Статья
Специфика учебного предмета литературы, сочетание в нем науки и искусства
ПЛАН
1. Научное определение художественной литературы, ее специфика
2. Научное обоснование содержания предмета, характеристика учебной программы.
3. Предмет литературы в общеобразовательной школе. Определение роли предмета
Научное определение художественной литературы, ее специфика
В научном понимании художественная литература как один из основных видов искусства составляет специфическую, художественно-образную форму отражения и созидания объективной действительности, практически-духовного освоения мира.
Как произведение человеческой мысли и чувств, закрепленный в написанном и розмноженому слове, которое приобрело общественное значение, то есть как вид художественной письменности, "писательства", литература возникла и непрерывно развивается на почве народного устнопоэтического творчества.
• Источник художественной литературы, как и устного народного творчества, - жизнь, народ. Жизнь - это тот "единый эстетический кодекс", о котором писал Иван Франко: "... жизнь. Что оно свяжет, то и будет связано, а что оно решит, то и будет решен".
Объект литературы, ее основу, как и других отраслей искусства составляет человек, человеческий мир - внешний и внутренний, разнообразие человеческих взаимоотношений и отношений к действительности, реальность с точки зрения лица, природа нашими глазами. Это и дало основание О.М.Горькому образно называть литературу "людинознавством", "художественным исследованием" человеческого мира. В этом же литература имеет свою специфику в сопоставлении с искусством живописи, скульптуры, музыки, танца, театра, кино. В ней человек как носитель духовности становится прямым объектом познания и воспроизведения в слове - "будівному материале литературы" (А.м.горький); человек выступает в литературе как главный объект приложения художественных сил.
Еще Г.Гегель в своей "Эстетике" выделял специфику предмета литературы (по тогдашней терминологии - поэзии) тем, что "соответствующий ей объект является бесконечное царство духа" человеческого (внутренний мир человека), раскрыто силой слова. Именно оно, слово, по убеждению великого мыслителя, - "наиболее пригодный материал, который непосредственно принадлежит духу (т.е. чутьем, и мысли человека - его духовности.), и наиболее способен выражать его (человеческого духа) интересы и стремления в их внутренний мгновения, - слово должно применяться преимущественно для такого выражения, в котором оно наиболее свойственно, подобно тому, как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком". Рассматривая эстетическую природу как специфику художественной литературы, Гегель далее замечал: "С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах спокойно проходит перед наблюдательным взором, - всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира...".
И. Художественная литература - предмет специфический не только в отношении других отраслей искусства, но и науки, в которой преобладает логическое мышление. Однако при этом следует иметь в виду, что как науке свойственно и художественное мышление (вспомним хотя бы "Жизнь растений" К.А.Тимирязєва или "Вопросы жизни" н. и. пирогова), так и литературе, которая является творением художественного, образного мышления, присуще (и непременно присутствует) и мышление логическое, научное. В отличие от других видов искусства, обладающие непосредственно - чувственной форме с определенного материального объекта - краски, камня, дерева или из действия движения тела, звучание струны, трубы, - литература, создавая свои формы из слов, из языка, что имеет свое материальное воплощение в звуках и опосредованно-в буквах, писании, - доходит до ее читателя не просто в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании, в восприятии не только сердцем, но и непременно умом.
Настоящий художественное произведение является актом духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новым предметом, новым явлением, созданным человеком, известным, открытым ею. Функции общения, созидания и познания присущи всем формам художественной деятельности. Литература особенно близко родственна с наукой, все больше становится на грани с наукой, особенно с ее общественными отраслями и прежде всего с историей, педагогикой, психологией, философией.
Не случайно Юрий Бондарев в книге писательских размышлений "Мгновения" пишет: "Многие, неизменное много может выяснить, открыть и покорить наука, мыслит категориями понятий, создает вещи, системы и формулы, и по своей сути она все же не способна исследовать одно - чувства людей, творить образы людей во времени, что делает воле присущей ей доли литература.
