Статья
Проблемы современного урока литературы
Сейчас, в условиях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, как никогда ранее, повысились требования к уроку - основной формы обучения и воспитания учащейся молодежи.
Содержательная наполненность и идейно-воспитательная направленность каждой учебной часа приобретают особое значение, когда речь идет о современный урок литературы, о воспитании у учащихся активной жизненной позиции, готовности к самостоятельной трудовой жизни.
Каким же на самом деле должен быть современный урок? Как повысить его эффективность? Что в нем сегодня найвизначальніше? Эти и другие вопросы волнуют сегодня многих учителей украинского языка и литературы. Этим проблемам и посвящена лекция.
Совершенствование уроков литературы в школе - всегда актуальная проблема. Чем лучше организован и проведен каждый урок, тем шире и глубже будет литературное образование молодежи. Теперь, когда воплощаются в жизнь «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», перед словесниками закономерно снова и снова возникают вопросы: «Как улучшить преподавание литературы? Как избежать типичных недостатков, которые случаются на уроках?»
Художественные произведения дают большие возможности для воспитания духовно богатой личности. Но эти возможности не всегда реализуются учителем. Социологические и психолого-педагогические исследования подтверждают, что далеко не все ученики проявляют готовность постоянно общаться с произведениями искусства: каждый третий подросток является пассивным читателем. Это вызывает беспокойство. У многих учащихся не сформированы правильные критерии оценки художественного произведения, поэтому они не умеют глубоко воспринимать настоящее искусство, наслаждаться им, разумно использовать его для своего духовного обогащения. Большинство учеников не только средних, но и старших классов недостаточно владеют техникой выразительного чтения. Все это обусловлено многими факторами, среди которых на первом плане - несовершенство и невысокая педагогическая результативность уроков литературы, отсутствие в процессе обучения динамизма, атмосферы искусства, высокого интеллектуального и эмоционального фона.
Когда заходит речь о типичные недостатки в изучении литературы, учителя в большинстве своем сходятся на одном: «Во всем виноваты современные школьники». Но так говорили всегда. По мнению известного английского профессора-психолога Е.Стоунса, «педагогические неудачи часто приписывают недостаткам того, кто учится, и очень редко - несовершенства методов обучения».
Все школьники республики изучают литературу по одним учебникам и программам. Но у каждого из них разный уровень знаний по этому предмету, различные умения, навыки, эстетические представления, степень сформированности эстетического идеала.
Какой же смысл вкладывается в понятие современный урок литературы? Слово современный не значит лучший из всех возможных вариантов. Каждая эпоха ставит свои требования к уроку словесника. И не только потому, что изучение литературы всегда должно отвечать требованиям времени. Уровень преподавания литературы в школе зависит и от многих других причин, в частности: 1) от его места в общей системе школьных предметов; 2) характера развития методической науки, педагогики, дидактики, психологии, литературоведения и т.п.; 3) подготовки учителя.
Сегодняшний словесник значительно квалифицированнее анализирует художественные произведения, чем, скажем, его предшественники; он больше знает об ученике, его духовные потребности, интересы, особенности восприятия им искусства слова. За последние два десятилетия на основе экспериментальных исследований и обобщения педагогического опыта созданы весомые труды по методике преподавания литературы, педагогики, психологии, в которых рассматриваются проблемы литературного развития учащихся, особенности восприятия ими художественных произведений. Эти публикации способствовали повышению теоретического и методического уровня урока литературы, совершенствованию его содержания, структурной организации. И все-таки уроки литературы требуют значительного улучшения. Свидетельством этого являются многочисленные дискуссии о преподавании искусства слова в школе, критические выступления писателей, родителей, педагогической общественности.
Строить полноценный современный урок литературы - означает, прежде всего, ориентироваться на современного ученика, учитывать его интеллектуальный уровень, духовные потребности. А ученик сегодня совсем не тот, что был 2-3 десятилетия назад. Исследования, проведенные советскими и зарубежными психологами и социологами, свидетельствуют, что за последние 50 лет резко изменились когортні различия между людьми, которые родились в разное время. Эти различия выражаются в разных художественных интересах, ориентациях, привычках, стиле жизни, поведении. Смена художественных интересов школьников в значительной мере влияет на изменение статуса литературы как школьного предмета.
Нельзя не учитывать и того, что с каждым годом растут темпы развития информации, совершенствуются формы и методы ее воздействия на сознание человека. Если раньше, отмечают социологи, объем знаний увеличивался вдвое за каждые 100 лет, то за последнее полвека он превзошел пределы полученных в течение всей истории развития человечества знаний. В этих условиях возникает диспропорция между непрерывным ростом информации и возможностью ее усвоения. Закономерно, что у современного человека вырабатывается реакция сопротивления как определенную защиту организма от чрезмерного информационного перегруза. Такая ситуация не может не отразиться на познавательных потребностях школьника, характере его функционирования познавательных рефлексов: у него далеко не всегда появляется чувство интеллектуального голода. Современного ученика не удивишь ни прекрасным художественным чтением текста, ни содержательным рассказом о писателе, ни использованием кинофильма, грамзаписей и т.д. Теперь учитель - не единственный источник информации, как это было раньше. Бурное развитие таких средств коммуникации, как радио, кино, телевидение, нередко порождает у школьников пассивно-потребительское отношение к искусству. Следует принимать во внимание и другие факторы. Среднее образование теперь является обязательным для каждого человека. И далеко не каждый школьник проявляет готовность учиться, добросовестно работать на уроках. Изменились и функции школы, мотивы обучения детей, их потребности в духовном обогащении. А поэтому сегодня учитель уже не может работать так, как даже 10-15 лет назад. К нему общество ставит значительно больше требований. Изменились и условия труда педагога. Кабинетная система, технические средства обучения - все это не может не сказаться на организации педагогического процесса: новое содержание урока уже не умещается в рамки старых организационных форм. Однако перестройка работы учителя нередко происходит значительно медленнее, чем этого требует жизнь. Неумение соответствии адаптироваться к новым условиям работы в школе создает определенный психологический барьер между учителем и учеником.
В каком же направлении словесник должен совершенствовать содержание, научный и методический уровень уроков литературы? Какие неиспользованные возможности для обеспечения высокой эффективности обучения и воспитания учащихся средствами художественного слова есть в его распоряжении?
Чтобы усовершенствовать современный урок литературы, нужно разумно учитывать субъективные и объективные факторы, от которых зависят обучение, воспитание и развитие учащихся. Проблема повышения эффективности урока требует всестороннего, диалектического подхода. Это объясняется тем, что урок - сложная, целостная, динамическая система взаимообусловленных компонентов, среди которых важное место принадлежит содержания, дидактической и методической структуре. Каждый из этих компонентов имеет свои резервы, реализация которых повысит эффективность всей системы. Определим главные направления совершенствования урока.
1. Строить учебный процесс с учетом его глубинных, закономерностей. Постоянно активизировать учеников, развивать их самостоятельность и инициативу, разнообразить методы и приемы работы.
Для того, чтобы сформировать богатую духовную личность, которая была бы на уровне современности, надо внутренне перестроить обучения, рационально использовать новые резервы педагогического воздействия, методы и приемы работы. Еще в недалеком прошлом в методической литературе слишком упрощался учебный процесс. Основное внимание сосредоточивалось на том, какую информацию должны усвоить ученики. Приобретение знаний часто уподоблялось до простого «переноса» их из головы учителя в голову ученика. Ученик рассматривался преимущественно как объект педагогического воздействия, а он есть и субъект действия.
