А.И. Блажевич,
старший
преподаватель,
Ю.И. Блажевич,
член
Национального союза краеведов Украины,
старший преподаватель,
Хмельницкая
гуманитарно-педагогическая академия
Духовные
истоки Надежды Пукас - подольской поэтессы, композитора и певицы
В статье исследованы и
проанализированы жизненный путь и творческое наследие известной украинской художницы
слова и песни Надежды Лаврентьевны Пукас, нашей землячки из Городоччины, которая и
ныне прославляет в Украине и мире наш родной край и лучшие человеческие чувства.
Ключевые слова: Надежда Пукас,
поэзия, песня, музыка, Подолье, Хмельницкий.
«В ее стихах, в ее
песнях - вздохи влюбленной женщины, шелест спелого колоса, счастливый смех
ребенка. Эта книга сотканная солнечным сиянием, орошаемая женской слезой, пропитанной
утренним цветом, вечерней зарей»,- так говорится о творчестве Надежды
Лаврентьевны Пукас в предисловии к одному из сборников его поэзии «Надежда» [1, с. 2].
Не смотря
на серебро в пышных каштановых волосах, эту миловидную стройную женщину еще
называют Надеждой, Наденькой, Надей. Наверное потому, что грусть от пережитого и
морщины на лице разглаживает юный огонь в глазах, весенний клекот души, который яріє
в ласковой улыбке, в нежном голосе, в нежности глаз.
Откуда же и
сила духа, то неиссякаемый источник творчества, и любовь к людям, к родной земле,
к маминой песни? Ответ найдем в ее поэзии:
Я
выросла среди зеленых садов, Среди
полей широких, золотых. Понятное
заря улыбалась до меня.
Когда
я спала, буйный ветер стих.
Укрытая
я была в мягкие туманы, Купалась
в весенних дождях.
Языков
бриллианты, щедрые росы ранние Рассвет
рассыпал в моих ногах. Премудростей
всех учили меня Щонаймудріші в
мире учителя: Хорошії мои
односельчане - С деда-прадеда
хозяева земли.
(Світолюбива)
Так, именно в селе
Матвійківці Городоцкого района, что на Хмельнитчине, в 1950 году родилась
Надежда Пукас в семье простых земледельцев Лаврентия Федоровича и Евгении Савичны
Иголки. Росла, убаюканная материнской песней, напоенная утренней росой, взлелеянная
широкими полями, серебряными дождями, зимними метелями. Начало ее биографии
простой и привычный, как сама подольская земля, как маленькая речушка, вдоль которой
простелилося ее родное село. Тростянецкая средняя школа, где Надежда была лучшей
и самой заметной ученицей, Хмельницкое педагогическое училище, в котором она не
потеряла позиции лидера и закончила его с отличием, Каменец-Подольский
педагогический институт.
Как позже укажет
Надежда Лаврентьевна, именно педагогическое училище определило вектор, указатель ее
дальнейшей судьбы. Она и до сих пор с большой теплотой и любовью вспоминает своих
преподавателей Виту Петровну Калиниченко (преподавателя педагогики), Николая Францевича
Федорца - преподавателя математики, Ларису Федоровну Шумлянську - заместителя
директора, преподавателя украинского языка и литературы, всю кафедру музыки и
пения, с которой, бесспорно были самые тесные отношения. Именно здесь она нашла и
свое призвание, и первое красивое любовь - мужа Анатолия. Уже став
студенткой педучилища, Надежда Пукас начала создавать настоящие, профессиональные
поэтические произведения, которые позже нашли свое место у широкого читателя. Так,
получив благословение своих наставников-педагогов, зачерпнув из народного
песенного источника своего края животворного напитка украинского мелоса, отправилась
Надежда в мир поэзии, песни, в дорогу до человеческих душ, жаждущих на добро, на
любовь детских сердец. Как говорит о себе сама Надежда Лаврентьевна,
«Педагогика и песня - то мои два крыла. Они дополняют друг друга,
взаємозбагачують».
