Жизненный путь
Дмитрий Васильевич Павлычко родился 28 сентября 1929 г. в селе Стопчатові на Подкарпатье в многодетной крестьянской семье. Точнее - где-то недалеко от этой даты, которой появление ребенка была зафиксирована при крестинах в церковной книге. Произошло это в поле при копании картофеля - обычный эпизод крестьянского ежедневно.
Несколько лет Павличкам пришлось жить в конюшне, потому что хата сгорела, а новая сводилась медленно, росла вместе с детьми. В памяти поэта глубоко врезались майстерка, шорох пилы, запах разрубленной древесины, превращаемой на дверной косяк и платву, варцаба и стропила - предметы теплые и красивые. Гуцульщина испокон веков чтили дерево - верного спутника человека от колыбели до гроба. В Д. Павлычко это особое отношение, отраженный сотнями образов, усиливалось и первыми детскими впечатлениями.
Отец - Василий Николаевич - был образованным мужчинам (как на свое время), весьма трудолюбивым и энергичным. Перешел через фронты и армии первой мировой войны, побывал и в Киеве, и во Львове, где его осудили на расстрел, а он убежал, уволив с собой и заключенных Бригидок. С установлением в Галичине підсудчини осел на дідизні, не потеряв при том интереса к политике. Принимал участие в сельских сходах, выступал в роли народного адвоката, отстаивая интересы обиженных земляков. 1939 г. в первых рядах активистов встречал Красную Армию, стал первым председателем новообразованного колхоза. Работал всю жизнь и умер при работе: «Однажды, когда ему уже было за семьдесят, попросил друзей своих сигарету. Затянулся и отбросил ее прочь. «Уже не вкусная»,- сказал, и умер, стоя, опершись плечами на стену, так, будто и смерть принял как работу, а не отдых».
Мать - Прасковья Юрьевна Бойчук - была женщиной необразованной, но при том много знала из "Кобзаря" и Франковых произведений, чтение которых вслух каждое воскресенье вдохновляла детей. Имела прекрасную память и вкус к поэзии. Д. Павлычко вспоминает стихи, которыми она диктовала ему письма в Коломыйской гимназии. Умерла в 1955 г. от тяжелого труда.
Образование на Подкарпатье была в почете. Да и житейский смысл подсказывал: малоземельные родители ничего не могли оставить детям в наследство, кроме знаний, которые стремились дать любой, очень тяжелую как на крестьянский достаток цену.
Дмитрий Павлычко начал ходить в школу в Яблонов. Школа была польская, украинская речь запрещена.
В оккупированной Коломые сразу за забором гимназии, где в то время учился поэт, фашисты устроили еврейское гетто. Отсюда пленников партиями вывозили на расстрел, а те. Идо оставались, пухли от голода. Темными ночами гимназисты привязывали тяжести к привезенных матерями караваев и, раскручивая такой молот из хлеба и камня, перебрасывали его на территорию гетто. Днем их встречали страданиях и благодарные взгляды зчорнілих еврейских детей. Глаза боли и надежды. Они запомнятся навсегда.
1944 г. в числе других заложников немцы расстреляли брата Петра. Тогда впервые, склонившись на крышку гроба, Д. Павлычко излил свою любовь и ненависть в еще детские, неуклюжие, и виболені строки. К поэме "Очаг", в которой этот трагический эпизод получил философское отражение, было еще далеко. И реальность - горькая и правдивая - уже стала на пороге. Она всегда будет привлекать художника - вперед всех фантазийных взлетел и романтических вымыслов.
1948 г. Д. Павлычко кончил десятилетку. История поступления в высшую школу - отдельная страница его до сих пор не написанной автобиографии, знаменательное во многих отношениях. Прежде всего - широта интересов, что провела поэта через несколько городов, заставляя его искать применение своим бурлящим силам. Это была и несомненная свобода выбора, отождествленная самим поисковиком знаний с Советской властью, ее глубоким гуманизмом.