Отметим, что подобное, упрощенное, понимание педагогического процесса нашло свое отражение во многих методических пособиях об изучении творчества писателей. Главное внимание в них сосредоточено на том, что должны усвоить учащиеся и в какой последовательности подавать им соответствующую научно-художественную информацию. Набор готовых алгоритмов, рецептурных стереотипных методических рекомендаций в основном субъективного характера, без учета всей сложности педагогического процесса, - такая методическая литература является своеобразным тормозом в развитии педагогического мышления учителя. Дать умные советы - вовсе не означает детально регламентировать каждый шаг педагога. Даже самый лучший опыт одного учителя не всегда вписывается в систему работы другой не только потому, что внесение изменений в методы обучения требует соответствующей адаптации учащихся. А и потому, что каждый учитель - это личность со своими предпочтениями, манерой общения, уровнем педагогической культуры и т.д. Да и каждый класс не похож на другой, а следовательно и педагогические ситуации должны быть своеобразными и неповторимыми.
Упрощенное понимание педагогического процесса породило даже специфические термины. Так появился, например, выражение «подача нового материала» (вместо изучения).
Среди учителей нередко можно услышать такое утверждение: «Главное - как знают дети, а не как ты учил их». Приобретение учащимися знаний - важная сторона обучения. Однако если педагог акцентирует основное внимание только на этом и не видит самого ученика, не замечает его интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мотивов, которые побуждают учиться, он не достигнет успехов. Такой подход является научно неоправданным, односторонне, узко прагматичным. Усвоение научно-художественной информации далеко не всегда влечет за собой внутреннюю перестройку личности. Обучение и развитие - это два взаимосвязанных, но не тождественных процессы. Каждый из них характеризуется своими внутренними закономерностями. Без учета их нельзя выработать научно обоснованной концепции изучения школьниками литературы.
Необходимо, чтобы на каждом уроке были созданы условия для активного самовыражения, самораскрытия и самоутверждения ученика как личности.
На всех этапах развития нашей школы учитель был центральной фигурой педагогического процесса. И это закономерно. Обучать - значит управлять приобретением учащимися новых знаний и процессом учения. Учитель подбирает для школьников нужную информацию, вооружает их необходимыми умениями и навыками, ставит конкретную цель урока и обеспечивает ее реализацию. Но было бы ошибочно рассматривать ученика как объект педагогического излияния. Едва ли не самое главное в учебном процессе - разумно использовать возможности школьников, максимально «приблизить» к ним содержание той работы, которую они выполняют на уроке, заинтересовать ею, чтобы цель, которую ставит учитель перед классом, становилась мотивом их познавательной деятельности, потребностью. Современная педагогическая наука стремится раскрыть закономерности, механизм перерастания екстеріорізованих (от лат. externus - внешний) знаний школьников в інтеріорізовані (от лат. interior - внутренний), то есть такие знания, которые становятся неотъемлемой частью личности.
Перестройка школы требует всесторонней активизации мыслительной деятельности учащихся, максимального включения их в разнообразные виды работы. Самостоятельность, как и самоутверждения и самовыражения школьника, развитие его творческих способностей, познавательных потребностей, не возможны вне функционированием его мыслей, чувств, мотивационной и волевой сферы. «Как мускулы становятся бессильными, слабыми без труда и упражнений, так и ум не формируется без умственного напряжения, без мысли, без самостоятельных поисков»,- писал В.О.Сухомлинський. Только в труде ученики могут почувствовать радость познания.
Обучение по своей природе - процесс творческий. А любая творческая деятельность требует постоянного напряжения духовных сил. Ученик - активная сила педагогического процесса, а не запоминающее устройство. Там, где школьникам лишь навязываются готовые истины, где царит пассивность и бездумная созерцательность, ориентация на зубрежку, где не воспитывается самостоятельность и творческая активность, -не может быть подлинного обучения и развития детей. Подобное обучение способно лишь притупить их умственные способности. Известно, как пагубно влияло оно на детей в старой школе. Засилье в ней авторитарных методов преподавания объясняется не только тем, что в педагогической науке были недостаточно разработаны методы обучения, но и непосредственным влиянием разнообразных теорий, в которых недооценивалась роль ученика в учебном процессе, слишком упрощалась система приобретения учащимися знаний.
В современной школе авторитарные методы преподавания все больше уступают поисковым, творческим. В противовес старой дидактике, которая «построена на воспроизведении готовых знаний, рождается новая дидактика творческой активности» (М.Скаткін).
Все это, однако, не означает, что на уроках литературы совсем не надо заучивать учебную информацию. Материал, который осваивают учащиеся, не однороден по своему содержанию и характеру. Кроме идейно-художественного содержания произведения, учащиеся должны знать некоторые факты из истории его написания, биографии автора и т.п. Подобные материалы нельзя усвоить без заучивания их.
Важным условием повышения качества уроков литературы является разнообразие методов и приемов обучения, видов работы, которые выполняют учащиеся. Всякая однообразие в конце концов порождает у детей чувство перегрузки. Оно возникает не столько от большого количества заданий, их сложности, сколько от однообразия, серости и обыденности уроков литературы.
Однако разнообразие урока - не самоцель. Каждый метод, прием, форма работы должны быть педагогически оправданными. Эффективность методов, форм и приемов, их педагогическая целесообразность определяются лишь в общей системе разнообразных средств педагогического воздействия на личность ученика. «В зависимости от обстоятельств, времени, особенностей личности и коллектива, от таланта и подготовки исполнителей, от ближайшей цели, от только что исчерпанной конъюнктуры, - диапазон применения того или иного средства может увеличиваться до степени полной общности или уменьшаться до положения полного отрицания. Нет более диалектической науки, чем педагогика», (А.С.Макаренко). Не существует универсальных методов обучения и универсальных форм работы. Но есть свои излюбленные приемы, найденные в процессе труда. «Преподавание есть искусство, а не ремесло - в этом суть учительской дела. Испытать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного безоговорочно - вот единственно возможный путь живого преподавания. Всегда быть в поисках, и требовать, совершенствоваться - это единственно возможный курс учительского труда» (М.Рибнікова).
Оптимальный выбор методов, приемов и средств обучения предопределяется содержанием урока, характером и спецификой материала, который изучают ученики, их познавательными интересами и возможностями, уровнем интеллектуального развития. Включение учащихся в интенсивную умственную и творческую деятельность - необходимое условие полноценного урока литературы. Однако интенсификация учебной деятельности должна быть посильной. Как чрезмерная физическая работа переутомляет человека, так и умственное перенапряжение изнуряет творческие силы, порождает определенное противодействие. Учитывая это, на уроке иногда надо практиковать и такие виды работы, которые снимают постоянную умственную напряженность учащихся, вносят в процесс обучения интеллектуальную разрядку. Это, в частности, игровые моменты, прослушивание музыкальных произведений на слова писателя в исполнении самих учащихся и т.д.
Обучения - коммуникативный процесс. Качество его в значительной степени обусловливается умением общаться, то есть зависит от характера тех функциональных взаимосвязей, которые возникают в процессе работы между учителем и школьником и внутри ученического коллектива. Все это влияет на саморегуляцию деятельности школьника и определяет его статус. Ведь в процессе обучения должен довольствоваться широкий спектр его потребностей: в творчестве, общении, самовыражении и самоутверждении. К сожалению, не на каждом уроке литературы они удовлетворяются, а если удовлетворяются, то неодинаковой степени у всех учащихся. Это зависит прежде всего от учителя.