Свою трудовую
деятельность молодой педагог Надежда Пукас, которой не исполнилось еще и восемнадцати,
начала в Осташковецькій восьмилетней школе Хмельницкого района. Через
год семья переехала в Хмельницкий, где она свои педагогические и
организаторские способности испытывала на созданной должности
педагога-организатора по работе с детьми и подростками по месту жительства.
Поскольку такие должности в государстве были созданы впервые и спросить опыта работы
было ни у кого, то Надежды пришлось самостоятельно прокладывать путь к сердцам как
подростков, так и их родителей, руководителей учреждений и организаций. Потом была
на комсомольской, профсоюзной работе, что добавило к личности поэтессы
умение оперативно принимать решения, брать на себя ответственность.
И снова возвращение к
педагогической деятельности. Но уже такого уровня, когда нужно умело исправлять
ошибки и безответственность родителей, школы, приводили к правонарушениям,
а то и преступлений подростков. В 1982 году Надежду Пукас было назначено
ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних горисполкома, которую
она возглавляла более 12 лет. Это были лестницы до высокого мастерства работы с
детьми и подростками, с родителями и общественностью города, направленной на
формирование личности ребенка, на преодоление факторов, вызывающих девиантное
поведение подростка, на профилактику проявлений правонарушений. Это - если официально.
А повседневно - десятки детских глаз, наполненных горем, нелюбовью,
заглядывают тебе в душу и ждут совета, защиты, душевного тепла. Это проблемы
неблагополучных семей, которые должен впустить себе в душу, потому что иначе не почувствуешь их
горечи, это поиски истины, которая часто спрятана глубоко-глубоко и, которая, возможно,
придет к тебе где-то посередине бессонной ночи. И довольно часто такими ночами
рождались стихи: то нежные и ласковые, как мамино слово, то беспокойные и
тревожные, как осенний ветер, то доверху наполнены любовью, как весенний день. Именно
они успокаивали, лечили душу, израненную чужими и своими болями, давали силу на
следующий день:
Я не судья тебе, мой мир!
Мне судить не с руки
Того, что натворили дети
И что оставили родители.
Судьей быть - дело неблагодарное:
Правічне же:
„А судьи - кто?!”
Были уже горячие головы.
О, сколько крови пролито!
А сколько мечтаний снялись в теплые края!
Еще и до сих пор в сердце перезвон.
Внуки вынесут нам приговор!
Справедливо ли он?
Будет взвешенная плата
За столько казненных надежд?
Я хочу быть адвокатом
Для тебя, родной боже мой!
(Я
не судья)
В то время Надежда
Лаврентьевна с головой окунулась в общественную работу. Она возглавила женское движение
Хмельницкого, создала несколько женских общественных организаций, с ее подачи
при горисполкоме был создан Координационный совет женщин, которая активно действует и
доныне. Телезрители и радиослушатели с нетерпением ждали теле - и радиопередач,
где Надежда Пукас выступала то как участник, то как ведущая. И, конечно, ждали новых
песен в ее исполнении. Так, зазвучали ее песни «Чернобыльский плач» и «Ласковые
слова», «Песня матерей, чьи сыновья не вернулись из Афганистана» и «Говори
меня» и много других. Однако самой большой творческой удачей поэтесса, композитор и
певица считает для себя песню «Проскуровский вальс», написанную к 500-летию
родного города. Полюбилась она и подолянам. Недаром на протяжении десятка лет эта
песня не смолкает над родным Хмельницким и ежечасно звучит в городской башни в
центре города:
Вечерние огни
Горят в вишині.
Серпанками землю туман
огорта.
К матушке-земле
Летят журавли.
Их радушно встречают
И села и города
Здесь юность моя
И пение соловья.
Он песню любовь здесь впервые начал.
Пусть гаснут слова,
И память жива,
Как поезда голос из древних Гречан.
Здесь звезды склоняются низко,
Здесь сияет ожерелье обнов.
