Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Научное обеспечение курса "живомовні источники украинского языка"

 


По словам А.потебни, древнейший язык человека "состояла из рефлексий чувства в звуках... Вообще нельзя себе представить другого источника звукового материала языка".

Особенно интересными представляются исследования в области так называемой "неканонической фонетики". Речь идет о явлениях, которые не укладываются в обычные фонетические нормы - или за то, что содержат звуки, которые не соотносятся с "нормальными" фонетическими реализациями "законных" фонем языка, или из-за того, что их звуки встречаются в необычных сочетаниях или в необычных позиционных условиях. К проявлениям "неканонической фонетики» относят звукоподражания, или ономатопеї. Эти фонетические реликты относятся к идеофонов (звукообразів).

Ономатопеї возникают на основе максимального использования возможностей фонологической системы языка, поскольку речь идет о воспроизведении звуков позаказной действительности, которые нередко выходят далеко за пределы стандартного набора фонем данного языка. Поэтому считается, что анализ ономатоепічних форм способствует выяснению определяющих артикуляционных рис языка выявлению древних произносимых особенностей. О.В.Царук подчеркивает, что звукоподражательные формы принадлежат к слою древнейшей лексики и через свой экспрессивно-конотативний характер заимствуются редко. По заключению исследователя, специфичность набора собственных ономатоепічних образований остро ощущается носителями языка.

Распространена в современном языкознании тезис о незначительный процент слов звукоподражательного типа в разных языках мира и якобы минимальную их роль в процессе коммуникации может быть опровергнута, особенно если рассматривать этот вопрос в историческом, диахроническом плане. І.Н.Горєлов считает, что звукоподражания как рудименты древнейших состояний коммуникации настолько сильны и активны, что современная деятельность человека не только использует их в общении, но и развивает дальше.

Множество звуконаслідувальних единиц, которые в совокупности формируют лексико-грамматическую категорию вигука, можно разделить на группу собственно междометий (звукозображальні слова, имеющие яркую суперсегментну организацию и имеют своим денотатом непроизвольные звучания, создаваемые человеком) и группу ономатоепічних ноуменов (имеющие своим источником звучания, создаваемые животными и неодушевленными предметами). В структуре ономатопей можно выделить определенные интегральные (нерелевантные) артикуляционные параметры, которые дают возможность говорить о универсальный характер звуконаслідувань, а с другой стороны - соответствующие дифференциальные (релевантные) признаки, существенные для противопоставления ономатопей одного языка аналогичным образованием других языков.

Известные исследователи фонетического значения С.В.Воронін, О.П.Журавльов, В.В.Левицький, В.І.Кушнерик, рассматривая звукоподражания и фонетический символизм (способность отдельных звуков вызывать незвукові ассоциации) как две подсистемы звукозображальної системы языка, обращают внимание на недопустимости смешения этих явлений ни в процессе теоретического изучения, ни тем более в ходе экспериментального исследования.

Существует несколько принципов классификации звуконаслідувань. В основе универсальной классификации ономатоепічних образований С.В.Вороніна - акустический эффект звучания. На материале украинского языка подобный подход применяет академик Л.І.Мацько. Известны и другие попытки классификации ономатопей. Для исследования фонетической структуры звуконаслідувань украинского языка в диахронии оптимальной представляется такая классификация, в которой акцент на источнике звучания дает возможность проследить последовательность возникновения тех или иных ономатоепічних ноуменов, а затем описать и научно интерпретировать характер артикуляционной базы украинского языка.

На основе сопоставительного анализа фольклорных источников можно сделать предварительный вывод о том, что в украинском и белорусском языках наличествует заметно большее количество звуконаслідувальних форм, чем в русском. Народнопоэтические образцы русского языка в силу экстралингвистических обстоятельств характеризуются высокой степенью нормативности и даже иногда приобретают книжного окраску, поэтому употребление в них экспрессивно-конотативних фонетических реликтов ограничено.

Существенными для изучения языковой индивидуальности является ономатопеї, источником которых является звучание неодушевленных предметов, - они формируют самый молодой пласт идеофонов. За структурой и активностью функционирования таких ономатопей артикуляционная база украинского языка обнаруживает значительно больше общих черт с белорусской, чем с русским. Среди восточнославянских языков именно русский наиболее полно отражает в своих ономатопеях звуковую архаику.

