Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Выражения экспрессивности глагола средствами словообразования


 

(на материале произведений И.С. Нечуя-Левицкого)

Язык как средство взаимопонимания является не только проявлением мысли, но и чувства, эмоции, экспрессии.

По "Лингвистическим энциклопедическим словарем", экспрессивность - это "совокупность семантико-стилистических признаков единиц языка, которые обеспечивают ее свойство выступать в коммуникативном акте средством субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи. Известный украинский языковед В.А. Чабаненко под экспрессивностью понимается "усиленную выразительность, социально и психологически мотивированный свойство языкового знака (речевого элемента), которая усиливает, обостряет внимание, активизирует мышление, вызывает чувственную напряжение слушателя (читателя). Выразительным, по его мнению, является любой знак, и поэтому целесообразно под экспрессивностью понимать усиленную выразительность. Понятие "экспрессии" ученый толкует как усиление (интенсификация, увеличение) выразительности.

Экспрессивность тесно связана с эмоциональностью, что привело к отождествлению некоторыми учеными этих понятий. Но "экспрессия, экспрессивность может пронизывать как эмоциональное, так и интеллектуальное и волевое в их проявлении. Поэтому экспрессивность гораздо шире эмоциональности в языке".

Экспрессивность свойственна всем уровням языка. На морфологическом (словотвірному) уровне "эмоциональной окраски достигают [...] с помощью словообразовательных средств (афіксації, словоскладання и т.д.), предоставляющих лексическим образованием значение ласковости, здрібнілості, огрубленности, пренебрежительности, иронии, уважения, жартівливості, фамильярности и т.д.".

"Мотивационную основу словообразования определяют два момента: 1) обеспечение процесса номинации и его результатов; 2) создание (параллельно) потенциальных предпосылок для выражения через новую языковую единицу отношение говорящего к обозначаемого. Согласно этому можно определить две основные функции словообразования: номинативной (іменувальну) и экспрессивно-стилистическую".

Попытка исследовать словообразовательные особенности именно экспрессивных глаголов - не случайна, ведь до сих пор в языковедческой науке внимание было сосредоточено в основном на исследовании словообразовательных особенностей экспрессивных существительных и прилагательных, глаголы же в этом аспекте рассматривались в основном вскользь.

"С явлениями словообразования связаны разнообразные экспрессивно-выразительные и художественно-эстетические возможности. Эти возможности заложены в самих качествах словотвірних средств (например, словоскладання с его богатой и неожиданной новаційною вариативностью, определенная группа аффиксов с закрепленной за ними четкой оценочной - положительной или отрицательной - словотвірною семантикой и т.д.), так и в попытках их индивидуального, авторского отбора и использования".

При установке значения слова с его значением морфем следует помнить, что слово значит больше, чем сумма значений морфем, из которых оно состоит. Эту мысль мы считаем основным в нашем исследовании, поэтому экспрессивность, которую создают определенные словотвірні средства, не исчерпывается отдельно взятым афіксом или основой, а выражается словом целом.

Стоит особо подчеркнуть роль образующей основы (твірного слова) в процессе деривации глагольных експресивів. Ведь "стилистическая характеристика и эмоционально-экспрессивный окрас деривата нередко зависят не только от афікса, но и от семантико-стилистических особенностей образующей основы. Важное значение при этом приобретает контекст, в котором актуализируется та или иная коннотация деривата".

Ярко выраженной является роль твірного слова при создании відіменних глагольных експресивів: пань/к/а/ты/сия - Мать одевала его в бархат и шелк..., нянчилась с ней (7,296); в/столб/и/ты - Мы так и остолбенели с перепугу (6,93); пастей/эк/уфа/ты - А палачи издевались, еще и пащекували (7,140); с/гедза/к/а/ты/сия - Женщина твоя згедзкалася: уже совсем-то опришкувата удалась! (1,267). В вышеупомянутых примерах образность твірного слова является ключевой и для образованных глаголов, которые тоже являются образными, т.е. (шире) экспрессивными.

В основе экспрессивности звуконаслідувальних глаголов лежит экспрессивность образующих слов (в данном случае - звуков): за/буб/он/и/ти - Он невольно забубнил молитву (1,263); цок/вот/и/ти - Женщины разговаривали и цокали, как птицы на дереве (3,37); вы/киш/к/а/ти - Трудно будет казакам викишкати того коршуна [Вишневецкого] из гнезда (7,131).

Особенно интересными являются случаи , когда значение твірного слова в процессе деривации переосмысливается, метафоризується: муштр/уфа/ты/сия (муштровать - Подвергать муштре (СУММ, IV,835)) - Настя побежала в зал и начала муштруватися перед зеркалом (4,279); в/струг/ну/ты (строгать - Снимать стружку с поверхности дерева, металла и т. п. каким-либо режущим инструментом (СУММ,IX,788)) - Такую штуку могут встругнути только либералы... (5,239).

Заметной является роль аффиксов при образовании экспрессивных глаголов. По мнению Г.Г. Егорова, "при афіксальному словотворенні до значения образующей основы добавляется не только значение аффиксов, но и еще что-то. Это неуловимое что-то скрывается не в языке, а в потребности людей выразить то или иное понятие.

