Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ФРАНКО

Франкознавство Ивана Білинкевича по его рукописным наследием




1. На берегах биографического манускрипта
 
Когда мысленно приближаемся к порогу, с которого хотим постичь это жизнеописание, а другой исторической фигуры, то сразу же приходит мысль: а какова же генеалогия, какой же это родословная, где его прапочатки.

Должны понимать, что изучение истории поколений то слишком важна как источник-фактологическая база для объективного выяснения и объяснения прошлых времен или эпох, так и составляющая того, чтобы верно понять и трактовать ментальные особенности, основополагающие факторы жизнедеятельности не одной слои в украинском родословной. Генеалогию следует понимать и как историческую дисциплину, которая исследует и упорядочено заключает в хронологической последовательности самые разнообразные материалы о зарождении, происхождение родственных связей. Знание генеології, скажем, одного родословной часто привносит немало нового в познание исторического прошлого других родов, их взаимосвязей.

Род Білинкевичів (Бєліковичів) принадлежит к одному из старейших украинских родов. Прапочатки его достигают где-то аж в XIV ст., на земле Новогрудского воеводства над Неманом, входивших до Литовского княжества (теперь это территория республики Беларусь). В фрагменте воспоминания И. Білинкевича «История поколений Білинкевичів (Бєліковичів) с 1528 года и до сих пор» (тетрадь в клетку, формата традиционных канцелярских книг на 46 с. В поступлении есть подзаголовки: «Линия Новогрудська», «Волынская линиях, «Линия Ошнанська», «Смоленская линия», «Киевская линия», «Гродненская линия», «Браплавська линия», «Полоцкая линия», «Брест-Литовская линия», «Оршевская линия», «Колено Тисменичанське», «Потемки ІУІ поколения Білинкевичів, начиная с XVI в. от Семеона-Степана Білинкевича», «Продолжение родословной Тисменичанських Білинкевичів, начиная от Макса, пятого поколения». Описательного, текстово-повествовательного материала практически нет, а весь фактаж разнесены в условных разделах по «гнездах») читаем: «Иван

Семенович Билинкевич подает в письме к моему отцу вы 24.11.1938 г., «по нашей генеалогии, то я вывожу и от 1424 г., когда то Хводько Бєлікович, властитель Барова над Неманом круг Новогрудки записал на монастырь Пречистой Девы Марии в Лавришеві 6 копен ржи ежегодно. Это записано в рукописном Евангелии, что хранится в Кракове, и которое описал д-р И. Свенцицкий...» (отдельный листок из тетради лінійованого, формата канцелярской книги. - С. 5).

Углубляет не информационное ссылки и другое печатное источник: так, 1. Свенцицкий в статье «Лаврошовское евангелие начала XIV века» пишет, что «в библиотеках князей Черторийских в Кракове под № 2097 хранится рукописное «апракосне» евангелие русской редакции (то есть, украинским народным языком. В. К.) на 183 листах пергамента...» (Известия Отделения русского язнка и словесности Императорской Акаде-м.ии наук. - С.-Петербург, 1913. Т. 18. С. 206-228). Далее автор утверждает, что в евангелии есть девять записей с 1484 г. и вплоть до XVI в. все они ** в пользу монастыря. Остальные вспомогательных, а может, и случайных записей дают основание предполагать, что евангелие могло использоваться при необходимости как специальный юридический документ.

Сам же Иван Билинкевич в своей «Истории поколений...» раскрывает долгую творчески-поисковую дорогу до уборки и укладки материалов к генеалогии родословной. А начал эту нелегкую работу его отец Емельян Михайлович, в прошлом управляющий народной школы в с. Стрильче на Городенковщине. Начал далекого 1923 г. и продолжал ее до смерти. Конечно, самому с такой работой не справиться, а потому послугувався информационными материалами семьи, близких и знакомых. Как свидетельствуют записи Ивана Емельяновича Білинкевича, его отец воспользовался задокументированными фактами Ивана Семеновича Білинкевича, стриєчного брата, священника в с. Грабовичі нынешнего Нестерівського района на Львовщине (в тетради - с «Киевской линии»), который посылал основные сообщения в письмах. Пополняли папки информационными источниками Елена Иосифовна Билинкевич, настоятель из Рукомыша вблизи Бучач на Тернопольщине. Иосафат Сильвестрович Билинкевич, что заключил семейный «Памятник» (в тетради с «Гродненской линии»), что его впоследствии продолжала дочь Дионизия Билинкевич (в тетради - с Брацлавской линии»), другие.

И. О. Билинкевич, пойдя по церковным шематизм, сделал некоторые уточнения, внес исправления в наработки отца, довел родословную до седьмого поколения, и пошел значительно дальше, доведя летопись до десятого поколения...

Билинкевич Иван Емельянович родился 28 декабря 1905г. в с. Стрильче нынешнего Городенковского района в учительской семье (см. об этом документальные свидетельства, першопублікації: Testimoniut ortus et baptismi (свидетельство уродки и крещения), выданное 23 апреля 1918 г. в с. Стрильче, «Анкету, написанную собственноручно И. О. Білинкевичем (без даты); Васильчук Николай. Он сделал то, чего не сделал весь институт // Вестник Коломыи. - 1996.- Ч. 99 (27 дек); его же : по Дороге из беспамятства в вечность // Васильчук Николай. Пять имен: Деятели украинской культуры на Коломыйщине.- Коломыя: Течение, 1995. - С23 -30; Полєк Владимир. Ратай на поле украинской культуры // Новое время. - 1996. - 7 дек.; Резун Т. Жизнь, посвященная Франко //Колокол. -1998. -№ 10. - С. 130-131.

Начальное образование получил в високоосвітній семьи, ведь и мать Александра с широкознаного в Галичине рода Радзикевичів тоже была учительницей. Как пишет джлідник, опираясь на живые воспоминания самого Ивана Емельяновича, именно от татька и берет начало та влюбленность в книгу , которая впоследствии переросла в серьезное научное занятие, потребность жизни. «... Папа вечерами подбирал по каталогу книги, которые нужно было приобрести для школы. Мальчик усаживался у папы очень удивлялся, когда он карандашом замечал лишь отдельные в списке, пропуская мимо внимания все остальные».

Осенние годы перед первой великой войной мужчина вспоминает с теплотой. Может потому, что то было время беззаботного детства, еще не потьмареного канонадою и запахом смерти. Многие события стерлись из памяти, но те первые детские впечатления сияют красками и теперь. Еще и ныне, как когда-то... отзывается сердце на память о подаренных родителями к празднику сладости и книги; о «гендель» с сестрой Орысей, после которого ее книга перекочевывала к любознательной мальчик: а ему за это пришлось поплатиться конфетами... С того времени берут начало свои книги у Ивана Білинкевича. В один из дождливых майских дней 1994 года муж при мне положил на полку своей библиотеки том по номеру 10773..» (Васильчук М. По дороге из беспамятства в вечность. - С. 25 - 26).

В течение 1917-1920 pp. Иван Билинкевич учился в Городенківській украинской гимназии, которую возглавлял известный писатель и общественно-культурный деятель Антон Крушельницкий. После того, как польские власти закрыли гимназию, И. Билинкевич берет частные уроки у своего бывшего гімназійського профессора Попенюка, освоил соответствующую программу И вступает в пятой класса Станиславской гимназии, которую окончил в 1925 г После неудачной попытки стать студентом Львовской политехники, он вступает в Львовской высшей торговой школы с заграничной торговли, а в 1928 г. переведен в Краков, где в 1931 г. завершает свои студии на педагогическом отделе Высшей торговой школы. С октября 1932 г. в трудовой книге жизни Ивана Білинкевича - различные должности в Окружном Союзе Кооператив (ОСК): Инструктор, ревизор (до 1939 p.). С 1939 по 1951 г. работал главным бухгалтером в Коломыйской райпотребсоюза, а с 1951 до 1962 г - начальником планового отдела щеточной фабрики, с 1962 и в 1967 p., когда вышел на пенсию, - работа на бумажной фабрике (см. «Анкету») (Письмо М. Ю. Білинкєвич от 14.01.1998 г. - Собственный архив автора).

По сути, в Коломне прошло и с Коломыей связано все самое дорогое, самое известное из длинной нивы жизнь Ивана Білинкевича. Здесь он жил просветительской делом: организовывал концерты, спектакли, объединял молодежь.

До 1979 года Иван Билинкевич - активист обществ "Просвита" «Возрождение», клуба «Семья.», был одним из основателей музея истории города Коломыи, в фонды которого передал старинные карты Коломыи, древние книгам издания, значительную коллекцию монет. Нельзя забыть, что Иван Біленкевич как человек, стоявший у колыбели коломыйского «Пласта», собирал в своем доме инициативный комитет, где обсуждались основополагающие принципы развития данного национально-патриотического общества. Благодаря национально сознательном ядру «Пласта» затрагивались принципиальные вопросы духовной возрождения города: восстановление памятника Тарасу Шевченко, что его разрушили царские войска 1914 г.

Впоследствии по инициативе И. О. Білинкевича были установлены памятники Лесе Гринюку в с. Воскресении, профессору Недільському одном из первых директора Коломыйской гимназии.

В Коломне И. Билинкевич пустил корни своей содержательной жизнедеятельности еще в 1929г., здесь не одно десятилетие прошел со своей верной женой Михайлиной Юрьевной, его славной советчицей и помощницей. Здесь коломыйская земля, которой он отдал свой пот ежедневных будней, и приняла его прах. 27 ноября на 91-м году жизни ушел от нас этот земледелец культурно-просветительской нивы. Скучала и скучает по этим трударем вся сознательная Украина. Вот сгусток словесного боли, что его устами писателей и культурных деятелей края выразило щемящее сердце талантливой поэтессы Неонилы Стефурак: "на Днях Коломыя провожала в последний путь одного из самых известных своих патриотов, краеведа Ивана Білинкевича".

