Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Формирование и развитие украинской методики литературы. Становление украинской методики литературы




План

1. Формирование основ методики (школа Ярослава Мудрого). Церковная и светская литература.

2. Роль М.смотрицкого, Ф.Прокоповича, І.Вишенського.

3. Формирование методики в шевченковской период.

4. Взгляды и. Франко, х. алчевской на процесс формирования литературного образования в Украине.

5. Методика литературы советского периода.


Одной из важнейших задач школы было создание четкой и эффективной системы литературного образования учащихся. Необходимо было определить методологические основы, основные принципы и цель преподавания литературы в школе, ее место в системе других учебных предметов, установить объем и структуру курса, создать программы, которые отвечали бы требованиям современности. Было принято ряд постановлений, но все они были заідеологізовані. На словах якобы литература имела право на свободное развитие, но на самом деле все национальное заказане, его надо было все время освещать в контексте интернационального, к тому же не очень настойчиво. Попытки оторвать литературу от политики завершались неудачами. Так, верный ленинским идеям Я.Чубар, выступая против "вывихов" отдельных писателей, гневно отрицал такие попытки: "В литературе отражается жизнь страны и общественные Движения: литература - это путь к подъему культурного уровня населения, а в этих условиях - повышение культуры трудящихся масс и в воспитании их в идеологическом направлении... Пролетарская творчество даже и в литературе и искусстве должна быть классовой".

В период своего становления методика украинской литературы опиралась на богатый опыт этнопедагогики, психологии, литературоведения и языкознания, на труды украинских писателей и педагогов. Франко, х. алчевской, Т.Лубенця и других. В 1921 году выходит книга профессора О.К.Дорошкевича "Украинская литература в школе (попытка методики)", ее автора обвинили в методологической нечеткости, вульгарном соціологізмі, искривлениях в литературоведении, "прожектерській теории" в педагогике. И за всю историю бывшего Советского Союза его упоминали только в отрицательном плане.

В Украине методико-литературную деятельность в 20-х годах прошлого века развернули А.и.билецький, Л.А.Булаховський, А.П.Машкін, В.І.Масальський, С.Х.Чавдаров, Т.Ф.Бугайко.

Центром методической мысли на Украине в то время был Харьков, с 1926 года там функционировал Научно-исследовательский институт педагогики УССР, в котором были сосредоточены ведущие методические силы. В институте работали Є.П.Кирилюк, П.К.Волинський, В.І.Масальський, Т.Ф.Бугайко. Были изданы школьные учебники по литературе, велась работа над созданием систематического курса методики.

Начальной попыткой приблизиться к созданию курса методики после О.Дорошкевича были "Методические внимания для учителя трудшколи" О.І.Білецького и Л.А.Булаховського (1927). В 1928 г. выходят в свет методические пособия А.П.Машкіна "Методика литературы" и "Методика литературного чтения".

Систематический курс методики литературы - "Методика литературного чтения в 5-8 классах средней школы" (1940) создали П.К.Волинський и Г.П.Снєжкова.

В предвоенные годы Т.Ф.Бугайко и Ф.Ф.Бугайко издали ряд методических пособий об изучении творчества писателей - п.а, грабовского, Леси Украинки и др.

После второй мировой войны на Украине развернулась работа над актуальными и важными вопросами истории и теории методики литературы. Своеобразным итогом целого этапа развития методики стала фундаментальная работа Т.Ф.Бугайко и Ф.Ф.Бугайка "Украинская литература в средней школе. Курс методики" / под редакцией проф. П.К.Волинського (1962). В ней обобщены достижения преподавание литературы в школе довоенных времен и в условиях восстановления народного хозяйства после войны.

Среди достижений методики этого периода отмечаются установления объема, содержания и структуры литературного образования учащихся, создания учебников, выработка нового типа учебного пособия для учителей - преимущественно монографического характера по изучению творчества отдельного писателя в школе, совершенствование форм, методов и приемов преподавания литературы, улучшение подготовки учителей-словесников в педагогических вузах. И все недостаточное внимание уделялось исследованию теоретических аспектов, методического наследия, разработке новых, активных методов обучения, развития самостоятельного мышления и творческого воображения учащихся, эффективности уроков, мастерства анализа литературного произведения.

