Статья
Литературный процесс
Литературный процесс. Эстетические и общественные факторы его развития. Стиль. Литературное направление. Художественный (творческий) метод. Характерные признаки барокко, классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, натурализма. Виды реализма. Соцреализм. Другие методы в художественной практике украинской литературы. Модернизм. Постмодерн.
Под литературным процессом чаще всего понимают сложное развитие художественной литературы, закономерности которого изучаются историей литературы и литературной критикой (элементами его являются художественные методы, направления, стили, школы, типы творчества, жанры и т.д.). Однако, литературный процесс не всегда равна литературном развитии (постепенные) (не правомерно говорить о „кращість" или „гіршість" барокко или классицизма, реализма или романтизма и т.д.).
Изменение тех или иных художественных явлений (прежде всего художественных направлений, как упорядоченных литературных тенденций, которые появились примерно в одно и то же время) в силу амбівалентної природы самой литературы (и искусства в целом) зависит от интра- (втнутрішньо-) и экстра-(вне-)эстетических факторов. Екстралітературним (общественным) фактором является мировоззрение, тот методологический фундамент, который порождает определенную концепцию действительности, определенный способ ее познания, понимание общественно-исторических закономерностей, место человека в обществе и Вселенной, а также идейные убеждения.
Так или иначе связаны с общественным эстетические факторы (факторы). К ним относят: 1) поэтику как систему более-менее нормативных правил, которые выросли на философском фундаменте того или иного литературного направления и непосредственно связанные с литературным творчеством; 2) общность мотивов, тем, идей, образов, сюжетных схем, которые преобладают в определенном литературном направление и 3) совокупность художественных средств, регулируемых поэтикой литературного направления.
Стиль писателя зависит прежде всего от ідіолекту (от греческих слов - свой разговор, говор, наречие), то есть от совокупности индивидуальных черт речи определенного человека, которая обусловлена национальностью, местом жительства, возрастом, профессией, социальным положением и т.д. Авторская своеобразие в использовании языковых средств создает индивидуальный стиль (ідіостиль) писателя.
Вообще под стилем (с латинского - грифель для писания) понимают совокупность признаков, которые характеризуют произведения определенного времени, направления, индивидуальной манерой писателя. Стиль, следовательно, понимают как синоним искусного направления или течения. Но чаще этим термином обозначают авторскую, индивидуальную манеру письма, или ідіостиль. Стиль писателя - это совокупность особенностей его творчества, которыми его произведения отличаются от произведений других художников. Совокупность зображально-выразительных средств писателя тогда дает эффект, когда закономерно сочетается в художественно мотивированную систему, обусловленную индивидуальностью художника. К стилевым факторов относят: мировоззрение и мироощущение (образное мышление) писателя, тематику и проблематику, которая его занимает, законы и нормы избранного им жанра. Носителями стиля выступают элементы формы художественного произведения (от композиции до языковых выразительных форм). Исследуя стиль определенного писателя, выделяют стилевую доминанту. Имея стилевое „лицо", писатель с каждым произведением видоизменяет его, поскольку меняется тематика и проблематика (иногда - идеология), которые тоже являются стилетворчими факторами86.
Гносеологический потенциал стиля, художественного языка вообще, метко характеризует Хосе Ортега-и-Гасет, написав: „Я" каждого поэта - это новый словарь, новый язык, через которую он дарит нам предметы... неизвестные ранее"87.
К того или иного литературного направления относят писателей, имеющих общие принципы художественного изображения, эстетические идеалы и вкусы (то есть, общий художественный метод). Самыми выдающимися в истории литературы Нового времени литературными направлениями и одновременно художественными методами и стилями) есть барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм.
