Статья
Наглядность на уроках литературы
Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, и, по сути, сама является наглядным воспроизведением действительности. Вместе с тем, часто бывает так, что усвоению литературного текста помогают музыка, кино, телевидение, изобразительное искусство. Эти виды искусства становятся на уроке новым источником информации, помогают формированию эстетических вкусов, чувств, могут помочь более полному и четкому оформлению в сознании школьников тех образов, которые изобразил писатель.
Смежные виды искусства на уроке литературы, а также разнообразные графические материалы (таблицы, схемы, плакаты, буклеты и т.п.) называются наглядностью.
В век бурного развития технических средств, когда магнитофоны, видеомагнитофоны есть во многих семьях, ( а надо, что были и в школах), значительно расширяются и возможности обучения литературе с помощью наглядности.
Использование наглядности на уроках и во внеклассной работе носит принципиально разный характер и преследует разную цель.
На занятиях кружка, факультатива учитель может поставить себе цель расширить представления школьников о определенный вид искусства или познакомить с музыкальным произведением, теле - или кинофильмом. Например, познакомить с работами современного кинорежиссера Биймы, по произведениям и. Франко. („Украденное счастье", по мотивам романа „Перекрестные тропы"), и это в значительной степени будет влиять на успехи школьников и понимании литературных произведений.
На уроке же наглядность необходима в той мере, настолько, настолько она помогает научить литераторов углубить восприятие учащимися литературного произведения.
Функции наглядности: Главное - помочь ученику постичь произведение или творчество писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями, в развитии языка - в решении всех задач, которые стояли перед учителем литературы.
Однако эта основная функция наглядности в каждом конкретном случае может носить достаточно разнообразный характер.
Можно говорить о пассивной и деятельно-активную роль ученика на уроках используется наглядность. В методике литературе предпочтение отдают, как правило, деятельно-активной. Сторонники этого взгляда даже отрицают значение наглядности, если ученик не задействован в активную беседу о картине, фильм, музыку, кинофрагмент, которые демонстрируются на уроках.
Между тем, этот взгляд далек от истины. Разве обязательно всегда говорить о музыке? Достаточно просто послушать, и использовать ее как своеобразный фон или экспозицию, определяет эмоциональное звучание урока. Особенно большие возможности можно использовать при изучении лирики или лирической прозы.
Такую же роль для создания эмоциональной атмосферы выполняет такая „образная" наглядность, как оформление класса. Какая-то небольшая деталь, штрих в оформлении дает ученикам в понимании, восприятии материала. Букет осенних листьев при изучении пейзажной лирики про осень - и достаточно. Есть учителя, которые побуждают учащихся к прикрашувань. Но этим злоупотреблять не следует. В.сухомлинский считал, что первое знакомство детей со сказкой, билиною должно проходить в специально оборудованной комнате сказок; с научно-фантастической и приключенческой литературой - в комнате мысли; а произведения о природе Сухомлинский изучал не в помещении, а на природе: в поле, лесу, на берегу реки.
Роль ученика, условно говоря, является „пассивной" и в тех случаях, когда наглядность служит источникам необходимой информации. Работая над произведением, автор мысленно обращается к читателю своего современника, знакомого с условиями жизни, о которых он пишет. Но ведь современный ученик не знает этих условий, может неправильно представить себе бытовые, культурные условия жизни, например, Х1Х в.. И здесь на помощь придет не только слово, рассказ учителя, но и иллюстрации, картины жанрового характера. Наглядность активно используется в процессе рассказа-комментария.
Во всех приведенных примерах ученики внешне пассивные, но, между тем, это не уменьшает роль наглядности в их восприятии материала. Только этими формами использования наглядности учитель не довольствуется: учитель создает такие ситуации в использовании наглядности, когда ученик вовлекается в беседу, выполняет самостоятельную работу. Тогда мы говорим об активно-действенную позицию ученика. Он открывает какие-то новые грани в литературном произведении.
Активности требует, например, сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению. Ученик углубляет свои представления о произведение, героя, может понять жизнь произведения в представлениях читателей разных поколений.
Активная позиция необходима в тех случаях, когда наглядность используется для систематизации знаний. Ученики или сами составляют таблицы, схемы, или комментируют готовы (например, схемы, подается ритмическая основа стиха: таблицы, которые наглядно иллюстрируют разделение литературных произведений на роды, виды и жанры).
