Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Методика литературы как наука




ПЛАН

1. Методика литературы во взаимодействии с педагогикой, психологией и др.

2. Формирование и развитие украинской методики литературы.

3. Творческий характер методики литературы, роль учителя в ее развитии.

4. Традиции и новаторство методики литературы.

5. Научные и прикладные функции методики литературы.


Методика литературы тесно связана с дидактикой, педагогикой, психологией, литературоведением и языкознанием и постоянно взаимодействует с ними.

Методика литературы как отдельная дидактика

Организация учебного процесса на уроках литературы и внеклассные работе основывается на общих принципах дидактики, поскольку методика литературы является отдельной теорией обучения. Современная дидактика определяет семь основных принципов (законов) учение.

Принцип национального воспитания в процессе обучения выражает необходимость обеспечить благоприятные условия для развития всех познавательных сил ученика формирование духовного мира (Человек в семье). В процессе обучения школьники не только усваивают определенную систему знаний, не только развиваются их умственные способности, но и вместе с тем формируется их личность - определяется отношение к различным явлениям общественной жизни, к труду, к обучению развиваются нравственные и эстетические чувства, воля. При этом успешное формирование личности определяется содержанием предмета, применяемыми методами, влиянием учителя. Однако единство обучения и воспитания не означает тождество: каждый из них имеет свою специфику и свои задачи. Обучении ведя школьников индуктивным или дедуктивным путем познания сути изучаемых объектов, определенных программой, должно давать систему знаний основ определенной области науки и умений практически пользоваться этими знаниями, развивать умственные способности учащихся, формировать их духовный мир. Воспитание средствами воздействия на духовную сферу школьников прививает им общечеловеческих качеств, проявляющихся в соблюдении норм поведения, присущих человек демократического общества.

Как известно, изучение литературы в школе, его методологический уровень имеют большое значение для нравственного воспитания, что обязывает учителя неуклонно повышать свое педагогическое мастерство.

Принцип научности и доступности предполагает преподавание предмета на уровне современной науки, основы которой изучаются, причем знания, входящие в эти основы, должны быть понятны ученикам определенного возраста и развития, посильные для усвоения. Однако не все положения фундаментальной науки могут быть доступны школьникам, поэтому одной из задач отдельных методик является педагогизация научной информации, которая заключается в отборе наиболее важных данных и изложении в доступной учащимся форме; при этом предусматриваются и необходимые методы и приемы донесения этого материала до сознания школьников. В связи с тем, что наука непрерывно развивается, некоторые теоретические положения перечуються новыми открытиями, школьный курс, который содержит в себе основы науки должна периодически пересматриваться и обновляться путем устранения устаревшего и обогащением современными научными достижениями, однако объем знаний не должен превышать определенного минимума, посыльного ученикам.

Согласно этого принципа дидактики программа школьного курса литературы время от времени пересматривается и совершенствуется: устраняются устаревшие или трудные для усвоения учащимися определенного возраста положение, учебный материал, что составляет основы науки о литературе, приводится в соответствие с состоянием литературоведения, с его новейшими достижениями и с развитием самого словесного искусства. Принцип системности, преемственности связи с практикой выражает необходимость как преподавание учебного материала в определенном порядке и логических связях его частей, так и формирование у учащихся системы знаний, а также умений и навыков, необходимых для практического применения усвоенных научных сведений в будущей трудовой деятельности.

Системность, преемственность преподавания, как известно, является основным условием формирования у учащихся системы знаний. Систематизированными знаниями легче пользоваться практически. "Только системность, конечно, разумная система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями" (В.сухомлинский). Практическое применение знаний в свою очередь укрепляет их системаатизированность. Учитывая принцип системности и преемственности в ходе усовершенствования программы по литературе, тематическое изучение этого предмета в средних классах было заменено тематико-хронологическому, которое обеспечивает формирование у учащихся не суммы, а системы знаний, что в свою очередь успешнее готовит почву для усвоения историко-хронологического курса в старших классах, потому систематизированные знания легче дополнять, чем несистематизированы. В согласии с рассматриваемым принципом учебный материал по литературе предусматривает различные виды связи усвоенных знаний учащихся с живой практикой: используется предыдущий опыт школьников в процессе анализа изучаемых произведений и усвоения предыдущих теоретических сведений; рассматриваются историко-социальные условия, в которых возникло то или иное литературное явление; устанавливается то или иное литературное явление; устанавливается общественное значение художественных произведений, которые изучаются текстуальное; проводится психологическая подготовка учащихся к труду.