Приведем отрывки из аттестационных характеристик трех словесников:
Прекрасно знает литературу. Много рассказывает детям. Предпочитает лекционном изложения материала. Умеет интересно рассказывать. Реже прибегает к беседе. Авторитарный в общении с учениками, иногда слишком резкий. Не любит возражений.
Заботится о разнообразия уроков. Стремится активизировать учащихся. Но на уроке обращается преимущественно к тех школьников, которые сами проявляют инициативу.
Энтузиаст своего дела. Много работает с учащимися, привлекает их к активной работе, умеет создать в классе благоприятный психологический климат, атмосферу непринужденного общения, стремится вселить в каждого ребенка веру в свои силы, ведет беседу с учениками, как равный с равными, доброжелательно относится к своим воспитанникам, пользуется у них большим уважением. Уроки литературы проводит творчески, чувствительный ко всему новому в педагогической работе.
Как видим, у каждого из этих учителей выработался свой стиль педагогических отношений с учащимися. В нем проявляется неповторимая личность человека. Известный психолог А. О. Леонтьев отмечает:
Оптимальное педагогическое общение - это такое общение учителя (и шире - педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать личностные качества учителя.
Действительно, духовный контакт учителя и учеников, от которого напрямую зависит усвоение учебной информации, может быть тогда, когда на уроке создается атмосфера непринужденности, непосредственности, активного влияния не только на разум, но и сердце ученика.
Чаще всего выделяют два стиля общения педагога со школьниками - авторитарный и демократический. Для авторитарного стиля характерны резко выраженные установки, отсутствие должной гибкости в поведении с учениками, невнимание к их запросов и потребностей, недостаточная активизация класса. Демократический стиль руководства предполагает надлежащую гибкость в отношениях с учащимися, учета их интересов, широкое привлечение к работе.
Как справедливо заметил психолог А.У.Хараш, авторитарный стиль руководства так или иначе связан с вмешательством в сферу чужого сознания. Авторитарность основан на антагонистическом противопоставлении своего-чужому, себя - другом». Наоборот, демократический стиль руководства строится на уважении суверенитета чужой жизнедеятельности и чужого сознания. «Коммуникатор, который діалогічно включается в сознание реципиента, совсем не стремится занять в нем место диктатора или законодателя; он с самого начала является его собеседником, который не просто «признает» право своего партнера по общению на собственное суждение, но и заинтересован в том, чтобы его партнер сохранил самостоятельность в суждениях, поскольку она - залог равноправного диалога, которого и добивается коммуникатор. Конечно, он стремится утверждать свою позицию в сознании реципиента, но так, чтобы не вытеснять при этом составляющих его личности» (А.Хараш). И
2. Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к литературе, постоянно возбуждать положительное эмоциональное отношение к учебе, стимулировать интеллектуальные и эстетические потребности школьника.
Чтобы усовершенствовать учебный процесс в школе, надо обеспечить благоприятную почву для успешного обучения. Урок не должен быть обузой ни для ученика, ни для учителя. Ученик и учитель - это две взаимосвязанные силы, которые должны действовать согласованно, в одном направлении. Однако это бывает не всегда.
Неинтересная работа со временем становится для человека ненавистной. В условиях школы это самое страшное. Отсутствие интереса к учебе порождает у детей интеллектуальную равнодушие. Как бы хорошо не был организован урок, которая бы значительная по содержанию научно-художественная информация не подавалась, но если у детей не выработался устойчивый интерес к предмету, учитель не достигнет намеченной цели. Ведь обучение предполагает и готовность ученика работать, то есть мобилизацию его волевых и интеллектуальных усилий, необходимых для выполнения различных видов работ, выявление самостоятельности и инициативы. Где нет настоящего интереса к литературе, не может быть и речи об эффективном развитии учащихся, воспитания их средствами художественного слова.
Если же в классе не создано надлежащей рабочей атмосферы, если учитель не видит результатов своего труда, не может на уроках раскрываться его личность. Поэтому словесник должен стремиться, чтобы каждый литературе заинтересовывал учеников.
Интерес к учебному предмету - это устойчивое психологическое образование, имеющее сложную структуру, которая включает в себя эмоциональные, интеллектуальные, волевые компоненты. Известный психолог С. Л. Рубинштейн характеризует интерес как устойчивый «сосредоточение на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не выпуская его из поля зрения. Под помыслом мы при этом понимаем сложное и в то же время такое образование, которое не разлагается, - направленную мысль, - мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, что содержит в себе специфическую эмоциональную направленность».
Интерес является своеобразным проявлением познавательных потребностей человека, внутренним стимулятором ее деятельности. В трудах С. Л. Рубинштейна, И. Щукину, Л. И. Божович, М. Ф. Беляева и других известных ученых, которые исследовали учебный интерес, его роль и структуру, убедительно доказывается, что учебные интересы положительно влияют все психологические процессы, облегчают восприятие учебной информации. Благодаря интереса активизируется внимание, память, мышление школьника. Если ученики, например, любят литературу, они на уроке легко включаются в разнообразные виды учебной деятельности, активно работают, меньше устают в процессе обучения, проявляют любознательность, охотно выполняют домашние задания, с наслаждением читают художественные произведения. Желание хорошо учиться - естественная потребность ребенка. Вспомним, с каким интересом дети идут первым раз в школу. Человеку свойственно тяга к знаниям. Но чтобы он был постоянным, нужно уметь поддерживать, стимулировать, подкреплять, направлять его. «Я вижу, - отмечал В. О. Сухомлинский, - чрезвычайно важную воспитательную цель в том, чтобы зажечь в маленького человека жажду познания. Если после моего урока подросток не испытывает желание знать больше, чем я рассказал, значит воспитательной цели урока не достигнута».
К сожалению, еще не каждый учитель умеет заинтересовать детей своим предметом, сделать обучение школой радостей и побед. На уроках не всегда создаются условия для самовыражения ученика. Еще Л.н.толстой писал: «Стоит взглянуть на ту же ребенка дома, на улице или в школе, - то вы видите жизнерадостную, дотошную существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищет поучения, как радости, которая устно и в основном ярко выражает свои мысли своим языком, - то вы видите вымученную, зіщулену существо, с выражением усталости, страха и скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, - существо, душа которого как улитка, спряталась в свой домик".
Методист Є.Пасічник провел в школах г. Киева и Киевской области широкое анкетирование. Ученикам предложили ответить на следующие вопросы анкеты: «Какой ваш любимый предмет? Какие уроки литературы вам больше всего запомнились? Чем они вас поразили?» Анкетированием было охвачено 3228 учеников разных школ. Ответы показали, что лишь незначительная часть детей имеет ярко выраженный локальный интерес к литературе: всего 311 учеников назвали литературу своим любимым предметом, 518 - написали, что им нравится литература, но они не выделяют ее среди других предметов (в основном это школьники, которые хорошо учатся, и высокая успешность их из литературы не всегда свидетельствует о ярко выражен познавательный интерес к данному предмету).