Плоскиров, Проскуров, Хмельницкий -
Любовь, надежда, любовь.
(Проскуровский
вальс)
И в работе, и в
творчестве, и в общественной деятельности Надежда Лаврентьевна все время в поиске. В
поиска новых педагогических методов, подходов к несовершеннолетним. А на те годы
приходится как раз распространение наркомании, алкоголизма среди подростков и молодежи,
врачи диагностируют первых больных СПИДОМ, пораженных ВИЧ-инфекцией. Опыт
работы Надежды Пукас перенимают коллеги из других регионов области, Винницкой области,
Тернополя, даже приезжают из Киева. Саму ее часто приглашают на семинары,
тренинги, совещания по вопросам работы с семьями, развития женского движения в столицу.
А тут как раз подоспело 500-летия Хмельницкого и городской голова Михаил Чекман
предложил Надежды возглавить городской отдел культуры, поскольку она как никто
другой могла мобилизовать все силы на подготовку и проведение этого исторического
мероприятия. Тогда же выходит ее первая книга стихов «Ковер судьбы»:
Красное
- то любовь,
А чорне - то журба.
Д.павлычко
Годы мчатся, словно на крыльях, Лето, зима с
ветрами.
Сотку я лет моих ковер
Разными цветами.
Сотку с самого края
Черным печаль и тоску.
Синим - жур вышиваю.
Желтым - разлуку с другом. Серым -
зимний вечер,
Радость в зеленом вижу,
В ружовім - цвет-малышей
(Хороша же она, однако).
Юность в белую нитку
В ковре вышиваю.
(Как пролетела быстро -
Уже ее не зову).
Руки моей мамы
Шею под цвет хлеба.
Так всеми цветами
Вышью свою судьбу.
Солнечным разноцветьем
Моя жизнь сплелось!
Лишь для твоей измены
Цвета не нашлось!
«Книга стихов «Ковер
судьбы» поражает богатством внутреннего мира автора. В произведениях чувствуешь
всепобеждающую красоту жизни, его сложность и диалектическое сочетание Радости и
Печали. Жизненную судьбу человеческую порой сравнивают с полем, дорогой, тропинкой.
Автор, что видит жизнь в его движении, в его продолжении воспринимает действительность в
его разноцветном разнообразии, разворачивает перед нами разноцветный ковер судьбы.
Сколько в судьбе человеческой светлого и тоскливого, лучезарным и темного, радостных
встреч и горьких разлук. И все это предстает в художественно-образном воплощении и
одновременно в глубоком осмыслении. Наш автор - нежный лирик и несгибаемая
личность», - так писала о первую книгу поэтессы кандидат филологических наук
Евгения Моисеевна Гинзбург, которая наделяла молодую женщину материнской
любовью [2].
И сердце рвалось к
детей-подростков, к их болезненных сердец, розшарпаних душ. И когда областное
руководство предложило ей возглавить уже областную службу по делам детей и
подростков, согласилась без колебаний. Одновременно была назначена секретарем комиссии по
борьбе с наркоманией и Спидом. На этой должности перед Надеждой открылись новые
горизонты профессионального роста, а также обогатилась палитра впечатлений от новых
встреч, поездок, командировок. И все это запестрело мелкими строчками стихов,
очерков, рассказов, песен. Ее материалы появляются в журнале «Женщина», в
газетах «Зеркало недели», «День». А в местной прессе и электронных средствах СМИ
она стала поднимать особо значимые проблемы воспитания, общественной
активности, культуры, семьи, города и области.
Ее мысли, надежды,
душевный трепет отражены в ее творчестве. Выходят почти одновременно два сборника
«Надежда» и «Дала мама песню». Записаны новые песни: «Солодашку мой», «Бабье
лето», «Колыбельная» и другие, бессменным аранжировщиком которых является талантливый
подольский композитор Иван Пустовой. Как писала сама Надежда Пукас о нем: «В
души этого человека звучит и смех ребенка, и щебет птички, и шелест травы -
все-всенький мир, что окружает нас, в его сердце звенит песней, новыми
мелодиями, неповторимой симфонией бытия» [3, с. 28-29].