Приведенные примеры показывают, что функции наглядности разнообразны. Она активизирует ассоциативные связи, помогает пополнить знания о культурные нормы жизни в прошлом, углубляет представление о писателе, героев, помогает систематизировать историко-литературные и теоретические знания учащихся. Дело учителя - определить функции наглядности на каждом уроке.
Виды наглядности: В распоряжении каждого учителя есть разные средства наглядности: иллюстративно-художественные и графические материалы, грамзаписи, кінофрагменти, учебные кинофильмы, телеуроки. Каждый из этих средств относится к отдельного вида наглядности: зрительной, слуховой или синтетической.
Зрительная наглядность. Это репродукции портретов писателя, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты и т.п.
Кроме того, учитель имеет возможность использовать материалы, которые специально выдаются для помощи школе: набор открыток и фото по темам школьного курса литературы, альбомы „Писатель в изобразительном искусстве", „Писатель в портретах, иллюстрациях и документах".
Наборы открыток называют раздаточным материалом.
По своим педагогическим назначением, в зрительной, иллюстративно-художественной наглядности отнесем и статические экране средства: диафильмы, диапозитивы.
К зрительной наглядности отнесем и графические (таблицы, схемы, плакаты. Целесообразность их использования во многих методистов вызывает определенные сомнения. Приходится, таблицы, схемы, плакаты хотя и сообщают знания, вместе с тем разрушают силу эстетического восприятия искусства на читателя.
И это в значительной степени так. Дело в том, что графическая наглядность действительно требует от учителя особого текста и меры. Важно не только то, что чтобы схемы были составлены умело и обобщали материал, но и то, чтобы схема вроде падала на подготовленную почву, чтобы у школьников уже скопившийся достаточный запас конкретных наблюдений и определенных выводов.
Защищая этот вид наглядности, Т. Брайко писала, что „понимание произведения требует не только видение конкретных образов, в так называемом целостном их восприятии, но и в абстрагировании".
Наибольшее распространение в школе получили синхроністичні таблицы, сопоставляют события жизни и творчества писателя, и карты с обозначением событий жизни и творчества: (Т.шевченко: Моринцы, Кирилловка, Вильно, Варшава, Петербург: знакомство с Сошенко, Ширяевская художественная школа; Жуковский, Брюллов, Академия, попытки пера; романтические баллады).
Широко используется графическая наглядность при систематизации теоретико-литературных знаний учащихся. Это схемы, отражающие размещение героев в произведении, таблицы, которые демонстрируют композиционные особенности произведения.
Таким образом не только зрительный, наглядный образ, созданный писателем, но и схема, таблица, которая приходит на помощь абстрактному мышлению, помогают в закреплении знаний по литературе.
Слуховая наглядность. Умение почувствовать и оценить звуковой образ, созданный писателем - необходимое условие полноценного восприятия произведения, особенно поэтического.
В распоряжение учителя должна быть серия пластинок „Школьная фонотека", „Голоса писателей", „Воспоминания о писателях", „Страницы радиопередач", а также пластинки с песнями стихов, включенных в школьную программу: при изучении творчества Л.Глібова будем говорить не только о мастере-баснописца, но и тонкого лирика-песенника. И как тут не послушать песню „Печаль":
„Стоїть гора високая, попід горою гай,
Зеленый гай, густесенький, будто настоящий рай
Тем рощей вьется речушка, как стекло она блестит,
Долиной широкой куда она бежит";
Так же будем изучать Т.шевченко, и слушать „Такова ее судьба", „Ревет и стонет", „Думы мои"; или поэзии Малышко, Симоненко, Лины Костенко.
Музыка и художественное чтение раскрывают широкие возможности для активизации процесса преподавания литературы. Иногда пластинки просто необходимы на уроках: особенно в средних классах при изучении сказок - их просто надо слушать.
