Статья
Язык - это характер и духовная мощь народа
В древности внимание многих народов привлекало вопрос: чей язык древнее? Ведь древнейшая язык относится и древнейшему народу. А какой народ не хотел бы себе такой чести ? считаться древнейшим? Поэтому и пытался доказать первородство своего рода - племени тот или иной правитель.
Совершая далекие путешествия, знакомясь с новыми краями и тамошними языками, люди заметили странное сходство между словами разных, даже территориально отдаленных языков. Откуда бы она взялась? Не иначе как эти языки - дальние потомки какой-то матери - праязыка. Она не принадлежала ни одному из известных народов и не зафиксирована ни в одной памятке . Новая идея захватила ученых: исследовать соответствия между отдельными языками и на их основе реконструировать прамову.Факт ее существования в древности был несомненно.
Да и эта реконструированная речь была не самым первым языком человечества, а потомком еще более древней. Закономерно возникает вопрос: когда же впервые зазвучала на земле человеческая речь, как появилась и какой была? Вопрос не менее древнее, как и проблема первородства. Одни считали, что язык заложен в человеке от рождения, как, скажем, способность есть, видеть, слышать и т.д. По мнению других, досталась она людям от какой гениальной существа, что ее создала. Немаловажная роль приписывалась и знаменитом Адаму, что его якобы первого Бог научил говорить, а от него уже эту способность переняли и другие люди. Были и такие, которые придерживались мнения, якобы вещи появляются на свет с их названиями.
На заре цивилизации люди еще не задумывались по - настоящему над происхождением языка. И постепенно появлялись проблески научной мысли, а с ними - новые поиски и утверждение, верны и ошибочны.
Речь развивалась вместе с сознанием, одна не могла быть без другой. Люди стали людьми, как начали действовать не инстинктивно, в отличие от их далеких предков, а сознательно - понимая и думая. А с развитием мышления развивалась и речь, что выражала мысли. Язык - это и есть озвученная мысль.
Как правило, чтобы озвучить , то есть высказать мнение, надо, чтобы кто-то ее слушал и понимал. Это возможно только в человеческом коллективе, который живет несравненно более сложной жизнью, чем животное стадо.
Сознание не могла возникнуть сама по себе, независимо ни от чего. Дикие обитатели леса, даже объединены в стада, хорошо обходятся и без сознания, достаточно с них инстинктов. Однако уже первые человеческие общины жили не так, как стадные существа, их объединяла совместная работа - они совместно охотились, вместе строили жилье, совместно преодолевали всевозможные трудности. И, понятное дело, пользовались при этом первыми каменными или деревянными орудиями, которые сами же и изготавливали. Для объединенных действий нужно было взаимопонимание - гораздо шире и конкретнее, чем это бывает у животных. В таких условиях уже нельзя было обойтись инстинктами - мавполюди поднялись на высшую ступень развития, ознаменован зарождением сознания и языка.
Итак, сознание стало развиваться вместе с развитием общественной праці.Власне, труд и создала человека, она изменила ее внешний вид, ее мозг. В труде родилась и язык - важнейшее средство человеческого общения.
Какой именно была речь первобытных людей, трудно сказать. Об этом можно только догадываться. Видимо, она как-то обходилась и без падежей, и без глагольных видов или способов, может даже, тогда не отличались существительные от глаголов или прилагательных. К ней, спрятанной в глубокой древности, нет слідів.Кістяк ихтиозавра или мамонта можно выкопать из глубин земли, а речь первобытных людей отзвучала и исчезла навеки бесследно. Одно лишь ясно, что речь эта была чрезвычайно примитивна, не похожа ни на одну из современных развитых языков. Кое-что по этому поводу можно узнать, ознакомившись с языками где-либо племен, кое-где еще сохранились в глухих уголках Землі.Відомо, например, что жители острова Тасмании несостоятельны своим языком выразить даже таких общих понятий, как твердый, мягкий, холодный, теплый, длинный,
краткое т.д. Каждое из этих определений, не имея «своего» слова, употребляется только разам с названием какого-то предмета. Когда, например, нужно указать на что-то твердое, к названию предмета добавляют слово камень, потому что он означает
твердость.
Прошло много тысячелетий, пока в постоянных совместных усилиях мысли и мышц человечество поднялось к вершинам цивілізації.Ці усилия не остались напрасными и для мови.Вони отразились в ней в виде стройной системы, четких грамматических форм, богатства и многообразие словарного состава - тех лучших качеств, которыми теперь отмечаются самые развитые языки мира. Всем, что человек знает, чем живет, своим разнообразным духовным миром она обязана прежде языке - вечном и невіддільному спутниковые человечества во всех проявлениях его духовной жизни.
