Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЯЗЫК И РЕЧЬ




ПЛАН

1. Понятие языка и речи

2. Основные параметры языка и речи

3. О первичности между языком и речью, речь и мышление
Выводы
Список использованной литературы

 

1. Понятие языка и речи

Все то, что рядовые говорящие понимают под словом речь, на самом деле является собственно языком и речью. Разграничение языка и речи теоретически обосновано швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром - одним из самых известных теоретиков языкознания и основоположников современного этапа в языкознании.

Неоспоримым фактом является то, что существует единая украинская речь. Однако каждый из тех, для кого украинский язык является родным, пользуется ею по-своему. Говорящий берет с нее не все (всего он не сможет усвоить при жизни), а лишь то, что ему крайне необходимо и соответствует его языковым предпочтениям. Другими словами, каждого говорящего характеризует собственное вещание, которое является уникальным, неповторимым.

Язык - система единиц и правил их функционирования.

Другими словами, язык - это инвентарь (словарь и грамматика, которые существуют в потенции, в возможности.

Речь - конкретно применена язык, средства общения в их реализации.

К речи относятся говорение (речевой акт) и результаты говорение (текст). Правомерно говорить о речи отдельного человека, о речи молодежи, устное бытовое речи, художественное вещание и т.д. Все это - различное использование возможностей языка.

Для того чтобы лучше понять разницу между языком и речью, Ф. де Соссюр приводил аналогию с шахматами. Шахматная доска, шахматные фигуры и правила шахматной игры - язык; конкретное разыгрывания шахматной партии - вещания.

 

2. Основные параметры языка и речи

В общем языке и речи различают по следующим параметрам:

1. Язык - явление общее, абстрактное; речь - конкретное. Общее (язык) реализуется в конкретном (речи). Конкретность речи проявляется в том, что его можно слышать, записать на магнитную ленту, видеть и прочитать (если речь идет о тексте). Язык непосредственно наблюдать невозможно. Именно поэтому лингвист имеет дело с речью (изучает звучное речи или тексты). Задача лингвиста "добыть" из речи язык.

2. Язык - явление относительно стабильное, долговечное, общепринятое; вещание - динамическое (подвижное), случайное и уникальное. Так, например, современный украинский литературный язык охватывает период от И. Котляревского до наших дней, ее нормы (орфоэпические, орфографические, лексические и грамматические) являются относительно стабильными и общепринятыми. В языке нет ошибок, в ней все правильно. В речи люди могут допускать ошибки. Язык можно сравнить с написанной композитором симфонией. Во время исполнения симфонии (вещания) кто-то из музыкантов ошибочно может "взять" не ту ноту. В конце концов, и все произведение по-своему может быть "прочитан" и зінтерпретований дирижером.

Уникальность речи заключается в своеобразном использовании языковых средств, в употреблении оказіональних (случайных) слов, словоформ, словосочетаний и т.п. Например, в одной поэзии. Драча есть такая фраза: Беременная скрипка станет роженицу. Украинский язык словосочетание беременная скрипка не допускает, однако в оказіональному поэтическом вещании И. Драча оно оказалось высокохудожественным и эффективным (ярко передает ситуацию ожидание игры на скрипке, желание скрипача играть, а слушателя услышать ее мелодичные звуки). Или возьмем єсенінське Отговорила роща золотая березовым веселым языком. В российские языке нет словосочетаний отговорила роща, березовый язык, но в речи С. Есенина такие "нарушения" языковых норм становятся ярким художественным средством.

3. Язык - явление психическое, а речи - психофизическое. Язык существует в индивидуальных мозгах, в душах, в психике людей, которые составляют определенную языковую общность. Речи, кроме психического, имеет еще физический (физиологический) аспект, связанный с его порождением и восприятием. Особенно заметен этот аспект при звуковой (акустической и физиологической) характеристике речи. Речи можно характеризовать за темпом, тембром, длительностью, громкостью, артикуляционной четкостью, акцентом и т.д.

4. Вещание - линейное, язык - нелинейная. Речь разворачивается во времени. Для того чтобы произнести какую-то фразу, нужен определенный временной промежуток, потому что слова произносятся последовательно друг за другом. А в языке все звуки, слова, словоформы и т.д существуют одновременно. В отличие от речи, язык имеет иерархическое строение.

