Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

В чем заключается специфика устной речи

 


Устная речь - важнейшая форма существования языка как средства коммуникации; оно имеет многогранную структурную и коммуникативную специфику, свои особенности по сравнению с письменным вещанием, функционирует в многих разновидностях во всех сферах нашей жизни.

Развитие национального языка привело к постепенному формированию устной формы литературного языка и его разговорного стиля.

Устная речь - это важнейшая форма реализации языка, что представляет собой «говорение», т.е. акт речевые акты, выступают как следствие коммуникативной деятельности собеседника, агитатора, пропагандиста, лектора, докладчика и других категорий лица, реализующие коммуникативные запросы общественной практики. Устная речь предстает перед нами как звучный разновидность языкового материала, что возникает в ходе функционирования механизма языка, этот язык воспринимается сразу, непосредственно органами слуха, она существует как «говорение» с присущей ему мелодикой, ритмикой, интонацией (8. С.19). Именно такому виду реализации языка присуща экспрессивность, что является порождением тех ситуативных моментов, которые играют важную роль при передаче информативной содержательности и эмоционально-оценочной значимости в воспроизведении представления, свойственного предмета речевой деятельности.
Устная речь - основная функциональная разновидность кодифицированного литературного языка. В ней проявляются все неофициальная жизнь людей, все нюансы человеческого поведения, отношений с другими людьми, переживаний и настроений. Мгновенный, симультанный характер чувства - речи - мысли скрывает сложность процесса речевого общения, его зависимость от многих факторов: психофизиологических, возрастных, социальных, культурных, интеллектуальных, ситуативных.
Устная речь - это ц е л е н а п р а в л е н н о е человеческое поведение. Формирование целевой установки говорящего начинается с общих процессов ориентирования и заканчивается выразительным предположением что сообщается (коммуникативной интенцией). В речи говорящий всегда заявляет о себе как о личности с присущими ей индивидуальными особенностями мировосприятия языковой компетенции. Необходимым условием речевого общения является коммуникативная заинтересованность адресанта и адресата (адресатов), что обусловливает главный принцип общения - равенство его участников, вне зависимости от социо - культурных характеристик и психологических ролей.
Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего - основное условие успешного речевого общения. Слушатель проделывает огромную работу по интерпретации речевого потока, по переосмыслению ранее сказанного, по співвіднесенню своей «модели» понятого с реальными фактами и поведением собеседника. Именно в этой разновидности литературного языка имеет место самая сложная взаимодействие между что говорит и слушает, сама жесткое требование ситуативного реплицирования, наиболее активный характер интерпретации и евристичность процессов постижения содержания.
В разговорной речи проявляются общие и индивидуальные особенности внутренней речи говорящего: его поиски нужной синтаксической конструкции, подходящего слова в определенной синтаксической позиции, повторы, выбор средств поддержания диалога, паузы обдумывания и т.д. Именно в неподготовленной, живой речи находят свое подтверждение положения теории речевой деятельности: логические структуры и языковые конструкции не вполне сопоставимы, т.е. равны друг другу; существуют законы невираження структур мысли; существуют явные и неявные спосо6и выражения смысла, выборочное отражение «положения дел» или «картины мира».
Устная речь показывает сознательный характер формирования линейной организации речи говорящим, его ориентацию на мир слушателя, прогноз его коммуникативных ожиданий и реакций. Это подтверждает контроль высказывание, что говорит над способом, что выражается в введении оборотов метарефлексии исправлений и уточнений.
Многообразие форм человеческой жизни рождает выбор тем речевого общения, стратегий речевого поведения, жанра общения и приемов воплощения чувства - речи - мысли. В устной речи существуют свои специфические средства привлечения внимания собеседника приемы экспрессивности, убеждения и особая, в зависимости от жанра речи, эстетика. Разнообразие материала в данном разделе хрестоматия: обусловлена тем, что образцы современной разговорной речи отбирались по нескольким параметрам: по количеству участников общения (полилоги, диалоги, дневниковие записи), по форме (устный и письменный разновидности), по типу выбранной стратегии (направленная стратегия и ненаправленная, ситуативно обусловленные полилоги и диалоги), по жанрам (беседы, рассказ, разговор, письма, записки, поздравления, дневники), внутри жанров - по типам коммуникативной модальности: епистемической, аксиологической, эмоциональной и др.