Кажется, совсем недавно ходили мы вдвоем этим старым кладбищем - именно Иван Смелянович открыл для меня уникальный коломыйский некрополь, где похоронено столько выдающихся личностей, где каждый склеп, словно плат эпохи, обозначенный двумя скромными датами: родился - умер...

Отныне на этом кладбище будут почивать и его бренные останки. Руки, что так долго (почти семьдесят лет) не выпускали перо; мозг, что напоминал энциклопедический компьютер, с которого и опыт, и знания мог почерпнуть каждый; сэру возле которого согревались люди, потому они умело сочувствовать и любить.

Я обїздила полмира, но благороднее и галантнішого мужчину не встречала. Его уникальная библиотека была неисчерпаемой сокровищницей для многих. Двери его дома были гостеприимно открыты для каждого, и сам старичок хозяин встречал каждого у этих дверей неизменно приветливым старосветским «розплащуйтеся», приглашал в кабинет, где на посетителя ждали знакомство с каким-то уникальным изданием и стакан ароматного гербати...

Почти 91 год прожил Иван Билинкевич скромно и тихо. Бог дал ему достаточно времени для реализации всех его замыслов. К сожалению, основные труды его жизни рукопись монографии «Дорогами Каменщика по Ивано-Франковщине» и франконавчий словарь (объем и содержание которого могли быть под силу разве что целому научной институции) так и остались неизданными, хотя франкознавчих публикаций. Білинкевича в периодике было немало. Кроме этого, он опубликовал ряд статейна литературно-художественные темы, был непревзойденным знатоком истории Коломыи, патриархом местного краеведения.

Не менее активным оставался Иван Билинкевич и в общественной жизни Просвитянин, Инициатор сооружения в Коломне памятника Тарасу Шевченко и создание музея Истории города, основатель первого на Коломыйщине научно-культурного общества «Прогресс», несмотря на свою благожелательный и миролюбивый нрав, он не смог избежать подозрений и преследований со стороны каждой оккупационной власти польской, немецкой, советской Видимо, потому, что любил Украину - негромко, но зболено-упорно И пытался хоть что-то сделать для и добра» (3 печатью его духа во главе // Галичина - 1996. 4 дек.)

Улетел вещая птица Ивана Емельяновича за земные горизонты, снял крылья в вышине. И на радость людям оставил здесь, в мирской земной жизни, сиди - запам'ятні следы духовно-творческого труда, которая, по Божьей милости, была подвластна именно большой И целостной личности, которой И был среди нас Иван Билинкевич.

И один из первых следов в его незатерту тем память - это и есть открытие 24 декабря 1997г в Коломыйской гимназии научной библиотеки «Просвещения» именно из коллекции собственной библиотеки И. Білинкевича. Здесь 5 тысяч 249 названий на украинском, русском языках, 650 - польском, немецком, английском (письмо от вдовы 140198р - личный архив, Крохмалюк В. В городе открыто библиотека «Просвещения»// Коломыйский вестник - 1997 - 31 дек)...

 

2. Листая страницы пожелтевших тетрадей:

следы на поле франкознавчому

Франкознавство И. Білинкевича разностороннее и много аспектное. Дело в том, что он, по суп, до последнего вздоха, читал-перечитывал тексты произведений писателя, сопоставлял их, анализировал различные редакции, осмысливал количественно значительный массив касательных источников, литературы, публикаций периодики. Словом, оставил исследователям бесценный архивный материал, который ждет добросовестного и беспристрастного историка литературы.

Вот перед нами тетрадь на 190 с., в котором уместилась дословно переписана книга-эпистолярий М. Драгоманова «Письма к Ив. Франка и других (1881-1886) (Львов, 1906). Другой источник - общая тетрадь в клетку на 194 с., в который И. Билинкевич скрупулезно записывал синими чернилами многочисленные письма из самых разных изданий и которые несут в себе факты к теме «Общественность о международном юбилей (1956 г) Ивана Франко - классика мировой литературы». Еще больше информации скрывают два лінійовані тетради, по которым легко проследить, как том за томом перечитывал И. Билинкевич первые ПАРУ томов академического собрания сочинений И. Франко, делая различного характера пометки как к текстам, так и к комментариев и примечаний, редакционных сопроводительных предисловий к каждой книжки.

О незаурядное знание И. Білинкевичем творчества Каменщика говорят черновые пометки статей, своеобразные резюме, пометки, собранные в линованной ученической тетради ( «Замечания к Франко примечания в поэзии «Восход солнца», «Когда написал Иван Франко «Гимн» или «Вечный революционер»'?», «Кто скрывается за криптонимом «Ольге С.», «Кто же автор стихотворения «Деньги»?».

Прочтение в областной газете «Ленинская молодежь» (1984. '-N№ 102-107, 109-112 по 25 августа-18 сентября) повести-исследования Романа Горака «Я есть мужик...» И побуждает. Білинкевича сделать девять посутніх уточнений, опровержений, ошибочно или произвольно трактуемых фактов, дат то извращений.

Огромный фактологический капитал сконцентрирован в тетрадях «К биографы Ивана Франко», «Дополнения к библиографы критической литературы об Иване Франко» (в тетради N9 1-137 позиций, в тетради № 2 - 150 позиций, которые охватывают 1905-1959 гг), «Некоторые уточнения к биографы Ивана Франко» ( 47 с, окончательный вариант, которому предшествуют две тетради черновиков по 39 с Здесь автор полемизирует с публикацией Владимира Полєка о посещении 1 Франком 20 января 1875 г. Галича, а также опровергает неточные факты из брошюры Николая Кубика «И. Я.Франко на Станиславщине» (Станислав, 1956).

Глубокое знание того, что печаталось с Франко доработку в прижизненных сборниках, газетно-журнальной периодике и в посмертных изданиях, привело И. Білинкевича к мысли зафиксировать в отдельном тетради «Статьи и художественные произведения, которые не вошли в 50-томника» (здесь исследователем из среды других полностью приводятся тексты стихотворений «Крест», «Сечевой марш», «Післанці полуночи», «Похороны», статей И исследований «Уіллям Эверт Глядстон, его писательская и научная деятельность», «К истории социалистического движения», др.).

На орбите познания жизни и деятельности И. Франко И. Білинкевича как историка литературы, краеведа не было мелких поэм, малозначительных фактов, его заинтересовывало буквально все. Спросите университетского профессора, где и что можно прочитать, например, о заболевании Франко. А между прочим эта проблема при глубоком ее проработке прояснила бы многие факты из последних лет Франко, вообще, из его жизнеописания. И. Билинкевич оставил своим преемникам три тетради разведки «Болезни Ивана Франкам (тетрадь первый: ученический, лінійований, содержит красным написано вступление к теме, а также некоторые сведения о таких заболеваниях, как кровотечение, тиф, боли груди и головы, о болезни глаз, зубов, прогрессивный паралич, тетрадь третий на 35 с закончено разведка, которая только выравнивает стилистику тетради второго такого же объема Конце есть примечание Коломыя, 17.ІХ.1992 г.).

Немало биографического можно почерпнуть из двух тетрадей-вариантов «Коломыйские эпизоды в биографии Ивана Франко» (практически идентичный материал продатовано 20.VIII.1981р, 21.VIII.1981р.) Также несколько ученических тетрадей под условным названием «Непокоренный дух» содержат неоспоримые факты о произведения Франка, написанные в Коломые и Коломыйском тюрьме (тетрадь первый - 32 а, ученический, в клеточку, написано шариковой ручкой Это «подготовительные материалы», здесь много зачеркиваний, исправлений разными чернилами и карандашом Тетрадь второй - 24 с, так же ученический, в клеточку, с пометкой «Первая редакция» 1, наконец, тетрадь третий: 48 с, ученический, в клеточку. На коробке есть дата: 7-10.VІІ.1976 и примечание «Послидняя редакция». В конце разведки, которая имеет более-менее законченный вид, является отметка «Коломыя, 10.VIII.76». Просматривая третий тетрадь, видим, какой большой количественно и разно-исходный материал обработал исследователь, чтобы не только зафиксировать хронологию появления того или иного произведения, но и раскрыть, так сказать, его биографию Анализируя тонкости биографического характера за воспоминанием Франко «Как не произошло», документальными доносам Коломыйского староства (от 05.03.1880 г), рапортом Коломыйской тюрьме (от 05.03.1880 г), материалами следователя ( от 07.03.1880 г), донесением Коломыйского старосты Намісництву (от 27.07.1880 г.), др источниками, И. Билинкевич устанавливает, что в Коломыйской тюрьме Франко продержали 98 дней (от 5 марта до 10 июня 1880 г.) Когда бы поднять произведения Франка с предыдущего 20-томного собрания, перечитать примечания и комментарии до тех стихов, что написаны в Коломне, то обязательно обратим внимание на высказывание Франка «высокая школа дна общества», в которой он «познал страшные ямы».

И. Билинкевич документально подтверждает, что в ходе этого заключения и Франко написал сорок шесть стихотворений, из которых шесть вошли в цикл «Скорбні песни», три - к «Ночных дум», девять - к циклу «Веснушки», семь - в «Дум пролетария», пять - «Карты любви», три - к «Знакомым и незнакомым», шесть - к «Вольных сонетов», шесть публиковались уже после смерти поэта (тетрадь третий - С 6) Отмечу, что большинство поэтических произведений не слишком распространены и практически малоизвестные широкой читательской публикой «Вей, ветер, горой над этой тюрьмой», «олово тяжелое плывет в моих жилах», «Развивайся, лозо, борзо», «Не долго жил я и в мире еще», «К морю слез, под давлением пересудов», «Татьяна Ребенщукова», «Я буду жить, я хочу жить», др.