Они близки, наука и искусство, они узнают даже близкие сферы-возможности человека в этом мире, - и вместе с тем инструмент познания разный, и, конечно же, "Одиссею" Гомера, русскую одиссею Льва Толстого "Война и мир" или наши современные одиссеи "Тихий Дон" Шолохова, "Хождение по мукам" Алексея Толстого немыслимо втиснуть в формулу, подобно тому как это можно сделать в науке, после открытия какого закона вселенной".
Литература, искусство, по образному выражению писателя, - это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падений духа, самоотверженности и мужества, это поражение и победа. Раскрыв книгу, человек всматривается в вторую жизнь, как в глубинную сферу люстры, ища собственного героя, ответы на свои мысли, невольно примеряя чужую судьбу и чужую мужество в личных черт характера, жалея, колеблясь, горюя, смеясь, плача, сочувствуя и участвуя, - тут и начинается влияние книги. Все это и есть "заражение чувствами", по выражению Льва Толстого".1
Литература, рассуждает по другому поводу тот же писатель, прежде всего поэзия обладает способностью будто остановить во времени конвейер сиюминутной реальности и всмотреться в детали, которые и являются неповторимые подробности жизни, - и тогда они • предстают во всей своей жизненности. "Воспроизведение того, что отходит или отошло, повторное приобретение его силой чувственной и мудрой памяти в союзе с воображением рождает художественное познание и нашего бытия, и нашего быта. Как известно, понятие "художник" происходит от древнерусского "худоє", что когда-то имело значение чудесності, колдовства, волшебства. Какие бы социальные земные проблемы не воплощала в себе поэзия, она всегда должна быть или радостью, или болью прикосновением к жизни, к чар прекрасного, что делают человека мужественней, закоханішою".2
Имея свою специфику, художественная литература через закономерное сочетание ведущего для нее - образного, мышления с логическим все глубже отражает жизнь в духовно-мислительних формах, все больше приобретает общественно-преобразующей, воспитательной силы.
Прогрессивная художественная литература сохраняет формы, которые складывались веками. На основе принципа историзма она развивает сложную динамическую систему литературных родов - эпос, лирику, драму. Внутри них происходит соответствующее формирования жанров, видов, мотивов, сюжетов, образов. Это обуславливает применение определенных форм прозы и поэзии, изобразительных, речевых средств, приемов композиции. В едином творческом процессе закономерное разнообразие стилей. Совершенствуются творческие методы, творчество наполняется новым содержанием направлением. Постигается все высшая цель и стремление.
Своим творчеством выдающиеся деятели художественной литературы знаменуют важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры.
Наука, исследующая и направляет изучения литературы в школе - методика литературы - учитывает изложенную здесь специфику предмета.
Характеристика литературы как школьного предмета
Литература изучается во всех типах школ украины. Учебный предмет литературы включает литературоведение и теорию литературы. В процессе изучения художественных произведений учащиеся должны усвоить систему конкретных и обобщенных знаний, то есть, она изучается как вид искусства и как объект литературоведческого науки. Изучаются произведения разных жанров, стилей, направлений. Знаниями и умениями, сформированными в ходе изучения данного учебного предмета учащиеся должны уметь пользоваться в нестандартных ситуациях.
Художественная литература развивает образную память, воображение, эстетический вкус, умственные способности, увеличивает потребность творческого труда, повышает культуру устной и письменной речи.
Литература в школе, следовательно, закономерно, сближает самой природой предмета искусства и науку, точнее - основы науки о нем. Чудесный сплав науки и искусства - в этом специфика школьного предмета литературы. Он естественно сочетает в себе чутье и сознание, возвышенность и умственную деятельность.