В дальнейшем усиленное внимание уделяется таким важным аспектам методики, как совершенствование учебных методов, усиления воспитательного направления школьного курса литературы, научное осмысление и обобщение передового опыта словесников.

Потребность обобщения и научного осмысления истории методики, целесообразно использование достижений прошлых поколений, определение общих закономерностей ее развития побудило методистов обратиться к прогрессивной наследия. На Украине основательно исследовалось зарождение, становление и развитие методики литературы от времен Киевской Руси и до современности. Следствием длительной работы стало издание фундаментальной монографии О.Р.Мазуркевича "Очерки по истории методики украинской литературы" (1961). Одной из важнейших проблем методики второй половины XX в. является дальнейшее усиление воспитательного воздействия литературы на школьников. Однако вся система работы, которая освещалась в методических пособиях этого периода была заполитизирована. В задачах, которые ставились перед школой, отмечалось на повышении качества обучения и коммунистического воспитания учащихся. Это требовало творческого решения теоретических вопросов преподавания литературы, в частности-проблемы совершенствования методов, глубокого изучения, осмысления и распространения передового опыта работы словесников - мастеров педагогического дела, новаторов.

Создаются пособия по актуальным проблемам повышение качества преподавания литературы: "Мастерство учителя-словесника" Т.Ф.Бугайко и Ф.Ф.Бугайко (1963); "Проблемные задания на уроках русской литературы" Н.М.Сафонової (1977); "Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением" и "Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы", В.І.Золотникової (1978); "Литературно-языковой кабинет в школе", "Письменные творческие работы по украинской литературе в 8-Ю классах", "Литература и ученическое творчество" В.І.Цимбалюка (1975-1985); "Научные основы учебника по литературе (4-10 классы)", "Изучение элементов теории литературы в 4-7 классах", Межпредметные связи на уроках украинской литературы (4-10 классы) М.Бандури (1979-1984); "Наглядность на уроках литературы" В.С.Гречинської.

Центральной проблемой преподавания литературы в школе была и остается качество анализа художественного произведения. От того, насколько искусно проанализировано произведение в единстве формы и содержания, убедительно раскрыто его идейно-художественное содержание, полно и сознательно, с правильных идейных позиций ученики воспринимают и оценивают изображены в нем жизненные явления, зависит эффективность всей работы учителя. Этой важной проблеме посвящены труды "Воспитание навыков анализа прозаического произведения" Н.М.Сафонової (1967); "Попытки литературного анализа" Є.О.Майміна (1972); "Анализ художественного произведения" К.П.Фролової (1975); "Проблемы литературного образования в средней школе" В.Р.Щербини (1978); ряд пособий монографического характера о изучения творчества писателей.

Шире внедряются технические средства в учебный процесс, в частности в преподавании литературы. Основы методики их использования разрабатываются в трудах Л.В.Чашка "Экранные и звуковые средства обучения" (1976), "Учебное кино на уроках в старших классах. На материале преподавания литературы, истории и географии" (1963) и др., Л.П.Кулінської "Звукозапись на уроках украинской литературы" (1973), "Экранные и звуковые пособия на уроках литературы" (1979), в ряде других пособий и статей.

Для развития методики литературы на Украине в этот период характерной чертой является рост активного участия учителей совместно с учеными-методистами в ее дальнейшем совершенствовании. Наряду с названными отмечаются труда учителей-словесников К.О.Ходосова, О.С.Непорожнього, В.В.Фещака, Є.І.Жицького, В.І.Цимбалюка, Г.А.Глухової, Є.М.Кучеренко.

Полезными являются монографические исследования из опыта работы отдельных учителей, например, пособие В.І.Цимбалюка "Литература и ученическое творчество" (1985). Много интересного и нужного берут для себя учителя из очерков о мастерах-словесников, которые регулярно печатаются в журналах "Украинский язык и литература в школе", „Дивослово".

