Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Максимович Михаил Александрович



(1804-1873)


МАКСИМОВИЧ Михаил Александрович [3(15). IX 1804, х. Тимківщина, теперь с. Богуславец Золотоношского р-на Черкас, обл. - 10(22). XI 1873, х. Михайлова Гора, теперь в составе с. Прохоровки Каневского р-на Черкас, обл.] - украинский ученый-энциклопедист, писатель, журналист, переводчик, педагог, член-корреспондент Петерб. АН с 1871, почетный член Московского, Петербургского, Киевского и Новороссийского (Одесса) университетов.

Окончил 1819 Новгород-Северскую гимназию, 1823 Московский университет.

От июля 1834 работал в Киевском университете: зав. кафедрой рус. словесности, а с сентября того же года по декабрь 1835 - ректор, с 1836 - декан филос. ф-та. 1845 по состоянию здоровья вышел в отставку, жил в своем имении на х. Михайлова Гора поблете. с. Прохоровки Канев, уезда, занимался науч. работой. В области славяноведения М. обосновал трехчленную классификацию славян, языков и создал науч. концепцию развития и взаимоотношений східнослов'ян. языков по сравнению с др. славянскими и европейскими («Откуда происходит руськая земля», 1837; «Критико-историческое исследование о русском языке», 1838; «История древнерусской словесности», кн. 1, 1839; «Начатки русской филологии», 1845). Обосновал самобытность и самостоятельность укр. языка, давность (10 ст.) ее происхождение («Филологические письма к М. П. Погодина», 1856; «Письма-ответы к Г. П. Погодина», 1857; «Новые письма к М. П. Погодина. О вікодавність малороссийского наречия», 1863); подал характеристику специф. рис укр. фонетики, грамматики, лексики; начал изучение укр. этимологии, ономастики; предложил укр. правописание на истор.-етимол. началах - максимовичівку («Мысль о малороссийский язык и правописание», 1830; «О правописании малороссийского языка. Письмо к Г. Ф. Основьяненко», 1841). Заложил основы рус. диалектологии, разработал собственную двочленну классификацию укр. говоров. Поддерживал мнение, что основой укр. лит. языка является киев.-полтавы. диалект. Представитель ср.-истор. метода в языкознании.

В области славяноведения м. максимович обосновал трехчленную классификацию славян, языков и создал научную концепцию развития и взаимоотношений східнослов'ян. языков по сравнению с другими славянскими и европейскими («Откуда происходит руськая земля», 1837; «Критико-историческое исследование о русском языке», 1838; «История древнерусской словесности», кн. 1, 1839; «Начатки русской филологии», 1845).

Обосновал самобытность и самостоятельность украинского языка, давность (10 ст.) ее происхождение («Филологические письма к М. П. Погодина», 1856; «Письма-ответы к Г. П. Погодина», 1857; «Новые письма к М. П. Погодина. О вікодавність малороссийского наречия», 1863); подал характеристику специфіальних рис украинской фонетики, грамматики, лексики; начал изучение украинской этимологии, ономастики; предложил украинское правописание на историко-этимологических принципах - максимовичівку («Мысль о малороссийский язык и правописание», 1830; «О правописании малороссийского языка. Письмо к Г. Ф. Основьяненко», 1841).

Заложил основы украинской диалектологии, разработал собственную двочленну классификацию украинских говоров. Поддерживал мнение, что основой украинского литературного языка является киевско-полтавский диалект. Представитель порівнювально-исторического метода в языкознании.

До 1845 года читает лекции в Киевском университете, работает в Киевской археографической комиссии, где впервые познакомился с Т.шевченко. Того же года из-за ухудшения здоровья выходит на пенсию, поселяется на хуторе Михайлова Гора Золотоношского уезда Полтавской губернии. Выезжает для работы в архивах и библиотеках Москвы, Петербурга, Киева, публикует много исторических трудов.

