II семестр
С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ (продолжение)
ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 4
Урок 98. ПОВТОРЫ И ВСПОМНИ. ИТОГ ПО РАЗДЕЛУ «С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ»
Цель: вспомнить самое важное из прочитанного в разделе «С литературной сокровищницы»; обобщить изученное; учить сопоставлять, сравнивать; развивать умение фантазировать, передавать при чтении настроение произведения; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Работа над чистомовкою
Ма-ма-ма - кончилась зима.
Нет-нет-нет - идут веселые теплые дни.
Ак-ак-ак - свистит на скворечнике скворец.
Ок-ок-ок - ласточка ловит букашек.
Ба-Ба-ба - уже зазеленела ива.
В'ї-в'ї-в'ї - веселят роща соловьи.
2. Игра «Молния»
- Читайте быстро. Найдите «лишнее» слової
1) Щука - щука - щека - щука
Щупав - щупав - щупав - щипал
Дощечка - дочка - доска - дощечка
2) Шум - шум - шум - сумм - шум - шум
Звезда - сера - звезда - звезда - звезда - звезда
Ножик - ножик - ножик - ножик - носик
Лодка - лодка - лодка - полный - лодка
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Игра «В художественном музее»
Дети выходят к доске, где размещена выставка их работ, комментируют каждый свою работу.
2. Конкурс «Кто лучше?»
Выразительное чтение учащимися стихотворений И. Светличного.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Дети, вспомните, над каким разделом мы работаем в течение последних уроков? Найдите в содержании учебника название раздела. Просмотрите названия прочитанных стихов и их авторов.
- Что больше всего запомнилось?
- Сегодня подведем итог своей работы за разделом «С литературной сокровищницы». Наш урок мы посвятим совершенствованию навыков развития техники чтения, обобщению изученного материала, выявим лучшего знатока поэтических произведений.
Урок проведем в форме соревнования. За каждый правильный ответ вы получите фишку. Желаю успеха!
V. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Литературная викторина
• В стихотворении которой поэтессы нагідка грустит из-за того, что в нее рыжая коса?(Тамара Коломиец «Нагідка»)
• В стихотворении которой поэтессы:
Соловей пьет чай? (Л. Костенко «Соловей простудился»);
Замерз воробушек, щебечет? (К. Перелісна «Замерз»).
• Прочитай стихи, в которых:
Росинки, будто живые; (Г. Чубач «Роса»);
Раздаются птичьи голоса (А. Костецкий «Начинается весна», А. Олесь «В небе жаворонки вьются»);
Петух - ленивый сплюшка (И. Светличный «Петух-горлопан»);
Пес выкопал колодец для хитрой кошки (И. Сичовик «Хитрая кошка»).
• Прочитай стихотворные строки, вставляя пропущенные слова. Из каких стихотворений эти строки? Кто их авторы?
Баба Вьюга, седая Вьюга
На метальній метле... (приехала) (Л. Костенко «Бабушка Метелица»)
Белый жеребец в белом...(поле)
Высекает белым копытом. (Б. Лучук «Белый стих»)
Сидит...(пряли) и прядет -
Снег идет-идет-идет. (Л. Костенко «Пряли»)
Второй день лежит... (паренек)
В постели в углу. (77. Воронько «Причина»)
Физкультминутка
• Вспомни слова из прочитанных произведений, которыми можно описать веселую зиму, и зиму, что вызывает грусть.
• Вспомни свои стихотворные строки до заданных рим (с. 54). Прочитай авторские стихи с этими рифмами. Какие картины природы создали поэты? А которые удалось создать тебе?
• В чем заключаются особенности стихотворных произведений? Что такое рифма?
2. Конкурс «Кто лучше?»
Чтение из памяти любимых стихов.
3. Работа в паре. Литературная игра
Первый участник своими словами пересказывает содержание любого стихотворения из поэтических сборников. Второй участник называет произведение, о котором идет речь, и его автора. Во время игры оба участника имеют право пользоваться учебником.
4. Работа в группе
- Все вместе нарисуйте картину «Зима в поэзии» за прочитанными стихами.
VI. ИТОГ УРОКА
Подведение итогов викторины, определение лучшего знатока поэтических произведений.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дополнить задачу из ящика поэзии (с. 54) собственными задачами к прочитанным произведениям.