Высокий уровень методики литературы позволил создать в Украине ряд обстоятельных трудов обобщающего характера, в которых решаются главные проблемы преподавания литературы в школе. Среди них учебник для университетов и пединститутов В.Я.Неділька "Методика преподавания украинской литературы в средней школе" (1978), книга Є.А.Пасічника "Украинская литература в школе" (2000), „Научные основы преподавания литературы" (под ред. Н.Волошиної и др.).

Перед современной методикой стоит ряд сложных и ответственных задач преподавания литературы, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, которые рассматриваются далее в соответствующих разделах.

Творческий характер методики литературы, роль учителя в ее развитии. Основной источник методики литературы.

Методика литературы как наука с присущими ей закономерностями, рекомендациями не является чем-то закостенелым, неизменным. Она находится в постоянном движении, связанном с изменениями в развитии общества и специфической особенностью, обусловленной предметом и объектом ее исследования.

Основой эффективности методики литературы является педагогическая деятельность учителя в обучении и воспитании подрастающего поколения средствами искусства слова. Такая деятельность всегда является творческим процессом.

Как одна из форм познания действительности, методика литературы имеет свой специфический характер, который определяется особенностью этой науки, стоящей на стыке педагогики и литературоведения. Они являются обязательными для любой формы познания, в том числе и методики литературы как науки, которая исследует педагогические закономерности единого процесса обучения и воспитания учащихся средствами искусства слова.

Знания, которые приобретаются педагогической наукой, а в ней - методике литературы, не должны лежать незыблемое, "мертвым капиталом". Ведь такие знания имеют ценность лишь в том случае, когда они находят применение в педагогической теории и практике.

В методике литературы можно выделить четыре последовательные этапы научного познания и практической педагогической деятельности.

Первоначальный этап этой системы, с чего начинается педагогическое исследование, результаты наблюдения, описание и обобщение педагогического опыта. Но в научном исследовании нужно не только описать педагогическую деятельность, но и сделать ее теоретический анализ, провести педагогический эксперимент, результатом которых является выведение закономерностей педагогической деятельности, что является уже Вторым этапом этой системы.

Эти две начальные этапы исследования отражают научно-теоретическую Функцию педагогики, в том числе и методической науки.

Следующий этап характеризует конструктивно-техническую функцию науки, когда она формулирует принципы педагогической деятельности, общие ее нормы или указания к практической работе учителя, которые в ходе исследования конкретных правилах, рекомендациях для педагога-практика.

Последний элемент системы - деятельность педагога-практика, который, руководят принципами педагогической науки, воплощает их в непосредственную практическую работу по обучению и воспитанию учащихся. И эта новая практическая деятельность учи объектом изучения науки через наблюдение, описание, теоретический анализ, в результате чего выявляются новые закономерности, конкретизируются ранее полученные знания, уточняются принципы обучения и воспитания, разрабатываются рекомендации и т.д.

Итак, практическая деятельность педагога занимает важное место и является как бы связывающим звеном в замкнутой системе отношений: наука - практика - наука. Она является основным источником, откуда методическая наука черпает эмпирический материал для педагогических обобщений и теоретических выводов.

Творческий характер методики литературы

Процесс преподавания литературы в школе следует рассматривать как творческую деятельность учителя-словесника. В.О.Сухомлинський писал, что "по самой своей логике, по философской основе, по творческому характеру педагогический труд невозможен без элементов исследования". Именно в такой деятельности научные знания из методики является источником педагогического творчества учителя. Ведь "сделанное ученым открытие, когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя".

Для того, чтобы труд учителя-словесника была действительно творческим, он должен иметь необходимые знания из литературы, методики, педагогики, психологии, понимать суть педагогического процесса и основные его закономерности обучения и воспитания средствами искусства слова.

Роль учителя в развитии методики литературы

В современных курсах методики литературы воплощен коллективный разум и опыт многих поколений педагогов-теоретиков и практиков. И наличие таких научных знаний лишает учителя в практической деятельности открывать еще раз уже открытое. Но в научном курсе методики представлены только общие закономерности и принципы педагогического процесса изучения литературы в школе. Учитель должен их творчески применять в конкретных и неповторимых ситуациях педагогического процесса. Следовательно, методические рекомендации, знании о закономерностях обучения и воспитания средствами искусства слова, которые дает учителю-словеснику методическая наука, становятся будто предпосылкой для йогс самостоятельной творческой деятельности с учащимися.