Больше всего понравились и запомнились детям уроки внеклассного чтения. Они привлекают их новизной содержания, нестандартностью организационных форм. Не нравятся школьникам большинство уроков, на которых анализируются стихи. 117 учеников откровенно написали, что вообще не любят литературы. В этом в значительной степени виноваты, конечно, словесники. Их уроки не стали школой жизни во всем богатстве его проявлений, школой нравственности и культуры чувств». Отдельные ученики объясняют отсутствие интереса к литературе несовершенством школьной программы, стереотипністю уроков, а также непосильной перегрузкой в школе. «Чтобы любить литературу, нужно знать ее. Почитать книгу для души могу иногда в выходные дни, и то не всегда. Ежедневно на подготовку к урокам приходится тратить не меньше 6-8 часов», -заявляют они.
Анкетирование показало и разное отношение учеников к учителям литературы: положительное (ярко-позитивное и умеренно-позитивное) - 14%, индифферентное -82%, отрицательное (ярко выраженное и умеренно выраженное) - 4%.
Какие же основные факторы способствуют формированию у учащихся на уроках интереса к литературе? Интерес можно вызвать прежде всего содержанием учебной информации. «Мне очень нравятся такие уроки, - пишет ученик, - на которых знакомят нас с воспоминаниями о писателе, его письмами". Учебная информация зачастую становится объектом интереса учащихся, когда она содержит элементы новизны. «Что пробудить наше внимание, предмет должен представлять для нас новость, но новость интересную, то есть, такую новость, которая или дополняла бы, или потверджувала, или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, то есть, одним словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, которые у нас уже укоренились» (К.Ушинський).
Не следует думать, что стимулирование учебных интересов происходит только за счет определенных приемов обучения. Интерес стимулируется всем содержанием урока, всей системой методов его проведения. Отдельные приемы способны лишь возбудить у учащихся ситуативный интерес.
Важное значение в воспитании интереса школьников к литературе имеют эмоциональность и динамизм рассказа, образная форма, постоянная опора на текст произведения, разнообразие видов и форм работы. На вопрос, какие уроки литературы вам больше всего нравятся, ученики ответили так: «Когда изучаются любимые писатели»; «Когда уроки проходят непринужденно и есть возможность свободно обменяться мнениями, поспорить по поводу прочитанного»; «Когда в классе говорится о жизни, человеческие поступки, отношения»; «Когда сам учитель проявляет постоянный интерес к тому, что изучается нами»; «Когда с учителем хочется поделиться мыслями».
Ниже приводим ответы опытных учителей-словесников на вопрос: «Что помогает вам прививать у учащихся любовь к литературе?»
За время многолетней работы в школе я убедилась с том, что любовь к литературе зависит от самого учителя. В его арсенале должно быть все, что называется людинознавством.
Интерес к литературе можно вызвать у учащихся тогда, когда сам учитель любит и досконально знает ее, много цитирует наизусть, обладает художественным чтением, когда удовлетворяются естественные потребности учащихся в интеллектуальном общении. Считаю, что на уроке должен звучать текст художественного произведения.
В воспитании у учащихся любви к литературе важную роль играют следующие факторы: методическая и профессиональная вооруженность учителя; тщательная подготовка его к уроков; разнообразие форм и методов работы; умение эмоционально тронуть школьников, увлечь их произведением, которое изучается. Зависит она также от контингента учащихся, продуманности программы по литературе, наличия в школе предусмотренных программой произведений.
Физическое присутствие ученика на уроке еще не означает его интеллектуальной присутствия. Учителю проводить урок без внимания и интереса школьников - все равно, что в пустом классе.
Школьная педагогика - в высшей степени дипломатия, которая предполагает взаимное доверие и взаимное уважение учителя и ученика. Следует широко использовать приемы педагогического поощрения и стимулирования. Золотое правило для каждого педагога - больше внимания, человечности к ученику, а потом уже и требовательности к нему. Учитель должен стремиться развить мысль своих воспитанников, не подавлять ее своей эрудицией. Интересные советы относительно этого дает известный словесник Є.Ільїн: «Его (ученика) нередко куцу, односложный мнению стараюсь развить так и настолько, подключив к ней в определенный момент и ученика, чтобы создалось впечатление, якобы основная работа сделана им. «Нет, это ты сказал, ты! Я лишь добавил, уточнил...» - убеждаю того, кто проявил сомнение в своей причастности к развернутого ответа. Или: «Ты, собственно, хотел сказать. Или не так?» До сильного ученика другой подход: «Жаль, что не сказал этого, зато в твоей мысли есть самый интересный момент. Я немного продолжу...». И далее:
«Высоким баллом оцениваю даже робкую попытку что-то сказать, уточнить, добавить, когда остальные ученики молчат. Желание мыслить - уже следствие! О тяжелом спрашиваю «тяжелых» - так их легче заставить работать».
Полноценный урок литературы - всегда в определенной степени импровизация, даже тогда, когда он хорошо продуман и организован. Всегда могут быть на уроке непредвиденные повороты, незапланированные ситуации. И все-таки, у опытного учителя меняется лишь тактика урока, а стратегия остается та, которая им задумана. Его идея становится коллективной идеей, его поиск - коллективным поиском.
Есть учителя, которых школьники ждут с нетерпением, их уроки не только открывают учащимся много нового в творчестве писателей, но и способствуют реализации нераскрытых возможностей детей. Творческий учитель никогда не стремится сам сделать все на уроке. Все ученики - его активные помощники, и он рассчитывает на их сотворчество. Одни из них заранее до урока подготовят инсценировку отдельных отрывков произведений, другие - эмоциональный рассказ о писателе, интересные рефераты, сообщения и т.д.
Хороший урок - как интересная недочитанная книжка. Он не заканчивается вместе со звонком, а продолжается, и уже в раздумьях школьника.
Литература - искусство слова, и это требует особого подхода к ее изучению, своеобразного эмоционального и интеллектуального фона.
3. Учитывать, что уроки литературы имеют свои особенности, обеспечивать идейную целенаправленность их, усиливать эмоциональную выразительность, формировать средствами художественного слова духовно богатой и гармонично развитую личность.
Известная артистка Наталия Ужвий сравнивала урок словесника по пьесе-миниатюре, в которой учитель выступает и как автор текста, и как режиссер-постановщик, и как артист».
Художественные образы нельзя изучать так, как математические формулы или, скажем, геометрические теоремы. К сожалению, еще часто в школе забывают об этом. Поэтому и даются учащимся задания типа: «Дома изучить образ Чипки и Григория по роману Панаса Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»; «Выписать художественные особенности повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья» и др. Авторам подобных задач полезно будет задуматься над словами одного из исследователей психологии художественного творчества Л.Салямона: «Почему же упрощенный и сокращенный перевод позволяет нам понять и оценить закон Ньютона, но не дает возможности ни понять, ни оценить трагедии Шекспира? Почему при переводе с одного языка на другой информация будет стопроцентной, если только перевод сделан грамотно, но эмоциональная информация литературного произведения может быть частично или полностью утрачена, несмотря на идеальное соблюдение всех правил?». Ответы на эти вопросы следует искать в специфике искусства слова, закономерностях художественного творчества. Только учитывая особенности литературы, можно строить изучения ее в школе.
Глубоко воспринять художественное полотно - означает не только представить и запомнить то, о чем пишет автор. Надо почувствовать и пережить все произведение в его гармоничном единстве: содержание отдельных частей не исчерпывает художественной целостности. Действительно талантливое произведение всегда выходит за пределы жизненных конфликтов, которые изображены в нем. В отличие от научных понятий, не допускающих двусмысленности, художественный образ, как специфический, особый феномен искусства, является многозначным, и это его свойство - объективная основа для различных толкований и разного прочтения произведения. И не только в разные эпохи, но и в то же время. Это зависит прежде всего от того, какие художественные слои осмыслены читателем, как вошел произведение в его сознание.