Вместе с тем не будем забывать, что пластинка, магнитофонная запись по природе все же является „вторичным" наглядностью по сравнению с живым учительским чтением в плане установления контекста с аудиторией. Когда учитель читает сам, он может прервать чтение, сделать необходимое пояснение, комментарии, спросить, и главное - выразительное чтение учителя и учащихся имеет качественно иной характер по сравнению с художественным чтением актера. Актерское чтение может многому научить, открыть ученику, но и может подавить творчески-исполнительские способности учащихся. И это одной из основных причин, что часть учителей вообще отказываются от актерского чтения, что тоже является не совсем разумным шагом. Слуховая наглядность тоже требует от учителя меры и такта.
Синтетические средства. Кино и телевидение сочетают в себе зрительную и слуховую наглядность, подают события в пространстве и времени, воспроизводят действительность во внешне схожих с ней образах. Большие возможности телевидения и кино делают их особенно перспективными в учебных целях. Однако их сложность, особенно телевставок , содержание и продолжительность которых не может регулировать учитель, иногда и увеличивают трудности, которые возникают перед учителем на уроках с использованием ТСО.
Учителя критикуют учебные фильмы по их чрезмерную иллюстративность, растянутость (4-6 частей). Они используют только фрагментарно, возникают трудности с композицией урока, с отбором материала.
Очень хорошо, если бы был определенный набор учебных фильмов - кіноекскурсій. К сожалению, их мало, и качества невысокие.
Есть учебные программы на телевидении, и газета „Образование" печатает программы, анонсирует, а учитель имеет підстроїтись под этот ритм.
Таким образом, возможности использования синтетических средств есть, и ими надо пользоваться, при том не забывать, что уроки должны быть эффективными, а не эффектными.
Методика работы с наглядностью. Планируя такой урок, учитель прежде всего определяет дидактическую функцию наглядности на уроке. Для чего я ее использую, что она дает детям в понимании материала, углублении знаний? Чему научит?
В методике литературы можно встретить мнение, о образцы из смежных видов искусства целесообразно использовать только на итоговом этапе изучения произведения.
Действительно, эффективным, дидактически выверенным будет урок-концерт после изучения поэзии Лины Костенко; урок-инсценировка после изучения драматургии Карпенко-Карого или Франко.
Но это не означает, что ТСО не стоит использовать на всех этапах изучения произведения.
На вступительном уроке рассмотрим, например, фильм или фрагмент о Т.шевченко, анализируя поэзию, послушаем пластинки, фрагменты из произведений, а на заключительном - урок-концерт, куда включим как песни в исполнении профессиональных коллективов и актеров, так и собственно ученическое исполнение, покажем иллюстрации картин Шевченко.
Таким образом разносторонне включим учащихся в мир поэзии Т.шевченко с помощью многих видов искусства.
Так вот, если дидактическая цель, функция наглядности не продумана, это может привести даже к срыву урока.
Не стоит допускать, чтобы ученики отождествляли словесный образ и кино образ (это из разных видов искусства). И такой опасности не будет, если учитель будет сопоставлять фрагмент художественного произведения и кино произведения. При этом обратим внимание на особенности средств языка кино, а потом посмотрим, как писатель помогает нам увидеть образ, ощутить динамику с помощью искусства слова (показательными в этом плане будут киноповести А.довженко как сплав жанра эпоса и кино).
Отбор материала. В соответствии с поставленным на уроке задачам учитель отбирает материал и дозирует его Не надо перебирать. Учебный фильм на целый урок превратится в развлечение.
Перед уроком с использованием ТСО обязательно учащиеся должны получить задание, чтобы о них думать, просматривая, например фильм.
Не следует перегружать урок всем видам искусств: и картины, и музыка, и кино. Тогда ничего не останется от литературы.
Помните, что смежные виды искусства на уроках литературы - не самоцель, а средство проникновения в художественное произведение. После того, как ученики посмотрели, послушали, нужны такие вопросы, которые бы помогли соотнести музыку, экранизацию и литературное произведение.
Такие уроки проводить очень трудно. Например, когда используем телеурок, то тем самым впускаем в класс еще одного учителя-телеведущего - со своей манерой изложения, со своей точкой зрения на предмет беседы. Тем более, композиция телепередачи скомпонована другими людьми, ее структура, отличная от структуры урока. Это усложняет работу учителя, который пытается сделать телевиставку органической частью урока. Каким бы интересным собеседником не был ведущий, он остается гостем, а хозяином-учитель.