Действительно творческий работник, учитель может стать и соучастником научного творчества в области методики литературы. Научно обобщая результаты своей деятельности, исследуя определенную методическую проблему, осмысливая ее с научной точки зрения, руководствуясь методологией научных исследований, учитель вносит определенный вклад в методику литературы как науку.

Среди словесников есть учителя-новаторы, которые приобрели оригинальный опыт преподавания литературы в школе, обобщен в серии изданий из педагогического поиска, проблем и находок. Такой опыт имеет важное значение как для практики, так и для науки. Стоит подчеркнуть, что индивидуальное творчество учителя имеет общественное значение при условии, если она будет осмыслена с научной точки зрения или самим учителем, или наукой, что создает возможность привлечения широких учительских масс к внедрению этого опыта и в их практику. Следует иметь в виду, что в передовом педагогическом опыте "передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт". Поэтому опыт должен быть научно осмыслен. До научного осмысления и обобщения опыта призвал и В.О.Сухомлинський: "Опыт нельзя передать, если сознанием того, кто хочет перенять опыт, не овладеет идея, которая стала источником вдохновения для созидательного труда".

Рассмотрены объективные условия обнаружения творчества учителя, деятельность которого является предметом исследования методики литературы как науки, сами по себе еще не делают его труд творческим. Важными в этом процессе выступают непременные факторы, прежде всего, национального самосознания. Учитель, который готовится творчески работать в школе, должен воспитывать в себе специальные качества и умения, которые будут способствовать его творческой работе с учащимися. Среди таких профессиональных качеств учителя педагогическая литература называет: всестороннюю гармоничную образованность, высокие моральные качества, волевые черты характера, любовь к детям, тактичность, наблюдательность, самостоятельный склад мышления, способность к анализу и самоанализу, умения четко, ясно излагать материал и т.п., а для учителя литературы - еще и мастерское владение искусством слова. Таким образом, экономические изменения в обществе, его демократизация и перестройка, которые ставят новые задачи перед педагогической наукой и практикой школы, побуждают ученых и учителей к дальнейшему совершенствованию методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Наука дает учителю в форме знаний ориентир для его работы в новых условиях. Она является не догмой, а руководством к действию учителя, и это открывает перед ним простор для подлинно творческой работы. В то же время творческая работа учителя, связанная с новой педагогической Действительностью, что запрограммирована в педагогических принципах и методических рекомендациях, служит богатым материалом для методической науки, в опыте рядовых учителей по реализации новых методических рекомендаций зароджуся новые методические идеи, которые по-новому осмысливаются наукой, порождая И научные положения и рекомендации И в этих новых научных положениях выражаются в научно переосмисленому виде результаты педагогического творчества учителя. Так педагогическое творчество учителя-словесника тесно переплетается с научным творчеством ученого в области методики литературы. Теоретические выводы ученого-методиста имеют ценность для школы, для педагогической практики, когда они основаны на живом опыте учителей-словесников, решают вопросы, которые ставит перед наукой школьную жизнь.

Именно таким двусторонней связью теории и практики предопределяется действительно творческий характер методики литературы.

В современных условиях перед методике литературы и учителями-словесниками стоят новые важные задачи - проблемы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, подготовки личности к жизни и труду. И в этом важном деле - неисчерпаемые возможности дальнейшей творчества ученых-методистов и учителей-практиков в их тесном содружестве.

Традиции и новаторство методики литературы

Методика литературы как наука в своем развитии опирается на прогрессивные традиции прошлого; в то же время, она является новаторской, ее подлинное новаторство составляет закономерное развитие того опыта, который был выработан прогрессивными методистами прошлого. Преемственную связь нового со старым является особенностью всякого развития, он предполагает отрицание старого при сохранении всего положительного в старом.

