Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Возрастные особенности восприятия школьниками литературных произведений




Основные этапы литературного развития школьников.

Невозможно понять специфику литературы как предмета без знания того, что представляет собой ученик на разных этапах литературного образования.

В истории методики были периоды, когда основное внимание обращалось на сам литературный материал, а возрастные особенности школьников, их личные реакции на произведения искусства не учитывались.

И на смену этой тенденции пришла другая - среди методистов-исследователей поднялся интерес к особенностям восприятия художественного произведения в зависимости от возраста школьника. Так крепла мысль, что ученик на уроках литературы является активной личностью, а не только объектом, который изучается со стороны взрослых. Мы пришли к осознанию, что имеем, должны больше знать об ученике.

Проблемой восприятия школьниками литературного материала сейчас занимаются различные науки: педагогика, психология, социология, методика.

Сейчас уже много известно о школьника как читателя, о закономерности его литературного развития, о зависимости уровня его читательской культуры от характера обучения, качественные изменения его отношение к искусству в зависимости от возрастных изменений и т.д.

По наблюдениям психологов, ученик в своем развитии проходит ряд стадий: младший (ранний) подростковый возраст (10-12 г.); старший (зрелый) подростковая (13-14) и период ранней юности (15-17). Таким образом, возрастные этапы развития ребенка почти совпадают с учениками его в определенных классах:

- младший подростковый - 5-6 классы;

- старший подростковый - 7-9 классы;

- период ранней юности - 9-10-11 классы.

Это разделение на возрастные группы во многом является условным, потому что развитие личности неравномерно. Интенсивность его внутреннего роста зависит от разных факторов - не только от возраста, но и от социальных условий, быта, психологического климата в семье и школе, и , конечно, от индивидуальных особенностей.

В одной и той же возрастной группе можно встретить учеников с разными уровнями литературного развития: некоторые опережают своих ровесников, другие, наоборот, отстают. Например, часто встречаются ученики 9 или 10 кл., которые по своей начитанности и кругозора не поднялись выше 5 или 6 классников.

При всей относительности возрастных характеристик, все же согласимся, что у учеников одного класса и одного возраста есть много общего. О эти общие тенденции в литературном развитии учащихся разных возрастных групп и пойдет речь.

Младший подросток как читатель.

Подростковый возраст - это годы, когда человек открывает для себя новый мир переживаний, увлечений. Внутренний мир подростка по сравнению с младшим школьным возрастом гораздо сложнее. Усложняются отношения подростка с окружающим миром.

„Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка..." психологи считают „появление у него представлений, убеждений о том, что он уже не ребенок". (Возрастная и педагогическая психология). И хоть в его поведении хранится много детского, он хочет быть (и всяко это выставляет) взрослым.

Чувство взрослости накладывает своеобразный отпечаток на отношение подростка ко всему окружающему, в том числе и к искусству.

Не случайно этот возраст считают переходным, переломным. Личность очень неустойчивая - он уже не ребенок, но еще не взрослый - подросток страдает повышенной эмоциональностью ( по наблюдениям психологов, критические периоды в жизни человека особенно богаты эмоциональными реакциями, богатые жизнью сердца, а не развития. Поэтому они такие возбужденные, подвижные - эти 5-7 классники. Поэтому и так трудно работать с ними на уроке. Вместе с тем, естественно возбужденность стоит разумно использовать и будет польза. Для развития творческого потенциала этот возраст особенно плодотворный. По наблюдениям Л.Виготського, творческие возможности 10-12 летних детей наиболее полно проявляется как раз в области литературы.

Несмотря на бедность жизненного опыта, нерозвинуту еще сознание, его эмоциональность, возбужденность, отсутствие должной критичности к результатам своего творчества много детей становятся „художниками". Они легко проникаются авторским чутьем, легко переносят себя в мир искусства, легко представляют себя авторами картин, они способны тонко чувствовать поэтическое слово.