Подавляющее большинство слов в каждом языке образуется от других, а те часто - еще от других. Где же берутся начальные слова, что оставляют по себе потомков?
Когда-то, с незапамятных времен, жил на просторах какого края неизвестный кочевой народ, веками пас свои стада, перебираясь с места на место. Далеко не безмятежной была жизнь пастухов. Нелегкую борьбу приходилось вести им с природой. А тут еще воинственные соседи не раз давали волю своим злым намерениям. И не было единого организованного жизни у этого народа. Одни племена его, переходя на другие места, сливались с соседними ;
другие, наоборот, відособлювалися. Так разбрелись бывшие родственники в разные стороны, и каждое племя стало жить другой жизнью, кому как суждено, забыв свою прародину. Только речь каждого нового племени сохраняла неизвестную никому тайну его происхождения.
И в этих новообразованных народов она уже не была однаковою.Правду говоря, не была она одинаковой и для того пранароду в сутки, когда он еще сохранял свое единство. Итак, ученые, называя ее прамовою совершенно не представляют эту праязыке чем-то единым и неизменным. Как и любой язык, она имела свои разновидности, свои, присущие ей, диалектные особенности. Это была ни староіндійська язык, ни латинский, ни готская, ни какая другая. Но она в какой-то степени похожа на них, ведь они вышли из ее лона.Цю язык ученые назвали праіндоєвропейською, ибо от нее происходит много европейских, а также индийская языка.
Вот в какие далекие уголки Земли разбросала судьба единый некогда народ. И теперь почти нет в мире языков, не знали бы, какого они рода-племени и которых нет родственников. Тайну их происхождения раскрыто.
Было в истории языков и такое. Казалось бы, навеки забытая речь, ибо не звучала на протяжении многих веков, и вдруг возрождается. Так произошло с еврейским языком, івритом.Так, чехи когда-то, во времена господства Габсбургов , страдали от насильственного онемечивания. В Ирландии после завоевания ее Англией было запрещено под угрозой смертной казни разговаривать на ирландском языке.
Не стелилась зеленая улица и перед украинским языком. В царской России запрещалось даже ставить вопрос о введении украинского языка в школах и литературе или любых сферах общественной жизни. В 1863 году появился циркуляр министра внутренних дел России П.Валуєва, по которым издание украинских книг резко обмежувалось.А какое же духовное развитие без родного печатного слова, на чужом языке ? Эмский акт 1876 года (подписан Александром II в немецком городе Эмсе) вообще ставил перед украинской культурой глухую стену. За этим актом вовсе запрещалось печатать любую литературу на украинском языке или завозить ее из-за кордону.Не разрешались даже театральные представления языке народа. Гонения на украинский язык в Российской империи происходило и раньше - когда Украина оказалась под властью России в XVII в.
На защиту родного языка стали украинские ученые, прогрессивные деятели. Поэт
О. олесь с горечью и болью писал:
О слово родное! Орел закован!
Чужакам брошенное на смех!
Певчий гром родителей моих
Детьми беспамятно забыт.
Только родная речь могла спасти народ от духовного уничтожения. Т.Шевченко отвратил от украинцев такую долю.Своїми произведениями поэт воздвиг заслон указам царских министров, которые стремились создать єдиномовну российскую державу от моря до моря.А когда в созвездии имен литературной славы появились и имена новых украинских писателей, еще сильнее укрепила свои позиции русский язык, раскрыла свое богатство и силу. Марко Вовчок, п. кулиш, иван Франко, Леся Украинка, м. Коцюбинский, Панас Мирный, о. кобылянская, Нечуй-Левицкий, в. Стефаник, Васильченко, о. олесь и еще много-много других ? это уже непреодолимая духовная крепость.
Немецкий поэт XIX в. Ф.Боденштерт, который путешествовал по Украине, подносит ее наивысшее среди славянских сестер. « Украинский язык, - пишет он, - самый мелодичный и найголосніша между всеми славянскими языками, с большими музыкальными можливостями.Ніде дух народной поэзии не отбивался настолько выразительно и солнечно, как он отразился в песнях украинских ».
Язык - это характер и духовная мощь народу.Саме он дает ей силу и красоту. В своих песнях он творит образцы непревзойденной поэзии, а его ґенії и таланты высоко поднимают авторитет родного слова, вплетая в венок своей культуры самые красивые розы.
Она одна у нас такая ?
Как верная сабля в Сера
И как надежда у Богдана,
Как веры праведная рука...
И сердца, и небес достанет.
Без языка в мире нас ? нет !
А титульную страницу сделайте себе сами!!!!!
|
|