Только творческое освоение и критическое осмысление древних традиций в свете новых идей и концепций ведет к подлинному новаторству. Ведь подлинное новаторство е закономерным развитием того опыта, который вырабатываются веками. И, наоборот, невнимание к традициям, незнание или скептическое отношение к прошлому, некритическое его осмысление всегда приводили к субъективизму, к методических ошибок или псевдоноваторства.

Сущность новаторства

Украинская методика литературы - качественно новое явление и высший этап В развитии мировой методической мысли. Для подлинного новаторства в науке требуется глубокое знание жизни, понимание ведущих тенденций и главных направлений общественного развития. Только таким способом можно избежать методического прожектерства и псевдоноваторства, носители которого доходили порой до отрицания испытанных жизнью традиций прошлого (например, отрицание урока как основной формы учебно-воспитательного процесса в школе полного отвержения традиционных методов обучения и т.д.).

Вместе с тем современная методика литературы, исходя из новых задач, поставленных перед школой, исследует актуальные проблемы преподавания литературы в школе, которые рассматриваются на прочном грунте устоявшихся традиций украинской школы развивая важный принцип единства обучения и воспитания, ученые над исследованием комплексного подхода к проблеме национального воспитания. Исходя из традиционного вопроса о развитие самостоятельного логического мышления учащихся в процессе преподавания литературы, метол последнее время обращаются к проблемности в системе литературного идти и развития в связи с этим творческого мышления школьников. Наряду с дальнейшим совершенствованием урока как основной формы учебно-воспитательного процесса в современной школе, исследуются пути активизации творческой деятельности учащихся я их познавательной самостоятельности и активности в процессе изучения литературы в школе через такие формы занятий, как семинар, конференция, факультатив.

Все больше утверждается в практической жизни школы кабинетная система обучения. Перед учеными встали проблемы разработки эффективных форм самостоятельной работы учащихся на уроках литературы в условиях кабинетной системы обучения, в частности комплексного использования технических и других средств обучения на уроках, внедрение межпредметных связей, развитию устной и письменной речи, выразительного чтения в процессе преподавания литературы в школе. Все эти новые черты естественно сочетаются с передовыми традициями методики литературы как науки и способствуют ее дальнейшему поступательному развитию, утверждению подлинного новаторства.

Научные и прикладные функции методики литературы.

Закономерность сочетания теории и практики в методике литературы.

Непрерывное развитие, непрерывное совершенствование присущие методике литературы на всех этапах ее развития, но каждый раз они предстают с новой силой, в соответствии с конкретно-исторических общественных условий и требований времени. Работая творчески, учителя-словесники и раньше стремились одновременно будить чувства и развивать мышление учащихся на уроках литературы, создавать эмоциональную атмосферу и проблемные ситуации. С этой целью они оказывали методам исследовательского, поискового характера. Это вполне закономерно отразили в своей методической системе еще основоположники - П.К.Волинський, А.и.билецький, Т.Ф.Бугайко.

И в новых условиях, которые создались в процессе построения демократического общества назрела необходимость более широкого применения в изучении литературы творчества учителя, проблемности как характера учебного процесса, отражал активную умственную деятельность учащихся, усиливающуюся высокой эмоциональностью восприятия, идейно-эстетическим единством мышления и чувств. Методика литературы последовательно решает актуальные проблемы обучения прятания средствами искусства слова как предмета педагогической науки и плотной практики.

Важной проблемой современной методики литературы как науки все острее встает анализ художественного произведения, осуществляемый в единстве содержания и формы как идейно-эстетическая целостность. Осуществляемый с современными требованиями он определяет новое качество методики литературы.

Существенно новое качество методики литературы составляет ее творческий характер ориентация на целенаправленное и разумную деятельность учителя, на инициатив: целенаправленную и самостоятельную работу ученика

Обогащение и направленности содержания

Неотделима от этого проблема - обогащение школьного курса литературы, повышение его морально-эстетического уровня, воспитательной роли, разгрузки от устаревшего и второстепенного материала.

