10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ
Крах «недокінченої» идеи (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - Родион Раскольников - необычный преступник. Свое преступление - убийство процентщицы Алены Ивановны, он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая это преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить не только в его собственных глазах, но и в глазах других людей верность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния преступления, преступника неразрывно слит в романе воедино с анализом философской теории Раскольникова.
Кто же он и чем так интересен для читателя?
Лично для меня наибольший интерес представляет теория Родиона Раскольникова о двух типах людей: низших, или «материал», и высших (назовем их «наполеонами») и ее несоответствие личности автора теории.
Размышляя о причине существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что всегда существовало различие между двумя категориями людей. В то время, как большинство людей всегда и везде молчаливо и покорно подчинялись установленному порядку вещей, не имея сил восстать против него, в истории человечества время от времени появлялись некоторые «необычные» люди, подобные Наполеону, которые и были его настоящими двигателями. Предназначены самой природой на роль «властителей судеб», они смело восставали против существующего порядка и при этом дерзко нарушали общественные нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников не хочет, как большинство тех людей, за которыми он наблюдал, молчаливо повиноваться и терпеть, и эта нравственная непримиримость героя импонирует и автору, и читателям романа.
Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, подобно пиявке, безжалостно сосала последнее из бедных людей. Убивает ради денег, чтобы потом сделать добро сотням людей, вернуть их к нормальной жизни. Он делает это еще и потому, что само преступление - своего рода тест на высший ранг: «тварь я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?»
Раскольников ставит себя в один ряд с Магометом, Наполеоном, а значит, позволяет себе безнаказанно проливать кровь. Убийство процентщицы должно показать, кто он: если останется спокоен, не впадает в болезненное состояние, значит - «высшее существо», в противном случае - «материал», такой же, как все.
Ошибочна вся теория Раскольникова (убийство вообще ничем оправдать нельзя), и особенно ложная она относительно самого героя романа. Она вроде бы и логична: действительно, есть люди, Наполеон например, которые легко идут на прямое или посредственное убийство людей и не чувствуют потом угрызений совести.
Но Родион Раскольников, желая дать людям что-то полезное, мог бы при беспристрастном анализе заметить, что все изменения, внесенные в жизни человечества отдельными личностями через кровопролитие, никогда не были положительными. Да и действовали эти вершители истории из эгоизма, стремление к власти. У них была одна общая черта - жестокость, неуважение к чужой жизни - к тому, что они никак не вправе отобрать.
Любовь, сострадание, милосердие, по мнению Раскольникова, присущие только «материала». «Наполеоны» выше всего этого, они сами себе мораль, их идея возвышает их.
И если делить людей на две категории, то лучше уж «материал» считать высшим классом, а «наполеонов»-элементом, который деградировал, потерял человеческие качества.
Вот и образовался в Раскольникова раскол: логика говорит, каким он должен быть - безжалостным «наполеоном», а нормальная человеческая сущность протестует: она жалеет поруганную девочку, жалеет мать, сестру, сочувствует Соне, Катерине Ивановне, Мармеладову. Раскольников способен любить.
Логика сближает его с Лужиним и Свидригайловим, а человеческая сущность протестует: подлость она называет подлостью, зло - злом, несмотря на идею о том, что тот, кто называет підлотника «підлотником», - тоже підлотник.
Так, Раскольников был слишком человеком, чтобы стать Наполеоном.
Он сам себя обманул своей же теорией и сам себя наказал за ее проверку: пытаясь поднять себя в своих глазах над людьми, он воздвиг психологическую стену между собой и ими, и это одиночество больше всего разрушала его.
Раскольникову повезло: он нашел чистую душу - Соню. Он, который решил жертвовать другими, нашел человека, который пожертвовал собой ради других. Следующая самопожертвование Сони - ради Раскольникова: она идет за ним в Сибирь, она готова на все, чтобы возродить духовно того, кого любит. И ей это удастся, у него возникает мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...». А это значит, что Раскольников непременно изменится, переродится, станет новым человеком. И в этом его и Соніне счастье.