Кое-кто из языковедов противопоставляет язык речи, как социальное индивидуальном. На самом деле и язык, и речь - явления социальные, так как основная функция языка - быть средством общения, и люди разговаривают (пользуются речью) не для того, чтобы демонстрировать свое умение говорить, а чтобы передать кому-то какую-то информацию. Правда, речь имеет и индивидуальный аспект. Оно является индивидуальным выполнением, всегда принадлежит конкретным людям. Индивидуальность речи проявляется в отборе языковых элементов, в любимых синтаксических конструкциях, в частотности употребления языковых средств, в невольных или умышленных нарушениях языковых норм и т.д.

 

3. О первичности между языком и речью, речь и мышление

С исторической точки зрения речи первичное, а речь вторична. Сначала возникали в речи отдельные слова, фразы и т.п., а впоследствии из фактов речи сложилась речь. С точки зрения современности, наоборот, речи творится из фактов языка: для выражения мнения говорящий отбирает из языка необходимые языковые единицы и оформляет их в фразу по имеющимся в языке грамматическими правилами.

Однако следует помнить, что язык и речь тесно связаны между собой: речь не только порождает вещания, сдерживает его неспинну стихию, но и питается им, изменяется, развивается под его влиянием. В речи появляется новое, оказіональне, которое со временем может проникнуть в язык, стать фактом языка.

Речевую деятельность, а именно психические закономерности порождения и восприятия речи, механизмы, которые управляют этими процессами и обеспечивают овладение языком, а также языковой способности человека в контексте его психических и интеллектуальных способностей изучает психолингвистика, которая выделилась как лингвистическая дисциплина в середине XX века.

Мышление - обобщенное и абстрактное отражение мозгом человека явлений действительности в понятиях, суждениях и умозаключениях. Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ, синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез и т.д.

Относительно языка и мышления в науке существовали два противоположных и неправильные взгляды - отождествление языка и мышления (Д. Шлейєрмахер, И.-Г. Аман) и отрыв языка от мышления (Ф.-Е. Бенеке). Представители первой точки зрения считали, что язык - это всего лишь форма мышления. А поскольку известно, что каждое явление имеет форму и содержание, то речь и мышление вместе составляют один объект. Представители противоположной точки зрения утверждали, что язык и мышление между собой совершенно не связаны, мышление не зависит от языка, оно осуществляется в других формах.

На самом деле речь и мышление тесно связаны между собой, но эта связь не является простым, прямолинейным, поэтому единство языка и мышления не является их тождественностью. С одной стороны, нет слова, словосочетания, предложения, которые бы не выражали мнения. Однако речь - это не мышление, а лишь одно из главнейших орудий, инструментов мышления. С другой стороны, существуют и другие формы мышления, которые осуществляются невербально (несловесно).

В целом существует три типа мышления: а) чувственно-образное (наглядно-образное); б) техническое (практически-действенное); в) поняттєве (словесно-логическое).

ЧУВСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - мышление конкретными образами, картинами (в мозгу прокручивается своеобразный фильм). Оно присуще не только человеку, но и высшим животным - собакам, кошкам, обезьянам и т.д. Представьте себе такую картину. Вечером хозяйка оставила незакрытой сметану на кухне. Утром приходит на кухню приготовить завтрак и видит, как кошка доедает сметану. Разозлившись, хозяйка хватает кошку и ударяет ее. На следующее утро, увидев хозяйку на кухне, кошка прыгает со стола и прячется за буфетом, хоть на этот раз она ничего плохого не сделала. Перед ней возник вчерашний образ разъяренной хозяйки.

Чувственно-образное мышление свойственно всем людям, а особенно представителям творческих профессий (писателям, художникам, артистам, режиссерам, балетмейстерам и т.д.). Существование этого типа мышления убедительно отрицает распространенную до недавнего времени мнение, что мышление протекает только в словесной форме. Когда художник-маринист И. Айвазовсь-кий писал картину "Девятый вал", он не обдумывал ЕЕ с помощью слов, а перенес на полотно образ, который созрел в его романтическом воображении: непостижимое величие и буйная мощь морской стихии, огненные сумерки, игривое на волнах лунный свет, отвага людей, которые мужественно борются с розбурханою стихией.