На основе новых программ, учебников, учебных пособий с буква планируя уроки и систему внеклассных занятий во всех их разновидности учитель-словесник должен творчески использовать новые и возрожденные достояние искусства слова и всех родственных ему видов художественного творчества, одобрительно приняты народом, а также достижения литературоведческой науки. Образы этих современников, волнуют людей, вызывают споры, заставляют размышлениям о настоящем и будущем. Неисчерпаемой сферой художественных поисков оказались человеческие отношения на производстве и в быту, сложный ней внутренний мир личности, ее место в жизни общества и на всей планете. В литературных произведениях, их образах-персонажах находят созвучие собственным мыслям, переживаниям, видят воплощение лучших черт украинского характера.

Отчетливо отмечается широкий и смелый выход литературы до тех проблем, связанных художественным осмыслением истории Украины, ее героического прошлого.

Возвращены из забвения писатели и современные произведения украинской литератур несут в себе обогащение содержания уроков, разнообразных творческих видов самой самостоятельной работы с книгой, читательских конференций и других форм классных и внеклассных литературных занятий. Важная задача составляет отражении вклада писателей Украины в развитие ее самостоятельности.

Понятно, что этому высокому уровню художественной мысли общества и содержания произведений должна соответствовать и методика литературы.

Совершенствование методов

Так же важная и ключевая проблема - совершенствование методов изучении литературы в школе, прежде всего - главного звена учебно-воспитательного процесса в классе и вне его - анализа произведения писателя в единстве содержания и формы идейности и художественности.

Идейная насыщенность литературных произведений рассматривается в неразрывном единстве с художественным совершенством. Необходимо добиваться того, чтобы актуальность темы не прикрывались серые, убогие в художественном плане вещи, и герои произведений подсоединялись в круге мелочных дел, а жили заботами своей страны, жизнью, наполненной напряженным трудом, настойчивой борьбой за торжествово правды, справедливости и добра. Это важно всегда помнить не писателям, а и учителям, методистам, всем педагогам-словесникам. и жать на это не только во время определения содержания школьного курса литературы, но и в процессе творческого применения и эффективного сочетания методов и приемов их изучения.

Специфика методов преподавания литературы в школе требует от учителя какого же высокого вдохновения, такой же глубинной эмоциональности, присущие и писателю - истинному создателю, художнику в мире большого искусства. Яркий, глубоко трогательный пример эмоциональной активности сопереживание содержат дневники Павла Тычины.

Новаторский опыт учителей, методистов литературы, плодотворное творчество в работе над совершенствованием методов обучения и воспитания средствами художественной литературы составляют наше достояние, высокий образец их действенного воплощения в жизнь, в практику работы школы и в теорию педагогической науки - методики литературы.

Казна этого опыта отличается своим творческим многогранням, как разнообразны и сами методы, их формы, виды отбора, применение, сочетание, устранение штампов, стереотипов, трафаретов.

Все больше распространяется, все больше внедряется в школы ценный опыт повышения эффективности видов и приемов самостоятельного анализа художественного произведения на уроках украинской литературы.

Методика литературы призвана полнее использовать все резервы, средства и формы, которые обеспечивают глубокое воспитание у учащихся понимания национальных и общечеловеческих ценностей: гуманизма, патриотизма, трудового, гражданского и государственного долга.

Проблема наглядности

Постоянное совершенствование методов изучения литературы в школе требует приведения их в соответствие с требованиями современности, потребностями жизни, прогрессом науки и общества.

Научно-техническая революция, все более влияя на все сферы общественной жизни, существенно усилила применения технических средств обучения уровне современной их совершенства, внесла новое качество в осуществление дидактических принципов наглядности, доступности, единства содержания и формы во время обучения литературы в школе.

Повсеместный переход общеобразовательных школ на кабинетную систему обучения вызвал необходимость совершенствования типологии и методики современного урока литературы в учебном кабинете и системы различных видов самостоятельной работы учащихся в этой своеобразной лаборатории, оборудованной на уровне современных достижений науки и техники. Отсюда острой актуальности приобрела еще одна новая проблеме комплексного применения технических, аудиовизуальных средств учи 11 произведений смежных искусств в процессе изучения литературы. Нового характера вступил и сам принцип наглядности на уроках литературы и в разных вид внеклассной работы.