Художественное восприятие - сложный процесс, в котором взаимодействуют субъективные и объективные факторы. С одной стороны, читатель воспринимает объективное содержание, что вытекает из художественного произведения, а с другой - вносит в это восприятие собственные субъективные элементы.
Литература - одна из форм общественного сознания, аккумулятор нравственного опыта народа, накопленного в процессе его многовековой истории. И задача словесника - сделать каждый свой урок уроком жизни, формировать ученика как личность идейно, морально, эстетически. «Урок литературы, - отмечал Сухомлинский, - это такое слово о произведение, слушая которое подросток думает о своем жизненном пути, о своем настоящем и будущем. Урок литературы, должен быть непосредственным обращением к человеку, который воспитывается».
Чтобы правильно построить уроки литературы, необходимо учитывать, какова функциональная роль ее как искусства слова и какие из ее функций является самыми главными в условиях школы. Художественная литература многофункциональная. Самыми главными являются такие ее функции: воспитательная, познавательная, коммуникативная и гедонистическая (от греч. - наслаждение). Каждая из этих функций в определенной степени реализуется учителем. И от того, какому из них отдается предпочтение, зависит влияние художественного произведения на учащихся. В школе особое внимание должно уделяться воспитательной функции литературы. Она должна быть самой главной. Когда, как не в процессе изучения произведений, постигаются детьми человеческие характеры, поступки, отношения между людьми, смысл жизни? Однако сейчас нередко універсалізується познавательная функция литературы. Поэтому изучение художественных произведений часто больше обращено к памяти и ума, чем чувства и сердца ученика. Много словесников направляют свои усилия в основном на то, чтобы «наполнить» головы учеников фактами, датами, характеристиками героев, теоретико-литературными понятиями. Причем понятие основном заучуються школьниками, а не постепенно осмысливаются в связи с рассмотрением определенных произведений.
Понимание и формирование понятий, знание фактов - необходимые условия процесса познания. Но факты и понятия на уроке литературы должны быть осмыслены в их эмоциональном контексте. Только тогда они обретут нового рационального и эмоционального смысла.
Действительно, чтобы проникнуть в художественный мир художника, надо увлечься теми идеями, мыслями, чувствами, переживаниями, которыми наполнено произведение. При недостаточной активизации художественно-эстетических переживаний не произойдет полноценного общения с автором произведения. Какие бы прекрасные идеи не выражал писатель, но если они не нашли отклика в душе читателя, они не станут составной частью его личности, не оставят должного следа в его духовном развитии. Эмоции как необходимый компонент познания - это специфическая реакция на определенные явления, которая удостоверяет соответствующее отношение к ним. Эксперименты подтверждают, что «исчезновение эмоций неизбежно приводит к стереотипии... до распада мыслительной деятельности» (О.Тихомиров).
Эстетические чувства, вызванные произведением, является необходимым фундаментом, на котором формируются идейные и нравственные убеждения людинн. Психологической и педагогической науками раскрыты механизмы воспитательного воздействия художественного произведения на сознание читателя. Моральные убеждения - это не что иное как система устойчивых связей между моральными знаниями и адекватными им переживаниями. Степень сформированности нравственных убеждений выражается в нравственной позиции личности.
Следовательно, вне эмоциями нельзя сформировать у человека эстетическое, эмоционально-чувственное отношение к действительности. Производить эмоциональный опыт, активизировать эстетические переживания, усиливать внимание к художественной структуры произведения, главных ее компонентов - важная задача словесника. Следует практиковать такие формы и приемы работы, которые активизируют процессы эстетических переживаний учащихся, придают урокам литературы ярко выраженного эмоционального колорита. Важно, чтобы сам учитель проявлял постоянное внимание к художественному слову. Немало словесников знают наизусть все стихи, которые изучаются в школе, отрывки из поэм, повестей и романов. Они хорошо владеют искусством художественной рассказы, умеют заинтересовать детей. Характерно, что на их уроках учащиеся также много цитируют наизусть, пересказывают близко к тексту произведения, художественно, увлеченно рассказывают.
Формировать и утверждать средствами литературы высокую культуру чувств школьника требует сама жизнь. Эмоциональное, взволнованное слово поможет учащимся понять и почувствовать душевное состояние другого человека. Такую способность психологи называют эмпатией. Обществу нужен человек не только умный, но и отзывчивый. «Кто не знает, - читаем в учительской газете, - насколько актуальна, нужна теперь утонченность душевного развития и насколько опасна эмоциональная тупость, кто не знает, что от этой беды одно спасение - приобщить к отечественной и мировой культуры...» (О.Чайковська). К сожалению, еще часто наблюдается значительный разрыв между высоким уровнем знаний, практических умений человека и бедностью ее эмоций. Это особенно заметно у подростков, которые выражают свои чувства очень непосредственно. Они могут прекрасно пересказать тот или тот эпизод произведения, ту или иную картину и в душе остаться равнодушными. Эту эмоциональную глухоту следует рассматривать не как генетически заложенную способность человека реагировать на определенные выше, и факты, а как следствие серьезных просчетов в обучении школьника, недостаточного влияния на его эмоционально-художественную сферу, как свидетельство невысокого уровня эстетического и литературного развития.
4. Разнообразить организационные формы уроков литературы, совершенствовать их структуру, рационально использовать время.
Структура современного урока литературы имеет динамический характер. Этот динамизм обусловлен постоянным совершенствованием учебного процесса. Жизнь побуждает к поиску новых организационных форм уроков, просмотра их типологических разновидностей, структурных вариантов. Даже уроки на ту же тему, проведенные в разных классах, всегда различаются объемом используемой научно-художественной информации, уровнем усвоения ее учащимися, видами и формами работы, структурной организацией, характером педагогического общения учителя со школьниками. К одной цели можно (и нужно) идти разными путями. Для примера рассмотрим в общих чертах варианты уроков на тему «Значение творчества Леси Украинки», проведенных в 10 классах восемью словесниками.
Первый урок. Ученики готовились к нему заранее. Каждый подбирал эпиграф, который метко характеризует литературно-художественное и общественно-политическое значение творчества Леси Украинки. Для этого девятиклассники перечитывали стихи а. малышко, П.Воронька, д. павлычко, и. Драча, Л.Забашти и других художников слова, посвященные поэтессе. Двум-трем ученикам словесник поручает сделать обзор новых публикаций о Певице предрассветных огнів, другим - подготовить рассказы о лауреатах премии им. Леси Украинки. Остальные девятиклассников делится на группы. Каждая группа готовит выступления чтецов, музыкантов, певцов. Из подобранных эпиграфов ученики заключили «венок Лесе Украинке». К уроку девушки сделали выставку букетов живых цветов под названиями: «Досвітні огні», «Стояла я и слушала весну», «Вишенки» и др.
Это стало настоящим праздником. Урок был торжественным и надолго запомнился девятиклассникам. Структура его такова:
1. Чтение подобранных эпиграфов («Венок Леси Украинцы»).
2. Конкурс чтецов, исполнителей музыкальных произведений, песен.
3. Обзор новых книг, посвященных жизни и творчеству поэтессы.