Устная и письменная формы языка имеют разную материальную основу: слои воздуха, движущихся (звуки) - в устной речи и краска (буквы) - в письменной речи. Так, Гумбольдт отметил 2 ряда явлений, существенные для изучения языка. Ними есть звуковая форма и ее употребление для обозначения предметов и для связи мыслей: ?Действительная материя языка - это, с одной стороны, звук вообще, а с другой - совокупность чувственных впечатлений и непроизвольных движений духа, предшествующих образованию понятия, что происходят с помощью языка? (5. С. 73). С этим различием связаны богатые интонационные возможности устной речи и отсутствие таковых в письменной речи. Интонация создается мелодикой речи, местом логического ударения (в начале, середине и конце фразы), его силой, изменениями в интенсивности (голосності), степенью четкости произношения, наличием отсутствием пауз. В устной речи интонация - языковой средство передачи содержания. Вся сложность, тонкость, все разнообразие чувств, внутренних переживаний, намерений и настроений имеет свое внешнее выражение в интонациях человеческого голоса. В письменной речи интонация никогда не может быть единственным и даже основным средством выражения каких-либо значений, потому что в письменной речи интонация вторична, и всегда есть результат выбора читающего.

В основе языка письменных знаков лежит собственно язык, язык устной речи. Использование письменной формы означает возможность продумывания языка, перестроек предложения, замены слов, их длительного поиска, даже обращения к словарям и справочникам.

Устная форма языка все это исключает. Устное вещание должно восприниматься сразу, одновременно с процессом говорения. Это закон восприятия устной речи. Известный современный методист Т.А.Ладиженская в качестве одного из 4-х различий устной и письменной речи указывает на то, что ?что говорит набело, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. Пишущий может вернуться к написанному, совершенствовать его многократно?. Что говорит как бы оказывается в своеобразном цейтноте: у него нет времени на продумывание фразы, он вынужден мыслить и говорить одновременно. С этим связан ряд явлений, характерных для устной речи: меньшая лексическая точность, синтаксическое ограничение длины и сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и причастных оборотов, появление необычных для письменной речи конструкций, заполнителей пауз, наличие языковых ошибок.

Таким образом, устная речь, прежде всего, делится на разговорную и нерозмовну. Нерозмовне устная речь, в свою очередь, может быть разделена по принципу стилевой принадлежности на научную (научная дискуссия), публицистическую (публичная лекция, выступление на собрании), деловую (речь в судебном процессе, деловые переговоры), художественную (устные рассказы, анекдоты).

В современном отечественном языкознании некоторые лингвисты (Е.А. Земская, Е.Н. Ширяев) выделяют в нерозмовній (официальной) устной речи публичную речь (один что говорит и много слушающих) и непубличную (официальную, но лично адресованную, персональную, с заменой ролей: что говорит/слушавший его). Во многом это распределение совпадает с распределением на монологічну язык, что значительно ближе к письменной речи и характеризуется своей организованностью, целостностью, и диалогическую, в которой даже в официальных условиях оказывается очень большая близость к разговорной речи. Поскольку искренний монолог возможен только в официальной обстановке, а смена ролей говорящий/слушавший его очень важна для организации языка, можно считать распределение устной речи на монологічну и диалогическую наиболее важным.

Е.А. Земская в статье «Городская устная речь и задачи ее изучения» (Разновидности городской устной речи. М., 1988. С. 14-15) различает в публичной речи массовую коллективную: «Публичная коммуникация делится на 2 подвида: массовая (радио, телевидение и т.п.) и коллективная (лекция, доклад, выступление на собрании и т.п.). Основное различие между ними в следующем: при массовой коммуникации отсутствует обратная связь между говорящей и слушателями, что исключает для говорящего возможность узнать реакцию слушающих и отреагировать на нее».

В официальной диалогической речи (служебные разговоры, разговоры незнакомых лиц и т.д.) возможны разговорные построения. Поскольку устная форма языка прежде всего и чаще всего связана с разговорным стилем (разговорный язык) и гораздо реже используется в других стилях, в ней особенно сильно сказывается влияние разговорной речи, даже если это монологическая речь, официальная и даже публичная.

Устная форма языка, обусловлена непосредственностью общения, является единственной формой существования разговорного языка. Существуют 2 принципиально разные возможности дать определение разговорной речи: 1) дать определение, основанное на лингвистических характеристиках разговорной речи; 2) дать определение, основанное на екстралингвистических характеристиках разговорной речи.

Генрих Буш правильно отмечает: «Коммуникация может быть опосредовано с помощью лингвистических и екстралингвистических репрезентантов». Но он считает важнейшим екстралингвистический фактор (3. С. 148).

