10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК
Губительная власть денег по повестям Оноре де Бальзака «Гобсек» и «Евгения Гранде»
Создавая «Человеческую комедию», Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестно тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Произведения Бальзака нарушают огромное количество тем.
Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота.
Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - «Гобсек» и «Евгения Гранде».
Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Их знают молодые поклонники, люди старшего возраста, которые черпают в его произведениях искусство понимания человеческой души, которая пытается разобраться в исторических событиях. И для этих людей произведения Бальзака - настоящая сокровищница жизненного опыта писателя.
Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.
Единственное, к чему он стремится, это иметь большое и большое богатство. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налог семь франков. Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощадный, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не стремится сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, унучата племянница, но не хочет найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Поэтому Гобсек меньше тратит свою жизненную энергию, поэтому и не переживает, не сочувствует людям, всегда остается равнодушным к окружающей среде.
Гобсек представляет, что только золото правит миром. Хотя образ Гобсека и обобщающий, автор наделяет его и многими положительными индивидуальными качествами. Гобсек умная, наблюдательная, проникновенная и волевой человек. Во многих его суждениях мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои недостатки он скрывает под маской порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалким и смешным: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами ради каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную кучу золота в камине. Таким образом, Гобсек до самого конца цепляется за свое богатство.
Отец Гранде - коренастый «добряк» с шишкой, что шевелится на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типичная: сложив богатство в смутные годы революции, Гранде становится одним из виднейших граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его имущества, и его богатство является предметом гордости всех жителей городка. Но эти свои качества он скрывает под внешним добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит ступень, потому что ему жаль гвоздя.
Но, несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его посещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скнарісті он теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его честь, на самом деле он делает только то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, нещадно эксплуатирует ее.
Забота о деньгах делает его совершенно нечеловеческим: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его поражает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое золото, спрятанное в кабинете. Особенно жадность Гранде показана в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.