Сейчас в
доработку Надежды Пукас более тридцати песен, где она выступает и как поэт, и как
композитор, и как исполнительница. В сотрудничестве с Иваном Пустовим такие песни как
«Проскуровский вальс»,«Чернобыльский плач», «Грешная любовь», «Свадебное танго»,
«Ласковые слова» «Говори мне», «Афганистан» завоевали любовь слушателей, стали
победителями конкурсов и фестивалей . Ее песни исполняют такие известные певцы как
заслуженный артист Украины Александр Болгарчук, брать Гжегожевські, дуэт «Явор и
Яворина», трио «Камертон».
В 1996 году - новый
продвижение в карьере: Надежду Лаврентьевну назначают заместителем начальника
управление по делам семьи и молодежи Хмельницкой областной администрации. Но
судьба посылает ей и сложнейшее испытание: после тяжелой болезни умирает человек
Анатолий. (Ему посвящена очередная сборник стихов «Любила и люблю)». И здесь
самой прочной опорой, искренним утешением становятся ее дети: дочь Оксана и
любимый внук Назар, в которых она души не чает, и которые, как говорит сама Надежда, в
ее сердце «с первого по десятое место». А уже дальше - все остальное.
И родной
Хмельницкий звал, манил к себе. Хмельничане, которые были всегда и в радости, и
в горе, не обращали внимания, что она работает в областном учреждении - шли к ней со своими
болями, проблемами, подростки звонили. И в одной из бесед с городским головой
Надежда согласилась работать в городском управлении по делам семьи и молодежи, но
с одним условием: в городе будет создан «Семейный дом» - приют для женщин,
которые терпят насилие в семье, оазис развития женского движения, всевозможная помощь
семьям в улучшении микроклимата, в налаживании отношений.
Семейный дом - это
первая организация в Украине, которая стала центром социальной защиты, правовой,
психологической, педагогической помощи семьям с детьми, женщинам, малообеспеченным
слоям населения. О нем узнали во всей Украине, начали перенимать
опыт. Надежду часто приглашали на различные семинары, тренинги для передачи
опыта другим регионам. К сожалению, нынешняя власть ликвидировала этот семейный
уют, уничтожив годами накопленный опыт работы с одинокими, обездоленими,
изувеченными женскими судьбами.
В конце концов она переехала
в Киев, забрав с собой внука Назара. Это отдельная страница в жизни педагога,
художника, просто Женщины, которая отважилась в своем возрасте (а ей было уже за пятьдесят)
броситься в водоворот столичной жизни, города-мегаполиса, конструируя совершенно
заново свою судьбу, свою душу, сердце, на основе разрыва с родной землей, друзьями,
семьей, на фоне, как она сама говорит, «лютой ностальгии», грусти, беспокойства. И
именно песня, родное слово и наследственная вера в Божью помощь помогли одинокой
беззащитной женщине с маленьким внуком на руках выстоять, удержаться, построить свой
храм души:
Не
забывай меня, мой край,
Моя
родимое сторона!
Я
другого места не знаю,
Где
бы круглый год была весна,
Где
бы целый день пели росы,
И
вили гнезда соловьи,
Где бы ивы полоскали косы
В бистроплинній течения.
Не забывай меня, мой край,
Меня в беде не оставь.
И сердце, болями розкраяне,
В своих ладонях колиши!