Эмоциональность восприятия литературы и ее преподавания в школе
Художественная литература обогащает эмоциональный мир учащихся. О силе эмоционального преподавания литературы писал Максим Рыльский в очерке о своего учителя Дмитрия Николаевича Ревуцкого. Литература призвана, утверждал он, в человеке ясным миром зажигать любовь к красоте ("Учитель словесности"). К преподавателю литературы прямо касается и пламенный призыв А.п.довженко - силой искусства слова совершать, радовать, просвещать душевный мир читателя, а этому самому "быть тронутым ... нести просвітленість в своем сердце ... правду жизни возносить до уровня сердца, а сердце нести высоко".1
Органическое сочетание чувств и разума учитель литературы направит так, чтобы, как призвал В.О.Сухомлинський в письме писателя Георгия Мединского, художественное произведение наполнился силой веры "в то, что человек может и должна быть прекрасной". В.О.Сухомлинський естественно сочетал большие две силы: литературу и человека. Главным в преподавании литературы, важнейшим педагог считал то, чтобы художественное произведение утверждал в душе человека благородные моральные качества, научил жить, чтобы ученик воспринял художественное произведение, как странную, прекрасную музыку".
2. Научное обоснование содержания предмета, характеристика учебной программы.
Направления литературного образования
За последнее десятилетие были разработаны различные подходы к изучению литературы в школе, которые нашли свое место в концепциях. Концепция литературного образования (авторы Н.Й.Волошина, Н.Ф.Скрипченко, Є.А.Пасічник, П.П.Хропко) была одобрена Министерством образования и науки. В ней определены критерии отбора произведений для школьной программы, требования к их изучению в средней и старшей школе. Требования к содержанию школьных программ поставлены и в разработанных стандартах языково-литературной области. Определено содержание литературного образования конкретизируется и дозируется в соответствии с возрастными возможностями и психологическими особенностями учеников в программе по литературе для средних и старших классов.
Как государственный документ, направляет уроки литературы и связанные с ними основные формы внеклассной работы, программа составляет для учителя последовательно-систематическое руководство учебно-воспитательной работой с учащимися. Как идейно-научное направление, программа ориентирует учителя на творческие и целенаправленную деятельность, обеспечение единства обучения и воспитания средствами искусства слова. Отвечая требованиям общественного развития и отражая в себе неразрывно связан с жизнью литературный процесс, школьная программа в соответствии с этими факторами не только создается, но и непрерывно совершенствуется, научно выверяется, обновляется.
Процесс совершенствования программы по литературе
Совершенствование программы осуществляется на основе наставления о необходимости осуществить главная задача в области образования - повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.
Совершенствованию школьного курса литературы предшествует длительное широкое обсуждение предварительных и действующей программ среди учителей, писателей, литературоведов, методистов, психологов, обобщения предложений к дальнейшему улучшению литературного образования. Совместно выработанные проекты программ и подготовлены пробные учебники экспериментальное проверяются в отдельных школах и испытываются повсеместно. Только после глубокого и всестороннего апробирования учебные программы утверждаются как стабильные, с ориентацией на постоянное обеспечение их соответствия новым требованиям жизни и на творческий подход учителя к их применению в школе.
Давая учителю возможность свободного отбора литературы для спрямовуваного ним чтение, школьная программа открывает ему и широкую творческую инициативу.
Структура программная литературы.
Программа школьного предмета литературы строится на основе сочетания искусства слова с литературоведческой наукой, призванной раскрывать его закономерности, родниковые истоки и богатства. В центре программы для каждого класса, с четвертого (пятого) по одиннадцатый включительно, а пропедевтическое - с первого, как и с дошкольных учреждений,- содержатся подобранные в соответствии с возрастными, психологическими возможностями детей выдающиеся по своим идейно-художественным значением произведения писателей. В то же время, на определенных этапах обучения программа предусматривает усвоение научно обоснованного и четко определенного круга историко - и теоретико-литературных знаний, формирование умений и навыков, связанных с чтением, анализом и оценкой художественных произведений, овладение литературным языком, углубления в стиль писателя.
Курс литературы в средней школе программа делит на два этапа: первый - 5-8 классы); второй - 9-11 классы. Такое разделение обусловлено образовательно-воспитательными задачами предмета, возрастными особенностями учащихся, их познавательными, эмоциональными, умственными возможностями. Предыдущий - пропедевтический курс - курс чтения в начальных классах призван научить детей не только читать, но и воспринимать художественные произведения чувством и сознанием, почитать книжку, любить литературу.