Последовательность и преемственность обеспечивается путем установления связей нового материала с уже изученным, постоянной активизацией знаний и опыта учащихся, регулярным повторением пройденного. Изучая материал частями, учитель выделяет главное, существенное в них, а затем, суммируя и обобщая известное, устанавливает причинно-следственные связи, определяет главные закономерности литературных событий, фактов, раскрывает сущность теоретических положений.

Принцип сознательного и активного усвоения учащимися знаний под руководством учителя определяет, как нужно использовать законы дидактики для создания условий обучения, которые обеспечивали бы сознательное усвоение знаний, гнули опасность механического их запоминания. Сознательное усвоение важное только после достаточно полного постижения учащимися сущности изучаемых фактов и явлений активной и творческой работы мысли, направленной учителем в нужном направлении, при чем и обеспечивается определенная самостоятельность, ее роль в учебной деятельности школьников неуклонно растет.

Учитель-словесник должен научить школьников не только сознательно, активно, творчески усваивать "готовы" теоретические знания, но и самим выводить из художественных произведений определенные понятия, положения, закономерности и научиться использовать их для приобретения новых знаний, овладевать научными методами знания сущности исследуемого объекта, способами образования понятий, различными способами их формулировки, приемами переноса знаний и умений, навыками аналитико-синтетической работы над произведением.

Принцип единства конкретного и абстрактного (принцип наглядности в обучении) заключается в том, что в процессе изучения у исследуемых фактах и явлениях, а также теоретических положениях, понятиях, законах необходимо находить их исходное начало, после чего определять, каким образом обеспечить переход от конкретного, одиночного к абстрактному, общему или наоборот. Этот принцип предполагает также использование наглядности как проявления конкретного, что в начальных классах нередко является исходным моментом обучения; в дальнейшем из года в год роль наглядности уменьшается, но никогда не исчезает совсем, потому что она имеет большое значение не только для образования конкретных умозаключений, но и абстрактных, обобщенных понятий и законов. Вот почему во время изучения художественных произведений и явлений литературного процесса важным фактором является зрительная и слуховая наглядность, которая помогает возникновению в воображении учеников выразительных, точных образов как основы образования суждений, умозаключений, понятий. В то же время очень важно, чтобы у школьников было достаточно формируемое умение "видеть" в художественном тексте детали, соединять их в художественный образ, а последние - в широкую картину определенного жизненного явления. Во время логического осмысления изображенного в произведениях каждое суждение и умозаключение должны быть точными и правильными, от чего зависит степень истинности выводимого понятия или закономерности.

Принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил школьников предполагает активизацию в процессе обучения всех сфер психологической деятельности (умственной, эмоциональной, волевой), всех видов психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, внимания и т.п.) ее разновидностей. Только при этих условиях школьники могут успешно выполнять и познавательные задачи, развивать свои интеллектуальные способности и силы. В процессе усвоения самих произведений и литературоведческих положений мышления (художественное и логическое), умение размышлять над ними должны доминировать, а Другие виды психологической деятельности давать для него материал, необходимый для образования правильных, точных образов и понятий. Только при этом условии усвоения знаний будет сознательным и прочным, развитие духовных сил ученика всесторонним, а литература как школьный предмет и как вид искусства успешно выполнять возложенные на нее образовательно-воспитательные задачи.