Довольно распространенным является создание експресивів от нейтральной образующей основы с помощью постфікса-ся, причем часто постфикс-ся переводит адгерентно экспрессивный глагол в разряд інгерентно экспрессивных (адгерентна экспрессивность "проявляется лишь в определенной ситуации, контексте", а інгерентна - "внутренне присуща языковом знаке и является его постоянным и неотъемлемым признаком"). Например: толок/ты/сия - Он очень не любил, как кто посторонний толпился на его постели (2,13); грыз/ты/сия - Только украинец гризся с ним каждый вечер... (2,10); тер/ты/сия, мяг/ты/сия - Сухобрус не сел и снова терся и мялся... (2,66).

Экспрессивные глаголы активно создаются и с помощью приставочной-суфиксального (-постфіксального) разновидности морфологического способа словообразования, и значения аффиксов при этом может быть различным по степени важности: по/ши/ты/сия - Еще возьмет да и останется в монахини, в монастырь... (5,269); роз/рев/ты/сия - Чего это ты розревлася? (3,201).

Следует отметить, что в системе глагольного словообразования префикс является одновременно и семантическим и грамматическим (видовым) показателем, "но ни один из префиксов не приобрел пока что исключительно грамматического значения".

Иногда префиксы сосредотачивают в себе значение совершенного вида и одновременно повышенной интенсивности действия, а следовательно и экспрессивности: об/пи/ти, об'/їс/ты - ... и мы когда-нибудь приедем к вам и вас обіп'ємо и об'їмо (5,365); вы/треск/а/ти - Балабуха пристрастился и витріскав чуть не всю макитру (4,85).

В монографии "Словообразование современного украинского литературного языка" (под ред. Желтобрюха М.А.) указано, что "такие семантически выразительные префиксы, как пере-, раз-, под-, могут настолько сосредоточивать в себе значение глагола в целом, нейтрализующие семантику корневых морфем (ср.: переборщить, перекапустити, підсипатися к кому-нибудь, растопырить и под.).

В созидании експресивів от глагольных основ приставочной-суфіксальний (иногда приставочной-суфіксально-постфіксальний) разновидность, как уже отмечалось, является достаточно распространенным:/скак/уфа/ты - ... он же любил изредка пускать шпильки: как-то само наскакувало на язык (8,138); по/греб/а/ты/сия - Он любил науку для науки и все загрібався в философии глубже и глубже (2,52).И хотя аффиксы в вышеупомянутых примерах нельзя назвать такими, что несут в себе сему экспрессивности, и в комплексе с образным, переосмисленою основой они образуют экспрессивный глагол, выраженность которого к тому же подчеркивается контекстом.

Отдельно стоит остановиться на образовании глаголов с помощью суффикса-ону-, усиленная выразительность, то есть экспрессивность, которого не вызывает сомнений. На это неоднократно указывали разные языковеды, в частности Возный Т.М. отмечает, что "... для глаголов на-ону-ти [...] характерны самые разнообразные семантико-стилистические оттенки значения (резкость, экспрессивность, напряженность или ослабление действия и т.п.). Например: мах/ону/ты - Позалатував некоторые дыры в канцелярии и махонув на Большой Фонтан... (5,251); крик/ону/ты - Что? - криконув архиерей (5,372).

В завершение нашего короткого и бесспорно неполного обзора выражения экспрессивности средствами словообразования отметим, что И.с.нечуй-Левицкий для более яркого выражения задуманных образов временем создавал авторские неологизмы, используя при этом суфіксальний и приставочной-суфіксальний разновидности морфологического способа словообразования: морс/ну/ты - Смерть латинці звали mors, видимо, потому, что как морсне, то и перекинешся, и ноги задереш... (6,230); на/мотор/юва/ты - ... а потом будет намоторювати вас, чтобы вы сами выучились писать украинские стихи (2,214); пере/деликат/н/ы/ты, пере/тонч/ы/ты - то его и брата переделікатнила и перетончила мама (2,293); вы/закон/ы/ты - Этот закон давно выжил свое время, и уже пора бы его визаконить и вывести (8,419). Все эти авторские новообразования базируются на устоявшихся законах словообразования, на что указывают аффиксы, предпринятые для их создания (суффиксы-ну-, -юва-, -ы-, приставки на-, пере-, вы-, за которыми в языке закрепилось определенное значение, которое дает нам возможность понять слово в целом).

Анализ особенностей словообразования экспрессивных глаголов охватывает преимущественно внутрішньочастиномовне словообразования и несколько затрагивает их творение от других частей речи. Причем, анализируемый материал дает в основном примеры морфологического способа словообразования. В процессе исследования выявлено, что нет специального набора аффиксов, которые бы служили только для создания глаголов-експресивів, кроме, пожалуй, суффикса-ону, который несет в себе усиленную выразительность. Важной также в выражении экспрессивности является роль некоторых префиксов, в частности об-, вы-, пере-, раз-, под-. Хотя при определении роли и значения префиксов трудно определить границы между их словотвірними и грамматическими (видовыми) значениями. Особо следует подчеркнуть роль образующей основы, эмоционально-экспрессивное или же образное окраска которой переходит в семантику создаваемого глагола. И наконец, экспрессивность, которую создают словотвірні средства, не вичерчується отдельно взятым афіксом или основой, а выражается словом целом и усиливается контекстом.