Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Литература как вид искусства




Природа, предмет и назначение художественной литературы

Искусство как форма общественного сознания и коллективного подсознания. Виды искусства. Литература как вид искусства. Специфика и универсальность литературы. Предмет литературы. Литература как человековедение. Человекосозидательная и нациотворческая роль литературы. Формирование литературой национальной идентичности. Национально-духовная идентификация.

Исследователи насчитывают несколько сотен определений культуры и искусства как органической части культуры. Чаще всего под искусством понимают особую - художественную форму общественного сознания (наряду с бытовой, религиозной, научной, философской, этической, политической и др.) и человеческой деятельности, в которой органично сочетается художественное (образное) познание действительности с творчеством по законам красоты.

Следует указать еще на следующие два момента. Во-первых, искусство может быть как отражением (воспроизведением) действительности, так и совершенно новой действительностью. В первом случае искусный произведение рассматривают как модель (копию) действительности (см. миметическое теорию искусства), а в другом - как небывалую реальность (феноменологическая позиция). Следовательно, представленный в литературном произведении художественный мир может быть максимально приближенным к видимому (как в реализме или натурализме), а может максимально отличаться от него - быть фантастическим, мистическим, мифологическим и т.п. (скажем, как в романтизме, фэнтези и др.). Во-вторых, искусство (и прежде всего литература) „передает от одного человека к другому или к другим определенные идеи, определенные информации"30. То есть искусство должно не только моделирующий или креативный (творческий), но и семиотический (знаковый) характер, поскольку служит для передачи информации.

Швейцарский психолог Карл-Густав Юнг рассматривал произведение искусства не только как „сознательный продукт", но и как „событие, порожденную подсознательной природой"31. В этом плане художественное произведение берет свое начало не в личном бессознательном (подсознании) писателя, а в коллективном бессознательном - „сфере бессознательной мифологии, чьи первобытные образы (архетипы - В. И.,П. И.) является общим наследием человечества".

Углубленное изучение данного вопроса побуждает говорить о том, что искусство детерминировано прежде всего национальным сознанием и национальным підсвідомим33.

Как доказывают психологи, искусство удовлетворяет одну из основных потребностей человека - так называемую эстетическую потребность, похоже, как мы удовлетворяем голод, жажду и т.д. За рецепторною классификации выделяют такие виды искусства: слуховые (музыка и пение), зрительные (скульптура, живопись, графика, архитектура, художественное фото, декоративно-прикладное искусство) и синтетические (хореография, театр, кино, телеискусство, цирк, дизайн, „промышленное искусство" и др.).

Художественную литературу относят к синтетических видов искусства, поскольку она апеллирует к памяти органов зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса, как и до „шестого чувства" (интуиции, ирреального, трансцендентного). В общем, литература - один из самых универсальных видов искусства, поскольку вызывает более сильные впечатления, переживания, мыслительные процессы, чем, например, живопись, архитектура, скульптура и т.д. А в развитии творческого воображения реципиента ей вообще нет равных.

Цель литературного произведения похожа цели поэзии (в интерпретации Юрия Лотмана): это „познание мира и общение между людьми, самопознание, самострой человеческой личности в процессе познания и общественных коммуникаций". Вообще художественное произведение - уникальное по глубине и мощностью духовнотворча система: „диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировки в нем"34.

Основным предметом изображения в литературе является человек и сложная система ее взаимоотношений с бытием (всем, что существует в реальности или воображении). Такая всеохватность дает уникальные возможности как писателю, так и читателю для познания самого удивительного из Господних творений - человека. Недаром литературу называют еще людинознавством. Даже когда в словесных (вербальных) произведениях речь идет о пейзажи, события или предметы, все же автор показывает их так, как их воспринимает человек. Потому что „всегда на природу, на материальный мир проецируется духовное состояние человека, человеческое сознание",- отмечает Магдалина Ласло-Куцюк и продолжает: „Даже самая мощная фантазия не может что-то такое себе представить, что было бы независимым от опыта отдельного человека и целого человечества"35.

Безусловно, литература - могучее средство людинотворення. Но что такое человек? Что в первую очередь познает и формирует реципиент в процессе чтения? Объяснить (эксплицировать) эти вопросы можно с помощью таких понятий, как национальная идентичность и национально-духовная идентификация.

