Статья
Языково-культурное поле Восточной Украины
Общенациональная идеология
Это важнейший фактор консолидации общества и наиболее устойчивый во времени (на столетия), мощный и всеобъемлющий фактор социальной, политической и культурной интеграции. Следует констатировать, что, к сожалению, еще и сегодня нет четко сформулированной национальной идеи - одни ее понимают как государствообразующей, другие - как идею украинской культуры, третьи - как идею восстановления мощи Украины-Руси [3]. Если ставить перед собой цель дать формулу национальной идеи, то справедливо пользоваться теми конструктами, которые уже "сработали". Как правило, такие формулы содержат в себе ряд подтекстов, перебрасывают мостик "прошлое-будущее", отвечают глубинным чаяниям всех - от лидеров нации и регионов до простых тружеников. Среди таких апробированных в Украине формул в начале 1990-х была идея духовно и материально богатой нации - она отодвигает на задний план вопрос "социализм или капитализм?", не является враждебной для неукраинцев, и в результате консолидирует всех граждан Украины. Похоже именно эта идея сработала в 1991 году и Восточная Украина, промышленный Донбасс выступили как наиболее консолидирующая и государственная общность, проголосовав на уровне 93% за независимость Украины. Причем именно шахтеры Донбасса стали едва ли не самыми активными и уже вполне однозначно - найорганізованішими - оппонентами советского режима.
Общенациональная идеология - это взаємоврахування интересов различных сил общества. В украинских реалиях - это взаємоврахування интересов Востока и Запада. Интересно, что еще перед распадом Союза в литературе появилась почти пророческое сказание о двух лидеров русскоязычного схидняка-шахтера и украиноязычного західняка, которые нашли общий язык и дали начало радикальным изменениям в Украине. Были факты такого понимания и в жизни. Так во время "бархатной революции" 1990-х годов шахтерские стачкомы Донбасса вместе с первой украинской массовой общественно-политической организацией - Обществом украинского языка, точнее его Донецким филиалом вместе выступали за возрождение украинской школы в Донецке (копия соответствующего письма в республиканские, областные, городские властные структуры и прессы помещенная в книге [4]). То есть на началах возрожденного Украинского государства настроении национально-демократических и рабочих движений региона Донбасса коррелировали в принципиальных вопросах, что создавало хорошую почву для дальнейших інтеґративних процессов. К сожалению этот деликатный процесс не получил развития - ему помешали и внутрипартийные распри, разделения молодых украинских партий популярных среди рабочих Востока (в частности в Республиканской партии образца 1990-х), и акцентацию Движения на языково-культурных проблемах, в то время как социально-экономические отодвигались на второй план. В рабочих движений Донбасса наоборот - программными доминировали социально-экономические вопросы. Попытки сближения позиций путем перестройки самого Движения были утрачены в середине 1990-х годов. Вспомним хотя бы предложение Д.павлычко о сочетание элит в Движении, которая не прошла на партийном съезде Движения, вследствие чего Л.Кравчук его покинул. Предложение, выдвинутое дончанами-руховцами в 1996 г. относительно новой кадровой политики с опорой на авторитетных профессионалов из региона, новой программы Движения с увеличением веса социально-экономических факторов, тоже не прошла (на совещании в Киеве присутствовали В.чорновил, В.Черняк, В.Коваль и др., от Донецка - В.белецкий), что обусловило дальнейшее віддаляння национал-демократов Движения от рабочих движений и региона промышленного Востока. То есть процессы дезінтеґрації и попытки интеграции "Восток-Запад" шли давно. Следовательно, интеграция регионов возможна на почве сочетание в одно целое "романтизма" Запада Украины и "прагматизма" Востока. Это сочетание воплощается в простой и общепонятной формуле: "Украина - наш дом" или "Украина - наш дом, а Киев - мать городов русских". Против такой формулы нет оговорок ни на Западе, ни на Востоке. Образ общего "украинского дома" имеет государственно-созидательный наполнения, упоминание о первоначале Киева (Киевской Руси) - консолидирующая как в ретроспективном, так и перспективном плане.
Лидеры
За времена Советской Украины только один донбасівець - Александр Ляшко занимал высокую должность премьер-министра Украины. Он оставил по себе добрую славу и как специалиста, и как честного, справедливого человека (о чем, кстати, свидетельствуют три тома его воспоминаний). Вторая попытка выдвинуть общенационального лидера из Донбасса была менее удачной, о чем свидетельствуют "три-туру" украинские выборы Президента, о которых узнал весь мир. Виктор Янукович, который тоже был премьером Украины, а до того - губернатором Донетчины, не смог стать общенациональным лидером; фальсификации 2-го тура признаны Верховным Судом, команда этого кандидата практически распалась после выхода из нее ведущих специалистов, хотя электорат на Востоке Украины еще остается (на который серьезно посягают вчерашние "единомышленники" - Витренко, Кушнарев, Васильев и др.). Эти события не имели бы таких негативных последствий для региона Донбасса, если бы не использование донбассовцев в грязных избирательных технологиях. Если раньше о "донецких" чаще всего говорили как о шахтеров и металлургов, то после премьерства В.Януковича и наводораживания Киева сомнительными донецкими "авторитетами", после грязных выборов, где трудовой Донбасс использовали с вполне определенной целью, "донецкие" понимаются совсем иначе. Следовательно, в этой области, - выдвижение общенационального лидера, - Донбасс скорее потерял свою інтеґраційну функцию в процессах, чем приобрел.