Отечественные лингвисты напротив рациональным, правильным и в настоящее время единственно возможным считают второй путь, потому что установить особенности разговорной речи, не изучив ее екстралингвистические данные - сведения о чем говорит и сводки о ситуации - невозможно.

По концепции М. Бубера, общими екстралингвистическими признаками диалогического отношения Я - ТЫ, независимо от сферы их проявления являются:
а) полная симметричность диалогического отношения;
б) непосредственность диалогического отношения как отрицание всякой возможности его подчинения любом предполагаемом изначальном объектном отношении;
в) исключительность, неповторимость, уникальность диалогического отношения;
г) существенные диалогические отношения только в промежуточной сфере, что находится между противостоящими партнерами;
д) существенные диалогические отношения только в настоящем времени;
е) неустойчивость межличностного диалогического отношения, обязательное превращение его в субъект-объектное отношение типа Я - ОНО;
ж) спонтанность возникновения диалогического отношения (3. С. 21-22).

Эти признаки тождественны екстралингвистическим условиям, выявленным отечественными лингвистами. Так, Е.А. Земская, Е.Н. Ширяев проявляют 3 особенности внеязиковой ситуации использование разговорной речи:
1) неподготовленность речевого акта;
2) непосредственное участие говорящих в речевом акте;
3) непринужденность речевого акта.

Между этими тремя особенностями ситуации и выявлением разговорной речи существует причинная связь, и наличие этих трех особенностей ситуации необходимо и достаточно для реализации разговорной речи.

И письменная, и устная речь может быть диалогической и монологической. Однако письменная речь преимущественно монологична. Устная речь может выступать в обоих видах, в том числе и при использовании разговорного стиля. Диалог «является одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой языкового общения, это обмен репликами (высказываниями), порождаемыми одна другой в процессе разговора, и его структуру можно представить в виде диалогических единств, главным образом, объединенных по содержанию, а в ряде случаев формальным взаимосвязью». Диалог по своей простоте и четкости - классическая форма речевого общения.

Монологическая речь не предполагает обязательного непосредственного контакта со слушающими. Диалогическая речь невозможна без такого контакта. Для нее характерна возможность и осуществления всякого рода перепопитів.

Генрих Буш в своей работе правильно выделяет роль невербальных средств коммуникации в диалоге: «При исследовании проблем диалога в лингвистике и литературоведении выясняется, что диалог является формой устного или речи литературно-публицистического жанра, то есть формой лингвистической коммуникации. Существуют и екстралингвистические приемы общения (жесты, мимика, танцы, ритмика)».

При непосредственном контакте роль и наличие дополнительных средств передачи информации (мимика, жесты) - частое ситуационное выполнения информации. Именно эти свойства диалога определяют господство в этом виде речи неполных предложений, возможность предельной неполноты, то есть опущение всех слов, кроме собственно нового: «Жест способствует краткости языка, то есть он входит в ряд таких ситуативных дополнений языка (жест, мимика, элементы обстановки), препятствующих разрастанию текста по закону обратной зависимости при сокращении кода».

Сферы применения устной речи очень широкие. «Это не только бытовая сфера, но и агитационно-пропагандистская (информации, беседы, лекции и т.п.), официально-производственная (инструктажи, задачи, докладные, отчеты, обязательства и т.п.), общественная (отчетные доклады, содоклады, выступления разного рода и разной целенаправленности - установочное, справочное и др., объявления), научная (доклады, выступления), учебная (лекции, объяснения, ответы и т.п.), театральная и эстрадная (спектакли, чтения и др.), культурно-познавательная и развлекательная (выступление, вопросы и ответы, КВН и т.д.) и др. Особой формой проявления является радио и телевидение».

Таким образом, устная речь - форма проявления языка как средство общения, воплощение коммуникативной деятельности его системы в различные виды языковой материи.


Литература

 

3. Буш Г. Диалогика и творчество. Рига: Авотс, 1985.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
5. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по мовознавству. М.: Прогресс, 1984.
6. Земская Е.В. Городская устная речь и задачи ее изучения // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988.
7. Капанадзе Л.А., Красильникова Э.В. Роль жеста в разговорной речи // Русская разговорная речь: Сборник научных трудов. Саратов, 1970.
8. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы разговорной речи. М., 1982.
9. Ладиженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975.
10. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. М., 1987.
11. Русская разговорная речь. М.: Наука, 1973.
12. Шведова Н.Ю. К изучению русской диалогической речи // Вопросы языкознания. 1961. № 1.