Принцип сочетания коллективного обучения и учета индивидуальных особенностей каждого школьника требует обучать и воспитывать весь класс, организовывать и проводить совместную работу учащихся на выполнение учебных и практических задач и вместе с тем учитывать индивидуальные особенности каждого школьника. Этот принцип дидактики основывается также на диалектическом законе единства противоположностей. Учитель-словесник должен знать, к какому типу мышления ("логического", "художественного" или смешанного) принадлежит каждый из его учеников и оказывать своевременную помощь, чтобы учебный материал усваивался всеми членами классного коллектива достаточно полно и прочно. Учебные и практические задания при этом должны быть дифференцированными, что позволит с большим успехом использовать и развивать познавательные возможности каждого из учеников.

Все принципы дидактики находятся в тесном единстве и взаимодействии, однако в зависимости от характера учебного материала и специфических задач усвоения его учениками тот или иной принцип выступает как ведущий.

Психологические основы методики литературы

Изучение литературы нельзя трактовать только как формирование определенной системы знаний, умений и навыков. Перед методике литературы стоит задача организовать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало Умственное развитие школьников. Это задача может быть решена только на основе психологического изучения познавательной активности учащихся на разных возрастных этапах и условий их формирования, изучение условий формирования и развития Школьников в процессе обучения самостоятельного, продуктивного, творческого мышления, приемов и навыков познавательной мыслительной деятельности. На основе сделанных психологией критериев умственного развития детей разного возраста Катаются методы и приемы преподавания литературы в различных звеньях обучения: начальной, средней и старшей. Следовательно, для правильной, научной реализации учебного процесса на уроке литературы необходимо глубокое знание психологических закономерностей самого процесса обучения - процесса усвоения литературных знаний, формирование умений и навыков, развития мышления учащихся. Следует также знать особенности зрительного и слухового воспринимаемые учебного материала, характер их взаимодействия, как психологически эффективно закрепить изученное, в какой форме задать ученику вопрос: в общей конкретной, какова роль наводящих вопросов, ведь известно, что в формировании вопрос влияет на характер ответа.

Основным образовательным задачей методики литературы является обеспечение активного, сознательного, прочного и систематического усвоения школьниками литературы. Речь идет не о механическое усвоение знаний, а о творческой и усвоения, когда полученные сведения перерабатываются в сознании ученика. И» знания создают определенную систему, могут быть применены на практике.! Усвоение - это всегда активный процесс, связанный с решением различных познавательных задач. Усвоение литературного материала, который содержит школьный курс, - это организованная учителем познавательная деятельность учащихся, что включает деятельность ряда познавательных психических процессов восприятия, памяти, мышления, воображения. Приобретение знаний учащимися зависит в трех факторов: характера учебного материала по литературе, его содержании и системе, по которой он выкладывается, методического мастерства и опыта] учителя-словесника, его личных качеств, от методики преподавания каждой темы курса в зависимости от возраста учащихся; наконец, от особенностей! самого ученика - индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от отношения к обучению, от его склонностей и интересов. Иначе говоря, процесс изучения литературы опосредуется индивидуально-психологическими особенностями ученика, а не является простым] следствием того, чему и как учат ученика.

Среди психологических компонентов усвоения, под которыми понимают взаимосвязанные многогранные стороны психики ученика, методика литературы должен учитывать следующие:

1. положительное отношение учащихся к предмету литературы;

2. процессы непосредственного чувственного ознакомления с учебным материалом;

3. процесс мышления как процесс активной переработки полученных знаний;

4. процесс запоминания и сохранения полученной и проработаны информации;

5. процесс применения полученных знаний в практике.

Положительное отношение к обучению литературы - необходимое условие полноценного усвоения учебного материала; оно достигается научной содержательности учебного материала, эмоциональным характером изложения, организация поисковой познавательной деятельности учащихся, вооружает их рациональными приемами учебной работы. Отношение учащихся к обучению выражается в - готовность ази интересе их к художественной литературе, их авторов, отсюда тратить волевые усилия для преодоления трудностей. Внимание учащихся совершенствуется, становится более организованной, управляемой благодаря рациональному обору и сочетанию методов и приемов преподавания литературы, правильной организацией активности учащихся, оптимальным для определенного класса темпа обучения. Другой формой выражения положительного отношения к ученику является учебный интерес. Интерес к изучению литературы всегда эмоционально окрашен, связанный с переживанием глубоких чувств во время чтения и анализа художественного произведения.

