Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Уроки этики на страницах малой прозы В. Подмогильного




В эпохи острых социальных конфликтов человеческая духовность имеет свойство истощаться. Это проявляется в форме потери многими людьми моральной чувствительности к различению таких понятий, как истина и ложь, красота и уродство, добро и зло. Общечеловеческие моральные ценности оказываются ненужными.

Объектом художественного анализа Пидмогильного становятся причины и механизмы разрушения нравственных основ человеческого бытия, характер искажения нравственной природы человека и поиск регуляторов нормализации и гармонизации духовности социума и духовного мира человека.

В своих прозаических произведениях В.Підмогильний нередко приходит к выводу, что одним из факторов разъединения людей в обществе, опустошенности человека и его моральной деградации является городской способ организации жизни, где каждый человек сам на сам остается со своими проблемами.

Экспозицией рассказа „ Собака" есть метафорическое описание города, в котором оно предстает будто живым существом и неживым одновременно физическим объектом, который находится в стадии сжатия до размеров точки, что может в любой момент взорваться. С первых строк автор выявляет нерасположение к города, которое может уничтожить все живое своим „ядовитым воздухом".

Житель города, студент Тимергей становится творцом далеко не жизнеутверждающей философии - философии голода. Финансовый кризис свел Тимергея с людьми, с которыми он не имел ничего общего". Окружение, чужое Тимергею, не помогает ему избавиться от чувства беспомощности. Преодолевая время-пространственные границы, Тимергей вступает в диалог с титанами философии. Мысленно он обращается к Декарта:

- Декарте! Ты голодал когда?

- Нет, - говорит.

- Беги же скорей и пиши свой труд. Потом не поешь неделю и создай новые. Тогда будешь ты определенную почву. Тогда ты не скажешь:

- Cogito ergo sum... А закричишь!

- Ой їсточки...

- Помни, что право на существование имеет только то, что можно потребить.

В „понятийно - категориального аппарата философии Тимергея вошли борщ и колбаса, что выступили в причудливых оксюморонних семантических соединениях: „Кант и борщ. Ницше и колбаса".

Концепция существования в Тимергея лаконичная, выразительная и универсально значимая: „Смысл жизни в том, чтобы есть". Одной фразой Тимергей будто дает ответы на все онтологические, гносеологические, этические, психологические вопросы мира. Самому себе Тимергей говорит, что человек - не Homo Sapiens, а, прежде всего, животное, которое руководствуется инстинктами удовлетворения голода и потребления. Падение человека с антропоцентрического пьедестала, разочарование в человеческой духовности, уничтожение гуманистических идеалов спровоцировали чувство презрения, отвращения и отчуждение от людей и мира. Тимергей ... шел в том же наглом настроения... и смотрел вокруг с таким пренебрежением, словно плюнул давеча с луны на землю". Мизантропия, вызвана чувством голода, способствует возникновению в душе Тимергея деструктивных импульсов, направленных на социум и даже на символ современного человеческого сообщества - город.

„Если бы он мог произнести свою бессильную, сжатую ненависть к города , людей и улиц, город исчез бы, люди попадали бы и улицы покрылись бы пылью.

Но Тимергей молчал, хотя хотелось подойти к ближнему дома, опрокинуть, сокрушить и на кучах остаться праздновать свою победу диким танцем".

Описание нереализованных стремлений Тимергея, доведенного до отчаяния чувством голода, приобретает в произведении эсхатологического звучания. Но и природа голода, который должен быть затамованим, и природа человека, в которой с деструктивным началом соревнуется и воля к жизни, не дали Тимергею физически погибнуть.

„От надежд Тимергей опьянел - ему сделалось тепло, перед глазами поплыли улицы, а тело показалось легким и подвижным, словно было сделано из воздуха".