В семейном архиве Білинкевичів есть немало уникальных материалов, в частности, таких, которые помогают понять отношения Франко с выдающимися писателями, общественно-общественными деятелями.

Тетрадь-черновик «Иван Франко и Андрей Чайковский» имеет 18с материал изложен в хронологической последовательности, писано наспех карандашом, правки и дополнения сделаны черными чернилами.

Имеем три ученического формата тетради, по которым прослеживается, как обрабатывал франковед непростую тему «Иван Франко о Наумовича» Если в тетради первом - ознакомительный взгляд, бессистемные выписки карандашом различных сведений, касающихся жизни и деятельности Ивана Наумовича (1826-1896), во втором - карандашом изложенный материал в виде статьи, то в третьем тетради - статья, которую при незначительном редактировании можно 6 опубликовать Проникновения в эти материалы, как и, кстати, во много других, когда речь шла об оценке деятельности той или иной личности, независимо от его регалий, подтверждает мнение, что И. Билинкевич как исследователь всегда отстаивал бескомпромиссность, когда речь шла о историзм как принцип. Очевидно, не умея приглаживать анализируемое, подстраивать собственные выводы под заготовленные идеологические концепции и постулаты, Коломыйский ученый Билинкевич никак не мог при жизни пробиться в «большую прессу», тем более - видами хотя бы толику н своих исследований. Его мысли, замечания, уточнения, примечания и комментарии присваивали себе малообразованные и низькоерудовані "ученые-литературоведы", за плечами которых на страже стояли таблице университетов и академических інстатутів. Они щедро писали И. Білинкевичу письма, будто дискутировали с ним, а на самом деле виуджували с его головы мини-исследования, которые затем без особых на то усилий, пользовались с них в собственных публикациях.

Разведка к теме «Франко и Наумович» имеет, на первый взгляд, очень простую историю коломыйский учитель Я. Мельник опубликовал в местной газете «Красное знамя» (1965.- 24 фев.) статью про Ивана Наумовича под заголовком «Страница жизни», где необъективно, неправильно истолкованы место и роль И. Наумовича в культурно-политической жизни Галичины. Так, автор подал Наумовича настоящим борцом за украинскую культуру, за сближение «с великой культурой России» и т.п. Привлечение широкого материала И. Франко (Или возвращаться нам обратно к народу // Мир - 1881 - Ч 6, Дума о Наума Бе-зумовича//Молот-1878) дало основание И. Білинкевичу фактически опровергнуть позицию коломыйского учителя, и, наоборот, утверждать, что И. Наумович был адептом москвофильства в Галиции и в своей деятельности отнюдь не жаловался на народ, а борше отстаивал монархистские позиции, ориентировался на великую нацию».

Интересные моменты проблемы вбачаєм в неопубликованных статьях «Общественная деятельность Великого Каменяра» (рукопись, 14 с стандартной бумаги в Конце есть примечание «Коломыя, 16.VІІ.1978»), «Дорогами Великого Каменяра по Ивано-Франковщине» (рукопись, 18 с стандартной бумаги в Конце есть примечание «Коломыя, 2.VII.1981»), в реферате «Выступление на вечере 23.VIII.1981р. в Коломые, в парке» (это лінійований ученическую тетрадь на 8с, содержит фрагментарные записи из 5 пунктов, которые, разумеется, ловец развивал уже без текста).

Среди рукописного краеведческого массива немалую стоимость имеют такие материалы «по Следам великого Каменяра по Ивано-Франковщине» (обычный тетрадь лінійований, 27 с. рукописи шариковой ручкой, фиолетовый цвет. Почерк доступен к чтению Автор, основываясь на документах, утверждает, что И. Франко переезжал в разные места нынешней области пятьдесят семь раз и весь материал группирует с подзаголовками. «Первая любовь», «В поисках убежища), «Вторая любовь», «Студенческая путешествие», «Помощь в организации женщин», «Живое слово (участие в торжественных вечерах и вечах)», «Выезды на отдых», «Чтение поэмы «Моисей»), «Иван Франко и Коломыя» (тетрадь первый обычный лінійований, 10с. рукописи шариковой ручкой, фиолетовый цвет. На обложке дата 21.VIII.1986 3 этого источника следует, что И. Франко побывал в Коломне 15 раз Здесь приводятся не только дать, кстати, каждый факт проверено автором по нескольким источникам, особый акцент исследователь делает на «живой фермент», то есть, на переписке, фрагментах воспоминаний и мемуаров, тетрадь второй 17с. Продлен нумерацию страниц 11-38, в Конце текста в левой пагінації есть примечание Коломыя, 15.VIII.1986 Билинкевич И. А.), «Иван Франко и Коломыя» (это, по суп, расширенные варианты, дополненные новыми фактами, здесь полнее автор привлекает в описание общий фон, тетрадь первый 18 с., начато со вступления» (здесь раскрыты причину, что заставила И. Франко покинуть Львов), тетрадь второй нумерация продолжена. 11-37, тетрадь третий нумерация 38-66. На последней странице внизу справа подпись. Билинкевич Иван Емельянович), «Иван Франко находился в Коломне» (тетрадь первый обычная тетрадка в клеточку, написано синими чернилами, 10 с, тетрадь второй продолжает общую нумерацию 11-17, тетрадь третий тоже идет как продолжение 18-25, тетрадь четвертый завершается нумерацией страниц 26-33. Характер письма, а также дополнения карандашом на с. 32 н. дают основание предположить, что именно эти четыре тетради - то был первый вариант обработки ощутимой темы).

Значительный интерес для исследователей франкознавчої темы, и, в частности, биографов Каменщика, имеет тетрадь подготовительных материалов «Иван Франко бывал в Коломне» (ученический в клеточку тетрадь на 34 с, с дополнением на 18 с карандашом и синими чернилами, а также с замечаниями на обложке из семи пунктов, как «Целесообразно было бы приобщить к этой статье фотографии мест, связанных с пребыванием Франка 1) ратуши со двора, где была камера, 2) ратуши - встроенную стену, 3) отель (прилагаю), 4) К. Либкнехта - двор гарнизонного штаба, 5) ул. Победы N8; 6) музей Гуцульшини, 7) гарнизонный дом офицеров» в Конце на обложке есть примечание. «Могу пойти вместе с фотографом : показать точно, что именно надо фотографировать»).

Сегодня историку литературы, а тем более краєзнавцеві интересно знать, как, собственно, материализовались замыслы И. Білинкевича, и хоть в какой-то степени он смог реализовать планируемое. Конечно, значительное количество отдельных статей, исследований-поисков и даже небольших шніців своего времени пришли к читателям через газетно-журнальную периодику. Вспомню хотя бы такие напечатания автора. «Непокоренный дух (к пребывания И. Я. Франко в Коломне» (Красный флаг - 1976 - 27-30 серп), «Заключения Ивана Франко в Коломне» (Там же-1980-4 трав), «Я радостно иду на честное правое дело (политический процесс Ивана Франко и товарищей в Коломые 1880 г» (Октябрь -1981 - № 9 - С 129-131, «Иван Франко и Коломыя» (Красный флаг - 1986 - №№ 138-142 (август), кстати, именно к этому материалу представлено несколько фотоснимков ), «Иван Франко Коломыя») (Ивано-Франковск, Галичина, 1991 - 22 с), «Два юбилея Ивана Франко» (Новое время - 1996 - 24 авг - с6 и др.) Несколько к франкознавчої библиографы И. Білинкевича (24 позиции) подает М. Васильчук в своей книжечке «Пять имен» (С 29-30).

На первый взгляд, может показаться, что И. Билинкевич, хоть и копал глубоко на поисковом поле, зато имел под обсерваційним глазом узкий лан, то есть Коломыйщине. Это подозрение снимается сразу, увіходити в рукописный массив исследователя. Внимательно просматривая тетрадь-схему «Пребывания Ивана Франко на Статславщині, 1874-1914», поймем, как тщательно и документалізовано добывался ученый до малейшего факта, даты и упоминания его интересует местность, мотивы посещения (личное любви, поиск убежища, студенческая путешествие, помощь в организации женского движения, пропдгандистсько-просветительская деятельность, родственно-семейные обязанности, чтение поэмы «Моисей»), он точно, по алфавиту собирающий названия населенных пунктов, где бывал И. Франко фиксирует их, проставляя день, месяц, год.

Есть среди достояние Білинкевича три тетради к теме «Иван Франко на ґуцульщині» (тетрадь первый ученический, в клеточку, 10 с, под названием «Иван Франко на Косовщине» в Конце, в левом углу нижней пагінації есть отметка Коломыя, 14VІІІ.1976, тетрадь второй ученический, лінійований, без нумерации страниц, третий тетрадь ученическая, лінійований, 21с. Рукопись свидетельствует, что это, написанная фиолетового цвета шариковой ручкой, статья имеет законченный характер и, по суп, скомпонованная из фактического материала первых двух тетрадей И дата в конце рукописи тоже подтверждает это Коломыя, ЗО.VIII.1976). Сразу же возникает вопрос, публиковал И. Билинкевич хотя бы фрагменты с проработанной темы. Да, но только немного, поскольку, как говорится, не очень везло ему, все будто кто-то перебегал дорогу. Вот, например, еще 14 августа 1976г. он письмом обращается к Косовской районной газеты с просьбой напечатать его статью к 120-летию со дня рождения Франка, И, отмечает, что «старался вспомнить только те факты, которые имеют документальное подтверждение. Несколько из упомянутых мной фактов являются новыми, до сих пор никем не упоминавшимися (підкр. мое - В К) Редактор Александр Бартош отвечал, что «к сожалению, не можем » (Здесь и далее, приводим строки из писем, любезно передала мне вдова М. Билинкевич для обработки) Подобные отказы с традиционным «увы», поступали И. Білинкевичу и с Верховинской районной газеты «Рассвет»(письма за №№ 183, 186 от 30 августа, 3 сентября 1976г.)