Культурная интеграция
Украины играет первостепенное значение в современных процессах. Понимая ценность и многомерность пространства понятия "культура" сосредоточимся на анализе лишь некоторых факторов, которые существенно влияют на процессы, а именно: язык, система ценностей, духовная сфера, общенациональные деятели культуры, информационное пространство. Речь. Несмотря на мощные консолидационные свойства языка как такового [5], на Востоке Украины языковой фактор сегодня более разъединяющий, чем объединяющий. Собственно, если мы говорим о востоке Украины в інтеґративних процессах и о языковой фактор как объединительный, то стоит определиться - об объединении на основе которых языковых преференций говорится - на основе только украинской, только русского языка или реального двуязычия. В Украине в целом, как известно, существует несколько языково-культурных регионов - преимущественно украиноязычный Запад (Волынская, Ровенская, Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Закарпатская и Черновицкая области), преимущественно русскоязычный Восток (Харьковская, Донецкая и Луганская области) и Юг (Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская области и АР Крым) и двуязычный Центр: Запад Центра (Хмельницкая, Житомирская, Винницкая, Кировоградская, Черкасская, Киевская области и г. Киев), Восток Центра (Днепропетровская, Полтавская, Сумская и Черниговская области). При этом сфера употребления украинского языка нестабильная - после расширения в начале 1990-х годов сейчас она сокращается, и, соответственно, уменьшаются потенциальные интеграционные возможности украинского языка. Если в 1989 г. в УССР были украиноязычными 55-57% [6] то по данным Киевского международного института социологии уже в 1994 г. русскоязычные составляли 44-47%, русскоязычные - 53-56% [7]. По состоянию на 2003 г. по данным известного исследователя В.Радчука (Киев) соотношение языково-этнических групп в процентах по регионам было такое:
Языково-этнические группы Запад Запад Центр Восток Центра Пол - день Восток Взрослые целом
Украиноязычные украинцы 91,7 59,3 30,8 5,3 3,6 38,5
Суржикомовні украинцы 1,5 13,0 20,6 11,3 8,3 10,7
Русскоязычные украинцы 1,3 17,2 33,5 40,0 48,6 28,0
Русскоязычные россияне 1,5 5,8 11,1 31,3 16,9 34,1
Другие 4,0 4,7 4,0 12,2 5,4 6,0
По другим данным, которые приводит директор Центра социальных и политических исследований "Социс" Наталья Погорела, украинский язык как удобную называют 2,64% респондентов Донетчины и 2,82% Луганщины против 92-99% на Западе Украины и 16-19% в Харькове и Киеве. Ниже процент имеем только в Крыму - 1,39% (http://dialogs.org.ua/ru/material/full/2/1332) Как видим, языковой контраст Восток-Запад очень существенный. Есть попытки изменить эту ситуацию? Есть. Скажем, в 2004-2005 учебном году статус украиноязычного на Донетчине имеют: 661 заведение дошкольного воспитания (что составляет 56,7%); 612 школ, что составляет 53,4% (в 1991 было 100 малых сельских школ), государственном языке обучаются 26% то есть 113750 учащихся (в 1991 г. было всего 3%); 13 профессионально-технических училищ (11% по Донецкой области). На государственном языке обучаются 32,1% и 2,5% учащихся системы профессионально-технической подготовки. Это по официальным данным. Но такая количественная картина не перерастает в качественные изменения вследствие отсутствия языкового окружения, отсутствия как четкой государственной языковой политики, так и воли руководителей на местах.
Итак, украинский язык на Востоке и Юге не является объединяющей сегодня. Так, в городе Донецке, где по последней переписи проживает 493 тысячи россиян и 478 тысяч украинцев (вместе 96% от 1 025 тысяч горожан), язык своей национальности признало родным 99,3% россиян и лишь 23% украинцев, тогда как украинский (язык украинского гражданства) назвало родным только 0,7% россиян, а русский - 76,9% украинцев.
В существующих языковых реалиях на Востоке объединяющим может быть лозунг достижения фактической реальной двуязычия, что в сравнении с сегодняшним положением вещей может существенно расширить сферу употребления украинской.
При всей важности фактора языка в нынешних возможностей влияния на социум он является более регулируемым, чем система ценностей, которая исторически сложилась. Какая же система ценностей населения региона Донбасса?