(Не
забывай меня, мой края)
Конечно, это уже
доказано, что только большая работа души и сердца художника могут породить достойные
потомков творения. Именно так сложилось и в Надежды Лаврентьевны. Киевский период
ее жизнь не стал разрывом с Хмельнитчиной, а наоборот. Каждую свободную день она
пыталась приехать домой. Работая в министерстве семьи и молодежи Украины в
департаменте семьи, выпрашивала командировки в западные области, чтобы хоть на
несколько часов заглянуть в родной город, походить по его улицам, встретиться с
друзьями, со своими подопечными. А с собой всегда имела что-то новенькое написано,
спетое, которым с радостью делилась с телезрителями, радиослушателями, читателями
местных газет. С ней охотно общались известные у нас журналисты: Наталья
Паляница, Захарчишина Наталья, Галина Арион, Евгения Богдан, Анна Лернатович,
Татьяна Слободянюк,Татьяна Колисниченко и много других Она стала частым гостем в
передачах «На музыкальных горизонталях», «Родная речь», «На жизненных перекрестках»,
«На чашку кофе». Необходимо отметить, что и центральные радиоканалы радостно
знакомили своих слушателей с известной поэтессой и певицей. Ее песни транслировались
в передачах «Субботние встречи», «Ваше мнение». И самым большим для себя
достижением считает Надежда победы во Всеукраинских конкурсах эстрадной песни
«Песенный вернисаж», где она представляла свои авторские песни и завоевала
звание дипломанта в 2009 году. Всеукраинский фестиваль современной эстрадной
песни, который состоялся в Киеве в центре культуры национального авиационного
университета, за 24 года своего существования полюбился многим исполнителям и
слушателям. В нем постоянно принимали участие и представители Области. В 2009
году лауреатом стал хмельницкий певец Анатолий Кальяненко.
А вот в этом году город
Хмельницкий на «Песенном вернисаже» представляла киевлянка-подолянка, которая стала
лауреатом этого фестиваля... Педагог, поэтесса, певица и композитор Надежда
Пукас уже много лет живет и работает в столице. А вот поет за родной город,
ведь душой - всегда на Подолье. «Как и каждому человеку, судьба иногда посылает мне
коротенькие телеграммы радости, успеха и творческой удачи, - рассказывает исполнительница,
- высокой честью для всех участников «Песенного вернисажа» было петь вместе с
такими мэтрами украинской эстрады как народные артисты Украины Александр
Василенко, Виктор Шпортько, Антонина Маренич и многими другими известными
певцами, которые удерживают своими голосами отечественную культуру». Однако останавливаться на достигнутом Надежда
Лаврентьевна не собирается. И едва стихли аплодисменты «Песенного вернисажа»,
взялась за работу над авторским альбомом «Любовь, надежда, любовь», пробный
выпуск которого увидел свет два месяца назад. Певица обещает, что в новом году
ее, дополненный новыми песнями, диск выйдет значительно большим тиражом [4].
Именно в Киеве
рождаются новые песни, новые новеллы , рассказы. Среди них и те, которые
посвященные этому красавцу-городу, и те, в которых искренний сумм по маленькой
родиной, за пережитым:
Вгризаюся
в Киев, как в гранит.
И
день, и ночь скалу ту лупаю.
С
Троещины до Золотых Ворот
Таким,
как я, здесь не принадлежит пая.
Ты
- великан!
Ты
- стоголовий змей!
Душа
же у тебя нежная, как ребенок.
Мой
Киев! Мой отец! Пойми:
Вне
тобой также Украина.
(Киев)
«...офис организации, в
которой я работаю, как раз находится рядом с Фроловским монастырем. В моем возрасте
человек часто задумывается над жизнью-бытием, над суетой своего существования,
наполнена воспоминаниями. Такое пребывание в храме приносит невероятное удовольствие, обостряет
чувства, побуждает душу трудиться. В обеденный перерыв я частенько захожу сюда,
приседаю на низенькую лавочку под высоченными небосхилами золоченого купола,
под лучезарные взгляды святых. Так хорошо думается-споминається. Так
сладко-горько вытекает слеза из самого сердца. Мысленно говоришь с теми дорогими
и родными душами, которые уже давно в потусторонние, просишся в Бога, чтобы
простил-отпустил грехи твои вольнии и невольные, молишься за детей своих, за всех
тех, кто дорог тебе».