Может, наибольшей является публикация «Гуцульщина звала его» (Октябрь - 1986 - № 8 - С 93-101).

Есть в Бминкевича и несколько черновых вариантов (первый на отдельных карточках в ячейку, черными чернилами написано и на обратной стороне, второй тетрадь ученическая в клетку, написано, видно, наспех, с сокращениями слов, фраз сверху на обложке есть пометка. «Выслал в Городенку 3.X.64», третий - имеет более-менее законченный вид статьи, написанной синими чернилами, на. 11с. ученической тетради в клеточку) к теме «Иван Франко бывал на Снятинщине».

Просмотрев наметки И. Білинкевича, а также ряд завершенных исследований, подхожу к не чисто риторического вопроса как могло так случиться, что большая исследовательская работа И. Білинкевича «Дорогами великого Каменяра по Ивано-Франковщине: Биографически-краеведческие очерки» (Коломыя, 1979 - 221 с. машинописного текста, фотографы, схемы первой и второй путешествий Франка по Состоянии-славшині) так и до сих пор не пришли к читателям? Может, специалисты не заметили в ней научной ценности, а издатели не слыхивали о такой рукопись? Нет, и рецензенты будто бы одобряли, и интерес как бы не угасало, и автор дорабатывал по требованию одних, сокращал, на потребность вторых * дополнял, чтобы удовлетворить третьих - еще консультировался, и не опускал рук на этом пути унизительного отпихивания от автора позарез нужной книги, которая могла бы и должна бы не один факт с устоявшейся академической биографы И. Франка поставить, разумейко однозначно, с головы на ноги. Сейчас, на расстоянии двух десятков лет, можем наверное не то, что предположить, как борше всего, подтвердить факт, что труд И. Білинкевича действительно больше была не желанным факту появления в франкознавстві, ибо как же там должны были бы чувствовать себя мужи-академисты из столичных научно-исследовательских институтов, когда здесь, в провинциальной Коломне, такой себе обычный краевед, не увешанный титулами или должностями, не кладет один кирпич открытий в фундамент франкознавства как науки.

Но посмотрим, как вымащивалась дорога И. Білинкевичу фальшивослів'ям и злодейством не так уж далекой исторической реальности, которую каждый из ныне суших в тот или иной способ витворював. Говорю здесь о горестях прошлого дня не для того, чтобы кому-то причинить боль или сприкрення, только для того, чтобы мы все вместе и поодинчо делали мудрые выдержки из вчерашней книги опыта, чтобы не скользили снова на скользких тропах, а обходили их и шли гостинцами - напрямик, где действительно ходит истина...

И. Билинкевич, имея готовый рукопись, обращается в Ужгород до издательства «Карпаты» (письмо от 2 января 1979 г), а через семнадцать дней за подписью главного редактора Владимира Данканича получает письмо с изложенными требованиями к авторскому оригиналу и с выводом «Итак, присылайте рукопись». Автор не замедлил 4 сентября 1979 г он сообщал издательство, рукопись готов и отправлен к рассмотрению (это подтверждают и две квитанции, дата на штемпеле 04.09.1979) «я Старался в этой работе, - писал автор, - представить материалы с документальным подтверждением... Некоторые данные удалось мне собрать впервые, другие уже публиковались, но без документального подтверждения И не так подробно Если этот материал пригодится для публикации, то, думаю, было бы целесообразно дополнить его фотографиями мест, связанных с пребыванием писателя» (личный архив Білинкевичів).

В ноябре 1979 года и январе 1980 гг. И. Билинкевич уже имел на руках рецензии специалистов - уже хорошо известных на то время франкознавців, кандидатов филологических наук Федора Погребенныка из института литературы АН УССР (г. Киев) и Мирослава Мороза из музея этнографии и художественного промысла АН УССР (г. Львов). Сразу тьохнула в душе молния предостережения, а не «зарубили» ученые мужи? Нет, не отвергли. Вот Ф. Погребенник на 7 с машинописи как позитивное отметил «широкую документальную базу», стремление автора рукописи подтвердить каждую мысль наблюдения «достоверными фактическими материалами». Ф Погребенник уже в самом начале подчеркивает, что это - ценная и важная краеведческо-историко-літературозучите труд своей темой, композицией «принципиальных замечаний не вызывает». Выразив автору ряд конкретных советов (кроме некоторых чисто конъюнктурных, как вот дать объективные оценки выступлений против И. Франко польских редакционных шовинистических кругов, украинских буржуазно-националистических, как Ю Романчука и клерикальных элементов - С 4), ученый, по сути, посоветовал, как и в каком аспекте вести «довороте рукописи, чтобы его впоследствии перевести в книжку, что «вызовет широкий интерес читателей богатством материала своей документальностью, раскрытием многих важных страниц жизни и творчества Франко ».

М. Мороз тоже, искренне желая, «чтобы работа была напечатана», считая, что она обязательно «заслуживает на публикацию», на пяти страницах машинописного текста разворачивает схему дальнейшей работы, которую в конце концов готов на «общественных началах» (то есть, без гонорара) снова прочитать перед тем, как и издательство запустит в редакционную работу. Сейчас крайне важно понять, что один из самых авторитетных библиографов-биографов Франко Г. Мороз читал рукопись И. Білинкевича, держа рядом собственную обсягову труд «Летопись жизни и творчества Ивана Франко», над которой продолжал работать, дополняя новыми и новыми фактами. Рецензент, например, советовал корне переделать то место, где говорилось о памяти Каменщика в 20-30-х годах, требовал расширенного комментирования и объяснения названий многих местных обществ. Следовательно, И. М. Мороз видел, что вот-вот должна была бы прийти к читателям «труд оригинальная», которая «не повторяет уже существующей литературы предмета».

И вот издательство «Карпаты» с сопроводительным письмом В. Данканича (№ 196 от 1 февраля 1980 г) возвращает рукопись с рецензиями, уверяя автора, что рукопись «изучили и попытались всесторонне», и что он, по мнению издателей, вскоре станет «интересным изданием».

Из тех документов, которые сохранились в семейном архиве Білинкевичів, следует, что автор, реализуя замечания рецензентов, сократил рукопись, доведя его до 190 с в редакционном выводу, который 12 ноября 1980 г подписали редактор В. П. Густые, заведующий редакцией А. М. Федака и главный редактор В. И. Данканич, идет речь о внесении названия книги к плану «редакционной подготовки».

И письма показывают довгорічні мытарства автора, то на письма-напоминания И. Білинкевичу просто не отвечают, то уверяют, что признали стоимость доработанного варианта рукописи и его «будут предлагать к включению в перспективный план» (N3 1103 от 11 августа 1981 г), или еще конкретнее « рукопись планируем издать» (№ 8 от 4 января 1982 г) и вот, наконец, издательство готовит исследователю новогодний «подарок» хотя рукопись, мол и имеет «определенное историко-познавательное значение, однако на данном этапе включить его в издательские планы не имеем возможности Итак, возвращаем рукопись» (№ 1570 от 22 декабря 1982 г) и вот вереница надежд потянулась вплоть до Киева Заручившись поддержкой Степана Пушика, И. Билинкевич направляет на руки Анатолия Михайленко уже до издательства «Молодежь» рукопись в двух экземплярах, рецензии Ф. Погребенныка и М. Мороза, некоторые письма-ответы из «Карпат» и, конечно, свое письмо от 6 апреля 1983 г, из которого видно, насколько обиженно автора («Надвигается вопрос зачем же было обещать и морочить себе и мне голову...?) Как Шло дело в издательстве «Молодь», где будто бы планировали книжку И. Білинкевича в серн «Прославленные имена», судить непросто, ибо нет в архиве писем. Но один важный документ, сохранившийся среди рассыпанным и никак не благоустроенным перепиской, - квитанция об предоставленную телеграмму на имя А. Михайленко (к сожалению, по штемпелю трудно установить дату) уверяет нас, что и в этом издательстве автор встретил к себе «привязанность», книжка так и не вышла.

Как историк литературы, культуролог И. Билинкевич демонстрировал энциклопедизм из разных областей духовной жизни Т. Шевченко, Леся Украинка, М. Павлик, В. Стефаник, О. Терлецкий, Л .Гринкж, брать Білоуси - далеко не полный реестр выдающихся, известных и малознаних имен, которые скрупулезно годами-десятилетиями исследовал этот скромный, высокой эрудиции ученый. Показательно, что И. Билинкевич пытался любую фигуру, а даже отдельную грань и проявления поставить в контекст времени, исторической эпохи, общественно-культурных отношений. Он муравлино просматривал кипы газетных подшивок, перелопачував тома таких уважаемых и авторитетных изданий, как «Литературно-научный вестник» и «Записки Научного Общества имени Шевченко» ( в архиве Білинкевичів сохранился тетрадь-описание 36-ти томов ЛНВ с 1899 по 1906 гг, общая тетрадь на 63 с содержит материалы, разбитые по проблемно-тематическому и жанровому принципу), фиксировал в отдельных тетрадях мельчайшие факты, малоизвестные имена, названия - все становилось в ряд анализа. Так, подготовленной статье «Михаил Иванович Павлик» (ученическая тетрадь на 19 с, в клеточку, написано карандашом, разборчиво) предшествовала большая поисковая работа, о чем свидетельствуют десятки различных выписок-фрагментов, статистических сведений (отдельный лінійований тетрадь, без нумерации).