Следует заметить, что Юго-Восточная Украина и Донбасс является исторически украинским регионом, это часть территории Запорожской Сечи, в частности Донетчина - Кальмиусской паланки. Этот регион заселяли и осваивали различные этносы, среди которых украинцы в XVIII в. составляли 73,8% (на Донетчине 61,3%), русские - 12,2% (20,5%), молдаване и румыны - 6,2% (2,5%), греки - 3,7% (7,3%), армяне 2,6% (6,1%) [9, 10]. Как видим, несмотря на украинскую доминанту Донетчина была несколько более этнически пестрая, чем вся Юго-Восточная Украина еще 250 лет назад. В ХІХ-ХХ вв. заселения региона протекало исходя из его промышленного значения. На шахты Донбасса вербовали людей со всей России, а затем Советского Союза. Сюда ехали на заработки и на поселение после отбытия сроков заключения. Вследствие этого в крае образовался своеобразный состав населения, где преобладали мигранты и переселенцы. На Луганщине в 1941 г. проживало 2 млн., а в Донецкой области - 3,4 млн. чел. Текучесть населения в последующие (военные и послевоенные) годы просто поражает. В 1943 г. на Луганщине осталось 0,7 млн. чел., на Донетчине - 1,6 млн. чел. Управляемые внешние миграции (мобилизации, депортации и т.п.) в 1952-1959 годы в Луганске и Сталинскую (ныне Донецкую) области составляли свыше 4,6 млн. чел. За это же время из региона выбыло (убежало от непривычно тяжелых условий труда и жизни) 3,6 млн. чел. [8]. Такая "сепарация" оставляла на Донбассе только людей, способных выдерживать специфически тяжелые условия, а также тех, кого заставили здесь жить и работать. Основные отрасли региона Донбасса - металлургическая, горная, химическая и тяжелое машиностроение характеризующихся аномально повышенным травматизмом. По уровню опасности взрывов рудничного газа и пыли, выбросов угля и газа, рудничных пожаров Донбасс является едва ли не самым опасным в мире, количество погибших на шахтах в год - 250-350 чел. по региону. Экологическое загрязнение по ряду показателей превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) от нескольких до десятков раз. Добавим сюда еще и голодовку и репрессии, которые не обошли регион в советские времена [11]. В этих условиях стресс был и является постоянным состоянием людей. Именно стресс, по классическим представлениям, становится отправным пунктом переоценки ценностей личности [12, 13]. Личность "перемалывается" постоянным стрессом, ценностные установки упрощаются, остаются только базисные - самосохранения, материальное обеспечение и продолжения рода. Правящая партия в течение десятилетий культивировал псевдоценности или викривлювала систему ценностей - подавляя (а то и изымая) одни и гиперболизируя другие - стахановское движение, социалистическое соревнование, героев труда, трудовые династии и т.д. Все другие запросы выводились на второй-третий план. Личность в этих условиях становится космополитической, нивелируется чувство культурного или политического сообщества, не важными становятся национальная идея, родной язык, родительская вера и т.д. Характер человека становится жестким, речь упрощенной, сленговым (иногда ее заменяет грязная говор), но готовность к защите базисных (последних!) ценностей - высокой. Не в сфере своих личных базисных ценностей на таких людей очень легко действовать админресурсом [14]. Не это ли - ментальный портрет Донбасса? В то же время, как протест, в единиц в таких условиях может проявиться яркий противоположный процесс - возвышение личности к вершинам национального самосознания, общечеловеческих ценностей свободы, правды, - вплоть до самопожертвования как протестного средства исправления ситуации. Вспомним - именно в таком "критическом" регионе, каким является Донбасс родился и вырос гений. Сосюры, в. Стуса, отсюда родом Дзюба, Н.шаповал, М.Руденко. Отмечена ментальная специфика донбассовцев отражается в ряде характеристик региона. Возьмем, например, инфраструктуру культурных заведений Донетчины (4841,1 тыс. человек по переписи 2001 г.) в сравнении со Львовщиной (2626,5 тыс. человек). На Донетчине она значительно беднее [15]:
Учреждение культуры Донецкая Область
Театры 5 10
Библиотеки - книжный фонд на 100 человек 1011 530 1432 558
Кинотеатров 156 226
Клубы 780 1417
Посещения населением учреждений культуры и искусства в среднем на год: Львовщина - 16 раз (на 100 человек), Донецкая - 9. Несмотря на разветвленную сеть высших учебных заведений на Донбассе (Донецкая по их количеству занимает 3-е место в стране после Киева и Харькова [20]), средний образовательный уровень донбассовцев в начале ХХІ в. один из самых низких в Украине - в Донецкой области 19-25 место, на Луганщине - 24-27 место [16]. Кстати, очень красноречивые названия некоторых микрорайонов и даже населенных пунктов на Донбассе: Харцызск (от "разбойник"?), "нахаловка", "собачьовка" и т.п., которые до сих пор соседствуют с улицами, площадями, проспектами Постышева, Ленина, Ильича и т.д. свидетельствуют о индифферентность, неприхотливость, незаинтересованность жителей что-либо менять. Похоже, что этому вопросу население просто не придает такого значения, как на Западе Украины. Для человека с постоянным стрессом или временного работника не имеет большого значения в каком городе, районе или на какой улице он живет. Имеет значение другое - сколько он зарабатывает. Такой подход устойчив и изменить его - это изменить ценностные ориентиры населения.
Религиозные организации на Донетчине
Несмотря на пеструю религиозную картину - в области действует 49 конфессиональных направлений, почти 96% всех религиозных организаций составляют христианские конфессии [17]. Особенность же Донетчины даже не в том, что преобладает УПЦ МП (35%) против УПЦ КП (4-5%), а, во-первых, в активности протестантских направлений (они охватывают до 55-57% организаций, тогда как в Украине - до 30-32 %), во-вторых, в неподходящем с этническим составом населения росте авторитета и активности мусульманских и иудейских общин (на 1.01.2005 Донецкой области действуют 19 мусульманских организаций, включая единственной в Украине медресе и 18 удейських), в-третьих, в том, что по опросам священнослужители влияют на политический выбор всего 2-3% прихожан. Все это свидетельствует об отсутствии четкого и стабильного религиозного лица региона, небольшое влияние церкви на светскую жизнь, что вполне укладывается в ментальный портрет дончан, описанный нами выше. Итак, система ценностей жителей Восточной Украины, в частности Донбасса, очень существенно отличается от системы ценностей Запада и Центра Украины. На Востоке люди мыслят и действуют не из соображений этнических, религиозных, культурных потребностей, а скорее утилитарно практических, прагматично-ситуативных. Хорошо это или плохо для процесса создания государства? И хорошо, и плохо. На сегодня скорее хорошо, потому что разные интересы Востока и Запада оставляют возможность для компромисса, исключают жесткие противостояния Восток-Запад. А плохо в перспективе, потому что регион с населением без четких идейных, религиозных убеждений, культурных и языковых традиций, но с мощной экономикой не имеет шансов на роль "локомотива" государства. Его же роль в культурно-гуманитарной, языковой, духовной сфере - пассивного наблюдателя, отчасти - "розмивача" ценностных ориентиров других регионов.