Барокко (с итальянского - странный, вычурный) литературный (искусный направление), который пришел на смену Возрождению. Продолжался от середины XVI до начала XVIII века. Расцвет в Украине - XVII-XVIII вв. Литература барокко витворювала собственный контрастный мир, целью которого было поразить читателя. Отсюда - усложненная художественная форма, специфические стихи: акростихи, мезостихи, фигурные стихи, буриме и т.д. Произведения характеризуются сочетанием религиозных и светских мотивов, образов, антиномічністю, поездом до гипербол, антитез, алегоричністю, символизмом, емблематичністю, монументальностью, сочетанием фантастики с реальностью, мотивами мира-лабиринта, мира-театра, Хаоса, космизма, всеохватности бытия и т.д. Виднейшие представители: П. Кальдерон (Испания), Д. Марино и Т. Тассо (Италия), Г. Гріммельсхаузен (Германия) и др. Немало украинских писателей писали в барочном стиле: Мелетий Смотрицкий, Кирилл Транквилион, Лазарь Баранович, Иван Величковский, Ионикий Галятовский, Радивиловский, наконец Григорий Сковорода. Элементы всех стилей барокко („высокого", „среднего" и „нижнего") наблюдаем и в более поздних временах в творчестве И. Котляревского, Т. Шевченко, П. Тычины, Есть. Плужника, М. Хвылевого, А. Довженко, И. Драча, В. Стуса, В. Шевчука и др.
Класисицизм пришел на смену барокко и как остальные художественных направлений продолжался в разных странах по-разному: от XVI до начала XIX вв. Классицизм, ориентировался на античную литературу, имел достаточно строгие теоретические предписания (главные теоретики - Же. Шаплен и Н. Буало): закон „трех единств" (действия, времени и места) для драмы, неодмінність победы долга над чувством у главного героя, ясная и чистая речь, четкое разделение жанров на „высокие" (трагедия, ода, эпопея) и „низкие" (комедия, басня, сатира). Тематика „высоких" жанров - это важные вопросы общественной жизни на основе античных и исторических сюжетов и т.п. В основе классицизма лежала идеалистическая философия Декарта, преимущество рацио (ума) в образотворенні, риторичность. До практиков классицизма относят П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.-Б. Мольера, Ф. де Ларошфуко, Ж. де Лафонтена и др. В украинской литературе этот художественный метод до конца не сформировался (в силу исторических причин). Элементы классицизма находим у Феофана Прокоповича, Ивана Некрашевича, И. Котляревского, П. Гулака-Артемовского, позже (как неоклассицизм) - в творчестве неоклассиков (Г. Зеров, П. Филипович, М. Драй-Хмара, М. Рыльский, О. Бургардт (Ю. Клен)) и писателей-националистов (Есть. Маланюка, О. Ольжича, Н. Королевы и др.).
Как реакция на рационализм классицизма, его строгую нормативность, со второй половины XVIII в. начал утверждаться сентиментализм (с французского - чувства, чувственность, чувствительность). Это литературное направление, получивший свое название от произведения английского писателя Л. Стерна „Сентиментальное путешествие", продолжался до начала XIX ст. Сентиментализм утверждал чувственную, иррациональную стихию в художественном творчестве. Стоимостным считался тот художественное произведение, который мог тронуть душу человека. В отличие от классицистических (чиновников, аристократов, царей, исторических лиц и т.п.) сентиментализм утверждал других героев. Это интеллигенты, ремесленники, но прежде всего - идеализированные крестьяне. Усиливается внимание писателей к природе, семейной жизни, активно используется художественная форма дневников, мемуаров, писем, исповедей и т.д. Галерею благородных, мечтательных, душевно замилуваних, морально целомудренных персонажей, олицетворявших идеализированную душу простонародья (украинского крестьянина) представлен в повестях Г. Квитки-Основьяненко. Элементы сентиментализма прослеживаются в творчестве И. Котляревского, Есть. Гребенки, Ю. Федьковича, П. Грабовского т.д. Классическими образцами сентиментализма считают произведения С. Ричардсона,
Романтизм в мировой литературе сформировался в конце XVIII - начале XIX в., в украинской литературе - на рубеже 20-х - 30-х годов XIX ст. Идеологически романтизм отрицал рационализм просвещения, эстетически - классицизм и сентиментализм. В основе романтизма лежали две основные идеи: национально-освободительной борьбы и индивидуализма. Первая более характерна романтизмові порабощенных народов (как в украинском или польском), вторая - независимых народов (англичанам, французам, немцам, американцам и т.д.). К основным чертам романтизма относят: идеализм в философии, историзм, апологию (защиту) личности, неприятие обыденности, возвеличивание „жизни духа" - искусства, религии, философии), культ чувств, увлечение фольклором, интерес к фантастике, экзотических картин природы и др.