Шевченкиана И. Білинкевича занимает значительную библиографию (513 позиций), ряд рукописных статей.

Немало нового внес этот земледелец украиноведческой нивы и в разработку темы об о. Терлецкого. К юбилею общественно-культурного деятеля «Красное знамя» опубликовал разведку И. Білинкевича «Он жил для народа» (1971. 5 фев.) И когда сопоставить опубликовано с тремя тетрадями (тетрадь первый - карандашом написано, черновой план-схема статьи, тетрадь второй - 10 с, статья в первом варианте; тетрадь третий - 18с. лінійованого тетрадь, исписанная страница с обеих сторон синими чернилами. Это окончательный вариант), то увидим, что наиболее существенные факты и моменты из биографы О. Терлецкого опущено, а оставлены только те места, которые как бы подводили читателя к тому, что О. Терлецкий «приблизился к революционно-демократических позиций», что он утверждал о решении аграрного вопроса только заменой частной собственности на общественную, а капиталистического строя на социалистический. Не думается, что человек такого склада и мировоззрения, которыми владел. Билинкевич, имела слишком большое удовольствие от таких публикаций. Но что же поделать, иного нечего было и надеяться, а потребность в публикациях, в самовыражении не угасала, следовательно, писал, переписывал, заносил к единой местной газеты и хотя бы частично удовлетворился опубликованным.

Среди нерозібраних кип - тетрадь «Лесь Гринкж о Василия Стефаника» (тетрадь на 7 с, ученический лінійований), в котором зафиксировано выписки из статьи Л. Гринюка «О Василия Стефаника» (Прогресс - 1904 -№ № 15-24) (см. Першопублікації И. Білинкевича Забытое имя // Комсом флаг -1967 - 26 нояб., Л. Гринюк В. Стефаника // Красное знамя - 1971 - 10 трав.).

Имеем также две тетради-варианты студий-жизнеописания братьев Белоус (на тетради втором, не пронумерованном, линованной, на обратной стороне обложки выведено рукой автора. «2.5.VI.71 Два несправедливо забытые деятели (Покуття) Коломыйщины»). К сожалению, мало кто брался за эту тему. Билинкевич, правда, еще в 70-х годах опубликовал статьи «Теодор Белоус» (Красный флаг - 1971 - 2 июл) и «Михаил Белоус» (Там же - 1971 - 14 авг) в Конце 80-х, в 90-х годах появляются публикации Николая Савчука Николая Васильчука, Любомира Кречковського, др Наконец, Николай Васильчук публикует брошюру-студию «Братья Білоуси и их вклад в украинскую культуру» (Коломыя Течение 1995-42с).

На культурологическом ниве И. Білинкевича значительное место занимает різноаспектна тема «Коломыя наша славная, Коломыя город (кое-что из прошлого и настоящего)» и хотя кое-что пришло из этой темы до читателей в виде першопублікацій (см. Культурные традиции Коломыи // Красное знамя - 1970 - 6 окт., Книгу - в массы // Там же - 1971 - 29 дек, Коломыя наша славная, Коломыя город // Там же - 1975 - 6, 8, 12 авг, Коломыйские некрополи с древних времен до наших дней // Комс флаг - 1990 - 16, 19 июн, есть еще церковь Немного Истории // Красный флаг - 1991 - 9 авг), все же большинство наметок развернутых наблюдений в виде этюдов, историко-литературных, этнографических очерков, даже отдельных шкіців до сих пор остаются непрочитанными и тем более не проанализированным. Перед нами отдельные тетради «Кое-что о культурные достопримечательности Коломыи» (лінійований тетрадь на 12 с, статья написана зелеными чернилами), «Как хранятся у нас памятники прошлого» (лінійований тетрадь на 12 с, статья-фрагмент, написанное черными чернилами Из нее следует, что в Коломне насчитывается 15 памятников и мемориальных таблиц. На обложке сверху есть дата 23.VI.71 г ), «Древнейший памятник прошлого Коломне» (статья написана черными чернилами на 9 с ученического, в клеточку тетради. В конце есть подпись. «Билинкевич Иван». Этому предшествовал вариант-черновик на 13 с половины белого стандартного листа с многочисленными вставками, викресленнями и исправлениями. Попутная отмечу, что речь шла в статье о едва ли не древнейшей в области деревянное здание - именно о церкви святого Благовещения, построенную 1587 г. Небольшой эпизод из подготовленной статье под названием «Песня в дереве» опубликовала областная молодежная газета «Комсомольское знамя» (1968 - 18 трав), «Историческая топография древней Коломне» (14с на стандартном бумаге Внизу рукописи является дата 25.VIII.1974 г, эта поэма имеет продолжение и развитие во многих черновых вариантах, как «Памятники старины не в почете», «К исторической топографы», различных высказываниях, что выписаны автором с печатных и рукописных источников, которые и заполнили два лінійовані тетради на 29 и 16 с), «Облик нашего города в начале 19 в. » (тетрадь первый лінійований Синими чернилами написано статью как реализацию замысла в первом варианте, тетрадь второй имеет 24 с. Вероятно, что автор считал этот вариант викінченим, потому сивцем обведено отдельные абзацы с пометкой, чтобы при первом перепечатки. Эти места опустить), «Забытые памятники нашего города» (это тоже небольшой по объему очерк - на 8 с лінійованого тетради), «Книгу - в массы», «Рациональное собирание книг в личную библиотеку» и др.

Иван Билинкевич хорошо знал творчество Марка Черемшины, Леси Украинки, Степана Руданского, Николая Бажана, Василия Сухомлинского, То масса Манна и еще многих отечественных и зарубежных авторов. Постоянно на страницах городской газеты он популяризировал новые и юбилейные издания, чем поощрял читателей к пополнению книгами собственных библиотек (см., напр. Три новейшие издания // Красное знамя - 1970 - 31 трав, Произведения Степана Руданского - читателю // Там же - 1972 - 11 фев, Полное издание произведений Г. С. Сковороды // Там же - 1972 - 18 фев, Семитомник Василия Сухомлинского // Там салю - 1972 - 30 верес, Трехтомник произведений С. Руданского // Там же - 1973 - 27 июн, Новое издание сочинений Г. С. Сковороды // Там же - 1973 - 10 июл, Избранные произведения Бы. Брехта // Там же - 1973 - 27 июл, Зачинатель украинского юмора // Там же - 1975 - 7 берез, Новое издание произведений Леси Украинки // Там же - 1975 - 25 июл, Анатоль Франс украинском языке // Там же - 1975 - 20 дек)

 

3. Зерно утаємленої правды - в письмах...

Говорят те, кто хорошо знаком с Иваном Омеляновичем, что был он человеком не слишком разговорчивым, скорее спокойной, взвешенной в слове, оценке и это состояние не всегда так скоро обнаруживал его высокую эрудицию и образованность Понять параметры души, грани знаний Ивана Білинкевича помогает огромный массив писем, что еще ждет предметного рассмотрения специалистами. Все переписки - особенно научного, профессионального характера, лишенное какого-либо налета побутовізму Оно по всем имеющимся признакам так или иначе работает ни углубленное познание «двух крыльев» ученого - его франкознавчої и культурологической темы.

Среди тех, с кем имел длительную переписку, - и предметом, и в этот способ углубления знаний по франкознавства были небольшие листы из ученических тетрадей или же целые трактаты да еще и с которых делал себе через кальку копию, - то были писатели, ученые, сотрудники музеев, коллекционеры и т.д. В ряду постоянных адресатов - Роман Горак, Роман Головин, Алексей Лей, Роман Дидула, Владимир Иваненко, Роман Иваничук, Евгений Кирилюк, Петр Мишка, Мирослав Мороз, Теоктист Пачовский, Федор Погребенник, Владимир Полєк, Григорий Салевич, Богдан Якимович, а еще официальные лица, которые представляли издательства, музеи, печатные органы, учреждения, общества.

Иван Билинкевич вел многолетнюю переписку с писателем Романом Гораком со Львова Перечитываем сейчас эти письма - и перед нами предстают не то, что строки, а целые неизвестные страницы до жизнеописаний И. Франко, Леся Мартовича, Василия Стефаника и многих людей, что их окружали. Вот, например, из письма Романа Горака от 16 апреля 1984 г узнаем, что именно он через письма из Словакии от известного историка литературы и фольклориста Мікули Неволе получил фотоснимки Михайлины Рошкевич, а также ценный спогадовий материал о Рошкевичів и Паращуіав. А дальше, сообщая И. Білинкевича о том, что собирает документы о Леся Мартовича, просит «Мне бы очень пригодилось знать о Коломыйскую немецкую гимназию, в которой Лесь учился как выглядела, где была, что за дом, что там сейчас, что было вблизи, как выглядело вокруг нее, учителя, мода итд. Не помогли бы Вы мне..? Может, какие-то документы обучение Мартовича есть в Коломые? Или в Коломыйском ЗАГСЕ нет книг крещений, свадеб, смерти с Торговині-Пільної с 1830 г?».