Наряду с звукоподражаниями живых природных источников языки принадлежат так называемые детские слова (которые, между прочим, лежат в основе важного компонента "базисной лексики" - названий родственных отношений). В украинской науке едва ли не самым ярким исследователем этой лексики был І.Я.Франко.

В работе "Мысли о эволюции в истории человечества" І.Я.Франко пишет о "выработке беседы" из "естественных звуков" - аффективных междометий для выражения "вражінь природных" и "подражающим, природных (ономатопоэтических) голосов". Из этого материала создается язык " - беседа, в которой звуки стали независимы от подражания природе, а подальше и слова стали независимы от предметов, которые первоначально означали, и начали уживаться в означування все более общих понятий. Таким способом беседа отряды значительно приобщилась к развитию мышления, памяти и вообще самых высоких духовых способностей человека, которые и предоставили ему окончательную превосходство над природой в борьбе за существование".

Обозначенные вопросы - исходя из концепции первоначального молвного состояния как древнейшего этапа предыстории украинского языка - имеют значительный вес для выяснения кардинальных проблем украинского лінгвогенезу.

В другом исследовании - "Дитськи слова в украинском языке" - И. Я. Франко еще раз подчеркивает, что аффективные и звукоподражательные образования "стали следовательно закладовим капиталом, из которого появилась человеческая беседа".

Исследователь справедливо отмечает, что следы "первоначальной звуковой беседы" не исчезли окончательно, а сохранились до сих пор "у всех живых беседах европейских народов то в окликах домашних зверей, то в дітській беседе. Те звуки мало или вовсе не связанные с общей системой беседы тех народов..." Как отмечает ученый, детские слова мало обращали на себя внимание языковедов. Тем временем в украинском языке многие из этих слов - "таких останков первоначальной звуковой речи, на которые во что стоит обратить более близкое внимание". Из собранных І.Я.Франком детских слов Нагуевичи "можно подхватить некоторые основные признаки той первоначальной звуковой речи, которой они являются прочими от".

Среди собранных І.Я.Франком слов особый интерес вызывает форма бозьі - "огонь", "солнце". Ее можно сопоставить не только с индоевропейскими названиями месяца, образованными от корня *mes- (отсюда и украинское месяц), а и с кавказскими формами - как картвельськими (грузинское " мзе", диалектное бзе - "солнце"), так и дагестанскими (аварское моц', чамалінське боц' "месяц").

"Детский язык" с точки зрения ее связи с первыми этапами развития языка человечества рассматривали и другие исследователи - ведущий славист академик М.С.Державін, писатель К.І.Чуковський, исследователь проблемы общего происхождения языков М.Сводеш, Р.Якобсон, Л.С.Виготський и др.

Сроки, которые происходят из детской речи, постоянно подпитываются и отличаются особой стойкостью. Речи детей, сочетая в себе черты аффективных и звукосимволічних образований, было одним из важных источников созидания человеческой речи и выступает живым материалом исследования древнейших языковых процессов. Перефразируя слова А.потебни о том, что одни восклицания так и остались криками, а другие стали словами, можно сказать, что одни "детские слова" так и остались "детскими", а другие превратились в "взрослые". Речь идет о соотношении форм типа мама - мать (такое соотношение известное во многих языках, например в китайском: мама "мама" - муцинь "мать").

Итак, детские слова, наряду с афективиними возгласами, звуконаслідувальними и звукосимволічними словам следует относить к живым источникам языка, которые были действующими на древнейших этапах человеческой речеобразования и остаются в действии сегодня. С другой стороны, первобытный языковой состояние, когда человеческая речь состояла только ("синтезувалася", "синкретизувалася" из названных и некоторых других источников - например, жестов), может быть определен как древнейший этап предыстории украинского языка и всех других языков мира.

Особенно перспективным представляется изучение звуконаслідувально-звукосимволіческих образований украинского языка на фоне общетеоретических представлений о типологии архаичных языковых состояний.