Методика литературы должен учитывать тот фактор, что учебный интерес к литературе как школьному предмету зависит от того, насколько ученику понятное значение обучаемому им материала, насколько ясно и убедительно излагает его учитель, насколько разнообразные методы и приемы обучения.

Большая роль в методике литературы принадлежит чувственном наглядном материала, "живому созерцанию" в усвоении учебного материала. С психологической точки зрения различают предметную, образно-творческое и словесную наглядность. Предметная наглядность предполагает непосредственное восприятие содержания учебного материала по литературе, включая внеклассную и внешкольную работу; изобразительная наглядность осуществляется с помощью изобразительных средств - репродукции, рисунков, иллюстраций к художественным произведениям, кинофильмам и др; под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь учителя, что вызывает у учащихся конкретные представления. Однако чувственное восприятие не должно сковывать развитие абстрактного мышления.

Осмысление, понимание учебного материала, включение его в определенную систему, установки внутрь предметных и межпредметных связей-следующий важный компонент усвоения учебного материала по литературе. Понимание всегда означает включение обучаемому материала в систему, связывание незнакомого материала с уже знакомым. Определенную сложность для учащихся имеет установление причинно-следственных связей и зависимостей, которые часто не воспринимается путем простого наблюдения, а раскрывается с помощью мышления, которое проявляется в двух видах - конкретном и абстрактном, в методике литературы - это образное и логическое мышление. Этим степенью развития мышления в школьном возрасте является обобщенное диалектическое мышление, направленное на объяснение литературных явлений, закономерностей развития литературного процесса.

Методика литературы направляет на то, чтобы полученная и обработанная формация в мышлении школьника была сохранена в его памяти с тем, чтобы в любой момент добытые из запасов памяти знания можно было применить на практике.

Известно, что процесс запоминания напрямую зависит от характера деятельности ученика на уроке и дома. Здесь основную роль играет учитель-словесник, который создает у учащихся соответствующую установку, указывая на то, что надо запомнить навсегда, а что достаточно просто принять во внимание. Учитель для этого специально организует деятельность учащихся с помощью многочисленных приемов - составление плана, рациональное повторение изученного ранее и т.д.

Большое внимание в методике литературы уделяется организации аналитико-синтетической деятельности учащихся на различных этапах обучения. Всякому обобщению предшествует анализ. Характер обобщений в изучении литературного материала разный и зависит от того, в какой степени предварительный анализ раскрывает объективную природу литературных явлений, которые изучаются в школьном курсе. Постепенно в процессе обучения происходит переход к более сложных форм анализа и синтеза, что предусмотрено программой по литературе. Решающую роль здесь играет спрямовуюче слово учителя литературы, которое организует, регулирует и контролирует процесс формирования у учащихся умения переходить от анализа к синтезу. Предмет литературы, который усваивают школьники, представляет собой систему научных понятий как обобщенных знаний о существенные признаки литературных явлений. Усвоение школьного курса литературы и представляет собой, в частности, формирования соответствующих понятий у учащихся.

Методика преподавания литературы предполагает не только овладение учащимися знаний по литературе, но и формирования у них различных умений и навыков, которые выделены в отдельный раздел в программе по литературе. Умение - это успешное выполнение определенных действий или сложной деятельности с применением правильных приемов, способов. Навыки - это закрепленные, автоматизированные приемы и способы работы с учебным материалом, которые представляют собой сложные моменты в сознательной деятельности учащихся. Разные уровни умений оцениваются в зависимости от содержания учебного материала, учебных задач, возраста учащихся. Ученик, который имеет навыки чтения художественной литературы, не замечает, как протекает сам процесс чтения, а внимание его направлено не на контроль за процессом чтения, а на содержание того, что он читает. Особую сложность имеет формирование интеллектуальных навыков, или навыков мыслительной деятельности учащихся, которое основывается на умении рассуждать в процессе решения учебных задач. Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие у них активного, самостоятельного, творческого мышления становится на современном этапе важной задачей методики литературы. Процесс мышления выражается прежде всего в форме суждений о определенные литературные явления. Суждение возникает как ответ на вопрос, как результат решения какой-либо познавательной задачи, это - особая форма проявления аналитико-синтетической деятельности. Именно в суждении оказывается движение нашего мышления. В методике литературы формирование собственных суждений связано с проблемным обучением.