Национально-культурная идентификация
По В. Хмелько [7], этническая структура взрослого населения в Украине по состоянию на начало ХХІ века (2001-2003 годы) в процентах такая: 62,9 - истинные украинцы, 22,5 - украинско-российские біетнори, 10,0 - истинные россияне, 4,6 - другие. Две трети биэтноров за одноетнічним самоопределением - украинцы (каждый пятый из общего количества украинцев), одна треть биэтноров - русские (двое из каждых держкомстатівських пятерых). Национально-культурную самоидентификацию жителей Донбасса можно оценить по данным опроса, который в 1991 и 1996 годах провели местные газеты "Жизнь Луганска" и "Наша газета". 54,9 % в 1991 году и 45,4 % в 1996 году от числа опрошенных определили: "Население Донбасса - особая общность людей, имеющих источники как в Украине, так и в России" - то есть украинско-российские или российско-украинские біетнори. 16,4 % (1991 г.) и 10 % (1996 г.) считали, что "здесь живут преимущественно украинцы". 9,4 % (1991 г.) и 31,9 % (1996 г.) констатировали, что "здесь живут преимущественно русские и представители других народов, обрусіли". 6,4 % (1991 г.) и 7,5 % (1996 г.) ответили: "Население Донбасса - это денационализированные элементы". 11,9 % (1991 г.) и 5,2 % (1996 г.) не смогли определиться с ответом. Культурное будущее Донбасса респонденты определяли так: 53,2 % (1991 г.) и 13,3 % (1996 г.) ответили, что "состоится украинизация"; 4,9 % (1991 г.) и 7 % (1996 г.) удовлетворительно ответили на оценку "состоится русификация" и 24 % (1991 г.) и 36,6 % (1996 г.) не смогли определиться с ответом [21]. Итак, биэтноров в регионе Донбасса около 50% от всего населения с тенденцией все большей самоидентификации как части российской культуры. Ожидания украинизации, которые были высокими в 1991 г., сегодня очень малы, а оценка респондентами количества украинцев на Донбассе достигает всего 10% против 63% в Украине.
Общенациональные деятели культуры и науки, которые происходят из региона
Восточная Украина богата выдающимися людьми, творчество которых имеет общенациональное или и общечеловеческое значение. Назовімо хотя бы кого-то из дончан. Иван Дзюба (из Ясиноватой) - писатель, общественный и политический деятель, академик НАН Украины, Никита Шаповал (с с.Сріблянка Артемовского района) - выдающийся просветитель, педагог, Вадим Писарев (Донецк) - выдающийся артист мировой славы, хореограф, менеджер, педагог, Евгений Халдей (из Донецка) - большой мастер фотографии, фотолітописець Второй мировой войны, Леонид Быков (с с.Знаменське Славянского района) - выдающийся актер и режиссер, Анатолий Соловьяненко (Донецк), Александр Ханжонков (м.Ханжонкове) - первый отечественный кінопромисловець и много других. Без сомнения популяризация их творчества, освещение их гражданской позиции, отношения к общенациональных ценностей способствует и будет способствовать государственно процесса, інтеґративним процессам. Сегодня нужно больше информации о выдающихся людях, которыми Донбасс и вся Украина может гордиться.
Информационное пространство Восточной Украины
Это вещь, которая давно не контролируется Киевом. Лучшими на Донбассе считают московские телеканалы, затем идет пресловутая ТРК "Украина", затем - "Интер". "Эри" и "5-у каналу" не доверяют, их мало кто знает и не стремится знать вообще [18]. По данным [15] картина симпатий дончан в СМИ такая: предпочтение местному ТВ предоставляют 33,7%, "Интеру" - 22,3%, местным газетам - 80,2%. Это, кстати, классика - везде местные газеты и телевізію читают и смотрят более. Но в данном случае, похоже, что не только регион не заинтересован в информации с Центра, но и Центр не вмещает в своих СМИ информацию, которая бы интересовала регион. Что же представляют собой региональные СМИ Донетчины? По состоянию на 01.01.2005 в области зарегистрировано 990 периодических изданий, из которых только 18 выдаются исключительно на украинском языке, в том числе только одна областная газета "Донеччина" с мизерным тиражом в 20-25 тыс. экземпляров в месяц, 69 газет и журналов издаются на украинском и русском, а остальные 666 - практически на русском. В информационном пространстве Донецкой области работают 136 телерадиоорганизаций. Из них - 38 телерадиокомпаний и 18 радиоорганизаций эфирного вещания, 67 - телерадиокомпании кабельного вещания и 13 - радиоорганизации проводного вещания, действуют в соответствии с лицензиями Национального Совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Телерадиоорганизации, используют в своем эфире в среднем 45% государственного языка и 55 % - российской, кроме областной государственной телерадиокомпании, которая ведет программы в таком соотношении языков: украинском - 65%, на русском - 35%. О тематическую наполненность передач местных телерадиокомпаний украинский зритель осведомлен хорошо на примере ТРК "Украина", ОГТРК "Регион", КРТ и др. Назвать их украинскими можно только с известной долей юмора. Именно СМИ региона Донбасса существенно виноваты в подогревании сепаратистских настроений на прошлых президентских выборах - об этом много говорилось еще в январе-феврале этого года. Об их государствообразующей миссии речь не идет. Похоже, что новая власть действует либерально и дает шанс местным СМИ "исправиться".