Интеллектуальный тип мышления в раннем подростковом возрасте встречается только как исключение.

У школьников школьного возраста появляется повышенный интерес к искусству в целом, а литература и кино становятся самыми любимыми видами искусства. Происходит также переоценка вкусов и симпатий. 10-12 летний школьник восхищен подвигами, героикой, приключениями, его любимыми кумирами становятся сильные и страстные личности (отсюда и увлечение Сталлоне, Шварценеггером, Брюсом Ли и т.д.). К сожалению. Отечественной героики еще мало и в кино, и в литературе для этого возраста.

Полет мечты, в этом возрасте настолько сильный, что ученик способен жить параллельно и реальной жизнью, и созданным в его мечтах, фантазиях. В чтении многие из них как раз и находят выход своим мечтам. Сама книга властно входит в их жизнь и воспринимается как сама жизнь.

В этом возрасте учащиеся уже начинают критически относиться к сказки и отвергать ее, потому что это „для детей", хотя тайком продолжают их читать.

Детям свойственно умение эстетического сопереживания. От чтения книг они получают удовольствие. Сочинение способен увлечь их своим настроением, подчинить себе, дать наглядно-чувственный опыт. Например, дети, которые никогда не видели моря, могут довольно ярко представлять его себе и описать. Они легко „включаются" в само произведение, чувствовать себя участниками событий, описываемых в книге. Отсюда их бурная реакция во время чтения (подпрыгивают с места, викрикають и т.д.). Они активно вмешиваются в мир произведения художника, часто „исправляют" самого автора, часто во время чтения „снимают" горькие, неутешительные для них моменты. Многие дети просто не любят читать книги с печальным финалом, всегда хотят, чтобы побеждала справедливость.

К оценке литературных героев ученик 5-6 класса также подходит только с моральными критериями? Все что есть хорошо, смелое, сильное они воспринимают, плохо - отвергают. И отношение своих героев в них тождественны отношению к людям? Они говорят о героях как о своих знакомых или как о врагах.

Детям этого возраста собственный моральный максимализм, и поэтому они бывают очень категоричны. Это выливается часто ибо в полное восприятие, или полное отрицание. По мнению Сухомлинского, истоки категоричности подростка - в его попытке убедиться в справедливости своих слов.

Ученик этого возраста редко когда критикует произведения или самого писателя, но в оценке поступков героев часто бывает непосредственным и прямолинейным.

Сложные, сотканы из противоречий героев часто вообще не воспринимаются подростками. Он не любит полутонов. Герой должен быть или положительным, или отрицательным. Это своего рода класицистське восприятия искусства вообще (вспомните „Поэтику Буало" - теоретика классицизма).

Эта категоричность часто сохраняется надолго, почти до поры юности, и часто поддерживается не только самой інфантимнімтю школьника, но и неумелым преподаванием. Никогда не надо устраивать никаких „судов" над героями литературных произведений, не переносить бытовые взгляды на вещи, на произведения искусства, потому что это тормозит развитие школьника.

Восприятие литературы в этом возрасте называют наивно-реалистическим. Это идет от конкретности детского мышления, о чем пишет психолог Бонсович. „Эта конкретность связана с его общей скерованістю на окружающий мир, с его потребностью как можно шире и полнее ознакомиться с явлениями действительности, приобрести достаточное количество фактических знаний и навыков".

Это, обычное, не означает, что не стоит совершенствовать читательскую культуру младших подростков. Необходимо развивать их эстетическое восприятие, воспроизводящее воображение, логическое мышление, память, ассоциативное мышление, - учить мыслить летно, много учить наизусть.


Особенности литературного развития школьников старшего подросткового возраста.

У учащихся 7,8,9 кл. Происходят качественные изменения в их литературном развитии. Отношение их к искусству в основном определяется, они формируются как квалифицированные читатели.

Ученик в этом возрасте переходит от чисто моральных оценок поступков к эстетическому восприятию искусства.