Обучение изменяется в течение всего детей школьного возраста в связи с постепенным усложнением его содержания и способов. Усвоение школьниками этих знаний способствует сдвигам в их учебной деятельности и психике. Итак, методика литературы должен учитывать возрастные особенности учащихся. Если в начальных классах школы закладываются основы психологической подготовки детей к чтению литературы, то в средних классах учащиеся переходят к систематическому изучению предмета литературы. Изучая истоки литературы, они овладевают определенными знаниями, умениями и навыками устной и письменной речи. Усвоение первоначальных литературных знаний вносит качественные изменения в познавательные интересы школьников. Умственная деятельность их связана с более сложным учебным материалом, ведет к повышению уровня абстрагирования и обобщения, перехода от конкретных к абстрактным обобщениям, к усложнению логических операций в процессе доказывания и выводов.

Курс литературы в старших классах средней школы включает в себя не только более сложный фактический материал, но и теорию литературы. У старшеклассников формируется ряд сложных умений и навыков, закладываются основы национального мировоззрения. Они учатся самостоятельно добывать знания. Методика литературы должно способствовать формированию у них умений и навыков, нужных для достижения этой цели. Такими являются навыки работы с книжными источниками (конспектирование, реферирование, пользования словарями, справочной литературой), умение делать доклад на литературную тему, самостоятельно анализировать художественные произведения, составлять на них рецензии и т.д.

Важной задачей методики литературы является воспитание у учащихся интереса к художественной литературе, стремление к постоянному обогащению литературных знаний как средства познания жизни, источники раздумий, размышлений, духовного развития, что способствует воспитанию у школьников разных возрастных групп во время изучения литературы высоких моральных качеств, национального самосознания. Для этого необходимо знание психологических закономерностей процесса формирования личности, в частности, закономерностей формирования убеждений, нравственных принципов. Учитывая психологию старшеклассников, методика литературы ставит вопрос о формировании духовного мира личности, Для чего необходим определенный степень моральной, интеллектуальной и психологической зрелости.

Значительная роль в методике литературы отводится изучению психологии учителя-словесника, то есть особенностям педагогического труда, личности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса на уроках литературы.

Таким образом, методика преподавания литературы базируется на общих принципах педагогической психологии, в которую входит психология обучения, возрастная психология. Глубокое знание особенностей психической деятельности учащихся и учителя-словесника, психологической эффективности различных методов и приемов обучения, психологических требований к учебника литературы и учебного оборудования способствует процессу совершенствования методики литературы как науки. В предисловии к своей известной книге "Человек как предмет воспитания" выдающийся российский педагог и психолог К.д.ушинский писал, выражая точку зрения педагогических психологов: "Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и дайте согласно тех законов и обстоятельств, в которых вы хотите их приложить".

Методика литературы и филологические науки

Литературоведение, давая конкретное содержание школьного курса литературы, тем самым определяет специфическое содержание, структуру и характер методики литературы как науки.

Из истории литературы методика подбирает, подвергает педагогической обработке и вводит в школьный курс доступны учащимся сведения о процессе развития литературы от древности до современности, борьбу между различными идейно-творческими направлениями, социальную и художественную обусловленность их сменности, периодизация украинской литературы, биографические сведения и трактовки творчества писателей, в частности произведений, которые изучаются в школе.

Учащиеся старших классов получают общее представление о литературную критику, изучают отдельные, доступные им статьи выдающихся литературоведов и писателей.

