Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

10 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК

Губительная власть денег по повестям Оноре де Бальзака «Гобсек» и «Евгения Гранде»

Создавая «Человеческую комедию», Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестно тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Произведения Бальзака нарушают огромное количество тем.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота.

Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - «Гобсек» и «Евгения Гранде».

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Их знают молодые поклонники, люди старшего возраста, которые черпают в его произведениях искусство понимания человеческой души, которая пытается разобраться в исторических событиях. И для этих людей произведения Бальзака - настоящая сокровищница жизненного опыта писателя.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это иметь большое и большое богатство. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налог семь франков. Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощадный, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не стремится сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, унучата племянница, но не хочет найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Поэтому Гобсек меньше тратит свою жизненную энергию, поэтому и не переживает, не сочувствует людям, всегда остается равнодушным к окружающей среде.

Гобсек представляет, что только золото правит миром. Хотя образ Гобсека и обобщающий, автор наделяет его и многими положительными индивидуальными качествами. Гобсек умная, наблюдательная, проникновенная и волевой человек. Во многих его суждениях мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои недостатки он скрывает под маской порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалким и смешным: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами ради каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную кучу золота в камине. Таким образом, Гобсек до самого конца цепляется за свое богатство.

Отец Гранде - коренастый «добряк» с шишкой, что шевелится на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типичная: сложив богатство в смутные годы революции, Гранде становится одним из виднейших граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его имущества, и его богатство является предметом гордости всех жителей городка. Но эти свои качества он скрывает под внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит ступень, потому что ему жаль гвоздя.

Но, несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его посещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скнарісті он теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его честь, на самом деле он делает только то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, нещадно эксплуатирует ее.

Забота о деньгах делает его совершенно нечеловеческим: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его поражает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое золото, спрятанное в кабинете. Особенно жадность Гранде показана в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.