Видно, Г Горак получил от И. Білинкевича значительную поддержку (это видно из письма-ответа от 19 июня 1982 г) 3 него письма следует, что Г. Горак, проштудировав монографию Ф. Погребенныка «Лесь Мартович» (К, 1971), просит в И. Білинкевича углубленных сведений о писателе «Кто учил предметы. Какие оценки Леся Мартовича. Есть в каталога (речь идет о каталог коломыйской гимназии за 1889/90 год под № 131 в бывшем музее «Гуцульщина» - В К) Стефаник. Какие произведения писали. Кто учил русскую литературу. Может, где-то люди имеют «Справоздання» за год 89, 90, 91? Ага, что это за улица Старомійська и есть дом 224. Там жил Лесь Мартович у столяра Рубича». А уже 3 июля того же года Г. Горак благодарит за ценные сообщения, которые вскоре таки разыскал и прислал ему. Билинкевич «По «Отчетам », - пишет Г. Горак, - то есть отчеты украинской гимназии от 1900 р. Как вам известно, только в 1891р в Коломые открыли «параллельную», а до этого полностью гимназия была польская. Отчетов польской гимназии где-то нет. В каталогах значится, а де факте - нет. Покрали. Я нашел несколько, из которых узнал, что Мартович был лайдак и, например, в пятом классе сидел два года. Тогда то и настигли его Стефаник И. Бачинский, которые учились годом ниже ».

Перечитывая письма, которые касаются жизни и творчества И. Франко, подивуємося той профессионализмом, которую демонстрировал И. Билинкевич. Для него не было мелочности, а малозначимости в любом факте, свидетельстве, тем более -- в документе, к которому приторкався собственным взглядом. Вот Г. Горак публикует книгу «Трижды мне являлась любовь» И. Білинкелич оперативно перечитывает ее и, не мешкая, 21 января 1984г. на восьми страницах стандартного бумаги присылает автору конкретные замечания по поводу неточностей, привольностей, искажений итп. Оценив художественно-документальную повесть как «написанную интересно», где есть немало «нового материала», критик формулирует более 30 посторіночних замечаний-советов, как вот вызывает сомнение, была ли О. Рошкевич причастна к закладке в Станиславе женской гимназии, вероятно, категоризм в том, будто профессор Шараневич «старался вредить Франко», требует документальных доказательств, отрицая тезис литератора, будто О. Рошкевич была сильной натурой, И. Билинкевич, как на меня, прав, предполагая «У нее не было сильного характера и не было отваги пойти на конфликт с родителями (в основном с отцом) Трагедия их (И. Франко и В Рошкевич - В К) в том как раз, что она (Ольга. - В К) подчинилась их воле» Опираясь на многочисленные документы и, в частности, на воспоминание сестры Михайлины, Билинкевич буквально придирчиво прочитывает каждую фразу, предложение из повести Горака и не оставляет ни одного сомнительного места без внимания Фразу писателя «К Ольге пошли холодные письма Она не верит Она в отчаянии» И. Билинкевич логично исправляет» Он (И. Франко - В К) уже знал, что Ольга выбрала выгоду, а он ей не может дать и никакого холода в его письмах я не вижу, а скорее резиґнацію. Виной трагического окончания их любви были обстоятельства, которые сложились». Далее идут уточнения дат, местностей и др.

Из письма от 15 февраля 1984г. Г. Горака к И. Білинкевича можно понять, что он ознакомил его со своей неопубликованной статье «Глумление» (в архиве Білинкевичів сохранился тетрадь в клеточку на 28 а в каком - различные выписки, цитаты из источников. Тетрадь имеет название «Г. А. Горак. Глум (новые материалы к биографы Ив Франко (машинопись)». Второй лінійований тетрадь без обложек на 13 с. имеет название «Замечания к статье Г. Горака «Глумление» (здесь 28 позиций до 30-ти страниц).

Г. Горак, кроме того, что благодарил за фотоснимки Климентины Попович, полученные от коломыянина, утверждал и здесь свою позицию на право именно так трактовать проблему болезни Франка, как это он сделал, с чем не согласился и Билинкевич. А еще, как на меня, Г. Горак имеет совершенно правы в том, что пишет о тогдашнем рутенство, про продажность и беспринципность значительной части галицкой интеллигенции, создавала ауру Франко.

Из письма, датированного 8 декабря 1984 г, узнаем, что Г. Горак вместе с Ярославом Гнативым работает над документальным романом о Николае Устиновиче.

Немало интересного до отношений двух ученых проясняет письмо Г. Горака от 20 января 1996г. из Львова. Вдумаемся в эти строки «Христос рождается! Когда б Вы знали, как я ждал на Ваше письмо! Сколько раз бывал в Коломне, псом бродил возле Вашего дома, а зайти не отваживался. Может, «Тайны Ирины Вильде», которые Вы прочитали, будут, наконец, какой-то презентою на мою реабилитацию в Ваших глазах.

Намерен выдать «Бабочки...», «Бьет восьмая» и «Совершеннолетние дети» отдельной книгой, возможно, в двух томах, включив сюда прекрасное исследование недавного заместителя мэра Черновцов Владимира Старика (он нашел прототипов этого цикла и написал просто знаменитое исследование), а также свой еще нигде не напечатанный роман-эссе об Ирине Вильде, который назвал «Та вечная загадка любви» (першопублікацію см Перевал - 1997 - № 2 - С 23-101, N9 С - С 120-167).

Всем тем, что кричали о советскости Вильде, я имел возможность по радио, в выступлениях, в прессе сказать об их квалификацию. Умолчали...

Сейчас делаю цикл очередных передач о Франко. Вот недавно был в Черновцах, смотрел места, где был Франко Теперь буду писать сценарий Очень хочу приехать к Коломне, Яблоневая, Березовая - для передачи о Франко.

Упал бы до Вашего дома, когда впустите...» (личный архив Білинкевичів).

Значительную историко-литературоведческую базу имеет переписка И. Білинкевича с тогдашним заведующим отдела фольклористики института искусствоведения, фольклористики и этнографии им. М.Т.Рильського АН Украины профессором Алексеем Деем. Письмо О. Дея от 20 августа 1979 г несет в себе такую информацию очевидно И. Билинкевич писал Деєві в предыдущем письме о замеченных им упущения и неточности в книге воспоминаний о И. Франко Дей же предложил обратиться с этими вопросами к известного Львовского библиографа Мирослава Мороза, что, собственно, занимался подготовкой к изданию летописи жизни и творчества И. Франко. Тут же спрашивает о мнении Білинкевича о краеведческой брошюры Николая Кубика «Иван Франко на Станиславщине» (Станислав, 1956).

В следующем письме (от 31.08.1979 г.) О. Дей спешит подать И. Білинкевичу 4 библиографические позиции А. Дуна, И. Филипчака, Д. Селенова в газетной периодике за 1940-1937 гг, где приводились факты из биографии Франка.

Пятого сентября. Билинкевич отвечал профессору, что ему понадобились те ссылки на источники, и он побывал во Львовской научной библиотеке им. В. Стефаника, где разыскал еще немало нового. От М. Мороза передал мысль об издании М. Кубика («Книжечка очень побужна и грешит многочисленными ошибками и выдумками Стоимости она не имеет никакой...)

Интересный и вельмисерйозний письмо-рецензия (от 31.03.1982 г.) И. Білинкевича на прочитанную монографию О. Дэя «Иван Франко, Жизнь и деятельность» (К Днепр, 1981 - 355 с) Оценивая в целом труд Дея как первую самую полную и найсумліннішу попытку представления биографы писателя, в которой импонирует «уклад материала и удачный случай «удокументувати свои утверждения», критик буквально страница за страницей будто перечитывает заново книгу и останавливает читательское внимание на неточностях и явных ошибках (каждый факт, предположение, даже догадка И. Билинкевич подпирает источниками материалы отделов рукописей академических библиотек, материалы юбилейных сборников, переписки, прижизненные и первые посмертные першопублікації и перепечатки, мемуарные материалы, и т.п.) в Общем, имеем ценные поправки, которые касаются ареста Франко и его заключение в Коломые, опровержение значительного количества документальных свидетельств по книге В. И. Калиновича «Политические процессы Ивана Франко и его товарищей» (Львов Изд-во Львов, ун-та, 1967 - 155 с) (« по моему мнению, Существующие в архивах документы, надо трактовать серьезно и корректно!»), немало уточнений относительно лиц Франко окружения итп.

Восьмого апреля того же года О. Дей благодарил за доброе слово и советы. В то же время высказывался, что без летописи жизни и творчества Франка практически не возможно выверить каждую деталь, факт, ведь даже в письмах и других документальных материалах есть неточности.

Кое-что нового привносят как в творческой лаборатории И. Білинкевича, так и до просторов его франкознавства письма к нему киевского доцента Воюдимира Иваненко. Так, его письма от 03.10.1981 г, 01.11.1981 г. утверждают мысль, что писал он до Коломыи исключительно с конкретной целью получить авторитетно подтвержденные факты или и документальные материалы, которые могли бы быть им использованы при подготовке книги о пребывании Леси Украинки в Карпатах.

Кстати, как и в большинстве случаев. Билинкевич не отмахивался ссылками на занятость, а, по суп, проводил нередко этим исследования, писал пространные письма-студии на обозначенную тему, а значит и не упоминался некоторыми горе-исследователями хотя бы в приміткових сносках. Таким образом, часто мысли И. Білинкевича попросту использовались кем-то, как собственные.

Вот в письме от 1 ноября 1981 г В. Иваненко просит И. Білинкевича высказаться о публикации Степана Пушика в «Комсомольском знамени», поскольку он на нее тоже ссылается (см. Повесть-эссе С. Пушика «Карпатское лето» в его книге «Плоты плывут в легенду (К Советов писатель, 1990 - С 229-316) На основе выверенных источников И. Билинкевич подает В. Іваненкові факты взаимоотношений И. Франко с И. Кобринським, а также на трех страницах фиксирует неточности, которые прошли в публикации С. Пушика.