Так вот, зная содержание телевставки, педагог продумывает, что он будет делать на уроке к передаче, во время нее и после нее.
В процессе, во время небольших пауз педагог просит детей обратить внимание на те или иные высказывания ведущего, записать вопросы, заданные с экрана, и т.д.
НОП в использовании наглядности, ТСО. Конечно, есть сравнительно мало учителей, которые систематически, с научной точки зрения подходят к использованию. Нап. И ТСО. Показательным в этом плане является опыт учителя Первак из СШ №4 м.Сєверодонецька, Луганской обл., изучен Раисой Витренко.
Она четко упорядочила и использует собрания. Кабинет ее - это образцовая научно-методическая лаборатория. На подготовку к уроку использует минимум времени - все под рукой. В ее распоряжении - от диапроектора и проигрывателя - до современной видеоаппаратуры. Управление осуществляется с пульта, который размещен на учительском столе.
На стеллажах в препараторській хранятся в четком порядке тематические и поурочные папки, раздаточный материал, магнитофонные записи и т.д.
Каждый вид учебного материала имеет свой шифр, например, НЛ-18 (НЛ - наглядность по литературе, 18 - порядковый № - в нем (ящичке) - репродукции полотен пейзажного направления - о временах года. Этот шифр заносится в инвентарную книгу, которая служит для учителя как ориентиром, так и справочником. Каждый учебное пособие сразу же зашифровывается и записывается в эту книгу и занимает свое место на стеллаже.
В распоряжении учителя - универсальная классная доска, из 3-х частей: рабочая доска, поворотная железная, к которой магнитами прикрепляются таблицы; третья служит экраном для проектирования. Рядом в нише - телевизор для демонстрации школьных телепередач из языка и литературы и просмотра с учащимися во внеурочное время кинофильмов на литературной основе.
В общем в кабинете собраны такие печатные, экранные и звуковые пособия:
1. Таблицы по теории литературы.
2. Портреты известных писателей.
3. Литературные плакаты, посвященные писателям-классикам и современникам.
4. Альбомы пропитание и творите в портретах, иллюстрациях, документах.
5. Дидактический материал по литературе.
6. Раздаточный материал (карточки для самостоятельной работы).
7. Дополнительная литература о писателе.
8. Пластинки, магнитофонные записи, фотохрестоматії, записи радио и телепередач.
9. Диафильмы, диапозитивы, учебные фильме.
На основе материала учителем состоит карточки для всех уроков языка и литературы. Номер карты указывается в тематическом плане учителя, который имеет такой вид:
№
п/п
Содержание прогр. материала
Повторение
Дата
проведение
Метод.літ.
№ поур.картки
Карточек столько, столько по плану уроков.
Карты имеют свой шифр и свое место на стеллаже.
Вот образец заполненной карточки к уроку №71 в 11 кл. ( Р.О.Гончара „Знаменосцы". Тема и главная идея произведения. Сюжет и Композиция:
№1
1. Фильм - Ф-24
2. Диафильм - Д-ф-114
3. Грампластинка Г-п - 10-16
4. Фоносапис Ф-с - 10-8
5. Наглядность НЛ - 18
6. Дидактический материал ДМЛ.
7. Раздаточный материал РМЛ-ТП - 28
8. Схемы, табл. Т.Л. - 10-42.
9. Учебники П.Л. -10
10. Дополнительная литература ДЛЗ - 13
Что же означают эти цифры?
1. Ф-24-фильм, 24 - его номер. Название „О.Гончар" (демонстрируется на уроке фрагмент).
2. Д-ф - 114 - диафильм, 114 - № диафильма „Украинская литература в годы Великой Отечественной войны" (демонстрируется несколько кадров)
3. ВП - 10-10. Грампластинка. 10-10 кл., 16 - № пластинка с песнями о войне.
4. Ф-с - фото запись.
5. РМЛ-ТП - 28. РМЛ - раздаточный материал по литературе. ТП - тематическая папка; 28 - ее порядковый № (под этим шифром собраны в тематической папке все материалы для этого урока по творчеству О.Гончара).
6. ТЛ - 10-42. - Таблицы по литературе. 10-класс, 42 - № изготовленной таблицы „Композиция романа „Знаменосцы".
7. ПЛ - учебник по литературе.