Программа первого этапа
В 5-8 классах программа предусматривает чтение и изучение отдельных образцов устного народного творчества, ряда произведений новой и новейшей литературы.
Задача первого этапа литературного образования - продолжать начатую в 1-3 (1-4) классах работу с полным переключением ее на материал художественной литературы, развивать в учащихся глубокий и устойчивый интерес к книге, понимание искусства слова, любовь к творениям человеческого ума и сердца, стремление к красоте и ощущение ее влияния на внутренний мир человека, на человеческие взаимоотношения. Для достижения программа требует формировать навыки быстрого, свободного и сознательного выразительного чтения, элементарные умения анализа произведения, углубление первичного восприятия и осознания художественной сущности образов.
Принцип построения программы для 5-8 классов тематически-хронологический, с постепенным переходом к историческому. Это способствует систематизации знаний, осознанию связи литературного творчества с общественной жизнью, художественных картин - образов - с конкретными событиями и людьми; пониманию реальности отражение жизни, воссоздания исторической действительности; раскрытию значения произведения для нашей современности.
Для этих классов в программе подобраны такие произведения, которые привлекают внимание учащихся к общественной жизни, его идейных, нравственных и эстетических проблем, событий и образов, которые их волнуют, расширяют углубляют жизненные впечатления, формируют эстетические принципы и художественные вкусы.
По программе для 6-7 классов учащиеся готовятся к восприятию произведений на историко-литературной основе и изучения общественно-художественного процесса в 9-11 классах. Отличительные черты программы для этих классов: хронологическое размещение писателей и произведений, построенное на принципе историзма, отчетливее связывается с историей общества и литературы; приемы и методы работы с более сложным материалом приближаются к требованиям систематического курса старших классов.
Программа второго этапа
В 9-11 классах программа вводит последовательное чтение и изучение выдающихся художественных произведений на историко-литературной основе, с раскрытием творческой характеристики писателя и осмотром этапа развития литературы в связи с общественной жизнью.
Такое построение способствует более глубокому осознанию роли художественной литературы в жизни народа, определению ее места в духовном развитии человечества. Вводя систематический курс литературы в старших классах, программа определяет два вида тем - монографические и обзорные. Каждая монографическая тема предназначается для одного из выдающихся писателей и направляет на изучение одного или нескольких образцов его творчества Обзорная тема содержит общую характеристику определенного этапа развития литературы в связи с общественной жизнью, или же знакомство с литературной деятельностью писателя без текстуального изучения его произведений и критических статей к ним.
Сочетание в программе для старших классов монографических и обзорных тем дает возможность не только ознакомить учащихся с наиболее характерными художественными произведениями, раскрыть жизненный и творческий путь ряда выдающихся писателей, и показать их место в общем процессе развития общества и литературы, выяснить значение их творчества для того времени и нашей современности, глубоко осознать их воспитательную роль.
Включая текстуальное изучение одного или нескольких произведений писателя, монографическая тема бывает, в основном, двух видов. В одном из них текстуальное анализ предполагается как многоплановый, детальный разбор произведения, его образной системы, идейно-эстетической и нравственной проблематики, авторской позиции, жанровых, композиционных, стилистических и языковых особенностей. Так рассматриваются "Мария" Уласа Самчука, "Тигроловы" Ивана Багряного, "Маруся Чурай" Лины Костенко. Основную черту монографических тем составляет сочетание в них биографии или обзора жизненного пути писателя с характеристикой его творчества и анализом одного или нескольких важнейших произведений. Такое сочетание обеспечивает яснее осознание связи жизни и деятельности художника с его творчеством и глубже осмысление анализируемого произведения - основного компонента программы.