Гражданское общество
Безусловно, гражданское общество является "лакмусовой бумажкой" современного государства. Определяя гражданское общество как "целостную сферу гражданской жизни общества, что является относительно самостоятельной от государственных институтов и механизма государственной власти" [19] и подчеркивая то, что именно оно является особенно важным фактором поддержки демократии и свободы в обществе, мы остановимся на важных элементах - общественных организациях, партиях и движениях. По общему количеству организаций Донетчина (на 2003 год в области действовало 4053 общественных организаций и движений и 3170 первичных партийных организаций [20]) не только не уступает другим, но, кроме Киева и Львова, даже превышает другие регионы. Зато их "качественная" картина на Донбассе очень пестрая. Неправительственные некоммерческие организации (ННО) часто очень политизированы, их основные политические векторы четко соответствуют настроениям в обществе. И хотя о свержении Украинского государства в своем Уставе никто не пишет, но евразийские приоритеты, русский язык как второй государственный или официальный, "славянское единство", и т.д., совсем недавно "вдруг" материализовалось на выборах Президента Украины в сепаратистские лозунги в Северодонецке, можно встретить в ряде случаев. Еще одна особенность Восточной Украины - возникновение в последние годы псевдо-общественных объединений, которые создаются "под выборы", часто просто "по производственному" принципу. В целом же в "третьем секторе" Донбасса последние годы, образно говоря, преобладали бело-голубые цвета - "оранжевые" себя не афишировали. В области политических партий ситуация такая же, если не хуже, хотя представительские функции ряд функционеров от "оранжевых" на выборах худо-бедно выполняли (хотя их и не было слышно в регионе). А эффективность их была такая, что перефразируя лидера крымских татар Мустафу Джамілєва, который говорил, конечно, о Крым, надо сказать о Донетчине: "Если бы не было штаба "Нашей Украины" в Донецке, за Ющенко на Донбассе проголосовало бы больше людей". Сегодня новые "оранжевые" - вчерашние "заробитчане" на ниве различных избирательных кампаний. О "идеологические" или хотя бы "харизматичные" партии на Востоке Украины речь не идет. Они есть только в Центре и на Западе. На Востоке партии "патронажные", то есть такие которые действуют по принципу: "я - тебе, ты - мне", например, "я тебе работу (зарплату, пенсию, пакет продуктов, 20 гривен и т.д.), ты мне - голос на выборах". Аполитичность схидняков еще раз доказал факт "перехода" голосов избирателей, которые еще вчера собирали здесь коммунисты (поэтому и регион называли "красным поясом"), к казалось бы врагов коммунистов - нынешних буржуев. Показательно, что попытка политизировать донецкого избирателя со стороны пророссийских сил тоже была неудачной. На последних парламентских выборах в Верховную Раду "Русский блок" получил в регионе 0,51%, а партия "ЗУБР" с подобной программой - 0,45%. Этим прагматичные дончане продемонстрировали свою прохладность к проблемам любого языка на Донетчины. Им гораздо важнее другое - социальные выплаты, материальное благосостояние. Исходя из таких реалий общественно-политический сектор Донбасса не является інтеґративним фактором и в ближайшее время вряд ли таким станет. Хотя направленность дончан на решении материальных проблем болит всем в Украине (для многих - при условии, если это не за счет языка, культуры, государственного суверенитета и т.д.) и бесспорно имеет інтеґративний потенциал от Востока до Запада и от Юга до Севера страны (как тут не вспомнить в. Винниченко, который еще в начале ХХ в. говорил о необходимости сочетать национал-демократические и экономические лозунги и программы). Очень интересным является вопрос - могло ли быть по-другому на Донетчине с ННО и партиями? Несмотря на, казалось бы, понятный ответ: "Нет, не могло, потому что регион очень проблемный", не все так просто. "Патронажність" - это уже сегодняшняя черта партий и электората в регионе. В переходной фазе - на самых началах "бархатной революции" 1989-1991 гг. в ее действиях фигурантов, - шахтерских стачкомов, новорожденных общественно-политических организаций и движений, - было значительно больше пассионарности, ростки которой, к сожалению, были вытоптаны, и не без участия сначала Центр, а потом - благодаря цинизма олигархов и политиков. Мы уже упоминали, что первой массовой и очень мощной, как на 1989-й - начало 1990-х гг. общественно-политической организацией Донетчины было Донецкое областное Общество украинского языка им. Т.шевченко (1500 фиксированных членов, около 65 ячеек во всех городах области, 3-летнее существование еженедельного "Дискуссионного клуба" в Донецке, основания газеты "Восточный вестник", которая выходила ряд лет массовым тиражом 10 тыс.). Но реалии первых лет "бархатной революции", когда массовое движение уже в первые два года (1989-1990) дало 450 тыс. членов Всеукраинского ТУМ, наверное кое-кого напугало... Поняв бесперспективность всяких "наездов" и ТУМ извне, Общество "завалили" изнутри. 12 октября 1991 г. ТУМ переименовали на "Просвиту" и изменили Устав. Вот одна из многочисленных реакций на те события - главы уважаемого в стране ячейки ТУМ Киевского университета им. Шевченко п. Виталия Радчука, напечатана не на "горячую голову", а уже в 1998 г. [4]: "Чтобы уничтожить могущественную союз единомышленников - не надо ее преследовать (не дай Бог осветить ей путь ореолом великомученицы). Достаточно ее возглавить, разворовать изнутри...