Современный английский ученый Энтони Смит, рассматривая человеческую личность как совокупность различных „идентичностей и ролей" (семейной, территориальной, классовой, религиозной, этнической, родовой и т.д.), указывает на тот факт, что национальная идентичность (тождественность или самость) является основной в этой структуре, именно ей подчиняются все другие ідентичності36. Поэтому, говоря о человеке, мы в первую очередь определяем ее национальную принадлежность, а уже потом - вероисповедание, партийность, социальный статус и т.д. Нация как осознанная и действенная природно-социальная и духовно-конвенціональна единство людей37 предопределяет характер различных „ролей" индивида. Отсюда, социалист в Польше отличается от социалиста в Украине, статус жены у арабов мало чем напоминает французский образец, есть разница между преподавателем в США и Беларуси и др.

Любомир Сеник дает такую дефиницию национальной идентичности в сфере художественной литературы: „Термин „национальная идентичность" применительно к литературе - это сохранение важнейших национальных признаков: языка, психологии, мышления (сознания), способа бытия, обычаев, религии, осмысление настоящего и прошлого в свете национальной идеи, последовательное (или стихийное) отстаивание политических, культурно-духовных прав нации, государственности как единственно возможной формы нормального существования национальной общности для ее самоутверждения, жизнедеятельности и развития"38.

Самая главная (аксиальная) тождество человека - национальная,которая определяет характер коллективного сознания и подсознания каждого ее члена, формируется в результате процесса национальной идентификации (отождествления индивидом себя с нацией, различными национальными елеменатми). Причем этот процесс может быть как сознательным, так и неосознанным.

Процесс национального отождествление происходит и во время общения с литературным произведением. Поскольку литература, искусство вообще относится к сфере культуры - то есть к сфере человеческого духа,- а безнаціональної культуры не существует, то говорим о национально-духовную идентификацию (в другой терминологии - национальную эмпатию (вчування)). Под ней понимаем подсознательно-сознательный процесс отождествления индивидом себя с текстуальными субъектами и объектами как образцами, в результате которого формируется национальная идентичность этого индивида. До текстуальных субъектов и объектов относим: образы людей как воплощений определенных национально-психических констант (национального менталитета), историко-культурные персоналии (исторические деятели, художники, духовные отцы нации и т.д.), религиозные идеи, церковные ритуалы, топосы (места) родной земли, мифологические символы, легенды, искусные произведения (артефакты), моральные принципы, исторические события, природные феномены, национальные ценности (аксіси), фольклорную систему, характер семейных связей, традиции народа, общенациональный язык (все ее структурные элементы) и т.д. Самым основным объектом национально-духовной идентификации выступает национальное государство.

Противоположным к национально-духовной идентификации есть процесс национально-духовной дифференциации (различения или абстрагирование) - отмежевание индивидом себя от негативных текстовых субъектов и объектов, в результате которого формируется национальная идентичность данного индивида. Например, наблюдаем осуждение читателем врагов средневековой Украины (поляков, татар, турок, москалей) в повестях Андрея Чайковского и желание подражать героических казаков - защитников родной земли. Тем самым реципиент (особенно юный) формируется как украинец.

В литературном произведении (как и в человеческой жизни или научном познании) все так или иначе концентрируется вокруг нации, зависит от нее и объясняется ею. Вспомним себе мудрые слова Ивана Франко: „Все, что идет вне рамок нации, это или фарисейство людей, которые интернациональными идеалами рады бы прикрыть свои соревнования к господству одной нации над другой, или болезненный сентиментализм фантастов, которые рады бы широкими „вселюдськими" фразами покрыть свое отчуждение от родной нации".

Итак, в центре литературного произведения стоит человек, но человек как национальная существо. Полноценное познание литературного произведения вне национального контекста невозможно.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андросов С. М. Модус национальной идентичности: Львовский текст 30-х годов ХХ ст.- Тернополь-Львов, 2001.- 340 с.

2. Антология мировой литературно-критической мысли ХХ века. / За ред. М. Зубрицкой.- Львов, 1996.

3. Барт Р. Две критики // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.- М.: Прогресс, Универс, 1994.- С. 262-268.

4. Бахтин М. М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1986.- С. 355-380 с.

5. Башляр Г. Предисловие к книге „Воздух и сны" // Вопросы философии.- 1987.- No 5.- С. 109-112.

6. Башляр Г. Предисловие к книге „Поэтика пространства" // Вопросы философии.- 1987.- No 5.- С. 113-121.

7. Бгабга Г. Націєрозповідність (предисловие к книге „Нация и повествование") // Антология мировой литературно-критической мысли...- С. 559-561.

8. Бердяев Н. Национальность и человечество // Современность.- 1993.- No 1.- С. 154-157.

9. Введение в литературоведение / Под. ред. Г. Н. Поспелова.- М., 1983.

10. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. "Чернець " - монах.- М., 2000.

11. Галич А., Назарец В., Васильев Является. Теория литературы: Учебник.- К., 2001.