Обзорные разделы в 9-11 классах планируются, в основном, трех видов:
вступительные к изучению систематического школьного курса литературы;
поэтапные характеристики древнейшей, древней, новой и новейшей литературы;
заключительные итоги изучения украинской литературы, ее достояние, характерные черты, мировое значение.
Особые задачи выполняют обзорные разделы программы для 11 класса. По своему содержанию и назначению они набирают разного характера: вступительный раздел о становлении и развитии украинской литературы; обобщающий-обзор современной украинской литературы; итоговый - мировое значение украинской литературы. Такие разделы имеют своей целью не только обобщение и систематизацию знаний учащихся, приобретенных во время изучения творчества отдельных писателей, но и раскрытие природы литературных явлений, составляющих непрерывный и сложный закономерный процесс в искусстве слова; они очерчивают пути, этапы развития украинской литературы, раскрывают ее проблематику, ведущие темы, основные достижения.
Программа предусматривает, что во время изучения обзорных тем в 9-11 классах учитель, знакомя учащихся с основными произведениями писателей, рекомендует отдельные из них для самостоятельного чтения, аннотирования, коллективного обсуждения, рецензирование.
Отдельно выделяются часы на литературу родного края. В Украине уже накоплен опыт проведения таких уроков, на которых присутствовали писатели-земляки учеников той области (района, села, города), где проводится урок. Формы проведения этих уроков - нестандартные. Они могут быть проведены в форме встреч, с использованием эпистолярия, в виде поисковой работы и др.
Литературная критика в программе
Изучение литературно-критической творчества школьная программа направляет тремя основными каналами: литературно-критические статьи, сопровождающие определенное монографическая или обзорную тему; литературная критика как составная часть, вид творчества писателя; литературная критика как деятельность.
Каждый из этих каналов имеет свое место и назначение в программе.
Литературно-критические статьи рекомендуются к изучению выдающихся произведений или творчества писателя в целом и подаются в конце отдельных монографических тем.
Во время изучения творчества писателя, который одновременно выступал и как критик, осматриваются и важнейшие его литературно-критические работы.
Наконец, введены в программу критические статьи рассматриваются как образцы этого специфического литературного жанра, характеризуются основные его черты, раскрывается мастерство, прослеживаются особенности языка и стиля.
Понятия теории литературы в программе
При необходимости, обусловленной изучением основного материала, и по мере накопления конкретных наблюдений, понятий, фактов, программа обязывает формировать знания по теории литературы. Они нужны как непременное условие более глубокого понимания и восприятия художественного произведения или литературного явления, полного обеспечения идейно-эстетического воспитания учащихся.
В процессе изучения творчества писателей и характеристики этапов развития литературы программа определяет основные теоретические понятия, которые формируются на определенном конкретном материале, постепенно, с его усложнением, углубляются и применяются как "ключ" к раскрытию содержания и силы искусства слова.
Круг литературно-критических знаний широкое и разнообразное: от основных, обобщенных понятий о литературе, ее специфику и место среди других отраслей искусства; о ее школьный предмет как органический сплав науки и искусства; литературные роды, виды, жанры; о общественную роль художественной литературы; творческие методы и литературные направления, о образную систему произведения, его композицию, сюжет, элементы стихосложения, образность языка, метафоры, эпитеты, сравнения и другие средства, приемы и формы поэтического творчества и стилистической выразительности.
Сложившиеся и применяемые на конкретном, определенном программой, материале, на первый взгляд якобы разрозненные, понятия по теории литературы постепенно обобщаются, составляя систему знаний, умений и навыков.
Направления внеклассной работы
Несмотря на то, что основной курс литературы в школе основывается на спрямовуване учителем внеклассное чтение, программа определяет примерный перечень произведений для самостоятельного внеклассного чтения и отводит специальные уроки для бесед на материале прочитанного. На такие уроки в 5-9 классах учитель подбирает произведения из списков рекомендованных программой книг для внеклассного чтения, работы кружков, литературных вечеров, конференций, диспутов.
Направляя чтения, наряду с классикой, лучших произведений современной литературы.
