Статья
Взаимосвязь классного и внеклассного чтения
В школьной программе четко обозначены цели и задачи уроков чтения. Чтение - это составляющая образования, это «Многофункциональный предмет» [1, 43]. Там же читаем: „В 3 и 4 классах количество учебных часов на чтение - в i семестре - 3 часа, во II - 4 часа. Из общего количества часов в каждом классе выделяется 17 часов на проведение уроков внеклассного чтения" [1, 49]. Итак проблема внеклассного чтения (чтение дополнительных книг) должна сочетаться с общей системой школьного обучения и с воспитательной работой в классе и в школе. В этом плане связь между классным и внеклассным чтением должен быть разнообразным и чрезвычайно плодотворным.
Еще в XIX в. педагоги различных направлений выражали мнение о необходимости тесной связи классных и внеклассных занятий. Связь эта может осуществляться и напрямую, и косвенно. Само наличие этой связи в начальной школе вполне естественная уже потому, что проведение урока внеклассного чтения связано с уроками классного чтения.
Уроки чтения должны научить детей хорошо читать, очень трудно, потому что существует большое различие в начитанности, во владении техникой чтения, в интересе к предмету. К тому же, кроме непосредственного чтения, сам урок включает и экскурсии, наблюдения, беседы этического порядка и т.д. Решить же проблему обучения детей чтению и заинтересовать их в нем должен урок внеклассного чтения, который должен повлиять на формирование у школьников навыки чтения, ведь она более эффективно развивается при самостоятельном чтении новых текстов, что и происходит в процессе подготовки к урокам внеклассного чтения.
В процессе планирования того или иного урока внеклассного чтения следует учитывать, что он должен помогать усвоению литературного материала, изучаемого на уроках чтения, расширять кругозор школьников. Поэтому углубление знаний относительно классного чтения может осуществляться за счет внеклассного.
Как сказано в школьной программе „базовый компонент содержания начального образования по чтению определяется на основе следующих принципов: тематически-жанровому, художественно-жанровому, художественно-эстетического, буква-турознавчого" [1, 43]. На основе этих принципов должны добираться произведения для чтения.
Тематическое проведения классного чтения реализуется на основе изучения отдельных разделов, когда ученикам предлагают произведения, посвященные нашей Родине: например, „Нет без корня растения, а нас, людей, без Родины" (2 класс). Расширяя и углубляя эту тему на уроках внеклассного чтения, детей можно познакомить с произведениями других авторов, в том числе и местных, с работами художников, ведь к каждой теме учебника можно подобрать различные произведения по жанрам и разных авторов, но сама тема должна быть одна (мы ее назвали).
Жанровая линия связи классного и внеклассного чтения включает два направления. Первое направление - это расширение представления учащихся о жанровом разнообразии детской литературы. Так, на уроках классного чтения школьники знакомятся со сказкой, стихотворением, рассказом, загадкой, скороговоркой [1, 63], а на уроках внеклассного чтения они должны познакомиться с епіграмою, авторской загадкой, стихотворным и графическим оборотнем, легендой, документальной повестью, лічилкою, дразнілкою т.д. Итак, жанровое круг расширяется.
Второе направление - это углубление представлений учащихся о жанрах детской литературы. Так, на уроках внеклассного чтения школьники читают не просто сказки, а, например, народные сказки (болгарские, российские, испанские, сказки других народов). Основная цель такого урока - определить структуру сказок и почему их называют народными. На другом уроке целесообразно читать авторские сказки: К.Ушинського, Сухомлинского, и. Франко, И. Камушек и т.д. Основная цель такого урока - разобраться в структуре сказки (зачин, основная часть, концовка, трьохразові повторы и т.п.), обратив внимание на то, чем отличаются они от народных сказок.
Авторская линия связи классного и внеклассного чтения предполагает на уроках классного чтения изучение и глубокий анализ одного авторского произведения. Внеклассное чтение позволяет более широко познакомить учащихся с творчеством автора, прочитать отдельные его произведения, вспомнить, какое произведение этого автора изучался на уроке чтения. Например, после изучения произведений Т. Шевченко на уроках классного чтения, более полное представление о творчестве украинского Кобзаря ученики могут получить на уроке внеклассного чтения, где их можно познакомить с содержанием книги „Кобзарь", а также творчеством Шевченко-художника.
Непосредственное продолжение классного чтения - это элементарный способ связи этих уроков. Например, на уроках чтения учащиеся знакомились со сказками народов мира, которые подаются сокращено. А к уроку внеклассного чтения они должны прочитать за списком, рекомендованным учителем, 5-6 сказок в полном объеме. Непосредственная связь этих уроков чтения может осуществляться частными приемами или путем переноса читательского опыта и системы знаний в процессе чтения дополнительных текстов. До этих уроков учителю следует знать рекомендуемые детям произведения и предложить вопросы, касающиеся темы занятия:
- Что вы знаете о творчестве этого писателя с уроков внеклассного чтения?
- С какими произведениями данного писателя вы уже познакомились?
- Какую книгу читаешь дома? Кто ее написал? т.д.
Кроме того, между классным и внеклассным чтением существует связь опосредованная. Работа с книгой, формирование навыков чтения, которые получают учащиеся на уроках классного чтения в определенной системе и с учетом возрастных особенностей детей, должны использоваться на уроках и внеклассного чтения.