8. ДЛЗ - дополнительная литература. 13 - порядковый № папки под названием „О.Гончар" (в ней - вырезки из журналов, газет и др. материал о писателе).
Готовясь к уроку, учитель берет из специально изготовленного ящика поурочну карточку, и, ориентируясь на указанный шифр, подбирает нужные пособия, дидактический материал и т.п.
После урока все расставляется по номерам шифров на свои места.
По системе поурочных карточек Людмила Ивановна Первак работает с 1971г.
Очень удобной формой хранения дидактического раздаточного материала считает тематические папки. Тематика: Времена года (Зима, весна), „Хлеб", „Мои современники". В них - материал к урокам, внеклассные мероприятия, сценарии вечеров.
Например, материал о Т.шевченко - в нескольких папках (5-8 кл. - одна); для 9 кл. - другая (или две), потому что на творчестве в 9 кл. - где-то 25-27 ч.).
Для примера наполняемости материалом - №15, 10 кл. Творчество ивана Франко в папках - материал до 12 уроков. Содержание 1-ой папки:
- высказывания о писателе; выдающихся деятелей литературы и культуры;
- мысли Франка об искусстве слова, о творчестве других писателей;
- комплект открыток „Франко и произведениях украинских художников";
- план изучения биографии Каменщика;
- темы докладов и рефератов о жизни и творчестве;
- раздаточный материал над поэзией Франко разных периодов;
- лучшие ученические произведения разных лет;
- альбом „І.Я.Франко. Жизнь и творчество в портретах, иллюстрациях, документах;
- детские рисунки и иллюстрации к произведениям и. Франко;
- статья Гончара "Пожизненная слава Каменщикам";
- фото скульптурного памятника Франко во Львове.
По такому же принципу упорядоченные материалы о других писателей.
К тому же, учительницей разработаны памятки: Как писать отзыв о книге, художественный фильм, телепередачу.
Учить учащихся рационально использовать время, планировать свой день, знакомит с библиографическими пособиями, методике чтения и работы с книгой, правилами пользования справочным, научным аппаратом, учить паспортизировать материал.
Таким образом, использование наглядности и ТСО помогает не только глубже понять произведение, но и учить дисциплине, организации труда.
А вообще, использование ТСО, наглядности в наших условиях - это большая роскошь.
Литература:
1. Гаврилов П. Обзорные темы на уроках украинской литературы в старших классах.-К., 1980.
2. Пасечник Есть. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях. - К., 2000. - С. 186-201.
3. Программы средней общеобразовательной школы. Украинская литература для школ с украинским и русским языками обучения. - К., 1991-2002.
4. Маткобожик М. Попытка блочного изучения литературы // Творчество в. Стефаника и м. черемшины // УМЛШ. - 1989. - №2. - С. 22-24.
5. Хропко П., Гуляк А. Украинская литература конца XIX - нач. XX вв.: / Материал к изучению обзорной темы в 10 кл. // УМЛШ. - 1991. - №1. - с.23-27.
6. Шаповалова Есть. Начало урока при изучении биографии писателя // УМЛШ. - 1982. - №6. - С. 36-39.
7. Сташкив В. "Взяли они в жизни пути колючие": Как совершенствовать урок по изучению биографии писателя // Дивослово. - 1992. - №5-6. - С. 36-41.
8. Филиппова Н. Варианты урока изучения биографии писателя // Дивослово. -1999.- №5.-С.32-34.
9. Бойко М. Изучение биографии писателя // УМЛШ. - 1974. - №6. - С.44-53.
10. Ю.Хропко П. Литературный процесс 40-60-х годов XIX века: Материал к изучению обзорной темы в 8-9-м классах // УМЛШ. - 1989. - №1. - С.24-32.
11. Хропко П. Становление новой украинской литературы: обзорная лекция в 8 кл.// УМЛШ. - 1987. - №10. - С.27-33.
12. Пасечник Е., Постоловська Н. Принципы и источники изучения жизненного пути писателя // УМЛШ. - 1974. -№11.- С.27-35.
13. Свердан М. Три варианта одного урока: изучение биографии Ивана Франко // УМЛШ. - 1986. - №5. - С. 65-71.
14. Неделько В. Методика преподавания украинской литературы в средней школе.
|
|