4. Рассказы учеников о лауреатах премии им. Леси Украинки.
Второй урок имел форму заочной экскурсии по местам, где находилась выдающаяся поэтесса. Девятиклассники отыскали соответствующие иллюстративные материалы, под руководством учителя наметили маршрут экскурсии, определили круг объектов, которые надо рассмотреть, составили текст, сопровождавший демонстрации иллюстративных материалов.
Третий урок проводился как семинар на тему «Искусство правды и красоты». За две недели до урока словесник сообщил план семинара, дал ученикам консультацию, как готовиться к нему, какую использовать литературу. На семинаре рассматривались такие вопросы:
1. Эстетический идеал Леси Украинки.
2. Поэтесса и наша современность.
3. Обзор самых интересных книг о Лесе Украинке.
4. Чем дорога мне творчество Певицы предрассветных огнів.
Четвертый урок состоялся в музее Леси Украинки. Учащиеся ознакомились с документами, иллюстрациями к произведениям поэтессы, с работами резчиков на темы Лесиних стихов. После посещения литературного музея девятиклассники написали сочинение «Почему жизнь Леси Украинки мы называем подвигом».
Пятый урок был построен в форме лекции учителя с использованием диапозитивов и фрагментов из кинофильмов. Ученики подготовили на темы произведений поэтессы рисунки, вышивки, планшеты «Интересные подробности», «знаешь Ли ты творчество Леси Украинки?», «Путешествие в творческую лабораторию писателя». План лекции:
1. Общественное и художественное значение наследия Леси Украинки.
2. Популярность его произведений в наше время.
3. Воспроизведение в живописи, графике, скульптуре, кино образов Лесиних героев.
Шестой урок. Литературный монтаж «Твоя звезда будет гореть всегда». Монтаж состоит из фрагментов стихов Леси Украинки, высказывания критиков и писателей о ее творчество, стихов, посвященных поэтессе, инсценированных отрывков из драмы «Лесная песня».
Седьмой урок. Встреча с актерами Киевского государственного драматического театра им. И.я.франко и литературоведами, исследовавших наследие Леси Украинки.
Структура урока:
1. Значение литературного наследия Леси Украинки (вступительное слово учителя).
2. Драматические произведения писательницы на сценах театров нашей страны и мира (выступления актеров).
3. Леся Украинка и литературная критика (выступления авторов литературно-критических работ о писательнице).
Восьмой урок. Конкурс на лучшее знание и исполнение произведений Леси Украинки и о ней.
Урок был построен так:
1. Чтение учащимися высказываний о Лесе Украинке известных общественных деятелей, литературных критиков, писателей.
2. Конкурс декламаторов.
3. Викторина по произведениям Леси Украинки.
4. Соревнования команд на лучшее знание жизненного и творческого пути поэтессы.
5. Декламация стихов о Лесе Украинке, написанных учениками.
По нашему мнению, каждый из приведенных вариантов является педагогически оправданным. И означает ли это, что выбор организационных форм урока - субъективный процесс, который зависит только от определенных предпочтений учителя?
Конечно, урок является произведением педагога, и на нем не может не сказаться его личность, предпочтения. Это творчество, которое не терпит стандартизации и шаблона, она, наоборот, предполагает новизну, оригинальность, отход от традиций и стереотипов. Однако, всякое творчество, в том числе и педагогическая, должна подчиняться определенным научным закономерностям. Различные организационные формы уроков по-разному обеспечивают определенные учебные функции (презентация знаний, контроль, формирование у учащихся умений и навыков, развитие интереса к литературе, мотивация обучения, творческий характер деятельности, сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы и др.). Увлечение одними формами урока не только приводит к однообразию обучения, но и сказывается на духовном развитии учащихся. Итак, одна форма не заменяет и не исключает другую.
Урок - не замкнутая имманентная структура. Это частица, которую надо рассматривать в системе разнообразных взаимосвязей, с позиций перспективности и преемственности. Только учитывая это, можно определить цель урока, соотнести ее с теми общими задачами, которые реализуются в процессе изучения литературы. Сотрудники Института художественного воспитания АПН Украины разработали систему критериев литературного развития учащихся. Она дает возможность определить, насколько глубоко воспринимают школьники произведение как явление искусства, в какой степени развиты в них художественные вкусы, литературно-творческие способности и интересы, как сформированы теоретико-литературные понятия, библиотечно-библиографические навыки и умения работать с книгой. Эта система критериев должна стать своеобразной программой для каждого словесника и способствовать повышению уровня литературного образования учащихся.
Не может быть универсальных методов, приемов работы и универсальных форм уроков литературы. От содержания материала, уровня знаний учащихся, цели, которую ставит педагог, зависят методы, формы и приемы организации учебного процесса. Урок всегда многоаспектный и многофункциональный в своей основе. Выбирая определенную структуру или форму его, учитель должен учитывать прежде всего их целесообразность. Задача словесника - выбрать самый оптимальный вариант содержания урока, такую форму его функционирования, которая в условиях данного класса обеспечит высшую педагогическую результативность.
Каждый структурный элемент урока должен быть определенным шагом в реализации общей учебной цели. Выбор структурных элементов зависит от многих факторов. Прежде всего от специфики предмета, содержания научно-художественной информации, логики учебного процесса, особенностей восприятия учащимися художественной литературы, дидактических задач, которые ставит учитель, места темы в общей системе уроков изучения творчества писателя, последствий предыдущей работы и т.д.
Всегда должно быть предусмотрено разумное соотношение деятельности учителя и учащихся, методов обучения и методов обучения, разная типология задач, видов работы, которые вносили разнообразие в учебный процесс и обеспечивали бы интенсивный, моральное, духовное и интеллектуальное развитие личности. Анализ методической литературы, адресованной словесникам, показывает, что в течение последних двух десятилетий в связи с реализацией идей проблемности на уроках стало отодвигаться на второй план живое слово учителя. Не случайно за это время не появилось ни одной фундаментальной работы, в которой раскрывались бы механизмы влияния слова педагога на учащихся, определялось его место в сложной системе функционирования учитель - ученик. Однако такое слово было, есть и останется незаменимым учебно-воспитательным средством.
Результативность урока зависит и от того, в какой мере он эффективен для каждого ученика. Дети отличаются друг от друга широтой эстетических интересов, умением проникать в художественные образы, чувственной восприимчивостью, продолжительностью и интенсивностью эстетических переживаний. И надо учитывать эти особенности. Нельзя не учитывать и противоречия, неизбежно возникающие в процессе обучения между важностью изучаемого материала, и отношением учеников к нему, логической и образной стороной учебной информации, нужным темпом работы и возможностями школьников, их теоретическими знаниями и умениями применять их в нестандартных ситуациях, требованиями школьной программы и имеющимся эстетическим и литературным развитием детей и т.д.
Поскольку педагогический процесс имеет противоречивый характер, то возникает значительный разрыв между целью урока, которая относится и непосредственно реализуется учителем, и объективными последствиями, которые достигаются в процессе работы.
Удачный выбор структурных элементов - одно из важных условий, которое обеспечивает эффективность урока и разумное использование учебного времени. Следует отметить, что многие учителя еще не умеют беречь и правильно использовать его. Если на каждом уроке ученики лишь 5 минут будут работать нерационально, то за период всего обучения в школе они напрасно потеряют 60 уроков литературы.
