УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ДАВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (от времен Киевской Руси до XVIII в.)
ДАВНЯЯ украинская литература берет свое начало со времен древнерусского феодального государства - Киевской Руси. За восемь веков своей истории прошла несколько качественных этапов развития. Первый - становление и расцвет литературы времен Киевской Руси, или древнерусской литературы. Возникла она на почве устной народной словесности, славянской мифологии, усвоение (после введения в 988 г. христианства) византийско-болгарского литературного опыта. До наших дней дошло два вида памятников древнерусской литературы: переводные и оригинальные. С принятием христианства, строительством храмов и введением школьного образования растет спрос на христианскую церковную литературу, богослужебные книги, что и обусловило возникновение переводной литературы (библейские книги, апокрифы, «жития», патерики и др.). Переводная литература приходила на Русь главным образом из Византии. Процесс переноса, «вживления» чужеземных памятников способствовал не только культурному обогащению наших предков, усвоению ими философского, культурного, морально-этического опыта других народов, но и стимулировал развитие оригинального творчества.
Оригинальная древнерусская литература представлена в жанрах летописание («Повесть временных лет», «Киевская летопись»), «поучений» («Поучение» Владимира Мономаха), ораторско-морализаторском прозы («Слово о законе и благодати» Илариона), агиографических произведений, или жизнеописаний святых («Сказание о Борисе и Глебе», «Киево-Печерский патерик») и др. Выдающимся памятником литературы Киевской Руси является анонимное «Слово о полку Игореве».
В те времена сосуществовали языка древнерусская и старословянська, или церковнославянский. На древнерусском языке писались литературные произведения, а также государственные документы, скажем, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», сборник правовых документов «Русская Правда», различные грамоты, деловые акты, договоры русских князей (Олега, Игоря, Святослава) с греками. После принятия христианства наряду с древнерусском языке употреблялось и церковнославянский, которой переводились книги, необходимые для отправления христианского культа.
Со второй половины XIII в. древнерусское государство, обессиленную княжескими междоусобицами, феодальной раздробленностью, порабощают татаро-монголы; в XIV в. большую часть бывших древнерусских земель (Волынь, Чернигово-Сиверщину, Подолье, Киевщину) захватило Литовское княжество. Государственным языком в нем была литературная речь бывших русских княжеств, которая состояла из элементов древнерусского и церковнославянского языков, а также живых народных говоров. В конце XIV в. великое княжество Литовское объединяется с Польшей (Кревская уния 1385 г.). 1569 г. в Люблине была провозглашена новая уния, по условиям которой Литва объединилась с Польшей в одно государство - речь Посполитую. Для защиты и обороны родной земли возникает Запорожская Сечь. Всеми этими общественными событиями (татарским бедствиями, литовским и польским порабощением) и предопределяется литературная проблематика той эпохи. Развивается украинский эпос, исторические песни и думы. В них звучат мотивы борьбы за социальные и национальные права, воспевается мужество и патриотизм вновь возникших защитников родной земли - казаков, а также тяжелая судьба пленников в турецко-татарской неволи (думы «Плач невольников», «Побег трех братьев из города Азова», «Маруся Богуславка»). Продолжают развиваться летописание («Галицко-Волынская летопись»), ораторское и агіографічна проза.
Качественно новым этапом была литература второй половины XVI-середины XVII ст. Борьба против социального угнетения и колонизации обусловила развитие национально-культурного движения, который нашел свое отражение и в литературе. Возникают и развиваются братства - органической й зажиточной части городского населения, которые стали очагами борьбы против шляхетско-католической экспансии. Исторические обстоятельства того времени повлекли появление полемической литературы, выдающимся представителем которой был Иван В. Освободительная война украинского народа под предводительством Б. Хмельницкого (1648-середина XVII вв.) вызвала немалый литературный интерес. Появляются казацкие летописи («Летопись Самовидца», «Летопись Самуила Величко», «Летопись Григория Грабянки»), в которых в определенной степени отражен народный взгляд на национального героя. Злободневные проблемы тогдашнего общественно-исторической жизни нашли свое проявление и в исторической драме («Милость божія» неизвестного автора, «Владимир» Ф. Прокоповича). Кроме исторической драмы, появляются стихотворные диалоги, мистерии, интермедии и интерлюдии, которые расширяют тематический и образный ряд украинской литературы. Авторами интермедий были преподаватели и студенты Киево-Могилянской академии, основанной в 1632 г.
В казацкие времена встает, литература украинского барокко, представленная прежде всего жанрам героической поэзии («Стихи на жалостный погреб... Петра Конашевича-Сагайдачного» Касияна Саковича) и исторической прози.У литературе второй половины XVII-XVIII вв. особого развития приобретает грустная стихотворная литература заявила о себе в жанрах исторического, лирического, духовного стиха. Выдающимися представителями поэзии того времени были, в частности, Климентий Зиновьев и Иван Некрашевич. Особой страницей культурно-образовательной жизни XVII-XVIII вв. была литературная и культурно-просветительская деятельность странствующих дяків. их рождественские и пасхальные стихи, помеченные травестійно-бурлескним-характером трактовки материала, в значительной мере повлияли на процессы демократизации литературы, на становление литературного языка на народной основе. Своеобразное явление украинской литературы XVIII в.- вертепная драма, комедийная часть которой способствовала развитию новой драматургии.
В XVII-XVIII вв. украинская литература была різномовною, что обусловливалось жизнью украинского народа не в одномовному, а в многоязычном государственном организме. Параллельно с церковнославянского и книжной староукраинским литературные произведения писались на польском. На латинском, а с конца XVII века.- и русском языках. Выдающейся фигурой в культурной и литературной жизни Украины XVIII в. был философ, просветитель и писатель Григорий Сковорода.
|
|