Монашенка
(Из цикла рассказов «киевских Каштанов листочки»)
*
* *
«...И вдруг птичья,
словно вобрала в себя поддержку людей, резко тріпнулась вниз, и там, видимо,
почувствовала меньшую силу ветра, слабее сопротивление. Веселее замахала крылышками, и
медленно начала продвигаться вперед, параллельно нашему автобусу. Шофер, не
реагируя на сигналы других автомобилей, ехал медленно, так, чтобы можно было
видеть, как птица летит. А оно, маленькое, уставшее, но счастливое в сером
снежном небе, весело прощально помахало нам крылышками и исчез за горизонтом.
В салоне стало
яснее и теплее. Тете с корзинами дама в короткой юбочке предложила
взять одну из них себе на руки. Парень с первого сиденья резко сорвался,
уступая место женщине, которая вошла в салон. Женщина, которая шпиняла дяди
в шляпе, угощала малыша конфеткой. Все заясніли улыбкой, добротой,
лаской.
Шофер подмигнул в
зеркальце над головой:
-
Следующая
остановка - «Дружба народов».
Против
ветра (Из цикла рассказов «киевских Каштанов листочки»
Много хмельничан
выехало в другие регионы, в другие страны, но такой дочерней любви к родному
города, к своим землякам, как у Надежды Лаврентьевны, в других не прослеживается.
Каждый ее нечастый приезд - то подарок для хмельничан и праздник души для нее. «К
каждого приезда я усердно готовлюсь, словно ученица к экзамену, -полушутя,
полусерьезно говорит Надежда в одной из радиопередач. - Я чувствую долг перед
своими людьми, перед родным городом, и как могу, отдаю его, рассказывая в
Киеве, в других городах, где бываю, о наших прекрасных людях, о нашем замечательном
город».
Более того. Вся
Украина узнала о хмельничан Вячеслава Шаренка - хмельницкого врача и
семью участников Великой Отечественной войны Романа Романовича и Зинаиды
Митрофановны Ковчурів, о выдающемся подольского музыканта, композитора,
поэта-сатирика Ивана Пустового и про многодетную семью из села Шендерів
Доброгорща Хмельницкого района, об управляющей делами Хмельницкого
горисполкома Людмилу Черевченко и услышала пение и размышления об украинском
искусство заслуженного артиста Украины Александра Болгарчука. И все это - благодаря
Надежды Пукас, которая активно сотрудничает с отечественными журналами, республиканским
радио, где рассказывает о них.
Среди этих публикаций
часто можно встретить и размышления о семейном воспитании детей, об отношениях в
семьи. Так, в журнале «Женщина» [13, с. 3], на страницах Интернета в рубрике «На
семейный совет» можно почерпнуть из глубокого колодца педагога-практика ответы
на болезненные вопросы. Ее статьи, размышления о воспитании детей, о роли литературы
и писателя нередко обсуждаются на страницах изданий и на форумах в
Интернете.
В Надежде есть своя
мысль, которая порой расходится с общепринятой, как это было в обсуждении
творчества Марии Матиос. Ее статья «может быть полынь сладким?» вызвала
дискуссию среди читателей. Не стесняется она и недавнего прошлого, призывает
взять с собой лучшие достижения, отбросить все злое и жестокое - это ее сознательная
гражданская позиция:
Прошлое на «зелененькие» выменяли,
Госпожа Историю на панель выгнали.
Теперь над нами весь мир смеется:
Все у нас покупается и продается.
Осмыслив пережитое,
подытожив сделанное, Надежда Лаврентьевна издает книгу стихов «Мой мирке». «Животворная
лирика Надежды Пукас раскрывает нам удивительный мир человеческой души,исполненной
разнообразием земных радостей и переживаний, надежд и воспоминаний, откровенных
откровений и тайн в книге стихов «Мой мирке». Мощная экспрессия и
чувственность врываются в душу читателя с каждой поэтической строфой, оставляя за
чертой обыденности равнодушие и однообразие современного мира, отравленного
кон'юктурністю и несправжністю.