Значительно обогатилась и получила существенно новаторского характера методика комплексного использования современных средств и материалов, наглядность, приобретенных кабинетами литературы. Заслуживает распространения и новаторский метод демонстрации на уроках литературы из школьного телецентра, с применением современных экранных и звуковых средств обучения.

Все выше возносится эффективность рационализации применения разнообразных методов изучения литературы с опорой на демонстративно-технические средства. Общепризнанным успехом разумного, творческого взаємодіяння литературного процесса, проведение уроков-диспутов, уроков-конференций, уроков-семинаров, совершенствование путей развития творческой самостоятельности учащихся письменных трудах - размышлениях над литературно-художественным или критико-публицистическим текстом широко пользуются мастера педагогического дела - учителя литературы.

Связь с жизнью

В современной школе особое значение имеет моральная, психологическая и непосредственная подготовка учащихся на уроках и во внеклассной работе по литературе к производительному труду в обществе. Единство обучения и воспитания требует теснее связывать изучение литературы с общественной жизнью труженика демократического государства, достойного наследника прошлого украинского народа. В связи с этим усиливается внимание к знаниям учащихся, которые они получают на уроке и во время самостоятельной проработки художественных произведений. Возникает необходимость по-новому решать и проблемы определения цели, средств и методов современного урока литературы. Урок литературы всегда должно быть целенаправленным, отвечать современным требованиям; методы работы на уроке должны направлять учеников на творческое отношение к предмету, к самостоятельному применению полученных знаний в повседневной деятельности, в жизни.

Неразрывно связана с жизнью общества, с действительностью, методика литературы непрерывно совершенствуется по мере развития школы, педагогическое и психологической наук, литературоведения и самого искусства слова. Это закономерность, подтвержденная всем историческим опытом методики литератур которая призвана быть в демократическом обществе настоящей наукой действенным руководством в практической деятельности учителей-словесников.

Большое значение приобретает проблема межпредметных связей - между преподаванием литературы и других предметов гуманитарного цикла. Поиск эффективных путей, рациональных способов эмоционального восприятия школьниками образного слова в процессе изучения украинской литературы в взаимосвязях с зарубежной все больше учителей обеих родственных предметов, что особенно выделяется в межпредметных связях.

В единой системе эстетического воспитания

В единстве с воспитательной направленностью школьного курса литературы выступает усиление его эстетической функции - неотъемлемой составной части всего комплекса воспитательного влияния искусства слова на формирование личности. В этом тоже актуальная проблема современной методики литературы. Совершенствование всей системы эстетического воспитания, развитие художественной самодеятельности, которая является животворным источником народных талантов, благодатной почвой для расцвета искусства, требует в школьном курсе литературы во всех видах работы учителя над образным словом, решительно усилить внимание к народному творчеству, не допускать ослабления ее эстетической силы.

С эстетической оценке произведения непосредственно связана и следующая проблема усиления роли литературно-художественной критики в учебных программах, учебниках и в школьной практике отбора произведений писателей, книг для внеклассного чтения, выработки единых идейно-эстетических критериев оценки качества произведений искусства слова.

Новое качество методики

Решение этих и многих других проблем изучения литературы в современной школе вызвало потребность в новых исследованиях путей повышения качества и эффективности знаний, умений и навыков учащихся, создание систематического учебного курса методики и соответствующих методических пособий, необходимых учебных средств.

Следует при этом иметь в виду, что речь идет не столько о небывалых до того ролями, сколько о новой, более высокое их качество, наполнение новым содержанием и направлением, в соответствии с общественным развитием, жизненным прогрессом, требованиями времени.

Перспективные линии роста

В методике литературы еще много неисчерпаемых возможностей, не вязаных актуальных проблем, которые требуют коллективных творческих поисков как ученых, так и учителей-практиков. Решение их и составляет перспективу развития методики литературы как науки на ближайшие годы.

Главные, актуальные проблемы развития методики литературы можно объединить в четыре группы.

Первая группа проблем, связанных с усилением воспитательной функции школы.

1. Пути формирования духовного мира и устойчивых моральных убеждены средствами художественного слова.

2. Жизненность и современность в преподавании литературы в условиях развитий: Украинского государства.

