10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Каждое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия жизни России 60-х годов», книга большого горя, что раскрывает бесчеловечность буржуазно - крепостнического общества. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды - основная идея романа.
В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные «шутки», порождающие нравственные конфликты и трагедии. Униженным и оскорбленным нет выхода из них. Безысходность - лейтмотив романа. Сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовим в трактире задает тон всему повествованию. Фраза Мармеладова: «понимаете Ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти...» - сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешной своей торжественно-пишномовною и «канцелярской» манерой говорить, и тему романа на высоту трагической думы о судьбе человечества.
Для героев Достоевского вообще характерен монолог как средство выражения своих мыслей, чувств. Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона.
«Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречия между прошлым обеспеченным и богатым жизнью и жалким, убогим действительным.
Соня Мармеладова, чистая и безвинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает ее до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня - олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в том грязи, в который бросило ее жизни.
Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во имя любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина.
Лужин - классический тип буржуазного дельца, мерзавца, подло оклеветал беззащитную Соню, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста и скряги.
Для героев Достоевского характерен высочайший степень выражения чувств. В Сонечке - это ненасытное стремление к самопожертвованию, у Дуни - всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны - неистовая гордость.
Положение безнадежности, безысходности толкает людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к потере человечности.
«Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!». Какая тоска, боль за человечество слышатся в этом горьком раздумье Раскольникова! Он терзается сознанием полной безысходности, не находя, однако, в себе сил признать эту жизнь, примириться с ним, как это сделал Мармеладов. Чередой проходят перед Раскольниковим картины унижения и оскорбления Человека (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова).
Для Достоевского характерна лаконичность при описании самых трагических событий, он сразу переходит к анализу чувств и мыслей героев, их отношения к тому, что происходит.
Широкая, написанная могучей суровой кистью картина действительности показывает ту реальную почву, которая рождает мысли о преступлении у Раскольникова, который страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его вопиющей социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.
Само буржуазное общество, буржуазное сознание порождает идеи, подобные раскольниковської: убить, потому что «владыки», наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удальці, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. По сути, в этой теории содержится идея буржуазного сверхчеловека, что не признает никаких нравственных ограничений, которому все позволено.
Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова - убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, - представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.
Ужасный «эксперимент» Раскольникова - убийство процентщицы - должен дать ему ответ на вопрос: кто он такой? Относится он к разряду людей «обычных» или «необычных»? Может ли он «переступить» принцип? Совершив свое преступление, Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но не вынес мук отщепенца, разобщенности с людьми, жахливості и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.
Напряженность психологического конфликта увеличивается таким приемом, как субъективная трактовка времени; он может остановиться (как, например, в сцене убийства старухи) или лететь с большой скоростью, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события. Еще одна особенность романа - отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже определяется их душевным состоянием. Часто автор прибегает к «видений», включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это увеличивает драматизм происходящих событий, делает стиль романа гиперболичным.
Но есть нечто более ужасное, что касается уже не картин действительности, не переживаний людей, а самого романа. Это отсутствие просветления, какой-то надежды на возможность выхода. Самая страшная «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества.
Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковим, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, по взгляду писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, я думаю, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников сегодня будет мучиться и страдать. Но совесть человеческая, душа человека жили и будут жить всегда, пока мир стоит», даже в наши жестокие демократические годы, на заре неизвестного будущего - много обещающего и одновременно страшного XXI века. А значит, когда-нибудь раскаяние придет, и, хоть на краю могилы, наш Раскольников заплачет и вспомнит «вечную Солнышке».
В этом и заключается великий, классический, бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.
Жизнь невыносима в обществе, где господствуют современные Лужини и Свидригайлови, но в сердцах тех, кто не стал ими, продолжает наивно жить надежда...