Книга начинает восприниматься не только как объект познания, но и как объект художественной ценности.

Старший подросток часто сосредоточен на своем внутреннем мире и ищет в произведениях созвучные ему мотивы. Книга начинает рассматриваться им часто как источник собственных радостей или печалей и оценивается прежде всего в зависимости от того, насколько она совпадает с его личными переживаниями.

Это возраст самовыражения. Это самовыражение бывает настолько сильным, что часто анализ произведения дети подменяют анализом собственных переживаний или размышлений на темы, которые интересуют их. Поэтому здесь необходимы такие формы анализа, которые бы органично сочетали личные оценки, устремления к самовыражению с выработкой у них объективного взгляда на произведение.

А воспитание читательских качеств требует большего включения в программы теоретико-литературных понятий, знаний, требует объективных критериев подхода к произведению.

В 7-9 классах даже при одинаковых педагогических условий начинается довольно резкая дифференциация среди учащихся. Большее влияние на восприятие искусства начинает приобретать индивидуальный склад личности ученика, заметно проявляются различия в зависимости от начитанности учеников, их знаний, заинтересованности предметом. Поэтому в 7,8,9 кл. Фронтальная работа со всем классом усложняется. Соответственно сильно увеличивается значение индивидуального подхода к разным группам школьников. Одним надо помочь проникнуть в объективный смысл произведения, не нарушая при том их интерес к собственным переживаниям; в других, наоборот, надо развивать этот субъективный, личностный подход к литературному материалу; для третьих важно не дать угаснуть их способности мыслить образами, а часто прежде всего надо воспитывать культуру речи учащихся.

Потребность в руководстве, направлении со стороны учителя остро чувствуют сами ученики. Если они встречают в лице учителя мудрого руководителя, они охотно идут назад навстречу.

Этот период называется и переломным в отношении к литературе. Более они требовательны к учителю, видят недостатки в его работе.

При хорошей же организации урока охотно выполняют задания.

8-9 классники способны критически оценить педагога и могут выразить недовольство уроками литературы бурно и недвусмысленно.

Литературное развитие старшеклассников.

В период наступления ранней юности (10-11 кл.) внешне все выглядит несколько по-другому, более благопристойно: сидят, слушают (или делают вид, что так). Говорят и пишут не всегда то, что чувствуют и думают, а то, что от них хотят услышать (опасность формирования двух моралей).

Если уроки литературы их не трогают, то они фактически отсутствуют. При том могут любить и ценить искусство, но не соотносить с тем, что делается на уроках литературы.

В таких случаях литературное развитие становится неуправляемым. И это как раз в тот момент, когда у школьников наиболее сильна потребность в умелом и тактическом управлении.

Ранняя юность - это пора духовного и физического развития человека, пора особенно интенсивного формирования мировоззрения. Складывается система взглядов, убеждений.

У юных состоит критерии подхода к себе и окружающему миру, это отражается и на отношении к искусству.

Не смотря на менее интенсивный, чем в 9 кл., рост литературного развития (сокращается бюджет времени), интерес к искусству становится более глубоким и постоянным. Наряду с литературой может зародиться увлечение музыкой, театром. Чтение для многих становится просто органической потребностью. Закрепляется эстетическое отношение к искусству в целом. Старшеклассники осознают, что „образы в литературном произведении - это образы жизни, но не сама жизнь, а только ее художественное воспроизведение" - философ литературы Асмус.

Еще одна цитата молдавская:

„В отличие от подростка, который в значительной степени сосредоточен на познание самого себя, ... ученик старших классов желает познать этот внутренний мир с целью поиска в нем своего места, а также для того, чтобы получить опору для взглядов и убеждений, которые в нем (ученику) формируются".

В старших классах очень нужна целенаправленная система литературного развития. Потому что широко бытует мнение, что для полноценного восприятия искусства не нужна специальная подготовка, что если ученик начитан и развит, то он сам овладеет культурой чтения. Это не так.