Романтизм отвергает рационалистическую регламентацию в искусстве, более всего ценится творческая свобода художника, его фантазия. Художественный мир романтических произведений строится по принципу изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Романтический герой наделен сильным характером, часто это - бунтовщик, который стоит над своим окружением, отрицает нормы деградированного общества. Любимые темы романтиков: героическое прошлое родного народа, природа и человек, любовь, творческое вдохновение, необыкновенные психические переживания и др. Развивались жанры исторического романа и драмы, лиро-эпической поемпи, баллады, романса, песни. Чрезвычайно большим становится влияние народного творчества на поэтику романтизма.
Черты романтизма находят в творчестве Шекспира, Гете, а также других писателей предыдущих эпох, однако до основных представителей этого художественного направления относят: Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли, В. Гюго, Ф. Шатобриана, А. Мюссе, Г. Клейста, Э.-Т.-А. Гофмана, Ф. Купера, Э. По, А. Мицкевича, Ю. Лермонтова и др. Романтический метод, в основе которого чаще всего лежала национальная идея, использовало и немало украинских писателей на протяжении всего XIX ст.: И. Срезневский, М. Шашкевич, М. Устиянович, Т. Шевченко, П. Кулиш, М. Костомаров, М. Максимович, А. Стороженко, Ю. Федькович и др. В конце XIX и начале XX в. романтические идеи по-новому зазвучали в мировой литературе. Их утверждение обозначили термином „неоромантизм". В европейских литературах к нему относят Гауптмана, Г. Ибсена, М. Метерлинка и др., в украинской - Лесю Украинку, представителей „расстрелянного возрождения" (А. Влызько, Ю. Яновский, М. Волновой), „пражской школы" (Ю. Липа, О. Ольжич, О. Телига и др.), а также О. Довженко, М. Стельмаха, М. Винграновского, Г. Лубкивского, В. Герасимюка и др. Идейно-эстетические возможности романтизма не исчерпан до сих пор.
Реализм (с латинского - вещественный, действительный) развился с начала 30-х годов XIX в. во Франции. Этот художественный метод предполагает, помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах. Вместо интуитивно-чувственного восприятия на первое место выдвигается познавательно-аналитическое начало: литература как средство познания действительности. Писатели пытаются достичь объективности и непосредственной достоверности отображения, последовательно придерживаться міметичних принципов (художественное воспроизведение жизни в формах самой жизни). Реалисты стремились обрисовать жизнь во всех его проявлениях: взлеты и падения человеческой души, семейные отношения, производственные, общественные, моральные проблемы и т.д. Жанровое разнообразие в реализме.
Значение философии позитивизма, а также естественных и общественных наук для развития реализма. Формирование черт реализма прослеживают еще с Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения. Различают „мифологический" реализм, ренессансный, бытовой, этнографический, просветительский, критический, „тенденциозный", неореализм, натурализм, соцреализм и т.д.
Мировые классики реализма: Филдинг, Бомарше, Диккенс, О. де Бальзак, В. Теккерей, Ф. Достоевский, Л. Толстой и т.д.
Украинский реализм (в большей или меньшей степени) представляют: Т. Шевченко, Марко Вовчок, А. Свидницкий, И. Нечуй-Левицкий, М. Драгоманов, Б. Гринченко, Панас Мирный, А. Конисский, И. Франко и др.