Переписывается и встречается со многими деятелями науки и культуры, в частности с Т.шевченко, В.Бєлінським, Д.Писарєвим, Н.гоголю. Принимает участие в научных дискуссиях, отрицает норманскую теорию происхождения Руси-Украины, развенчивает погодінську теорию, по которой Украина - это только Юг России, ее «окраина». 1856 года публикует на эту тему «Филологические письма к М.Погодіна», в которых защищает самобытность украинского народа, его культуры и языка. 1857 года печатает перевод «Слова о полку Игореве» на украинском языке. 1859 года м. максимович издал первый номер альманаха «Украинец», в котором помещено много материалов по истории Украины. Того же года на хутор Михайлову Гору приезжает Т.Шевченко, который написал там портрет Михаила Максимовича и его жены Марии Васильевны. 1860 года публикует полемическую статью «Оборона украинских повестей Гоголя». В мае 1861 года м. максимович принимает участие в похоронах Шевченко в Каневе, пишет стихотворение «На смерть т. г. шевченко».

1871 года М.Максимовича избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Того же года он принимает участие в Третьем Всероссийском съезде естествоиспытателей в Киеве. В Петербурге увидели свет «Письма о киеве и воспоминания о Тавриду». 10 декабря 1873 года м. максимович умер.

Михаил Максимович благодаря разносторонности своего таланта оставил одинаково заметный след как в области естествознания, ботаники, химии, зоологии, физики, которыми он активно занимался в 1823-1834 годах, так и в отраслях языкознания, фольклора, этнографии, истории, археологии, им он посвятил более поздний период своей деятельности вплоть до последних дней жизни.

Еще во время защиты магистерской диссертации в 1827 году Михаил Максимович подготовил и издал первую в России и Украине сборник «Малороссийские песни». Позже исследователь издал сборники украинских народных песен в 1834 и 1849 годах.

До многих песен Максимович добавлял подробные исторические комментарии, которые давали возможность глубже понять их содержание и одновременно жизнь украинского народа. Сборникам Максимовича дал высокую оценку Н.гоголь. А.пушкин использовал их в своей поэме «Полтава».

Иван Франко подчеркивал, что издание Максимовича имели большое влияние на формирование патриотизма у многих передовых людей Украины. А российский композитор О.Аляб'єв, с которым м. максимович был в дружеских отношениях, положил на музыку 25 песен из сборника «Малороссийские песни».

Фундаментальный труд Максимовича «Дни и месяцы украинского крестьянина», статьи «Что такое думы» и «Заметки о бытовые песни» стали первоосновой этнографии как науки. На примере сборников украинских песен и других исследований Максимович показал, что народное искусство является наивысшим типом искусства, оно является образцом для литературы и других видов творчества. Украинский народ является обладателем такой культуры, которую можно поставить вровень с лучшими образцами народной культуры Европы.

Творцом этой культуры является именно та безымянная масса закрепощенного и угнетенного народа, на которую с презрением смотрит часть малороссийского ополяченого или зрусифікованого украинского панства и великорусская интеллигенция в лице Аскоченського, Соловьева, Погодина.

На примерах из фольклора и «Слова о полку Игореве» Максимович доказывал, что украинский язык вполне самостоятельная, а не испорченное русское «наречие», как считал его оппонент М.Погодін. Украинский язык зародилась в древнейшие времена, о чем свидетельствуют многочисленные украинизмы в «Слове о полку Игореве», и сами украинцы являются автохтонами на территории от Дуная до Дона.

Такими смелыми и опасными на то время научными выводами Максимович вселял в современников-украинцев чувство гордости за свой народ, отстаивал его самостоятельность, равенство с другими народами и право на свою жизнь и национальную культуру. А напечатаны в 1863 году в журнале «День» «Новые письма Погодина о старобутність малороссийского наречия» окончательно нанесли поражение погодінській теории о старшести «великорусского» языка над «малорусской».