ТЕХНИЧЕСКОЕ (ПРАКТИЧЕСКИ-ДЕЙСТВЕННОЕ) МЫШЛЕНИЕ - осуществляется без участия языка. Оно, как и наглядно-образное мышление, свойственное высшим животным и человеку. Едва ли не первым на этот тип мышления обратил внимание немецкий философ Г.-В.-Ф. Гегель, который, в частности, указал на то, что непосредственная трудовая деятельность, скажем труд каменщика, обязательно требует мышления. Трудовые действия человека, как элементарные действия высших животных, осмысленные. Так, например, если высоко подвесить банан, то обезьяна, чтобы его достать, ставит ящик, берет в передние конечности палку, вылезает на ящик и сбивает банан.

Практически-действенное мышление присуще всем людям, но в наибольшей степени специалистам технических профессий. Иногда инженеру легче создать новую машину, чем защитить свой проект (трудно подбирать нужные слова и выражения). А от тех, кто работает на компьютерах, можно услышать, что они мыслят машинной (компьютерной) языке.

ПОНЯТТЄВЕ МЫШЛЕНИЯ - осуществляется с помощью языка. Абстрактные понятия о любви и ненависти, жизни и смерти, язык и мышление, науку и культуру, теорию относительности А. Эйнштейна или гипотезу врожденных грамматических структур Н. Хомского осмыслить и передать без участия языка невозможно. Однако следует заметить, что человек и в этом случае не всегда мыслит вслух, то есть произнося слова. Чаще люди мыслят с помощью внут-' реннего речи ("про себя"), которое отличается от внешнего тем, что является свернутым, зредукованим.

У людей все типы мышления переплетаются, но превалирует поняттєве, то есть основным орудием мышления является язык.

О том, что язык и мышление не тождественны, свидетельствуют и другие факты. Так, в частности, мышление не имеет свойств материи, оно является идеальным, тогда как речь имеет идеальный (семантика) и материальный (звуковая оболочка слов, материально выраженные грамматические формы и т.п.) аспекты. Строение языка и строение мышления не совпадают. Речь и мышление оперируют разными единицами (фонема, морфема, слово, предложение - понятие, суждение, умозаключение). Правда, многовековой процесс оформления и выражения мыслей посредством языка обусловил развитие ряда грамматических категорий, которые частично совпадают с некоторыми категориями мышления (подлежащее - субъект, сказуемое - предикат, приложение - объект, определение - атрибут).

Наконец, еще одним весомым доказательством того, что речь и мышление нетождественные явления, является их неодновременное возникновение. Исторически мышление возникло раньше, оно предшествует языку. Именно поэтому и функции языка относительно мышления менялись. Сперва речь только включалась в процессы мышления, дополняла практически-действенное и наглядно-образное мышление. Со временем влияние языка на мышление рос и речь стала основным орудием мышления.

 
Выводы

Итак, язык - система единиц и правил их функционирования.

Речь - конкретно применена язык, средства общения в их реализации.

К речи относятся говорение (речевой акт) и результаты говорение (текст). Правомерно говорить о речи отдельного человека, о речи молодежи, устное бытовое речи, художественное вещание и т.д. Все это - различное использование возможностей языка.

Уникальность речи заключается в своеобразном использовании языковых средств, в употреблении оказіональних (случайных) слов, словоформ, словосочетаний и т.п. Язык - явление психическое, а речи - психофизическое. С исторической точки зрения речи первичное, а речь вторична. Сначала возникали в речи отдельные слова, фразы и т.п., а впоследствии из фактов речи сложилась речь.
 
Список использованной литературы

1. Карпенко Ю.А. Введение в языкознание. - К. - Одесса, 1991. - С. 15-52.

2. Дорошенко С.И., Дудик П.С. Введение в языкознание. - К., 1974. - С. 24-43.

3. Реформатский A.A. Введение в языковедение. - M., 1996. - С. 15-50

4. 4. Головин Б. Введение в языкознание. - М., 1983. - С. 8-24.

5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М., 1987. - С. 7-32

6. Язык и духовность нации. - К., 1992.

7. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - М., 1987. - С. 21-44.

8. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. - М., 1995. - С. 4-8.