Одной из найортодоксальніших течений реализма как направления стал натурализм (с латинского - природа). Этот художественный метод сформировался в 70-х гг. XIX ст. Его основным теоретиком и практиком стал французский писатель Эмиль Золя. В основе творчества писателей-натуралистов (брать Гонкури, Ги де Мопассан, Г. Кретцер, Г. Гауптман, Г. Ибсен, С. Крейн, Ф. Норрис и др.) лежит философия позитивизма. Натуралисты ставили себе за цель описания полной, исчерпывающей, по-научному объективной и правдивой картины мира. Однако, их произведения стали „клиническим документом", историей наследственной болезни, протоколом судебной экспертизы. Эстетика натурализма основывалась на принципах биологизма и фотографізму: увлечение физиологией человека маскировало истинные причины социального и национального зла, а попытка создать по-научному точное и правдивое изображение приводило к захваченного изображения в произведении мельчайших деталей обстановки, пейзажа, преимущественно статической натуры. Идеи натурализма так или иначе использовались и в литературе XX в. В украинской литературе черты натурализма больше всего проявились В творчестве В. Винниченко и постмодернистов.
Отдельно следует сказать о соцреализм, модернизм и постмодерн как методы, которые использовались (или используются) украинской литературой.
Во времена российской коммунистической оккупации начал утверждаться (с 30-х годов) социалистический реализм (соцреализм). Его трактовали как „самый передовой... художественный метод, суть которого заключается в социалистически осознанному, правдивом, исторически конкретном изображении действительности в ее революционном развитии", а цель этого метода определяли как „воспитание нового человека, которая гармонично сочетает в себе идейное богатство, душевную красоту и физическое совершенство, активно борется за построение коммунистического общества"88. На самом деле соцреализм представляет собой псевдохудожній политический метод в советской литературе, целью которого было фальсифицировать действительность в интересах коммунистической партии. Показательна по этому поводу есть тезис В. Ленина о литературе, как о „колесико и винтик загальнопролетарської дела". Не случайно А. Сенявский дал такое „определение" соцреализма: „напівкласичне напівмистецтво не очень не социалистического реализма". Соцреализм утверждался компартией в литературах всех порабощенных народов советской империи с целью их быстрой денаціналізації и дегуманизации. Классиками соцреализма можно считать М. Бажана, позднего П. Шест, А. Довженко, Ю. Смолича, А. Гончара и др.
Термин модернизм (с французского - современный, новейший) употребляют для обозначения целого ряда искусных тенденций и движений (преимущественно нереалистичных), которые формировались в конце XIX - начале XX вв.: символизм, экспрессионизм, импрессионизм, декадентство, футуризм, сюрреализм, акмеизм, кубизм, абстракционизм, дадаизм, авангардизм и др. Теоретическим базисом для модернизма стали идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля, С. Фрейда, и др. Модернисты отстаивали поэзию как высшую форму знания, приоритет предоставляли эстетической идеи, их интересовали темы: кризиса человеческих ценностей, изоляции человека, ощущение абсурдности существования отдельного индивида, постуляція (утверждения) нового гуманизма, поиски утраченного времени и гармонии, иногда - эстетизация безобразного (декаденнтство) или деестетизація, размывание искусства (как в футуризмі или авангардизме) и т.п. На уровне художественной формы - это внутренний монолог, „поток сознания", ассоциативный монтаж, усложненная метафоричность, верлибр и т.д. К модернистов причисляют Ш. Бодлера, А. Рембо, С. Малларме, Э. Верхарн, А. Уайльда, Р.-М. Рильке, Дж. Джойса, Ф. Кафку, Т. С. Элиота, М. Пруста, А. Камю, С. Беккета и др.
Отечественный модернизм имел немало специфических черт. И прежде всего его отличала двойная идеологическая ориентация: 1) „на сохранение национально-народной идентичности" и 2) на „просветительский гуманизм" характерен для европейского модерну89. Националистические идеи и идеалы, таким образом, часто сосуществовали с идеями демолиберализма (с его космополитизмом), социализма (с его интернационализмом), феминизма и т.д.
В украинской литературе начала XX в. кроме неоклассицизма и неоромантизма, больше всего развились стилевые течения символизма (А. Кобылянская, А. Крымский, А. Плющ, О. Олесь, М. Вороной, П. Крманський и др.), экспрессионизма (В. Стефаник), импрессионизма (Г. Коцюбинский), неореализма (В. Винниченко, М. Чернявский, С. Васильченко, Б. Лепкий), футуризма (Г. Семенко, Г. Шкурупий, ранний М. Бажан) и др.