5. Поднять научный уровень анализа произведения, учить школьников проникать в неповторимый мир художника, в художественные глубины текста, усилить внимание к художественному слову.
Чтобы улучшить преподавание литературы в школе, нужно значительно усовершенствовать методы и приемы анализа художественного произведения, учитывая при этом специфику искусства слова. Главная цель анализа - заново открыть ученикам художественное произведение, помочь воспринять его в неразрывном единстве содержания и художественной формы, глубже заинтересовать змальованими образами и картинами, захватить силой и глубиной мысли художника. К сожалению, школьный анализ далеко не всегда усиливает первое художественное восприятие и обогащает учащихся новыми впечатлениями и чувствами. Иногда он даже разрушает эти впечатления, особенно тогда, когда осуществляется «перевод» художественного языка автора на академическую или приземленно-бытовую. Требуется большое педагогическое мастерство, знания не только самого произведения, но и закономерностей его восприятия, чтобы ученики с помощью учителя еще раз открыли для себя произведение. Если аналитические действия над текстом не вызывают у детей эмоций, когда из художественного образа вичленяється только его логический смысл, созданные художником полнокровные, наполненные глубоким смыслом картины человеческой жизни подменяются сухими абстракциями, определенными понятиями, тогда произведение разрушается, вытесняется из сознания школьника и не становится достоянием его души.
На уроках литературы еще имеют место псевдоакадемізм и псевдоестетицизм, трескучая риторика, чрезмерная логизация прочитанного, иллюстративный подход к явлениям искусства, вульгарно-социологические сопоставление их с жизнью. Процесс изучения самого произведения часто подменяется разговорами по поводу него. Ученики, анализируя художественный текст, идут не столько от вдумчивого его чтения, сколько от извне привнесенного и заранее сформулированного положения, готового вывода, под который и «підгониться». прочитанное. Вместо того, чтобы вникнуть в авторский текст, исследовать те слои его содержания, которые не лежат на поверхности и выражают замысел писателя, ученики тратят свои усилия лишь на то, чтобы в сформулированных учителем готовых положений подобрать определенный материал, чаще всего цитаты из произведения. Такая работа не вызывает желание углубиться в мир художника, в созданные им образы и картины. Некоторые из учителей основную цель анализа произведения видит в том, чтобы вычленить идею, которая сводится к определенному социологического выводу, логического суждения. Форма же выражения идейного содержания, основной эмоционально-образный пафос произведения отодвигается на второй план. Высказана короткой логической формулой идея не отображает широкий и глубокий идейно-художественный замысел художника, своеобразие произведения. Скажем, в стихотворениях Т. Шевченко «Завещание» и «Мне все равно» высказан призыв к революционной борьбе. Однако эти два стихотворения совершенно разные по смыслу и одинаково формулировать их идею нельзя, потому что неправомерно рассматривать вне ее средствами художественной реализации и конкретным чувственным восприятием. Идея не сводится даже к центральной проблемы, заложенной в ткани произведения, его структуре, системе образов, в стиле авторской рассказы и т.д. Идея - это то, на что направлен весь сочинение, весь круг мыслей и чувств автора.
Следует решительно искоренять в школе стереотипность схем анализа художественного текста. Каждый талантливый произведение писателя - неповторимое, самобытное явление, и его изучение требует своих форм и методов. Стандартные приемы анализа лишь задержат литературное развитие учащихся.
Изучить (воспринять) художественное произведение - значит почувствовать на себе его эмоциональное воздействие, постичь богатство идей, художественных образов, их неповторимость, своеобразие, оценить важность затронутых автором проблем и для того времени, когда он был написан, и на сегодня. Анализ многих уроков показывает, что в школе в основном увлекаются историко-генетическим аспектом изучения произведения и недооценивают историко-функциональный аспект. Было бы ошибочно рассматривать художественное произведение вне контекста исторической эпохи, которая в нем изображена. И естественно, что в школьных учебниках и методических пособиях много внимания уделено выяснению исторических источников, которые легли в основу произведения. Но если не раскрыть учащимся особенности видения писателем мира, неповторимость его художественного таланта, глубокого общечеловеческого содержания художественного произведения, анализ нельзя считать полноценным и глубоким. «Нет другого пути критического анализа, чем через постижение творческой индивидуальности художника, но и нет настоящего анализа, если постижение творческой индивидуальности не вызывает широкие общественные и эстетические выводы» (В.Баранов).
Характерным недостатком многих уроков литературы является то, что на них не столько формируется система обобщенных знаний, сколько делаются отдельные эмпирические выводы о то или иное произведение или художественное наследие художника. Часто ученики воспринимают художественное произведение как беллетризованную иллюстрацию к определенных социальных событий, политических идей. Анализ ограничивается узкими социологическим рамками, вследствие чего у учащихся складывается неправильное представление об эстетической ценности произведения. Такой подход противоречит природе литературы. Талантливый писатель не только воспроизводит, иллюстрирует, отражает явления действительности. Он делает настоящее художественное открытие, которое обогащает духовную культуру народа. Глубоко описывая социальные, моральные, эстетические аспекты жизни, художник открывает читателю их новые грани и закономерности. На этом учителя недостаточно акцентируют внимание школьников, а, следовательно, не раскрывают преобразующую, активную роль художественной литературы в воспитании и развитии человека. Учащихся надо научить воспринимать произведение не как обычную жизненную историю, рассказ о поступках и отношениях героев, а как определенную концепцию видения писателем мира. Эстетическое видение - не созерцательное, а оценочное. Анализ состояния преподавания литературы в школе показывает, что словесники еще мало внимания уделяют рассмотрению авторской позиции. А потому поступки, характеры литературных героев ученики часто оценивают с точки зрения их собственных представлений о тех или других явлениях, а не с точки зрения авторской идеи.
Если ученик не видит в произведении автора, а рассматривает лишь сюжетную линию жизни персонажей, он не воспримет произведение во всей его полноте и художественной силе. Неумение осмысливать позицию писателя ведет к наивно-реалистического восприятия школьниками художественных ценностей, неизбежно порождает субъективизм в трактовке образов, тем, проблем. Без осознания авторской позиции не поняла будет и логика изображенных событий, концептуальность произведения, детерминированность созданных писателем характеров. Полноценно воспринять художественное произведение ученики смогут только зная закономерности отражение в искусстве явлений жизни.
Для духовного обогащения подрастающего поколения следует эффективнее использовать те большие возможности, которые заложены в произведениях | писателей прошлых эпох. «Книга, - писал О.Герцен, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего дедушки юноше, который только начинает жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, что заступает его место». Произведения писателей-классиков - большое богатство народа, его духовной культуры. Без прошлого не может быть будущего.