Из нескольких писем. Білинкевича до Евгения Кирилюка за 1980 г можно убедиться, как он действительно воевал с местной компартийной властью, чтобы добиться исправлений на мемориальных досках в Коломые, чтобы не тиражировать в дальнейшем в путеводителях неточностей биографы И. Франко.

Большой массив писем, датируется не двадцатилетием, принадлежит одному из франкознавців - Мирославу Морозу. Каждое письмо - это своеобразный путеводитель для развертывания той или иной темы, проблемы, направления или конспект-схема ожидания студий. Вот, к примеру, 11 сентября 1977г М. Мороз, выражая не оптимистичное мнение о предложенной И. Білинкевичем предложение взяться за создание «Энциклопедии Франко», поощряет коломыянина к работе над словарем энциклопедического характера «Иван Франко и Ивано-Франковская область» Г. Мороз видел примерную структуру этого издания «а) справка о местности, где И. Франко был с точным указанием, когда именно, на каких улицах, в каких домах, б) круг людей, в) произведения, написанные в Ивано-Франковской области, г) памяти памятники, музеи, спектакли в театрах, в произведениях изобразительного искусства, в поэзии и прозе Ваших авторов Начать надо с определения круга материала, составить словарь имен и названий в предметном порядке».

Вероятно, этому листу-ответы предшествовали другие, однако именно из этого следует, что И. Билинкевич интенсивно развернул работу над трудом под условным названием «Путями Ивана Франко по Ивано-Франковщине», и просил М. Мороза подтвердить документально отдельные факты, в частности, точные даты написания Франком статьи «Следы скитской традиции» и перепрочитання поэмы «Моисей» в Коломые (17.03.1978).

Из письма М. Мороза от 20 марта 1978 г почерпнем немало важных фактов, а также хотя бы частично поймем, как пила подготовка «Летописи жизни и творчества Ивана Франко» «В январе этого года я перепечатал первую часть «Летописи», годы 1856-1880 Всего вышло 280 машинописных страниц. Один экземпляр послал в Киев в архив Франко в Институте итератури АН УССР Второй экземпляр даю до Львовского музея И. Франко. Как будете во Львове, пожалуйста, зайдите в музей, где пересмотрите.

Имею уже совсем подготовлены к печати 1881-1886 годы, это снова будет 250-280 машинописных страниц. Уже с 1 апреля берусь за перепечатку.

Считаю, что для всего «Летописи » материал весь собран, но это еще далеко не так Когда приступаешь к окончательному оформлению, ой, как еще далеко до того, как это нужно Труд веду «этапами», отдельными разделами в Ближайшее время возьму 1887-1893 гг. и буду готовить. При желании Вы уже могли посмотреть 1881-1886 годы - они уже готовы, в том числе внесенные мною уточнения относительно путешествия на Подолье в августе 1885 год и участия. Франко - это уже точно...».

Пятого мая 1979 г. М. Мороз, информируя И. Білинкевича о том, что «завершил до 1886 года включительно, а до июля должен бы завершить до 1893 г включительно», опасается, что рукопись разрастается объемом, ведь летопись только в 1881-1886рр. охватил 400 страниц машинописного текста. Надеясь на каникулярные возможности побывать в Коломне, Яблоневые и Березовые, ученый просит у И. Білинкевича уточнений фактов, касающихся Ольги и Михайлины Рошкевич, сына Михайлины Степана Иванца.

Буквально через несколько дней из Коломыи поступает письмо, в котором Билинкевич сообщает, что лично знал С. Иванца, который жил в Коломые до 1944г. Дальше же подает интересные сообщения о Михайлина Рошкевич, Климентину Попович.

Тридцатого августа 1979г. М. Мороз информирует своего приятеля, что странствовал по Тернопольщине, побывал также в Уриче, Корчин, Крушельницы, Славском. Подает интересный фрагмент о дочь К. Попович Ольгу, тогдашнюю бібліотекарку университетской библиотеки.

Шестого сентября, отвечая на письма, И. Билинкевич раскрывает М. Морозу некоторые штрихи своего знакомства с дочерью Климентины Попович Сообщив коллеге о том, что свою работу («Дорогами Великого Каменяра по Ивано-Франковщине» - В К) выслал уже в «Карпаты», Билинкевич пишет, что продолжает собирать материалы к словарю.

Дальше же отзывается о очерк Романа Горака об Ольге Рошкевич (Октябрь - 1979- № 8) как о удачный литературный сбщ Но, если смотреть на публикацию как на документальный очерк, то, по мнению И. Білинкевича, он «грешит неточностями, перекрученнями и некоторыми несправедливыми характеристиками» Принимая во внимание общую оценку М. Мороза, что вещь написана в общем довольно хорошо и со знанием, есть, правда мелкие ошибки, но второстепенные», и Билинкевич отрицает такую позицию, ибо, по его убеждению, следует прежде всего определить, где кончается мелкая и второстепенная ошибка, а где начинается ошибка. Думаю, что независимо от того, к какой категории также будет зачислена данную ошибку, все равно она останется тем, с чем надо бороться».

Из письма М. Мороза от 15 февраля 1980г. получается, что он совершенно игнорировал как исторический источник многотомную историю городов и сел, за которую кое-кто выскочил в академики. Здесь же настаивает на пошвидшому доработке после рецензии рукописи для издательства «Карпаты» и просит И. Білинкевича подготовить для очередного сборника «Украинское литературоведение» Смело размышляет над некоторыми нелепыми публикациями в юбилейном сборнике, а также над общим состоянием франкознавства («совсем нет фамилий известных исследователей, сейчас какой-то переходный период - одни сошли со сцены, постарілись, а нового пополнения нет»).

Франкознавством заполнены и последующие листы. Четвертого января 1981г. М. Мороз, например, сообщает, что последние два года просматривал подшивки газеты «Kurjer Lwowsкi», где обнаружил 13 статей, подписанных И. Франком, а также 235 сообщений, что, по всем признакам разработки тем и стилистики, наверное, тоже принадлежали Франко.

Тут же углубляет свои предварительные суждения о публикации Г. Горака «Есть интересные мысли и образы, а несколько спорно. Вообще в авторе я вижу доброго труженика на поле франкознавства, хотя подходит он и имеет на цели одно художественное осмысление, а не научное исследование».

Перечитав путеводитель «Дорогами Ивана Франко на Уроне / Сост. Н.А. Мороз» (Львов Каменяр, 1982 - 27, Ил.), И. Билинкевич постпішає отправить до Львова (письмо-рецензия на 11 с рукописи от 20 ноября 1982 г) посторіночні замечания и предложения опровергает утверждение В. Боня (и раздел. «В долине село лежит»), не воспринимает категоризму Г. Горака, который будто бы пытался «снизить уровень образования Ольги Рошкевич». Критик вносит немало довольно неизвестного к взаимоотношениям И. Франко с Ольгой Рошкевич, отрицая документально чистые выдумки или догадки литераторов, краеведов, как вот Петра Арсенича.

Двадцать пятого января 1983 г. Мороз уже в который раз настаивает, чтобы И. Билинкевич спасал ситуацию с изданием собственной книги, - искал поддержки кого-то влиятельного». Дальше же советуется автор письма о структуре будущего сборника «честь Ивана Франко», приглашал к участию Сердечное благодарил за постоянных замечания, высказанные на путеводитель («Я их все использую в работе над «Летописью жизни и творчества И. Франко»).

Письмом от 15 октября 1984 г. Мороз приглашает И. Білинкевича подать ему предложения, которые в перспективные сроки он хотел бы проработать в «Словарь Франко».

Из следующих писем имеем информацию о том, что И. Билинкевич целом высоко оценивает труда Г. Горака, особенно же те, что привносят в франкознавство элемент новизны, сообщает о накоплении материалов к словарю, их осмысление.

Значительную информацию несут письма многих других историков литературы, прессо - и краеведов, как Федора Погребенныка, Владимира Полєка, Богдана Акимовича, Романа Головина, Валерия Гадебури и др. Так, например, письма Ф. Погребенныка от 14 октября 1981 г, 28 ноября 1981 г, 4 декабря 1983 г., 26 марта 1988 г., 31 июля 1995 г то интересная амплитуда мнений, оценок того, что делал в то время на ниве франкознавства Иван Билинкевич. То ученый поддерживает публикацию в журнале «Октябрь» (интересная, содержательная, с новыми штрихами и деталями» (14.10.1981), то жалуется над задержкой очередных томов Франко («- в этом году тоже не выйдут 35-37. Буду готовить письмо в высшие инстанции. А со стороны Вашего была бы очень желательна соответствующая «акция» письмо Комитета по делам прессы... - запрос, почему нарушаются сроки выхода томов. В конце концов, можно бую бы направить соответствующее письмо и в «Литературной Украины» Обидно, что в франковский год получилось так мало томов» (28.11.1981), то просит в И. Білинкевича помощи - подать ему адрес семьи Петра Побігущого, который в свое время «Інсценізував произведение А. Кобылянской «В воскресенье рано зелье копала» (04.12.1983), или же подложить плечо в поисках фактов к биографии В. Павлусевича, ибо «кое на что наткнулся в архивах», и этого мало «Немного неуверенно определил проблематику и характер пьес В. Павлусевича, но здесь их же огнем не найти». А еще информирует Ф. Погребенник о сданную в издательство «Каменяр» антологию произведений И. Франко языках народов мира - «ЗО переводов ЗО язык» (26.03.1988 г) Он отзывается о И. Білинкевича как о «скромного по своему характеру, богатого знаниями в области украинской культуры, в частности Покутского региона, краеведа-патриота». Именно с этого своеобразного письма-рецензии можем понять, почему, по суп, ни одна из серьезных франкознавчих статей И. Білинкевича так и не появилась в тогдашние времена. Очевидно, поэтому, и на этом акцентирует профессор, что его исследования были лишены казенно-официального духа, не «прославляли «великие социалистические преобразования» на Прикарпатье». Поэтому печатание его главного труда жизни - историко-литературной и краеведческой книги «Тропами великого Каменяра по Ивано-Франковщине» (вариант книги-рукописи «Дорогами Великого Каменяра по Прикарпатью» - В К ) так долго откладывали, а «впоследствии целом он выпал из планов издательства» (31.07.1995 г).