Программа ориентирует учителя на рекомендацию ученикам не только определенных ею книг, но и новых изданий, а также произведений, опубликованных в периодической прессе, что получили одобрение критикой и широкой общественностью, а лучшие из них удостоены Государственных и литературных премий.
Для чтения и обсуждения добираются, в соответствии с требованиями, новые произведения современной украинской литературы, в которых отражена жизнь людей со всеми ее радостями и сложностями.
Нормирование развития речи учащихся
Тесно связан с изучением художественных произведений и литературного процесса развитие устной и письменной речи учащихся, основные виды которого определяет программа. Рекомендуются такие задания, которые обеспечивают формирование у школьников образного (художественного) и логического (научного) мышления, творческого воображения, эстетического чувства, критических суждений, стремление к идеалу, программа конкретизирует виды письменных работ и устных заданий, предназначенных для выработки умений анализа произведений и оценки литературных явлений.
Определение требований к знаниям и умениям учащихся
Формируя основные требования к знаниям и умениям учащихся по литературе, программа, прежде всего, определяет для каждого класса усвоение определенного круга умений и навыков учащихся с постепенным обобщением и углублением их в старших классах. Это понимание содержания и художественного своеобразия произведений, знание текстов, выразительное, со стремлением к художественной, чтения рекомендуемых произведений или отрывков из них наизусть, свободное и быстрое чтение книги, достаточное владение теоретико-литературными понятиями, целесообразно применение их во время анализа произведения или процесса.
Среди основных требований к формированию умений анализа и оценки литературного произведения школьная программа, прежде всего, определяет читательскую культуру, жизненный опыт и приобретенные знания и умения по литературе, при этом программа учитывает то, что формирование таких знаний и умений происходит в процессе непосредственного эмоционального восприятия и в ходе дальнейшего логического осмысления, чему особенно способствует анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы.
Художественная литература несет в себе мощный заряд эмоций, обогащает ими духовный мир учащихся, развивает образное восприятие, память, воображение, эстетический вкус, умственные способности, художественное мышление, увеличивает потребность творческого труда, повышает культуру речи. Программа напоминает, что успешное осуществление ответственных и сложных задач преподавания литературы возможно лишь тогда, когда учитель, несмотря на эмоционально-эстетическую природу искусства слова, широко использует в своей учебно-воспитательной практике выразительное чтение, применяет такие методы и приемы, использует такие средства и формы, " которые способствуют эффективному развитию творческого воображения и воспроизводящей деятельности, расширению эмоциональной сферы и умственной активности учащихся.
В процессе выполнения рекомендованных программой различных видов устных и письменных работ формируются речевые и стилистические умения, среди которых особенно важным является быстрое, правильное, осмысленное чтение вслух художественных, публицистических и литературно-критических текстов, выразительное чтение произведений, художественное устное воспроизведение искусства слова.
Ориентация на межпредметные связи
Программа по литературе определяет межпредметные связи уроков словесности со смежными основами наук и отраслями искусства. Особое внимание уделяется взаимосвязям украинской с зарубежной литературой.
Программа ориентирует на межпредметные связи литературы с циклом основ исторических наук: знакомя учащихся с историко-общественным основой художественных произведений, учитель должен опираться на факты, явления, события, известные учащимся из курсов истории, основ государства и права.
По программе по литературе учитель использует также приобретенные знания и представления учащихся из разных областей искусства - живописи, скульптуры, музыки, театра, кино. Ставится требование раскрывать взаимосвязи литературы с другими видами искусства на основе общности проблематики и тематики их произведений, единства идейно-эстетической позиции их авторов, при всей специфике каждого искусства.
Творческий характер программы
Школьная программа по литературе является документом государственного значения, обязательным для исполнения. Но она дает широкие возможности для выявления творческой инициативы учителя, ориентирует его на такую систему обучения и воспитания, которая развивала бы интерес и любовь учащихся к художественному слову, способствовала бы усилению их творческой активности и самостоятельности.
