Статья
Боль как проявление бытия в поэзии Степана Процюка
Под понятием „боль", как правило, понимают неприятное ощущение и страдания, которые включают перцептивный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Боль также может становиться определенным знаком, смыслом и приобретать субъективного выражения. Именно в таком контексте он встречается в поэтических текстах С.Процюка и влияет на создание определенной мировоззренческой системы, порождая агрессию и отчаяние, поскольку мир воспринимается как сплошная боль.
Среди исследователей природы, протекания боли, его особенностей можно выделить Адашинську Г. (оценка боли с помощью цвета), Алексеева В. (природа боли), Уэйна А. (специфика кардиалгий), Дворецкого Л. (соматофорні расстройства), Исмагилова М. (характеристика головной боли), Кукушкина М. (боль как самостоятельная форма болезни), Лима Л., Фейнмана К. (психогенный болевой синдром).
В поэзии С.Процюка довольно часто встречается номинанта боль в различных контекстах. Имеем персонфікований образ боли, боль как проявление бытия лирического героя, боль как нанесения боли лирическому герою или лирическим героем, мир как боль, а также боль как изобразительный компонент:
Западається боль за страницы розовой веры. [4, 5]
...кривавлячи ступни в приступе микроинфаркта... [4, 10]
что насмеялись над
болью вероятных падений... [4, 66]
Как боль готов заплести
венчик крови у виска... [4, 77]
Возникновение боли часто обусловлено восприятием мира как места крушения идеалов, разочарований, как скопление агрессии, которая направлена на причинение боли И скипетр падает к ногам,
потому уничтожено вчерашнее чудо... [4, 77]
Соответственно формируется и поведенческая модель лирического героя - нанесение агрессии, а следовательно и боли в ответ: жги искаженное лоб,
обрізуй руки дорогом [4, 77]
Боль - это язык, которым, как отмечает Т.Булавіна, тело сообщает о своих проблемах, которые переживались или переживаются теперь [1]. В С.Процюка боль также является сообщением о внутреннюю дисгармонию, что обусловлено не сколько физиологией, как душевными расстройствами. В общем, боль может возникать вроде и без явной, видимой причины. Л.Дворецький отмечает существовании такого понятия как соматофорні расстройства, при которых на первый план выступают псевдосоматичні или соматические жалобы, за которыми скрыты психические расстройства [3]. В Процюка картина боли подана двояко. То есть психические расстройства выступают причиной возникновения соматических жалоб и наоборот. Эти расстройства обусловлены потерей лирическим героем веры в подлинность желанного, что в тексте выражено с помощью образа «страны Циганії». Они также вызывают и проблему раздвоения, когда лирический герой находится между мечтой и реальностью, воспринимая это также больно.
Часто понятие «боль» употребляется касательным к понятию «сердца», но это не всегда является проявлением так называемых кардиалгий, а трактуется в контексте причинения боли лирическому герою:
А нацелен в сердце зонд
поспособствует появлению мертвого. [4, 38]
...в Майстровім сердце кто-то товксь,
как акробат на трапеции... [4, 51]
Когда убегает счастья из анкет,
а сердце скрученные рулоном проволоки
из мистики... [4, 52]
Боль, направленный на сердце, кардиалгии как является признаком разрушения ценностных ориентаций лирического героя и перехода его в новую, нежелательную, реальность. Отсюда и его агрессия как реакция на боль.
Один из поэтических циклов назван автором «Сифилис сердца», представляющей взгляды и ассоциации лирического героя сквозь призму агрессии, причиненного ему, и той боли, что он чувствует. Мир для него представляется как боль, поэтому часто встречаются доминанты, указывающие на это:
Стонут от ног до ключиц
извращений задихані нервы,
таможенники желтых перин,
агонизирующие спальни. [4, 80]
ибо пресыщенный сыч
боль называется полонезом. [4, 81]
Больше всего ужасает лирического героя, - это сифилис сердца, что символизирует разрушение его мира. Но он уже не представляет и мир без боли, то есть он чувствует себя привязанным к тому, что его окружает.
Таким образом, в поэзии С.Процюка имеем специфическое выражение боли и описания болевых синдромов, что обусловлено взаимодействием лирического героя с миром, которая вызывает потерю веры и мечтаний и причиняет боль. А сам мир тогда видится сквозь такую призму. Боль обусловлен также и раздвоением лирического героя между миром мечты и миром реальным, ведь он не чувствует себя полноценно в одном из них, а попытка их совместить вызывает душевные расстройства, влекущие за собой соматические жалобы, которые выступают на первый план, а доминантным является боль, связанная с сердцем.
1. Булавина Т. Гендерная проблематика в психологи // http:// www.owl.ru./ win/books/articles/bulavina.htm
2. Вейн А.М., Данилова А.Б. Кардилагии и абдомиалгии // Русский медицинский журнал. - 1999. - том 7. - № 9.
3. Дворецкий Л.И. Соматофорные расстройства в практике терапевта // http:// spec.medinet.ru./ terap/6.php
4. Процюк С. Апологетика на рассвете. - Ужгород: Гражда, 1995. - 108 с.
5. Can personality predict risk of coronary heart disease? // http:// www.jr2.ox.ac.uk/ bandolier/ booth/ hliving/ personHD.html
|
|