подсадив амбициозного крикуна-проходимца, чтобы отпугивал своей моралью одних и приманивал других, а лучше всего - подменить ей и отобрать у нее святую идею". Хоть и несколько эмоционально, но в целом правильно. Остается и сегодня без ответа вопрос - "А где же были уважаемые учредители Общества, известные на всю страну и мир поэты и политики?". Констатируем, что действительно идею отобрали, потому что в Уставе "Просвещения" (которой славной некогда - но в другие времена - времена подневольные, когда Украина была под Польшей, то под Россией), уже не было первым пунктом записано как в ТУМ "утверждение украинского языка во всех областях государственной и общественной жизни" (подобный пункт перенесен где-то дальше), целью же новой "Просвещения" (как, кстати, и старой) прежде всего заявили "распространение знаний среди населения". На всех этих моментах я останавливаюсь так подробно лишь потому, что они, как показал предстоящий ход событий, и возможно на Донбассе еще не раз покажет, оказались чрезвычайно важными. "Просветители" и "тумівці", на которых разделили ТУМ в Киеве в далеком 1991-м, уже не были той мощной силой, как раньше. Особенно пострадала Восточная и Южная Украина. Здесь, где языковой вопрос такой деликатный, было подорвано первые ростки национально ориентированного гражданского общества. Мощную народную инициативу снизу потушили сверху. Другой шанс был упущен в 1996-м, когда руководство Движения фактически отклонило предложение с Востока коренным образом реорганизовать партию, предоставив качественно нового - высшего - значение социально-экономическим вопросам и изменить кадровую политику в отношении руководства (оказывать предпочтение не "лично преданным" - "специалистам-патриотам"). Такая реорганизация Движения просто спасала организацию, которая скатывалась до кризисного состояния, давала ей шанс на новую жизнь. Особые возможности появлялись у Востока и Юга - новое Движение со специалистами во главе и с социально-экономическими приоритетами (наряду, конечно, со старыми национально-демократическими) неоспоримо имел бы успех и свой электорат в Восточной и Южной Украине. Это не было утопией. Даже наоборот, за новых лидеров и новых программных установок ожидался ренессанс Движения. Но шанс был упущен. Еще одна характерная черта общественных организаций Востока с государственными приоритетами - их нескоординированность, финансовая и кадровая бедность и почти полная автономность в работе. Ассоциации здесь практически отсутствуют. Относительно финансирования, то мы знаем, что, например, во Франции и Германии большинство своих средств ННО получают от правительства. У нас - от пожертвований, которые на Востоке знищенно малые (предлагаю участникам Конгресса как эксперимент провести две-три попытки фандрейзинга среди промышленников Донбасса на пользу развития украинского языка, украинского театра, украинской книги и т.д.). Но все это, как показывает практика, "можно пережить" - самому создать Ассоциацию организаций-партнеров, в конце и результаты фандрейзинга (искусству добывать деньги) зависят от таланта. Скажем, в Украинском культурологическом центре вместе с НТШ, "Украина-Мир" и др. организациями выдается четыре периодических издания, за 10 лет осуществлено более 100 издательских проектов, причем среди них и словари, энциклопедии. Все это реализовано здесь, в Донецке, несмотря на тихий сопротивление многих чиновников от науки. А вот с вынужденной автономностью хуже. Восток Украины фактически оставлен всеми сам-на-сам со своими проблемами (на Юге более богатые киевские ННО хотя бы сочетают конференции с отдыхом - то он менее изолирован). На терриконы никто ехать не желает. Интересоваться проблемами местных организаций - тоже. Вот пример - в уважаемой газете "Свобода" 24 декабря 2004 года был напечатан материал "На повестке дня - программа "Східня Украина", по которой мы (Украинский Культурологический Центр в Донецке) предлагали всем украинским организациям в Мире, - общественным, научным, молодежным, кредитовым, профессиональным и т.д., - заинтересованным развитием демократических процессов украинского возрождения на Восточной Украине приобщиться к сотрудничеству с Востоком. Мы же готовы были и есть, как ресурсный центр, взять на себя посреднические функции. Не откликнулся НИКТО. Мы понимаем, что диаспора не является финансово состоятельной помогать ННО Украины. Да и вера в эффективность этого сегодня уже имела. Но слабые ННО на Востоке не способны сами улучшить ситуацию. Восток, как и вся периферия, поіґнорований Центром, столицей, где имеют главные офисы организации-грантоеды. В 1989-1991 гг. в структуре Народного Движения была замечательная идея интеграции Востока и Запада через сотрудничество первичных организаций. Сейчас она практически везде "тихо отошла". Относительно новой власти, то фактически никаких существенных изменений к лучшему она сегодня не принесла. Что делать? Надо в корне менять саму философию отношения к Востоку (не могу не согласиться здесь с известным народным депутатом от Донетчины Владимиром Рыбаком - "надо услышать Восток"), а также философию развития "третьего сектора" в стране. Раньше все было пущен на самотек, а точнее самовыживания. Настоящий хозяин так не поступает. Не зарубежные фонды должны вести перед в финансовом обеспечении отечественных ННО (по сути нанимать их на работу на конкурсной основе и определять приоритеты деятельности), а наши первый (государственный) и второй (деловой) секторы должны поопікуватися о третьем (общественный) через соответствующие законы, льготы предпринимателям-жертвователям и т.д. Хочется верить, что так будет. Но "пока солнце взойдет - роса глаза выест". Следовательно, и общественный сектор, и партии Восточной Украины сильно отличаются от таких же в другой части и не является сильной опорой інтеґративним государствообразующим процессам в государстве.