Время на изучения каждой монографической и обзорной темы программа распределяет ориентировочно. Учителю разрешается по мере необходимости, учитывая условия работы, состав учащихся, обоснованы методические соображения, несколько изменять количество учебных часов на ту или иную тему, в пределах общего количества часов, определенных учебным планом на предмет литературы.
В действующих программах на помощь учителю с целью творческого использования прилагаются нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе, рекомендации основных методических пособий.
Учебная программа по литературе - живой, подвижный ориентир. Она, как й сам ее предмет, требует творческого отношения к себе, непрерывного совершенствования, обновления, при всем стремлении к стабильности. В ходе применения усовершенствованной программы предполагается дальнейшее ее улучшение. Уже стало традицией, что учителя, методисты, литературоведы, писатели пристально следят за последствиями внедрения каждый раз обновляемой программы в школе, вносят свои предложения относительно дальнейшего усовершенствования ее в соответствии с требованиями жизни в его непрерывном развитии.
Совершенное на каждом новом этапе совершенствования учебной программы в результате теоретического обоснования и практической проверки содержания предмета принадлежит к коренным проблемам научных основ методики литературы.
3. Предмет литературы в общеобразовательной школе. Определение роли предмета
Как школьный предмет литература занимает важное место в общеобразовательной школе. Вместе с другими предметами общественно-гуманитарного цикла преподавание литературы в яркой, доходчивой форме обладает специфическими средствами слова раскрывать пути обновления общества. Силой образного мышления в единстве с логическим на уроках литературы учитель призван последовательно воспитывать умение отстаивать общечеловеческие и национальные ценности.
Художественная литература в школе играет большую роль в воспитании человека как гражданина Украины с присущими ему моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения. Она обладает большой силой эмоционального воздействия на национальное воспитание, которое составляет важнейший фактор формирования личности. Своими, присущими именно ей, средствами литература способствует воспитанию у каждого молодого человека осознание потребности в труде, что является задачей первостепенной экономической и моральной значимости, ее место на переднем крае в осуществлении возросших требований к морально-эстетического воспитания молодежи, формирования ее духовного мира, национального самосознания. Во всестороннем и гармоничном развитии личности, в комплексном подходе к воспитательной работы, применении новых образовательных технологий литературе в школе принадлежит особая, духовная роль.
Реформа школы предусматривал во всей полноте и яркости использовать богатство художественной литературы для воспитания молодежи. Средствами искусства слова литература в школе призвана принимать более активное участие в освоении и воплощении в жизнь Основного Закона нашего государства - Конституции Украины.
Современная школа ориентируется на значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся, в чем возможности школьного предмета литературы особенно большие - и познавательные, и воспитательные.
С полной определенностью можно утверждать, что нет такой грани жизни школы, которая бы не касалась литературы, прямо или попутная. Поэтому действительно: литература в школе - это не просто отдельный учебный предмет, а целый комплекс специфических, притом особенно сильных и эффективных средств, направленных на осуществление основных целей - создание лучших условий для обучения и воспитания подрастающих поколений, подготовки их к жизни и труду, активной общественной деятельности.
Литературе как школьному предмету и воспитательному средству отводится видное место в дальнейшему совершенствованию общего среднего образования молодежи.
Вместе со всеми школьными предметами и, прежде всего, в единстве общественно-гуманитарного цикла, литература формирует новую личность. Дальнейшее улучшение уровня преподавания литературы в школе, усиления ее роли в совершенствовании всего учебно-воспитательного процесса в соответствии с современными потребностями нашего государства, укрепление связи преподавания этого предмета с жизнью направляется на то, чтобы искусство слова лучше помогало молодым людям понимать окружающий мир, чувствовать его во всем многогранные, работать в обществе на полную мощность сил.