Прямым продолжателем крайних проявлений космополитического модернизма (таких, как футуризм, сюрреализм, абстракционизм и т.д.), которые разрушали художественный образ, влекли его деструкция - распад на отдельные детали, лишенные конкретного жизненного содержания и др. стал постмодернизм (постмодерн), массовое утверждение которого литературах Запада началось с середины XX в. Постмодернизм рассматривают как псевдохудожній метод, который фальсифицирует действительность, разрушая все коллективные идентичности индивида (в том числе национальную и эстетическую), формирует денационализированного индивида, маргинала, янычара и манкурта, во имя утверждения космополитических идей демолиберального общества. До теоретиков и практиков постмодерна относят Г. Барта, Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко, Же. Деріду, Л. Витгенштейна и др. Эстетика постмодерна утверждает в основном антихудожественные идеалы: релятивным эклектизм (произведением искусством может стать любой предмет от банки пива до прожженного бумаги), деструкцию (знишення художественного произведения достигается механическим сочетанием в нем явлений искусных и немистецьких: кича, геппенінгу, протокола, научного исследования, мата и т.д и все это во имя „разрушение всех и любых рамок, перегородок, границ"), деконструкции (сознательное нивелирование бинарных оппозиций: добро/зло, высокое/низкое, искусство/антиискусство, мужское/женское и т.п.), самовыражение за любую цену и ін.90
Австрийский искусствовед Г. Зедльмайр так оценивал так называемое современное „искусство": „Ночное, тревожное, болезненное, ущербное, гниющее, отвратительное, искаженное, грубое, непристойное, извращенное, механическое и машинное - все эти регистры, атрибуты и аспекты бесчеловечного овладевают человеком и его ближайшим миром, ее природой и всеми ее представлениями. Они ведут человека к распаду, превращают ее в автомат, химеру, гола маску, труп, призрак, на блощицеподібну насекомое, выставляют ее на показ грубой, жестокой, вульгарной, непристойной, монстром, машиноподібною существом"91.
В украинской литературе постмодернизм представлен писателями: нью-йоркской группой (Е. Анрієвська, Ю. Тарнавский, Бы. Рубчак, Г. Бабовал и др.), литературными группировками Бу-Ба-Бу, „Пропала грамота". „Новая дегенерация", „Западный ветер", „500": И. Андрусяк, Ю. Андрухович, С. Жадан, А. Желваки, А. Забужко, Ю. Издрик, О. Иранец, В. Кожелянко, Есть. Кононенко, О. Лышега, К. Москалец, В. Неборак, Г. Пагутяк, и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андросов С. М. Модус национальной идентичности: Львовский текст 30-х годов ХХ ст.- Тернополь-Львов, 2001.- 340 с.
2. Антология мировой литературно-критической мысли ХХ века. / За ред. М. Зубрицкой.- Львов, 1996.
3. Барт Р. Две критики // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.- М.: Прогресс, Универс, 1994.- С. 262-268.
4. Бахтин М. М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1986.- С. 355-380 с.
5. Башляр Г. Предисловие к книге „Воздух и сны" // Вопросы философии.- 1987.- No 5.- С. 109-112.
6. Башляр Г. Предисловие к книге „Поэтика пространства" // Вопросы философии.- 1987.- No 5.- С. 113-121.
7. Бгабга Г. Націєрозповідність (предисловие к книге „Нация и повествование") // Антология мировой литературно-критической мысли...- С. 559-561.
8. Бердяев Н. Национальность и человечество // Современность.- 1993.- No 1.- С. 154-157.
9. Введение в литературоведение / Под. ред. Г. Н. Поспелова.- М., 1983.
10. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. "Чернець " - монах.- М., 2000.
11. Галич А., Назарец В., Васильев Является. Теория литературы: Учебник.- К., 2001.
|
|