Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

II семестр

 

РАССКАЗЫ

 

ШКАТУЛКА ИНТЕРЕСНЫХ И ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ

 

Урок 99. АЛЕКСАНДР КОПЫЛЕНКО «ХРАБРЫЙ КОТЕНОК»

 

Цель: дать учащимся понятие о рассказе, об особенностях этого художественного произведения; совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения прозаических произведений; учить анализировать прочитанное, высказывать оценочные суждения; развивать связную речь учащихся; расширять их кругозор; воспитывать любовь к природе.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Работа над скороговоркой

Поросенок тупорылое

С цыпленком говорило.

Говорило:

- Пройдем двором.

Пройдем двором -

Поговорим -

Расказал поросенка,

Как в огороде зрило грядку.

Г. Бойко

2. Работа над чистомовкою

Чи-чи-чи - сидит кот на печи.

Ла-ла-ла - мышь от него сбежала.

Енько-енько-енько - в норку быстренько вскочила.

И-и-и - смеется с нашего кота.

3. Слоговой аукцион

Ча - (время, чеснок, чай, чайка, волшебство...)

Чо - (сапоги, мужчина, черный, лоб...)

Че - (ботинок, июнь, черновик, честность...)

 

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Игра «Ты - мне, я - тебе»

Ученики задают друг другу вопросы прочитанных произведений с литературной сокровищницы.

 

IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня мы начинаем изучать новый интересный раздел. Прочитайте его название.

 

V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя

- Небольшой по объему художественное произведение, написанное прозой, называют рассказу. В нем автор описывает в основном одно событие из жизни одного или нескольких персонажей. Рассказы могут быть созданы на основе реальных событий, приключенческие, фантастические, юмористические.

2. Выполнение задачи по ящикам рассказов (с. 109)

3. Знакомство с биографией А. Копыленко

- Родился Александр Иванович Копыленко в Констянтинограді на Полтавщине в семье железнодорожника. Человеком жизнерадостного нрава пришел Копыленко в литературу в 1920-е годы. Пришел, чтобы воспеть в своих книгах богатство души человеческой, тайну природы, которую он наблюдал и очень любил. Первая его книжка для юных читателей «Сенчині приключения» вышла в 1928 г. С тех пор писатель до конца своих дней много и вдохновенно писал для детей и юношества, проявляя в своих произведениях незаурядный талант педагога.

В произведениях, посвященных детям, Копыленко много пишет о природе, о животных, и не только потому, что дети, как известно, больше интересуются жизнью животных, а потому, что сам автор, любя до самозабвения животный мир, считал, что такую любовь нужно привить каждому человеку с детства: только тот человек, который знает и умеет любить животное, может быть порядочным, благородным, добрым и доброжелательным - так считал Александр Иванович.

4. Проработка рассказы О. Копыленко «Храбрый котенок»

1) Выразительное чтение рассказа учителем.

- Какие картины возникали в вашем воображении во время слушания рассказа?

2) Словарная работа.

Растерзает пасть

обошло крылечке

невероятная путешествует

холодновато подержавши

рискованным охота

- Чтение слов «эхом» за учителем; скороговоркой в паре.

Физкультминутка

3) Чтение рассказа учащимися «цепочкой».

4) Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения.

- От чьего имени ведет рассказ автор?

- Какой случай описан в произведении?

- Как все началось и чем закончилось?

- Что вызвало у автора волнения? Прочитайте.

- Что интересного писатель рассказал о собаке?

- Прочитайте предложение, в котором содержатся научные сведения о собаках.

- Действительно ли, по вашему мнению, котенок был храбрым? Которым оказался Гопак?

- Объясните значение поговорки: «Живут, как кошка с собакой».

- Соответствует ли она содержанию рассказа Александра Копыленко?

- Докажите, что прочитанное произведение является рассказом. Придумайте к нему название.

5) Игра «Волна».

Ведущий задает «тон» и «темп» игры. Рассказ читается так, будто волна прибивается к берегу и отходит от него: тихо - громче - громко - тише - тихо - громче и т.д.

 

VI. ИТОГ УРОКА

- С каким рассказом познакомились на сегодняшнем уроке?

- Кто его автор?

- Что нового узнали из этого рассказа?

- Что вас больше всего поразило?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С помощью выделенных в тексте слов составить план и пересказать рассказ.