Д. Павлычко подал документы в Станиславского медицинского института (сейчас г. Ивано-Франковск), но отсутствие нужной справки из военкомата и - чисто эмоциональное - запах йодоформа в мрачных коридорах (а за окном цвела, аж задыхалась, липа) вмиг поломали эти намерения и привели юношу на физический факультет Черновицкого университета. Правда, не дальше приемной комиссии. Но что-то в этом спалахові интереса к основам мироздания было невипадкове. органично для его натуры. Оно уконкретнилося в решении стать студентом философского факультета Киевского университета, потвердженому блестяще сданными экзаменами (философией увлекался давно, «Диалектику природы; Ф. Энгельса проштудировал еще в школе). Но стать студентом КГУ Павличкові тоже не пришлось - его не приняли на том основании, что он был галичанином. министерстве смогли помочь лишь запиской в ректорат Львовского университета, где одной фразой отмечалось, что имярек разрешается принять на исторический факультет. И снова - странствия. На этот раз «зайцем, на крышах вагонов (деньги давно вышли); ожидание в приемных, надежду. За неимением мест на историческом Д. Павлычко стал студентом украинской филологии (отделение логики и психологии). Человек и космос, материя и время - все это замкнулся для него на родном слове, его незглибимій сути.
От осени 1945 г. до весны 1946г. Д. Павлычко был заключен в Станиславе по сфабрикованному обвинению в причастности к бандеровских злодеяний.
Еще будучи в университете Д. Павлычко руководит литературной частью Львовского Тюза, с 1953 г.- учится в аспирантуре под руководством академика М. Возняка. Однако поэтическое творчество отодвинула научную работу на второй план, и диссертации он так и не защитил. Думаю, чтобы сейчас, как когда-то, было принято присуждать научную степень по сумме трудов, Д. Паз-личико с сотнями своих блестящих литературоведческих и критических исследований получил бы высший.
С 1957 по 1959 гг. Д. Павлычко руководит отделом поэзии журнала "Октябрь", следующие пять лет - на «творческих хлебах». Переехав в Киев в 1964 г., поэт некоторое время работает в сценарной мастерской киностудии им. О. Довженко (за его работами поставлены фильмы «Сон» - В соавторстве с В. Денисенко, и «Захар Беркут»). 1966-1968 годы отданы работе в секретариате правления СПУ, а затем снова "творческие хлеба" и большая, может, не так по времени, (1971 -1978), как по возложенным усилиями работа на должности редактора журнала «Вселенная». И теперь Д. Павлычко считает его своим дорогим детищем (целый ряд всемирно известных писателей впервые пришли к украинскому читателю именно со страниц этого журнала). Секретарь СП СССР с 1986 г., с 1988p.- секретарь правления СПУ. И на протяжении всего времени - многочисленные командировки, поездки за границу, участие в работе многих делегаций и комиссий, обществ, редколлегий и т.п.
Творческий путь
1 января 1У31 p. в газете ЛГУ "3а Советскую науку" был опубликован первый, как считается, стихотворение Д. Павлычко "Две елки". Конечно, первым "из-под пера" он не был: "Писать стихи я начал в детском возрасте,- вспоминает поэт.- Декламируя со сцены стихи Тараса Шевченко, я воспринимал его произведения как свое собственное импровизированное слово. С того вогнистого переживания я не мог выйти до того времени, пока не начал сочинять собственные стихи. Однако думать о себе как о будущего писателя я начал только в студенческие годы, и то не сразу, а где-то уже на третьем курсе филологического факультета".
Первая книга Д. Павлычко "Любовь и ненависть" (1953) поэтому и стала первостепенным явлением молодой музы, что принесла поэзию граждански встревоженную и остроугольную. Возвеличивание советского настоящее вырастало из сознания вчерашней нужды, a потому не имело казенной заданности.