Интересные по содержанию письма Григория Салевича. Из сообщения М Ю Би-линкевич поймем, что это - «школьный товарищ покойного (И. Білинкевича. - ВК), помогал украинской диаспоре в Польше, доставляя украинские газеты и книги. Его уже нет в живых. Билинкевич помогал укомплектовывать такие посылки» (письмо от 14 января 1990 г - личный архив) Вот, например, Г. Салевич жалуется, что не успел купить «Историю Украины» Аркаса, сообщает И. Білинкевича, что побывал в Польше и «привез себе немного книг, изданных в Америке». Дальше идут оценки общественно-культурного журнала «Встречи», который выходил четыре-шесть раз в год как орган украинского студенчества и молодой интеллигенции среди других сообщений обращает на себя внимание вот это «При церквях УКЦ начали организовываться «Братства св Владимира». Есть немалый слой мещанства, которого к УСКТ не затащишь, прежде всего женщин постарше. Ни забавы, ни какие-то лекции их не интересуют, а в церковь ходят. Если эти братства сумеют сыграть ту роль, что бывшие в 16-17 вв, то это будет ценный союзник против полонизации. Как с памятником Шевченко? Или уже все узгіднено с начальством, или выбрали уже место, как поступает личный сбор средств?» (личный архив Білинкевичів) 14 февраля Г. Салевич выражает радость, что вот-вот увидит свет «Богдан Хмельницкий» Ивана Крипякевича, сообщает, что «чудо с ним произойдет» - выделили путевку на санаторное лечение На те события, которые переживал украинский народ в то время, Г. Салевич посмотрел как на «весну народов 1848-го», не говоря уже о те «неожиданные, глубокие и симпатичные изменения», которые происходили тогда в Польше Чехословакии» (Там же).

Оптимистичные слова пестрят в письме от 4 апреля «Сняли с работы ректора.У названии университета изъяли слова «ордена В. И. Ленина», закрепили наступило сине-желтый флаг. А вчера взвился наш флаг на Львовской ратуше. Мы надеялись такой Ниагары? Очень боюсь, чтобы у нас не наступило «головокружение от успехов», потому что это может отбросить нас опять далеко назад» (Там же).

Сентябрьский лист (без числа) за 1991 г проясняет ход событий, связанных с жизнью Г. Салевича он дальше собирает книжки и пакетами передает для украинской общины в Польше («в этом году я уже выслал им 213 почтовых посылок»), радуется, что образуются за пределами Украины суспьльно-культурные обществу землячества, что «идет воскресное обучение детей родному языку» (Там же). А письмо от 26 апреля 1992 г. - последний в семейном архиве Білинке-вичів - зафиксировал львовяне возрождают пластовое движение, Г. Салевич все собранные средства возвращает на приобретение книг для украинцев в Польше.

И. Билинкевич не раз обращался с письмами к издательств, редакций, научных библиотек, музеев, обществ, учреждений, и т.д. В каждом письме ученый ничего не просил для себя, для собственной выгоды или пользы. На первом месте были общественные, общественные Интересы не находя никаких сведений о Леонида Красовского в тогдашних будто энциклопедиях, И. Билинкевич 02.10.77 г. пишет к дирекции ЛНБ им В. Стефаника позволить ему «сделать фотокопию автобіографи», или же выписать «некоторые существенные биографические данные» позарез нужны для раскрытия темы «Иван Франко и его современники».

Обращаются работники государственного литературного мемориального музея Ивана Франко (письмо за № 58 от 07.06.77 г) к И. Білинкевича и просят помочь. В частности, читаем «Уважаемый Иван Емельянович! Извините, что немного опоздали с отправкой Вам фотокопии картины из кабинета И. Франко «Девушка с маком в волосах» Фотограф сделал нам фотокопию и мы высылаем ее Вам.

Мы помним и чтим Вас, искренне благодарны за те материалы, связанные с Франком, которые Вы нам присылали Имеем мы и Вашу рецензию на путеводитель по музею в Криво уровне. Ваши замечания будут использованы при переиздании путеводителя. Мы постоянно собираем старые франкознавчі издания, собираем все, что связано с именем великого Каменяра сегодня Музей имеет возможность оплатить закупочной комиссии по книги, вещи, документы, касающиеся Франко или его эпохи. У нас будет к Вам большая просьба Возможно, Вы знаете людей, села, где бы мы могли закупить старые вещи гуцульского быта, или книги. Напишите нам. Мы планируем в доме Ивана Франко снять литературную экспозицию и полностью воссоздать мемориальный комплекс. Дочь писателя, Анна оставила нам описание того, что было в комнатах. Она вспоминает, что в комнате было много гуцульских вещей обруси, покрывала, писанки, резьба, коврики и т.д. Пойму, мемориальных вещей этого плана мы имеем очень мало. Но купить старые вещи (одежда, предметы быта, и даже домашнего обихода) в селах и городах, где Франко бывал, мы считаем целесообразным. Пусть такие вещи хранятся в фондах нашего музея, возможно мы ими усилим этнографическую черту темы «Пребывания и Франка на Гуцульщине».

Литературную часть нашего музея планируем разместить во втором доме. Итак, обращаемся к Вашим больших знаний темы «И. Франко на Гуцульщине» и просим помочь нам в приобретении экспонатов».

И. Билинкевич 21 июня того же года отвечает на цитируемое письмо, подтверждает свою готовность помогать музею.

От редколлегии Украинской литературной энциклопедии пишут, спасибо за предложения, замечания, просят конкретизации предложений «относительно польских, немецких и др иноязычных изданий», уверяют, что «заказы на отдельные статьи будут отправлены в ближайшее время» (N 123 от 20.03 1987 г).

Еще, наверное, не один лист где-то спокойно лежит в чьих-то папках, а в кипах на стеллажных полках. Еще, наверное, сотни и тысячи страниц, и еще больше строк писем Ивана Білинкевича будут долго примовчувати малоизвестные факты его великой непостижимой до сих пор биографии. Еще, к сожалению, через это не одна историко-литературоведческая тема или проблема будет трактоваться примерно не уточнено. И верю, что скоро придет и новая волна исследователей, прежде всего разберут рукописный архив Білинкевичів - и то явится украиноведению новая страница его истории и будущего.

Об выдающегося украинского поэта из когорты литераторов «народного сопротивления» (Валентин Боковский) Богдана Бора (настоящее имя и фамилия: Борис Шкандрий) 11.04.1920, с. Павелче Станиславского уезда - 20.08.1997 г. Лидс, Великобритания) мне повезло подготовить несколько студий, которые приняла с благосклонностью общественность и специальная критика как в Украине, так и в эмиграции, а также общественные деятели, литераторы и семья писателя в частных письмах к автору этих строк (см.: «Мерцает в глазах родная страна...» (Богдан Бора: поэзия высокой жертвоприношению) // Галичина.- 1997.- № 1.- С. 133-143); Шкандрий Борис Алексеевич // Украинская журналистика в именах: Материалы к энциклопедическому словарю /под ред. М. М. Романюка.- Львов, 1998 - Вып. V - С. 5; Качкан В. А. Да святится имя твое: Украиноведение и пре-солопя (XIX-первая полов. XX ст.).- Львов: Феникс, 199S.- Кн. 3. - С. 294-317).

Приобретенные многочисленные материалы из домашнего архива Богдана Боры, благодаря его супруге госпоже Ольге Шкандрий, а также различные документы, в том числе фотоматериалы, любезно достарчувані из Англии земляком, общественно-общественным деятелем Василием Попадинцем, стали для меня приятной побуждением еще раз взяться за перо, чтобы раскрыть хотя бы отдельные ціхи к су общественно-культурной и, в частности, проблемно-філоофської публицистической деятельности этой выдающейся и, к сожалению, малоизвестной, а еще больше - малознаноі фигуры, оставила на страницах культурологической книги вне материковой Родиной весомые содержанием следы.

Богдан Бора, долей-недолей оказался на земле Великобритании, сразу же своим ежедневным кропотливым трудом как на литературном поле (самые полные сборники стихов. «Твердь и нежность» (1972), «Бурные дни» (1982), так и в области общественно-общественной, педагогической, редакционно-издательской деятельности оставляет весьма заметные следы. И это не только от случая к случаю, а системно и систематически: он - многолетний председатель Союза Украинских Учителей и Воспитателей (СУУВ) в Великобритании, активист Братства дивизионников. Первой Украинской дивизии УНА и ОбВУ из Англии, член Общества украинских литераторов в Великобритании (председатель - д-р Святомир М. Фостун). Богдан Бора как член редколлегии и постоянный автор газеты «Украинская Мысль», журнала «Освободительный путь», військовознавчого журнала «Трубач» (орган президиума Главной управы объединения бывших воинов украинцев.