3. Эффективные формы эстетического воспитания на уроках и в процессе внеклассной работы по литературе.

Вторая группа проблем, связанных с повышением развивающей функции обучения средствами искусства слова:

1. Особенности восприятия художественной литературы учащимися различных возрастных групп; формирование школьника как культурного и вдумчивого читателя;

2. Развитие творческого мышления и литературно-творческих способностей учащихся в процессе изучения литературы в школе;

3. Пути применения проблемности в школьном курсе литературы как эффективного средства активизации мыслительной деятельности учащихся;

4. Формирование у школьников потребности учиться и интереса к книге, к литературным занятиям;

5. Исследования литературного развития учащихся І-ХІ классов.

Третья группа проблем, связанных с совершенствованием форм и методов преподавания литературы в школе:

1. Эффективные формы и методы литературных занятий, способствующие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развития навыков самообразовательной работы (семинары, конференции, диспуты, лекционно-практическая форме занятий и т.п.);

2. Пути осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе изучения литературы и индивидуальной работы с ними;

3. Пути совершенствования урока и самостоятельной работы учащихся на уроках литературы; комплексное использование средств обучения и произведений смежных искусств в процессе изучения литературы в школе; совершенствование учебника литературы с целью обеспечения развития самостоятельности и творческого мышления школьников; межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе;

4. Работа школьных научных литературных обществ, литературных студий, литературно-творческих и литературно-художественных кружков, факультативов, развитие самостоятельности и литературно-творческих способностей учащихся; научное обоснование оценки знаний учащихся по литературе.

Четвертая группа проблем, связана с общими вопросами преподавания литературы в школе:

1. Дальнейшее развитие методологии методики литературы как науки, совершенствование методов научного исследования и изучения передового педагогического опыта;

2. Совершенствование содержания литературного образования, структуры школьного курса литературы, школьных программ по литературе (обогащение ее произведениями писателей, которые по известным причинам были изъяты из литературного процесса, а также достижениями современной литературы);

3. Пути повышения педагогического мастерства учителя литературы, усиление его научно-педагогической и психологической подготовки для обеспечения творческой деятельности в процессе изучения литературы в школе.


Литература:

1. Гаврилов П. Обзорные темы на уроках украинской литературы в старших классах.-К., 1980.

2. Пасечник Есть. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях. - К., 2000. - С. 186-201.

3. Программы средней общеобразовательной школы. Украинская литература для школ с украинским и русским языками обучения. - К., 1991-2002.

4. Маткобожик М. Попытка блочного изучения литературы // Творчество в. Стефаника и м. черемшины // УМЛШ. - 1989. - №2. - С. 22-24.

5. Хропко П., Гуляк А. Украинская литература конца XIX - нач. XX вв.: / Материал к изучению обзорной темы в 10 кл. // УМЛШ. - 1991. - №1. - с.23-27.

6. Шаповалова Есть. Начало урока при изучении биографии писателя // УМЛШ. - 1982. - №6. - С. 36-39.

7. Сташкив В. "Взяли они в жизни пути колючие": Как совершенствовать урок по изучению биографии писателя // Дивослово. - 1992. - №5-6. - С. 36-41.

8. Филиппова Н. Варианты урока изучения биографии писателя // Дивослово. -1999.- №5.-С.32-34.

9. Бойко М. Изучение биографии писателя // УМЛШ. - 1974. - №6. - С.44-53.

10. Ю.Хропко П. Литературный процесс 40-60-х годов XIX века: Материал к изучению обзорной темы в 8-9-м классах // УМЛШ. - 1989. - №1. - С.24-32.

11. Хропко П. Становление новой украинской литературы: обзорная лекция в 8 кл.// УМЛШ. - 1987. - №10. - С.27-33.

12. Пасечник Е., Постоловська Н. Принципы и источники изучения жизненного пути писателя // УМЛШ. - 1974. -№11.- С.27-35.

13. Свердан М. Три варианта одного урока: изучение биографии Ивана Франко // УМЛШ. - 1986. - №5. - С. 65-71.

14. Неделько В. Методика преподавания украинской литературы в средней школе.