II семестр
РАССКАЗЫ
ШКАТУЛКА ИНТЕРЕСНЫХ И ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ
Урок 99. АЛЕКСАНДР КОПЫЛЕНКО «ХРАБРЫЙ КОТЕНОК»
Цель: дать учащимся понятие о рассказе, об особенностях этого художественного произведения; совершенствовать навыки сознательного выразительного чтения прозаических произведений; учить анализировать прочитанное, высказывать оценочные суждения; развивать связную речь учащихся; расширять их кругозор; воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над скороговоркой
Поросенок тупорылое
С цыпленком говорило.
Говорило:
- Пройдем двором.
Пройдем двором -
Поговорим -
Расказал поросенка,
Как в огороде зрило грядку.
Г. Бойко
2. Работа над чистомовкою
Чи-чи-чи - сидит кот на печи.
Ла-ла-ла - мышь от него сбежала.
Енько-енько-енько - в норку быстренько вскочила.
И-и-и - смеется с нашего кота.
3. Слоговой аукцион
Ча - (время, чеснок, чай, чайка, волшебство...)
Чо - (сапоги, мужчина, черный, лоб...)
Че - (ботинок, июнь, черновик, честность...)
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Игра «Ты - мне, я - тебе»
Ученики задают друг другу вопросы прочитанных произведений с литературной сокровищницы.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня мы начинаем изучать новый интересный раздел. Прочитайте его название.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя
- Небольшой по объему художественное произведение, написанное прозой, называют рассказу. В нем автор описывает в основном одно событие из жизни одного или нескольких персонажей. Рассказы могут быть созданы на основе реальных событий, приключенческие, фантастические, юмористические.
2. Выполнение задачи по ящикам рассказов (с. 109)
3. Знакомство с биографией А. Копыленко
- Родился Александр Иванович Копыленко в Констянтинограді на Полтавщине в семье железнодорожника. Человеком жизнерадостного нрава пришел Копыленко в литературу в 1920-е годы. Пришел, чтобы воспеть в своих книгах богатство души человеческой, тайну природы, которую он наблюдал и очень любил. Первая его книжка для юных читателей «Сенчині приключения» вышла в 1928 г. С тех пор писатель до конца своих дней много и вдохновенно писал для детей и юношества, проявляя в своих произведениях незаурядный талант педагога.
В произведениях, посвященных детям, Копыленко много пишет о природе, о животных, и не только потому, что дети, как известно, больше интересуются жизнью животных, а потому, что сам автор, любя до самозабвения животный мир, считал, что такую любовь нужно привить каждому человеку с детства: только тот человек, который знает и умеет любить животное, может быть порядочным, благородным, добрым и доброжелательным - так считал Александр Иванович.
4. Проработка рассказы О. Копыленко «Храбрый котенок»
1) Выразительное чтение рассказа учителем.
- Какие картины возникали в вашем воображении во время слушания рассказа?
2) Словарная работа.
Растерзает пасть
обошло крылечке
невероятная путешествует
холодновато подержавши
рискованным охота
- Чтение слов «эхом» за учителем; скороговоркой в паре.
Физкультминутка
3) Чтение рассказа учащимися «цепочкой».
4) Анализ содержания рассказа с элементами выборочного чтения.
- От чьего имени ведет рассказ автор?
- Какой случай описан в произведении?
- Как все началось и чем закончилось?
- Что вызвало у автора волнения? Прочитайте.
- Что интересного писатель рассказал о собаке?
- Прочитайте предложение, в котором содержатся научные сведения о собаках.
- Действительно ли, по вашему мнению, котенок был храбрым? Которым оказался Гопак?
- Объясните значение поговорки: «Живут, как кошка с собакой».
- Соответствует ли она содержанию рассказа Александра Копыленко?
- Докажите, что прочитанное произведение является рассказом. Придумайте к нему название.
5) Игра «Волна».
Ведущий задает «тон» и «темп» игры. Рассказ читается так, будто волна прибивается к берегу и отходит от него: тихо - громче - громко - тише - тихо - громче и т.д.
VI. ИТОГ УРОКА
- С каким рассказом познакомились на сегодняшнем уроке?
- Кто его автор?
- Что нового узнали из этого рассказа?
- Что вас больше всего поразило?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С помощью выделенных в тексте слов составить план и пересказать рассказ.