По теории литературы в методике используются сведения о сущности словесного искусства, его общественное значение, особенности идейного содержания и художественной формы произведений (композиция, изобразительно-выразительные средства, литературные роды и виды, стили, методы). Учащиеся знакомятся также с принципами анализа художественного произведения, разработанными теорией литературы и практически осуществляемыми историей литературы и критикой.

Поскольку художественная литература является словесным искусством, методика преподавания этого предмета определенным образом и основывается на ряде положений языкознания. Речь каждого писателя, его стиль основываются на общенациональном языке - как на грамматически обработанной литературной, так и на разговорное-бытовой и фольклорной. Когда писатели изображают в художественных произведениях! события, поступки и поведение персонажей, описывают внешность героев, местность, отдельные предметы, явления, то пользуются, как правило, литературным языком. В диалогах и монологах, в которых воспроизводятся особенности речи действующих лиц, нередко встречаются слова и синтаксические конструкции, характерные для разговорно-бытовой, диалектной, профессиональной речи. Это явление учитывается методике литературы: в школьный курс введен соответствующие понятия по языкознанию, выработаны специфические приемы работы над языком художественных произведений, помогают выявить особенности авторского стиля и речи персонажей из средств индивидуализации. В процессе такой работы обогащается лексикон учащихся, совершенствуется стиль их речи, вырабатывается "чувство грамотного стиля". Учитывается и то, что писатели обогащают лексический запас литературного языка, совершенствуют синтаксическую структуру ее.

Тесно связана методика и с наукой о музыку и изобразительное искусство поскольку эти искусства воссоздают реальную действительность и внутренний мир человека в эмоционально-художественных образах. Методики преподавания этих школьных предметов выработали немало общих или близких приемов анализа изучаемых произведений.

В определенных связях методика литературы находится и с историей, обществоведением и с методиками преподавания этих предметов в школе. Только через знание исторической действительности, экономических, социальных, культурных процессов ее можно достаточно полно и глубоко понять мировоззренческие позиции автора, художественные произведения, доступные им закономерности литературного процесса.

Итак, методика литературы как наука синтетическая, она имеет тесные связи и взаимодействия с рядом близких наук.


Литература:

1. Гаврилов П. Обзорные темы на уроках украинской литературы в старших классах.-К., 1980.

2. Пасечник Есть. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях. - К., 2000. - С. 186-201.

3. Программы средней общеобразовательной школы. Украинская литература для школ с украинским и русским языками обучения. - К., 1991-2002.

4. Маткобожик М. Попытка блочного изучения литературы // Творчество в. Стефаника и м. черемшины // УМЛШ. - 1989. - №2. - С. 22-24.

5. Хропко П., Гуляк А. Украинская литература конца XIX - нач. XX вв.: / Материал к изучению обзорной темы в 10 кл. // УМЛШ. - 1991. - №1. - с.23-27.

6. Шаповалова Есть. Начало урока при изучении биографии писателя // УМЛШ. - 1982. - №6. - С. 36-39.

7. Сташкив В. "Взяли они в жизни пути колючие": Как совершенствовать урок по изучению биографии писателя // Дивослово. - 1992. - №5-6. - С. 36-41.

8. Филиппова Н. Варианты урока изучения биографии писателя // Дивослово. -1999.- №5.-С.32-34.

9. Бойко М. Изучение биографии писателя // УМЛШ. - 1974. - №6. - С.44-53.

10. Ю.Хропко П. Литературный процесс 40-60-х годов XIX века: Материал к изучению обзорной темы в 8-9-м классах // УМЛШ. - 1989. - №1. - С.24-32.

11. Хропко П. Становление новой украинской литературы: обзорная лекция в 8 кл.// УМЛШ. - 1987. - №10. - С.27-33.

12. Пасечник Е., Постоловська Н. Принципы и источники изучения жизненного пути писателя // УМЛШ. - 1974. -№11.- С.27-35.

13. Свердан М. Три варианта одного урока: изучение биографии Ивана Франко // УМЛШ. - 1986. - №5. - С. 65-71.

14. Неделько В. Методика преподавания украинской литературы в средней школе.