Как раз на заключительном этапе литературного развития особенно остро ощущаются недостатки преподавания литературы в средних классах.

Если в предыдущих классах преподавание литературы шло на уровне сообщений, переводов, то в старших классах ученики будут отвечать сухо, схематично. Индивидуальная неповторимость художественного образа их не волновать. Они, как правило, правильно сумеют сформулировать идею, свести все богатство произведения для логического вывода.

В целом эмоционально-образные переживания в старшем школьном возрасте ослаблены, непосредственность в восприятии искусства несколько теряется.

Сложность программных произведений, их насыщенность философскими, эстетическими проблемами приводят к большой нагрузке. Развитие абстрактного мышления идет достаточно интенсивно, а это подавляет эмоции, и образное видение школьника.

Однако если совместить интеллектуальность восприятие и хотя бы немного эмоциональную и эстетическую сущности, то это приведет к глубокому пониманию авторского видения и идейно-художественного содержания произведения.

Если в средних классах ученики с логическим складом мышления явно проигрывают таким себе открыто эмоциональным школьникам, то об учащихся старших классов этого сказать нельзя. Первые (с логическим складом) подходят к чувству через размышления, через осмысление авторской мысли, которая рождает в них эмоции, и это позволяет им воспринимать красоту художественного слова.

В эмоциональных по восприятию школьников наоборот, переживание, эстетическое удовольствие порождает мысль.

В старших классах значительно усиливается также дифференциация учащихся одного класса. Ярко проявляют себя те, кто хочет заниматься литературой в дальнейшей жизни.

От учителя в старших классах требуется высокая литературоведческая культура, культура анализа, дифференцированный подход к разным группам школьников, умение щадить самолюбие школьников, а одновременно требуется воспитать в них самооценку и пробуждать любовь к искусству.

Учителю важно знать, какие психологические особенности характерны для учащихся разных возрастных групп. Это позволяет ему умело, тактично руководить процессом литературного роста своих подопечных.


Литература:

1. Гаврилов П. Обзорные темы на уроках украинской литературы в старших классах.-К., 1980.

2. Пасечник Есть. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях. - К., 2000. - С. 186-201.

3. Программы средней общеобразовательной школы. Украинская литература для школ с украинским и русским языками обучения. - К., 1991-2002.

4. Маткобожик М. Попытка блочного изучения литературы // Творчество в. Стефаника и м. черемшины // УМЛШ. - 1989. - №2. - С. 22-24.

5. Хропко П., Гуляк А. Украинская литература конца XIX - нач. XX вв.: / Материал к изучению обзорной темы в 10 кл. // УМЛШ. - 1991. - №1. - с.23-27.

6. Шаповалова Есть. Начало урока при изучении биографии писателя // УМЛШ. - 1982. - №6. - С. 36-39.

7. Сташкив В. "Взяли они в жизни пути колючие": Как совершенствовать урок по изучению биографии писателя // Дивослово. - 1992. - №5-6. - С. 36-41.

8. Филиппова Н. Варианты урока изучения биографии писателя // Дивослово. -1999.- №5.-С.32-34.

9. Бойко М. Изучение биографии писателя // УМЛШ. - 1974. - №6. - С.44-53.

10. Ю.Хропко П. Литературный процесс 40-60-х годов XIX века: Материал к изучению обзорной темы в 8-9-м классах // УМЛШ. - 1989. - №1. - С.24-32.

11. Хропко П. Становление новой украинской литературы: обзорная лекция в 8 кл.// УМЛШ. - 1987. - №10. - С.27-33.

12. Пасечник Е., Постоловська Н. Принципы и источники изучения жизненного пути писателя // УМЛШ. - 1974. -№11.- С.27-35.

13. Свердан М. Три варианта одного урока: изучение биографии Ивана Франко // УМЛШ. - 1986. - №5. - С. 65-71.

14. Неделько В. Методика преподавания украинской литературы в средней школе.