значений, которые придают ему различные поколения реципиентов (читательский смысл). При этом следует учитывать относительную неизменность авторского смысла и постоянную изменяемость смысла читательского (сравните восприятие и оценку „Кобзаря" Т. Шевченко и различными типами читателей в различные культурно-исторические периоды новейшей истории). Кроме того, следует различать национальный смысл и анагогічний смысл (касается артефактов, которые могут иметь международное значение) различных произведений.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андросов С. М. Модус национальной идентичности: Львовский текст 30-х годов ХХ ст.- Тернополь-Львов, 2001.- 340 с.

2. Антология мировой литературно-критической мысли ХХ века. / За ред. М. Зубрицкой.- Львов, 1996.

3. Барт Р. Две критики // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.- М.: Прогресс, Универс, 1994.- С. 262-268.

4. Бахтин М. М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1986.- С. 355-380 с.

5. Башляр Г. Предисловие к книге „Воздух и сны" // Вопросы философии.- 1987.- No 5.- С. 109-112.

6. Башляр Г. Предисловие к книге „Поэтика пространства" // Вопросы философии.- 1987.- No 5.- С. 113-121.

7. Бгабга Г. Націєрозповідність (предисловие к книге „Нация и повествование") // Антология мировой литературно-критической мысли...- С. 559-561.

8. Бердяев Н. Национальность и человечество // Современность.- 1993.- No 1.- С. 154-157.

9. Введение в литературоведение / Под. ред. Г. Н. Поспелова.- М., 1983.

10. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. "Чернець " - монах.- М., 2000.

11. Галич А., Назарец В., Васильев Является. Теория литературы: Учебник.- К., 2001.