В наше время человека, который
растет в лоне жестокого и суетного мегаполиса, очень трудно растрогать
лиричностью незнакомого, другого, почти несуществующего для нее мира, но, на
отличие от других, Надежде Лаврентьевне это удается. Она пробуждает от
летаргического сна опустошенные сердца, наполняя их світоносним беспокойством своей
горящей души. В отличие от мертвых прокламаций на тему возрождение народной
культуры, живые образы поэтессы приближают нас к понятных реалий народного
жизнь, простым и бытовым языком рассказывая о исконные традиции наших
дедов и прадедов. Сакральное таинство «Сочельника» рождается для нас
за отцовской молитвой и мамиными двенадцатью рождественскими блюдами:
Молились папа. Падала звезда.
Полыхали над кутьей свечи.
Во все времена, на всех календарях
Творилось таинство святое и вечное.
И именно в этот момент мы
чувствуем - мир жив, жива народная память, живая душа каждой семьи, что
сидит за рождественским столом, и - самое главное - именно в этот миг наш мир снова
становится безгрешным:
Собирается к столу вся семья.
В сене дети щелкают орешки.
Уже двенадцать блюд готовлю я.
И снова мир в этот миг становится безгрешным.
А каким трогательным и
глубоким предстает перед нами одухотворение образа «Судьбы», к которой, словно к родной
матушки обращается автор, приглашая отдохнуть после нелегкой дороги:
Садитесь, Судьба! Вы же с дороги.
У меня полно чистых рядов.
Поставим свечку перед Богом
За то, что Вас мне послал.
Теплотой, лаской и
заботой окутано каждое слово, каждая интонация. Извечная женственность говорит на языке
Надежды Пукас. Она и нежная мать, и возлюбленная, и заботливая жена, но и
иногда,полная грусти и сожаления, озабоченная земная женщина. Не каждому из нас
посчастливилось познать в своей жизни настоящую материнскую заботу и любовь, но,
читая эти стихи, всеобъемлющее ощущение теплоты и нежности пронизывает все естество,
позволяя хотя бы на мгновение снова почувствовать себя маленькой и хрупкой ребенком, которая
надежно защищен материнской любовью.
Не обходится стороной
и судьба самой матери - идея одиночества и забвения смущают душу автора,
выплескиваясь на лист бумаги такими словами:
При матери - ребенок-сирота -
На теле человечества неизлечима рана.
Но и страдает муками Христа
Покинутая, детьми забыта, мама.
Но воодушевления и
неиссякаемой світоносної силы, несмотря на все трудности и невзгоды обыденной
жизнь, предоставляет Надежде Лаврентьевне сказочная природа родного края. Она каждый раз с
замиранием сердца снова рождается с молодым рассветом, который по-детски
неуверенно касается первыми лучами влажной земли, она чувствует дух
родного края, его мелодию и красоту. Автор ласково называет свой край
«барвінковим», «мое Поділлячко», для нее Украина словно калина расцветает от
Карпат до Черноморья («Барвинковый край», «Мое Поділлячко»). А для нас он
оживает мистическим скрипом старой ивы или баловством игривого ветра, который
«платочек на плечи накидывает», и признается в любви на рассвете в любви («Весна
пришла»).
Множество тем предстает перед
нами в этих стихах. Это и судьба страны, и стыд за людские беззакония, и надежды на
лучшее будущее. Но с уверенностью можно сказать одно: поэзия Надежды Пукас не
оставляет нас равнодушными, она несет в себе жизнь и этой жизнью освящает все вокруг.
Ее слово исцеляет, заживляя раны одиночества и отчаяния, беспомощности и тоски.
Оно возвращает нас к самим себе, во всей красе раскрывая бесконечную глубину
человеческой жизни». Так отзывается о творчестве подольской поэтессы кандидат философских
наук Светлана Петровна Стоян [6, с. 3-5].