В последнее время в периодической печати, журналах для учителей иногда появляются статьи, где высказываются сомнения в целесообразности широкого изучения в школе произведений дооктябрьского периода. Авторы этих статей заявляют, что, мол, литература прошлых эпох трудно воспринимается современными учениками, что ее не всегда можно успешно использовать для их нравственного воспитания. С.Мухіна в статье «Урок литературы» решительно настаивает: «Нужно снять литературу XIX века из школьных программ, и тогда не инфантильные акселераты, а сознательные молодые люди, воспитанные на близких им произведениях современной литературы, обратятся к классике из собственного желания, поймут ее, будут читать, раздумывая... И тогда платье Наташи Ростовой не заступит от них героического подвига людей двенадцатого года, в «разумном эгоизме» они увидят отражение морального облика М. Г. Чернышевского, готового за свои убеждения пойти на каторгу, а Раскольников не наштовхуватиме на мысль о возможности убийства никчемной старой ради денег». Подобные концепции появились не случайно. В школе во время анализа классических произведений еще недостаточно раскрывается их глубокий общечеловеческий смысл. Ученики не видят в произведениях широты художественных обобщений и воспринимают их преимущественно с точки зрения того исторического бытия, которое отражено писателем. Общечеловеческий же содержание произведений не становится достоянием школьников. Конечно, каждое поколение людей производит свои критерии оценки художественного наследия писателя в соответствии с контекста исторической эпохи. Поэтому в другой эпохе происходит своеобразная переоценка ценности. И нередко те аспекты творчества художника, что привлекали внимание одного поколения, не привлекают внимания другого. Это закономерно. Но неправильно считать, что произведения писателей-классиков постепенно теряют свое влияние, и их изучение в школе надо сократить до минимума. Нельзя не согласиться с мнением известного литературоведа М. Б. Храпченка, что «значительные художественные произведения, которые выдержали проверку эпох, с течением времени раскрываются перед читателем в своем глубоком и даже более богатому смысле, чем их воспринимали современники. Время проясняет те внутренние свойства и возможности произведений, которые по разным причинам изначально не были заприміченими, выявляет их скрытые потенции. Сила и масштаб эстетического влияния классических художественных творений не уменьшается, а растет...».
6. Заботиться о высокой педагогической культуре учителя-словесника, его постоянное духовное обогащение, идейное и моральное роста.
В.сухомлинский писал: «Школа - это прежде всего учитель. Личность учителя - краеугольный камень воспитания». Словесник - это своеобразный ретранслятор произведения, посредник между писателем и учеником. На уроках литературы больше чем на любых других находит свое выражение педагогическая культура учителя, широта его кругозора, его эрудиция, темперамент, способности, характер. Если два учителя будут проводить уроки на ту же тему, теми же методами и приемами, их уроки все же заметно отличаться друг от друга. Это не случайно. Ведь на уроке неизбежно скажется духовная индивидуальность учителя. «Каждое сообщение, кроме всего прочего, есть и уведомлением коммуникатора свои личные качества, претензии, об уровне своего самоуважения и самооценки, о степени заинтересованности предметом сообщения, о своей общей компетенции в избранной им теме, наконец, о действительных мотивах своей деятельности, о то личный смысл, что лежит в ее основе», - писал психолог А.Хараш.
Итак, от личности учителя, общего уровня его профессиональной подготовки, методической квалификации, от характера педагогического общения зависит, как ученики прилучатимуться к миру художественных образов, они будут работать на уроках с интересом, любить литературу как учебный предмет. Эмоционально-оценочное отношение учащихся к учителю является одним из важных, часто решающих факторов их коммуникативной активности, определяет степень заинтересованности литературой. Любовь к учителю часто перерастает в любовь к предмету и наоборот.
Способность влиять поэтическим словом, своей внутренней убежденностью, всем богатством души - это большое искусство, которым, к сожалению, еще недостаточно владеют отдельные словесники. Утверждать истину писателя в сознании ученика - означает, прежде всего, пропустить ее через свое собственное сознание, выражать себя, свое понимание жизни, свои чувства и переживания, страсти и боли. В сердце ученика может войти только то, что идет непосредственно от сердца учителя. Холодные истины, не согретые теплом педагога, сухие сентенции останутся мертвыми для учеников.
Хороший учитель - всегда ученик. Он должен постоянно работать над собой, пополнять свои знания, расширять кругозор, много читать, чтобы быть осведомленным с новинками искусства, литературоведения, педагогической науки. Без постоянной работы над собой он не сможет успешно выполнить возложенную на него миссию, широко открыть перед своими воспитанниками горизонты литературы, а через нее - жизнь.
Школа должна стать для учителя своеобразной педагогической лабораторией. Педагог должен быть экспериментатором-практиком, глубоко вникать в педагогические явления, всесторонне анализировать их. Словесник имеет шлифовать свое педагогическое мастерство, внедряя в учебный процесс результаты научных исследований, а не учиться на собственных ошибках и попытках, как случается в работе молодых учителей.
«Если ювелир испортит золото,- писал А. В. Луначарский,- золото можно переплавить. Если портятся драгоценные камни, его бракуют. Но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть или огромный преступление, или огромная без вины вина. Над этим самым драгоценным материалом надо работать абсолютно четко, заранее определив, что ты хочешь сделать из него».
Быть учителем-значит проявлять педагогическую мудрость и гибкость в работе. Ведь процесс литературного развития ученика сложный, противоречивый, детерминирован многими внутренними и внешними факторами воздействия. В целом он имеет поступательный характер, но не надо забывать, что в жизни многих учеников бывают моменты спада, резкого замедления развития, что не может не сказаться на общем ритме их работы, а следовательно, и на качестве знаний, умений и навыков, даже на отношении к предмету. Определенные спады в общем ритме развития школьников чаще всего наступают в периоды резкой физиологической перестройки их организма.
Понимать ученика, видеть его не только сегодня, но и завтра, уметь проникать в его внутренний мир - это большое искусство, которое необходимо постигать каждому словеснику.
Таким образом, проблема совершенствования урока литературы требует многоаспектного, системного подхода к ее решению. Хочется надеяться, что начатая разговор будет продолжен читателями журнала - теми, кто непосредственно приобщает учащихся к историческим ценностям духовной культуры.
Литература:
1. Гаврилов П. Обзорные темы на уроках украинской литературы в старших классах.-К., 1980.
2. Пасечник Есть. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях. - К., 2000. - С. 186-201.
3. Программы средней общеобразовательной школы. Украинская литература для школ с украинским и русским языками обучения. - К., 1991-2002.
4. Маткобожик М. Попытка блочного изучения литературы // Творчество в. Стефаника и м. черемшины // УМЛШ. - 1989. - №2. - С. 22-24.
5. Хропко П., Гуляк А. Украинская литература конца XIX - нач. XX вв.: / Материал к изучению обзорной темы в 10 кл. // УМЛШ. - 1991. - №1. - с.23-27.
6. Шаповалова Есть. Начало урока при изучении биографии писателя // УМЛШ. - 1982. - №6. - С. 36-39.
7. Сташкив В. "Взяли они в жизни пути колючие": Как совершенствовать урок по изучению биографии писателя // Дивослово. - 1992. - №5-6. - С. 36-41.
8. Филиппова Н. Варианты урока изучения биографии писателя // Дивослово. -1999.- №5.-С.32-34.
9. Бойко М. Изучение биографии писателя // УМЛШ. - 1974. - №6. - С.44-53.
10. Ю.Хропко П. Литературный процесс 40-60-х годов XIX века: Материал к изучению обзорной темы в 8-9-м классах // УМЛШ. - 1989. - №1. - С.24-32.
11. Хропко П. Становление новой украинской литературы: обзорная лекция в 8 кл.// УМЛШ. - 1987. - №10. - С.27-33.
12. Пасечник Е., Постоловська Н. Принципы и источники изучения жизненного пути писателя // УМЛШ. - 1974. -№11.- С.27-35.
13. Свердан М. Три варианта одного урока: изучение биографии Ивана Франко // УМЛШ. - 1986. - №5. - С. 65-71.
14. Неделько В. Методика преподавания украинской литературы в средней школе.
|
|