II семестр
РАССКАЗЫ
ШКАТУЛКА ИНТЕРЕСНЫХ И ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ
Урок 105. ДОРОЖЕ ОТЕЧЕСТВО НЕТ НИЧЕГО. ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ «ИВА - СЛОВНО ДЕВУШКА ЗОЛОТОВОЛОСАЯ»
Цель: совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения; обогащать словарный запас учащихся; формировать оценочные суждения; развивать умение передавать разные чувства во время чтения; прививать любовь к Родине.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой. Игра «Дождик»
Лобик гладкий, лапки добры,
Клава на скамейке и котик на скамье.
Котик Лапанчик мурлычет на скамье,
Ласково сказку рассказывает Клаве.
2. Работа над чистомовкою
Шу-шу-шу - чистоговорки я пишу.
Ят-ят-ят - их пишу для всех малышей.
Ки-ки-ки - их говорят охотно.
Ло-ло-ло - чтобы чистое вещание было.
Ла-ла-ла - Алла девочка.
Ли-ли-ли - в гости мы к ней шли.
Ло-ло-ло - у Аллы тесто подошло.
Ла-ла-ла - пирогов она испекла.
Ле-ле-ле - чая Аллочка нальет.
Ли-ли-ли - вот лимоны на столе.
Лю-лю-лю - очень кислое не люблю.
3. Игра «Какой звук изменился?»
Жизнь - шитье
шерсть - жесть
дошивати - доживать
тушить - тужить
шаль - жаль
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Игра «Кто лучше?»
Конкурс на лучшее чтение из памяти описания пения жаворонка.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Отгадайте загадку.
• Проливала мелкие слезы
Молодая девица.
Полоскала длинные косы
В чистой водице. (Верба)
- Что вы знаете об этом растении?
- Сегодня мы познакомимся с произведением Василия Сухомлинского, в котором он пишет об иве.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Выразительное чтение рассказа учителем (с. 118-119)
- Какие картины возникали в вашем воображении во время слушания рассказа?
2. Словарная работа
Ветви косы
тихо грустит
счастливая дрожат
гнездышко золотоволосая
просыпается зазеленеют
Чтение слов «эхом» за учителем; «буксиром» в парах.
- Какое слово состоит из двух частей? (Золотоволосая)
Физкультминутка
3. Игра «Пчелки»
Самостоятельное напівголосне чтение текста учениками, каждый в своем темпе.
4. Выразительное чтение текста учащимися с абзацами
5. Анализ содержания текста с элементами выборочного чтения
- С кем автор сравнивает иву, с чем - ее ветви? Докажите свой ответ текстом.
- Прочитайте те части рассказа, в которых говорится об счастливую девушку - иву.
- Кто счастлив вместе с ней? Почему?
- В какой части рассказа приняты слова скучает, вздохнула? Какие чувства ивы они передают?
- Проследите, как меняются чувства девушки-ивы с изменением цвета ее кис.
- В каких строках произведения сосредоточено его основную мысль? Прочитайте.
6. Игра «Незнайка Читает»
Учитель читает предложение из текста, умышленно допуская ошибок. Ученики должны заметить ошибку, прочитать предложение правильно.
Как вылетает из своего уютного (теплого) гнездышка, зеленые косы дрожат.
Весной она прилетит, и ива перестанет сокрушаться (грустить).
Упал желтый (золотой) листок и поплыл куда-то далеко-далеко.
7. Игра «Засечка - бросок»
По команде «бросок» - все дети начинают читать вполголоса текст. По команде «засечка» - останавливаются и карандашом обозначают последнее прочитанное ими слово.
Этот текст таким же образом читают еще раз. (Но не более трех раз.)
Во время повторного чтения дети убеждаются, что прочитали больший объем - «засечка» поставлена уже дальше. Это доказывает им необходимость многократного чтения текста, ведь с каждым разом результаты улучшаются.
VI. ИТОГ УРОКА
- Какой рассказ читали на сегодняшнем уроке?
- Какова основная мысль этого рассказа?
- Какой вывод для себя сделали?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Пересказывать содержание рассказа по рисункам.