Отсюда возникает основная задача - усилить роль уроков литературы в формировании духовно богатой, гармонично развитой, национально сознательной личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Для этого необходимо прежде всего совершенствовать образовательные технологии обучения, выдвигая на первый план активные их формы; приобщать учащихся к самостоятельной работе с книгой; повышать эффективность урока и разнообразить формы организации учебно-воспитательного процесса; практиковать лекционные и семинарские занятия в старших классах; усовершенствовать организацию кабинетной системы обучения.
В интересах учителя-словесника расширять возможности в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения, смелее внедрять в практику достижения педагогической науки, не допускать мелочной регламентации педагогической деятельности, решительно искоренять из школьной практики либерализм в оценке знаний и поведения учащихся.
Эффективность изучения литературы, ее воспитательного воздействия, как и результаты всей деятельности школы и учителя, измеряется глубиной и прочностью знаний, моральными качествами учащихся, подготовленностью их к жизни и труду, высокой воспитанностью и культурой поведения, активной общественной и трудовой деятельностью, непосредственным участием в развитии своего государства.
При этом должны всегда учитывать специфику литературы, ее школьного курса, который составляет ведущий предмет эстетического цикла.
Роль художественной литературы как предмета эстетического цикла неизмеримо возрастает. Резко повышаются требования к учителя-словесника. Чтобы быть всегда на высоте этих требований, идти в уровень с жизнью, учителю надо глубоко овладевать теорией предмета и постоянно обогащаться передовой практикой.
Одним из насущных вопросов теоретической подготовки учителя-словесника к эффективной творческой работы в школе является научное освоение специфики школьного предмета литературы, осознание закономерности сочетания в нем чувства и мысли, искусства и науки, именно того, что поэт образно назвал - "красивое и полезное" (м.рыльский).
Через художественное слово мы прививаем ученикам любовь к родному языку. Отстаивая единство и соборность украинской нации, Иван Огиенко писал: "Язык - это наша национальная признак, в языке наша культура, степень нашего сознания. Речь - это форма нашей жизни, жизни культурного и национального, это форма национального организация. Язык - это душа каждой национальности, ее святыни, ее самое ценное сокровище... И пока живет язык - будет жить и народ, как национальность... Не станет языка, не станет национальности".
Литература:
1. Гаврилов П. Обзорные темы на уроках украинской литературы в старших классах.-К., 1980.
2. Пасечник Есть. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях. - К., 2000. - С. 186-201.
3. Программы средней общеобразовательной школы. Украинская литература для школ с украинским и русским языками обучения. - К., 1991-2002.
4. Маткобожик М. Попытка блочного изучения литературы // Творчество в. Стефаника и м. черемшины // УМЛШ. - 1989. - №2. - С. 22-24.
5. Хропко П., Гуляк А. Украинская литература конца XIX - нач. XX вв.: / Материал к изучению обзорной темы в 10 кл. // УМЛШ. - 1991. - №1. - с.23-27.
6. Шаповалова Есть. Начало урока при изучении биографии писателя // УМЛШ. - 1982. - №6. - С. 36-39.
7. Сташкив В. "Взяли они в жизни пути колючие": Как совершенствовать урок по изучению биографии писателя // Дивослово. - 1992. - №5-6. - С. 36-41.
8. Филиппова Н. Варианты урока изучения биографии писателя // Дивослово. -1999.- №5.-С.32-34.
9. Бойко М. Изучение биографии писателя // УМЛШ. - 1974. - №6. - С.44-53.
10. Ю.Хропко П. Литературный процесс 40-60-х годов XIX века: Материал к изучению обзорной темы в 8-9-м классах // УМЛШ. - 1989. - №1. - С.24-32.
11. Хропко П. Становление новой украинской литературы: обзорная лекция в 8 кл.// УМЛШ. - 1987. - №10. - С.27-33.
12. Пасечник Е., Постоловська Н. Принципы и источники изучения жизненного пути писателя // УМЛШ. - 1974. -№11.- С.27-35.
13. Свердан М. Три варианта одного урока: изучение биографии Ивана Франко // УМЛШ. - 1986. - №5. - С. 65-71.
14. Неделько В. Методика преподавания украинской литературы в средней школе.
|
|