Экономика
Промышленный Восток Украины существенным образом влияет на судьбу страны именно через экономический фактор. На Донетчине - в сердце Донбасса - создается 25% ВВП Украины. Здесь действует 822 промышленных предприятия, сосредоточенно большую часть добычи угля страны. Проживает 4686,4 тыс.чел. (93% - в городах). Численность населения региона сокращается с темпом 1% в год. При территории 4,4% от территории Украины и 9,9% населения Украины в Донецкой области расположены 11,2 основных фондов, 21,2 промышленного производства государства, Донбасс дает 21,5% экспорта, 9,5% инвестиций в основной капитал [22]. Вместе с тем, Донбасс - старопромышленный индустриальный регион с существенно изношенными основными фондами, кризисной угольной промышленностью, устаревшими коксохимическими и металлургическими производствами. Ряд шахт, будучи неликвидными предприятиями, одновременно являются градообразующими и их закрытие может привести к социальному взрыву. Это - большая проблема для государства, масштабы которой может и больше, чем проблемы аналогичных регионов - Рура в Германии, Силезии в Польше, Питтсбурге в США и т.д. Понятно, что большой удельный вес Донбасса как в промышленности, так и населении страны предопределило формирование здесь сильной региональной элиты, претензии которой все время росли. Ментальные особенности региона, наверное, повлияли и на характер предпринимательской и административной элиты, которая создала здесь единственный олигархически-административный клан. Но сначала, когда кланов было много, длилась их война (с 1992 г.). В 1995 г. было убито Ахатя Брагина (Алика Грека) - предшественника Рината Ахметова. За 10 лет по данным м. клюева, начальника милиции Донетчины, на Донбассе были убиты 57 уголовных авторитетов. Этот период существенно совпадает с президенством Л.кучмы и губернаторством В.Януковича. Новая власть похоже не в состоянии преодолеть клановый характер экономики региона. Противостояние "донецких" и бывшей оппозиции, а сейчас новой власти продолжается. Как проявят себя эти силы и который возникнет результат этого противостояния будет видно уже через год - на выборах в Парламент. Или представляют угрозу действия донецкой региональной элиты для государства? Если судить по последних президентских выборах, в частности, принять во внимание сепаратиські заявления и действия, которые исходили от "донецких", то да. Но несмотря на глобальный (судьбоносный) характер процессов, которые имеют место в регионе, они есть почти "табу" для прессы, телевидения, политиков. Следовательно, фактор развитой индустриальной экономики преимущественно с устаревшими технологиями (которая не отвечает сегодняшнему уровню научно-технической революции), кланово-олигархическая система, старопромышленный характер Донбасса - все это не только большая "головная боль", а прямая угроза для любого государства.
Оценка ООН
Очень показательно с нашим анализом коррелируют данные ООН[16]. По индексу человеческого развития (ИЧР) Луганская и Донецкая области стабильно занимают в Украине последние места - 26-27. И это несмотря на то, что за развитием рынка труда, материальным благосостоянием, финансированием человеческого развития Донетчина стоит на 4-9 месте в Украине (1999-2001 гг.). Такой "багаж" не способствует государственно процесса.
ВЫВОДЫ
1. Восточная Украина и Донбасс как ее главная часть, сегодня слабо интегрирована в общероссийские процессы, разговаривает преимущественно на русском языке, слушает и смотрит в основном российские и местные каналы, читает российские и местные газеты, имеет своих местных лидеров, признает российских и советских героев и авторитетов и не демонстрирует потребности менять такое положение вещей.
2. Восточная Украина, в частности Донбасс, имеет свою систему ценностей, которая не совпадает с системой ценностей Запада и Центра и отличается прагматизмом и практичностью. В то же время этнические, религиозные, культурные мотивации существенно не влияют на электоральный выбор.
3. Несмотря на сравнительно большое количество общественных организаций на Донбассе они заполитизированы и не создают консолидированного общественного движения, который бы был опорой современному процессу создания государства. Более того, часть общественных движений поддерживают евразийские приоритеты, частые явления псевдо-общественных объединений, которые создаются "под выборы".
4. Политические партии на Востоке Украины и особенно на Донбассе имеют ярко выраженный патронажний характер, "идеологические" и "харизматичные" партии на Востоке Украины не находят существенной поддержки.
5. Несмотря на высокий экономический потенциал региона Донбасса, где создается 25% ВВП Украины, его экономика является в высшей степени проблемной для государства вследствие: кланового характера и сепаратистских настроений продемонстрированных на выборах-2004; индустриального и преимущественно устарело-технологического наполнения старопромышленного Донбасса; кризиса угольной отрасли, в частности неликвидности ряда угольных шахт, которые одновременно являются градообразующими предприятиями. Их закрытие может вызвать социальный взрыв и способствовать дальнейшей криминализации региона.
6. Исторически сложившиеся установки жителей региона Донбасса не являются антиукраинскими и антигосударственными, но создание существенно обособленного информационного пространства, целенаправленное воздействие на население, приемлемость для большинства населения патронажного характера голосования может привести к нежелательным ситуативных волеизъявлений как на выборах Президента, депутатов всех уровней, так и во время референдумов.
7. Индифферентность населения Донбасса в идеологических, языковых, религиозных, культурных проблем оставляет хорошие шансы для коррекции его ценностных установок, - как в плане "создание украинцев", так и других этноязыковых, религиозных и др. сообществ.