Между классным и внеклассным чтением нет четкого водораздела; это уроки взаимно связаны. Но если на уроках чтения большое внимание уделяется технике чтения, то учитель должен помнить, что без помощи дополнительного чтения (внеклассного) никогда не научить детей по-настоящему глубокому пониманию содержания. В свою очередь успешная работа над техникой чтения (классное чтение) дает школьникам возможность расширять и углублять свой читательский кругозор, потому что это позволяет читать быстрее, а значит и больше.
На уроках классного чтения учащихся приучают обращаться к книги всегда, когда возникает желание или необходимость что-то узнать, доказать. Внеклассное чтение постоянно это умение тренирует. Задача классного чтения - учить детей читать в широком смысле этого слова. Сам процесс работы над чтением проходит под непосредственным руководством и при постоянной помощи учителя. На уроках внеклассного чтения учителем осуществляется своеобразная проверка уровня читательской самостоятельности, он постоянно пользуется теми знаниями, умениями и навыками, которые учащиеся приобрели на уроках чтения. На последних - используется опыт самостоятельной работы с книгой, приобретенный школьниками в процессе подготовки к внеклассному чтению.
Итак, не смотря на тесную связь, эти два уроки имеют и отличительные черты. Во-первых, программа классного чтения построена по четким тематически-плановым принципу. Урок внеклассного чтения предполагает более широкий диапазон и в охвате литературного материала, и в работе с ним. Программа внеклассного чтения свободна в выборе текстов.
Во-вторых, в процессе классного чтения на одном уроке учеников знакомят с небольшим количеством произведений (1-2), а это затрудняет в полной мере использовать художественную литературу для общего развития детей и формировать их художественный вкус. К содержанию же уроков внеклассного чтения входят три группы знаний: литературоведческие, книговедческие и научно-познавательные.
В-третьих, урок классного чтения отличается своей направленностью. Урок внеклассного чтения в отличие от предыдущего основывается на принципе добровольности. Учитель не настаивает на выполнении домашнего задания в обязательном чтении дома тех или иных произведений, а стремится добиться того, чтобы ребенок сам захотел эти задачи выполнить. А потому внеклассное чтение имеет значительно большую воспитательную роль, чем классное, потому что преобладает атмосфера эмоциональной заинтересованности, момент переживания, а не усвоения знаний.
По-четвертое, внеклассное чтение обучает школьников приемам работы с незнакомой книгой, тогда как классное чтение этой задачи перед собой не ставит.
Хотя учитель в 3-4-ом классах и дает список литературы для уроков внеклассного чтения, учащиеся привлекаются к свободному выбору книги. В связи с этим школьников учат осознавать цель чтения (на будущее) и собственные возможности в плане реализации данной цели.
В-пятых, урок внеклассного чтения предполагает гораздо шире комментирование прочитанных произведений, чем урок классного чтения, и значительно большее разнообразие приемов работы. В процессе классного чтения учитель многое объясняет детям, подробно анализирует с ними содержание, зачитывая высказывания и используя повторное чтение, изучаются новые слова и выражения; в ходе внеклассного чтения разговор больше идет не от частного к общему, как это принято в мировой дидактике со времен Яна Амоса Коменского, а от общего к частному.
И наконец, если на уроке чтения весь класс читает один и тот же заданный на дом текст, то к уроку внеклассного чтения каждый ученик читает то, что рекомендовал учитель, и что, по его мнению, относится к будущей теме урока: чем больше разнообразных текстов окажется прочитанными, тем интереснее будет урок. Беседа с детьми о прочитанном на уроках внеклассного чтения никогда не носит формы четкого опроса; на уроке „не существует оценок в первых-вторых классах, в третьих-четвертых - ставится только положительная оценка". Отсюда и своеобразие домашних заданий для уроков внеклассного чтения: читать книги, относящиеся к определенной теме урока; уметь объяснить содержание выбранной темы или серии книг. Задача может звучать и так: читать книги по теме „Удивительное вокруг нас"; уметь объяснить, как подбирали нужные к уроку книги и т.д.
На уроках внеклассного чтения более полно осуществляется учет индивидуальных читательских запросов школьников. При этом учитель всегда должен помнить, что воспитание читательской активности - это одновременно воспитание гражданина в широком смысле этого слова, то есть накопление знаний школьником должно осуществляться для того, чтобы сделать эти знания своим достоянием.
Урок внеклассного чтения требует дополнительной работы от самого учителя. Здесь необходимо знакомство учителя с новинками детской литературы, связь с родительским коллективом класса, понимание психологических особенностей учащихся для лучшего восприятия книги детьми и др.
Урок внеклассного чтения имеет более широкие возможности в плане осуществления межпредметных связей. Кроме уроков чтения, о которых речь шла выше, эти связи могут осуществляться и с уроками изобразительного искусства, и с уроками труда, и особенно с уроками природоведения. Здесь есть место проведению интегрированных уроков.
Итак, специфика уроков внеклассного чтения предполагает особую организацию этих уроков и отличную от других предметов методику. Следует различать виды таких уроков согласно периодов их проведения.
1. Программа для средней общеобразовательной школы (3-4 кл.). - К.: Начальная школа, 2003.
|
|