Во всех лирических темах Д. Павлычко пульсировал пафос всеможності, неиссякаемой силы юношеского духа, звенела высокая оптимистическая нота движения через "тернии к звездам". В голосе молодого поэта было что-то неструджене, неперемерхле, что-то от святого неофитского восторга. Все то, что впоследствии вигартується в осознанное и неотступное служение Правде, в это освященное ее бодрящим верхним касанием "Человеко - ты можешь!". А еще художественная подлинность, шероховатая осязаемость образа.
Признание пришло к поэту с первым сборником. в 1954 г. по предложению М. Желательна. Д. Павлычко (заочно!) приняли в Союз писателей. Того же года его творчество было высоко оценено на III съезде писателей Украины.
Последующие сборники ("Моя земля", 1955; "Черная нитка", 1958г. вместе с развитием мотивов, которые уже прозвучали, приносят и новые, несколько неожиданные для строго інтонованої музы Д. Павлычко, а в то же время такие естественные. Когда в "Любви и ненависти дыхание интимных чувств едва зазначився, перейдя отдельными стихами тихо, как вечерняя сказка, то уже в "Моей земле" стужавів еловым духом и начал создавать свою собственную поэтическую плоть.
На рубеже десятилетий ведущей для Д. Павлычко становится гражданско-публицистическая лирика, обращенная к главных политических явлений суток, проблем мира, других народов и стран.
Подобные интонации преобладают в книгах "Быстрина" (1959). "День" (1960, отмечена в 1961 г. Республиканской премией имени Николая Островского), "На страже" (1961). Ища в бытийных поднебесье, поэтическое слово Д.павлычко самом деле тяготеет к реальности, социальной конкретности.
Творческой радостью работы с живым материалом окрашенные картины из жизни революционной Кубы, собранные в книге "Пальмовая ветвь" (1960).
Особый вкус к отточенной мысли чувствуется в цикле "Салям алейкум" (1961). В поэтике Д. Павлычко закрепляются интонации и формы, присущие восточной поэтической традиции, внешняя уравновешенность которых таит взрывную афористичную суть (Кровь одмиває вынужденную измену,// Непринужденная измена - пятно вечная"; "Счастлив тот, кто видел мечту// Но не коснулся ее"). Суровая сосредоточенность злютовує стихи, посвященные борьбе за мир, настроенные на тревожные звуки, перекатываются по меридианам планеты, "Жест Нерона" (1962). Задана самим названием, а дальше и стихом, историческая реминисценция говорит о серьезности и трудность проблемы, что и выделяет лирику Д.павлычко среди многих облегченных и бадьористих произведений на тему мира: На свете больше пуль, чем сердец!// На свете больше мич, чем томиков стихов!!// На свете больше бомб, чем домов! -. Выхваченный из движения будней, зловещий, не оборванный историей жест Нерона решительно возвращал поэзию Д.павлычко со изведанных высот деклараций (в ряде случаев художественно удачных) к реальности.
Поэт будто перешел за три моря, глазом гуманиста окинул небосклоне XX века, выразил свое понимание социально-этических идеалов и заодно почувствовал потребность углубления многих истин, их нового параметрирования действительностью. Многое отходило в сферу иллюзий, социальной романтики, зато вигромаджувалися глыбы проблем, которые требовали осмысления. Здесь корни "Грано-слова" (1968), книги исключительной художественно-философской силы, с многих точек зрения этапной.
Для самого Д. Павлычко "Граноглов" - проявление целостной эстетики, основанной на реалистическом образе, диалектическом развитии мысли от конкретного к общему.
Борьба с энтропией духа, растерянностью и беспомощностью, эпический прорыв к новому пониманию и парадоксов, развенчание мифов и полуправд ради гуманизации наступления - вот что значит эта неисчерпаемая тема, которая в одной фразе звучит так: "Человеко - ты можешь!". Около сорока лет творческой жизни отдал ей Дмитрий Павлычко - поэт, философ, мастер.
|
|