8. Изменить систему ценностей населения региона можно только на основе ликвидации кланово-олигархической системы экономики, частной смены рода занятий населения, повышение культуры производственных процессов в индустриальной сфере, люстрации недобропорядочных чиновников и правоохранителей с одновременной длительной многолетней комплексной правовой, образовательной, культурологической, духовной и др. работой и прежде всего среди молодежи.
9. Восток Украины в інтеґративних процессах современного государства занимает центральное, решающее место. По сути сам государственнический "Украинский проект" будет успешным или не успешным в современных измерениях в зависимости от того, как скоро и как глубоко Восток, в частности Донбасс, будет интегрированный в созидательные процессы. Несмотря на всю важность Востока Украины для общих процессов, системных государственных или негосударственных проектов, планов, концепций интеграции Донетчины в эти процессы нет. В этих условиях судьба Востока Украины, Донбасса, как и масштабов и конфигурации всего "Украинского проекта" не является окончательно определенной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальная интеграция в поликультурном обществе. Украинский опыт 1991-2001 годов/ Сборник. Отв. ред. І.Ф.Курас, О.М.Майборода. - К.: Институт политических и этнополитических исследований НАН Украины, 2002. - 374 с.
2. Белецкий В.С. Консолидация// Время-Тайм, 17 ноября 1995.
3. Пасько И., Пасько Я. Гражданское общество и национальная идея. - Донецк: Восточный издательский дом. - 1999. - 184 с.
4. Мы идем! - Донецк: ДТУМ, 1998. - 224 с.
5. Белецкий В.С., Радчук В.Д. Язык как фактор консолидации современного украинского общества. // Восток, № 5(12), 1997.- С.57-63.
6. Бурковский И. К вопросу о языке преимущественного потребления среди населения Украины// Украинский язык: из прошлого в будущее. К., 1998. - С.189-192. Такой же показатель встречаем и в других публикациях, напр., Мельник И. Национальный состав населения и языковая ситуация в Украине // Государственность . - 1992. - №2(5): "пока население республик в 55,5 процентах пользуется украинским языком".
7. Хмелько В. Два берега - два способа жизни. Лінґво-этнические структуры и социальные ориентации правобережной и левобережной Украины// DEMOS. - 1995. - №1(10). - С.18.
8. Алферов М. Сравнительный анализ миграционных и демографических процессов в Ворошиловградской (Луганской) и Сталинской областях в 1952-1959 гг. // Восток. - № 1(67). - 2005. - С. 52 - 55.
9. Пирко В.А. Заселения Донбасса в XVI-XVIII вв. - Донецк: Восточный издательский дом. НТШ-Донецк. - 2003. - 182 с.
10. Пирко В.А. Заселение и хозяйственное освоение Степной Украины в XVI-XVIII вв. - Донецк: Восточный издательский дом. НТШ-Донецк. УКЦентр - 2004. - 224 с.
11. Донетчина: голодомор 1932-1933 гг.: Бібліогр. покажч./ Донец. упр. культуры облгосадминистрации, Донец. обл. универс. науч. б-ка ім.Н.К.Крупської; Сост. О.В.Кучерява; Науч. ред. О.В.Башун; Ред. О.Г.Полева; Отв. за вып. Л.А. Новакова. Донецк, 2002.
12 с. Мемориал: [Подборка газ. материалов о голодоморе 1933 г. в Украине, в частности на Донетчине] // Схід. журнал. 1993. 16-30 апр. (No9). С.3.; Никольский В. 60 лет назад в Донбассе люди ели людей // За техн. прогресс. Краматорск, 1993. 10 сент.; Путь Октября. Тельманово, 1993. 11 сент.; Альтернатива. Угледар,1993. 13-19 сент. (No37). С.3. Никольский В. Голод 1925 года в Донбассе // Восток. 1997. №1. С.25-28. Никольский В. "Особая папка политбюро ЦК КПУ": документы чрезвычайной секретности // Восток. 1997. No4. С.38-40. Никольский В. "Особая папка политбюро ЦК КПУ": документы чрезвычайной секретности // Восток. 1997. No6. С.48-51. 12. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 1997. - 430 с.
13. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-Бук; Ваклер, 1997. - 300 с.
14. Сергей Таран. Восток - Запад: одним хлеба, другим - зрелищ // Зеркало недели - № 9 (537), 12 марта 2005 г. - С. 20.
15.Павленко И. Донецкая область: особенности региональной сознания // Новая власть. - т.2(9), 2003. - С. 35-41.
16. Сила децентрализации. Украина: отчет по человеческому развитию за 2003 год. - К.: Программа Развития ООН. - 136 с.
17.Козловський И. Проблема гармонизации и толерантности религиозной жизни на Донетчине // Донецкий вестник НТШ. т. 6. - С.141-148.
18. Тертычный А. Почему мне дорогие "Донбасяни"// Зеркало недели - № 9 (537), 12 марта 2005 г. - С. 20.
19. Карась А. Философия гражданского общества в классических теориях и неклассических интерпретациях. - Киев-Львов. - Издательский центр ЛНУ ім. И.франко. - 2003. - 520 с.
20. Образование и наука Донбасса // Восток. Украинский культурологический центр. - 1999. - 72 с.
21. Кононов И. Ф. Гуманистическое значение украинско-русского культурного синтеза в Донбассе // Человек. Время. Гуманизм. - Луганск.: "Светлица", 1998.
22. Донецкая область. Статистический ежегодник. - Донецк. - 2003. - 376 с. http://www.donetskstat.gov.ua/region/index.php
|
|