Каждый стих Надежды
Лаврентьевны - то гимн жизни, гимн родной земле и человеку на ней. Поэтому так охотно
их принимают композиторы и певцы. На стихи Надежды Пукас пишут музыку
подольские композиторы братья Гжегожевські и Иван Пустовой, Роберт Суров'як и
Михаил Люшня, композитор из Крыма Виталий Лазаренко и киевлянин Юрий
Васильковский и много-много других.
Пользуется
популярностью ее альбом авторских песен «Любовь, надежда, любовь». Как сказал о
песни Надежды Пукас Народный артист Украины художественный руководитель и дирижер
Национального президентского оркестра Украины Анатолий Молотай «Песни Надежды
Пукас - это совершенные произведения искусства».
Именно песнями и
стихами ткет свой ковер судьбы Надежда Лаврентьевна Пукас: «Лета мои, лета! Птицы
яснокрилі. Пролетели вы под окнами моими, прошумели весенними дождями,
летними грозами, зимними метелями, відщебетали соловьями. А уже не
дозовешься вас, не догонишь. Так, словно нить на веретено, насотала вас на свои
седые косы, да и просматриваю в воспоминаниях: где ровненько соталася нить жизни, где
узелками, а где-то тонко-тонко, едва не ворвалась. У каждого человека его жизнь -
то ее пряжу. И только каждый сам себе наматывает на веретено жизнь свою и только
свою нить. Ни подсобить ему, ни заменить его никто не может. Как умеет каждый,
так и прядет. А уже с того пряжи и витчеться ковер жизни, ковер судьбы. В
кого красочный и разнообразный, у кого печальный и серый. Каждый день жизни имеет свой
цвет. Нет людей, чей ковер судьбы был бы соткан лишь самыми розовыми или
белыми нитками. В каждом таком ковре чередуются все цвета, и каждый человек
ткет свой ковер цветом своих духовных сил.
Слабый то и мужчина, который не умеет
ткать своего ковра судьбы в покое, мужества и верности себе. Но каждому дорогой
и милый его и только его ковер судьбы, потому что каждый вузличок, каждый стіжочок - то
его дни, то его воспоминания, то его песни.
Уже и мастер отойдет в
потусторонний мир, а на ковер белыми птичками позлітаються его дети, его внуки и
правнуки и перенимают узоры-воспоминания, и несут на своих крилоньках білесеньких
дальше... дальше...»
(«Послушай,
внучку»)
Еще не все узоры
соткала в своем ковре судьбы Надежда Лаврентьевна, еще не все краски переняла у
своей земли, родного неба, теплого солнца. Наша, по-настоящему народная,
мастерица - у творческого станка. Пусть везет ей на многие и благие лета,
на красивые и богатые жизненные и художественные ужинки.
Список
использованных источников
1.
Пукас Н. Надежда / Н. Пукас. - Хмельницкий: Хм. городская типография, 1996. -
80 с.
2.
Гинзбург Е.М. Сяєво радости и сумерки печали / Е.М. Гинзбург // http://www.ukrcenter.com.
3.
Пукас Н. Собирают те странные звуки / Н. Пукас. - Женщина, ежемесячный журнал,
б/н, март, 2010. - 32 с.
4.
http://ye.ua/news/news_7592.html
5.
Пукас Н. На семейный совет / Н. Пукас. - Женщина, ежемесячный журнал, б/н,
ноябрь, 2010. - 32 с.
6.
Стоян С.П. Світоносний беспокойство горящей души / С.П. Стоян // Мой
мирке. - К.: Парапан, 2008. - 324 с.
Аннотация
Блажевич О.И.,
Блажевич Ю.И.
Ковер судьбы
Надежды Пукас - подольской поэтессы, композиторши и певицы
В статье исследовано и
проанализировано жизненный путь и творческие достижения известной украинской
мастерицы слова и песни Надежды Лаврентьевны Пукас, нашей землячки с
Городоччины, которая и сегодня продолжает прославлять в Украине и мире родной
край и лучшие человеческие чувства.
Ключевые слова: Надежда Пукас,
поэзия, песня, музыка, Подолье, Хмельницкий.
|
|