В написанной в 1837 году труда «Откуда происходит русская земля, по сказанию Несторової повести и по другим старинным писаниям русскими» ученый резко выступил против норманнской теории происхождения Руси. Он убедительно доказывал, грунтуя свои утверждения на фольклорной и языковедческой базе и летописных источниках, что основателями Киевской Руси были славянские племена, которые боролись за независимость своей земли от иностранных захватчиков - степных кочевников, норманнских купцов-грабителей и польских феодалов.

Много лет Максимович посвятил изучению «Слова о полку Игореве», написав об эту памятку семь трудов, не утративших своего значения и сейчас. В украинской литературе он впервые осуществил перевод «Слова» на украинский язык, показав ее современникам как памятку собственно украинского языка. Как настоящий ученый, который руководствуется в своих выводах документами и материалами архивов, летописями, народным песенным творчеством и пытается быть независимым от чиновников и политической ситуации, Максимович выступал против дворянско-шовинистической концепции во взглядах на историю украинского казачества.

Он доказывал, что казаки сформировались из народных масс в результате тех социальных процессов, которые происходили в Украине, а не по воле польского короля, который организовал их для защиты границ от татар. Исторически известными, считал Максимович, казаки стали уже после 1471 года, когда Киевское княжество было преобразовано в воеводство и развилось под началом старосты черкасского и каневского Евстафия Дашкевича с 1508 по 1536 годы.

Защищал украинский ученый казачество и от польских аристократов, что смотрели на запорожское рыцарство как на холопство, быдло и разбойников. В то же время он показал в своих исследованиях, в частности в «Сказании о Колиивщине», массовые насилия шляхты над украинским народом. Это исследование запретила цензура, и лишь после смерти автора, 1875 года, оно увидело свет. Максимович был первым историком древнего Киева, посвятив ему двадцать пять статей. Он впервые показал роль Петра Могилы в строительстве украинской культуры, рассказал об истории создания многих киевских памятников, в частности Трехсвятительской, Воздвиженской, Іоаннівської церквей, Крещатика, Золотых ворот, городских валов, спусков. Обороняя родную культуру от нападок имперских ученых, он в письмах князя Вяземского снова решительно выступает против панславизма с российским лицом, а фактически против русификации украинской культуры, игнорирование украинского языка как языка великого отдельного народа. Он утверждал, что украинский язык возник еще во времена Киевской Руси, раньше за русский. Максимович своим примером воодушевил многих на собирание и исследование украинской старины. В результате многочисленных путешествий по Украине он создал новаторские для того времени труда «Украинские стрелы древних времен, что были собраны более Днепром у Михайловой горы», «О предметах старины, которые были переданы автором в музей Московского археологического общества», «Археологические записки о Киев и его окрестности», начали украинскую археологическую науку.

Михаил Максимович как человек энциклопедических познаний и широких интересов главная задача ученого историка и археолога видел не в самодостаточном собирании сокровищ для пополнения музеев или частных коллекций власть имущих, а в распространении знаний среди народных масс, в воспитании уважения к родной истории и культуры. Как выдающийся ученый, общественный деятель, педагог и просветитель, он был одним из зачинателей борьбы за культурное развитие украинского народа.

1845 по состоянию здоровья вышел в отставку, жил в своем имении на хуторе Михайлова Гора вблизи с.Прохорівки Канев, уезда, занимался науч. работой.

 


Литература:

1. Попов П. M. M. О. Максимович. - К., 1974

2. Пархоменко Е. M. Питания украинского языка в трудах М. 0. Максимовича. «Науч. зап. Киев. цел. пр-ту. Серия филол.», 1956, т. 20

3. Булахов М. Г. Максимович Михаил Александрович. В кн.: Булахов М. Г. Восточнославян. языковеды. Биобиблиогр. словарь, т. 1, Минск, 1986

4. Желтобрюх М. А. Языковедческие взгляды M. О. Максимовича. «Языкознание». - 1989. - №5