В.Підмогильний мастерски анализирует состояние Тимергея на пути к самой заветной мечты, пользуясь им прессионистическими эпитетами: „Словно он погружался в прозрачный течение, легкий и теплый, как луч солнца. Через прозрачность будет видно людей и их поступки, но бесцветные, однообразные и неинтересные". Это состояние Тимергей считал нирваной и иронизировал с Будды, потому что тот ошибался по поводу путей ее достижения. Чтобы всегда находиться в своей "нирване", Тимергей совершил неблаговидный поступок: коварно заманил к себе чужую собаку, чтобы получить за него хорошее вознаграждение.

Если в рассказе „Собака" автор не определил исторического измерения, в котором происходили сюжетные события, то в рассказе „Проблема хлеба" уже становится вполне понятным, насколько от перипетий отечественной истории зависела индивидуальная нравственность человека. В „Проблеме хлеба". Подмогильный показал, как историческое время активизирует механизм "пограничных ситуаций", как от степени экстремальности, характерного для отдельной жизненной судьбы, зависят нравственные устои конкретного индивида и общества - в этом же случае их кризис и разрушение .

Одной из лучших форм психологического самораскрытия героя в рамках литературного жанра является дневник. С протокольной точностью фиксирует историю молниеносного духовного падения герой рассказа „Проблема хлеба", что ведет рассказ от первого лица. Зґвалтоване революцией общество спровоцировало разгул животных инстинктов в замученного голодом студента - рассказчика. Если эта причина приводит Тимергея из рассказа „Собака" к мошеннической проделки, то в „Проблеме хлеба" герой - студент, потеряв от голода человеческое сознание, превращается в ужасного монстра. С равнодушием рассказчик констатирует факт убийства человека, совершенного собственными руками: „Приступив к деду, я увидел, что он плавает в крови. Нечего ему дышать - я таки хорошо стуконув его. Таким способом на земле произошло еще одно загубство".

С отчужденностью „постороннего" из экзистенциального романа А. Камю „Посторонний" студент „Проблемы хлеба" сам себе произносит результаты ужасной статистики - „еще одно убийство."

В рассказе „Проблема хлеба" В. Подмогильный рассматривает генезис преступления. Будущий убийца, философствуя о человеке, проявляет искреннюю пренебрежение к ее телесной природы. В русле мировоззренческих тенденций ХХ века персонаж, выведенный В. Пидмогильным в рассказе, дает понять, что человек осознал, насколько уязвима ее физическая оболочка, которая неспособна защитить человеческую душу от падения.

„А тот, кто хоть на минуту одолеет взглянуть на себя со стороны, сразу приметит, что его тело ... годится разве на жалость и насмешку. Чурак, что к нему прицеплено четыре палки и насажен шар на підпорці - действительно чудной, хоть как его виточуй".

Разочарование в прерогативе духа над телом, допустимости акта насилия по отношению к ближнему и в то же время жадное хватание за физическое существование направила героя рассказа „Проблема хлеба" до духовного самоуничтожения. В.Підмогільний дошел в художественной форме парадоксальному выводу: тот, кто генерирует насилие, безоговорочно принимает его направленным на собственное естество. Кто убивает, тоже готов быть убитым . Насилие не оставляет альтернативы для дальнейшего развития. Человек, который причастилась насилием, попадает в тупик. Герой рассказа „Проблема хлеба" добровольно запутывается в сетях, расставленных состоятельным спекулянткой, которая пытается решить проблему физического одиночества путем купли человека за еду. Студент из „Проблемы хлеба" считает „жирные пирожки" вполне достойной ценой собственной свободы. Его творческая самореализация оказалась в написании сонета, посвященного пиріжечкам.

У каждого человека своя философия счастья. Для героя В. Подмогильного счастье - это победное утверждение и внедрение в жизнь „желудочной философии". „Оно началось, новая жизнь! Какая радость, какое спокойствие! Желудок удовлетворенно, и моя душа витает над миром, как духотворєць". Душа героя „собирается на поход по вселенной, чтобы видеть все и все вместить", подобно гигантского желудка, способного проглотить и запереть навечно весь мир. „Проблема хлеба", голод становятся объектами непрерывной писательского внимания. Пидмогильного.