Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Степан Пушик - писатель родного края


 

ТУТ МОЕГО ПРЕДКА...

Творчество Степана Пушика, может, как мало кого из современных писателей, на удивление многогранна. Его без преувеличений можно именовать человеком франковского закалки или неутомимым трударем с Каменяревої «работные», который в «поте лица», не покладая рук, постоянно испытывает потребность быть в движении, в беспокойстве, в поисках, в труде - труда вплоть до саможертовності активной.

Какие же параметры этой многогранности? Чтобы не разрушать «схемы» или «протокола» авторских Пушикових справок и чего-то не упустить, что для него является важным, то покликаюсь на него самого. Итак, он: «поэт, прозаик, драматург, журналист, переводчик, фольклорист, публицист, литературовед, политик, экономист, педагог...».

Как писатель начинал Степан Пушик из поэзии. Его первый сборник стихов «Молодые громы» вышла в свет в 1967 г. в ужгородском издательстве «Карпаты». Он тогда отбывал армейскую срочную службу в Подмосковье (в/ч 11281-В). Книжечка, которую составляли двадцать два стихотворения, вышла в кассете, или, как шутили между собой литераторы, в «братской могиле». Дело в том, что издательства, выполняя свои тематические планы, сокращали объемы рукописей молодых авторов (объединяли их каким-то общим названием), выдавали двадцати - двадцятип'ятисторінкові «бабочки». Итак, было чем отчитываться. Но еще был другой мотив издание таких «кассет», или «братских могил». Он заключался в том, что под прикрытием талантливых имен в литературу легко было впускать графоманов, которые вскоре становились членами Союза писателей, получали соответствующие служебные должности и успешно правили соцреалізмівським процессом.

В Пушиковому случае или, иначе сказать, близнецами его сборника «Молодые громы», что вышла в кассете вон уж слишком с прозрачной названием «Поэтические тетради», стали сборника Петра Палия, Василия Игната, Николая Кубика, Василия Фольварочно, Виктора Зубара, Владимира Фединишинця, Василия Вароди, Ивана Чопея, Василия Басараба и других авторов. Вместе шестнадцать книжкин. Большинство из них на сегодня только библиографическое факт, а Пушикові «Молодые громы» все же живут. Лучшие стихи этого сборника поэт перепечатывает в своих итоговых изданиях не только как первые творческие попытки, из которых он дорастал до лауреата Национальной премии им. Т. Г. Шевченко, но как вещи художественно самодостаточные.

Со времени первых публикаций Степана Пушика прошло сорок пять лет. Это не мало! И если это время рассматривать в тех фактах исторической значимости, что за этот период произошли, - то это лишь какое-то мгновение общественного бытия. За этот период развалилась могущественная по своей физической, но не морально-духовной силой советская империя, а порабощенные народы вырвались из-под ее гнета и объявили себя суверенными, творя свои независимые государства. Но, чтобы это случилось, то, разумеется, надо было внутренних разрушительных сил, чтобы пошатнуть фундамент империи. Такой силой прежде всего было художественное слово. И царская, и советская империи его боялись больше всего. Не случайно Шевченко «запрещали писать и рисовать», не случайно Сталин выкашивала цвет украинской нации и в первую очередь писателей.

Пушикове слово трудилось везде - в поэзии, прозе, публицистике, фольклористике, литературоведении, на митингах. Если только назвать его поэтические сборники «Золотой Тик», «Писаный Камень», «Задумчивость гор», «Головиця», «Эха», «Галич», «Заплаканный луч», «Сенети» и книгу избранного «Хмаролом», то такой задел говорит за себя весьма достойно.

Следовательно, когда речь идет об Степана Пушика как художника и гражданина в обобщенных оценках, то, разумеется, речь идет о нем во временипространстве его литературной и общественной работы. История, время в человеческой памяти, деяния предков и деяния современников - это, пожалуй, самые основные мотивы поэзии Степана Пушика. В свое время Владимир Затулывитер в одном интервью высказывался: «Поэзия - это время. Отрезок бытия, необходимый для переживания в себе (и это прежде всего!) того, что называется жизнью. Переживания к достижимой для тебя глубины. А слово - совесть времени».

Не сомневаюсь, что под этими словами подписался бы и Степан Пушик. Они адекватны его творчества. Наконец, он по-своему это сказал: «Тут моего предка следует! Тут я жил сто тысяч лет».


Тематическое пространство Пушикової поэзии довольно обширный. Мир его лирического героя розкрилений. Он проживает свое детство, счастливые минуты любви, его пленяет красота мира, родного края, а самое главное - он чувствует себя сыном земли и верным потомком своих предков, он верит в величавую украинскую завтрашність. Этот глубоко естественный, даже по-ребячески непосредственной романтизм порождает Пушикову песню. Она бодро всплывает из сердца, достигает небесных високостей и крыльями сладкой тоски колышет душу.

Печальную биографию имеет Пушикова песня «Я еще не все тебе сказал», музыку к которой написал Владимир Ивасюк. Незадолго до загадочного исчезновения он приехал в Ивано-Франковск, чтобы поделиться с соавтором радостью: «Степан, поздравляю. Есть песня!» Последние слова, которые услышал Пушик: «Надо поъхати нам в горы... Я еще не все тебе сказал...». И сказать не мог. Трагический май оборвал разговор навсегда. Последние слова В. Ивасюка: «Я еще не все тебе сказал» стали названием песни:

Подул буйный ветер из-за гор,

И тает снег, как горит бумага.

Бегут ручьи, бегут среди зимы

По тем тропам, куда ходили мы.

То не весна, не верь ручьям, любимая,

Потому что теплый ветер в январе - заблуждение,

Еще будут метели, еще будут снегопады,

Не верь ветрам, потому что цветы им не верят.

Придет весна, и повсюду лед тронется,

Не верь ветрам, не верь словам облесним:

И будет наша встреча за зимой,

Еще буду я с тобой, ты - со мной.

Вообще, вся Пушикова поэзия мелодичная. Многие его стихи просятся на ноты, они по своей природе наспівні. И, к сожалению, современные композиторы заболели собственно «віршороблення» и продуцируют несуразные «шедевры». Более этого, даже певцы и певицы, поверив в свою «звездность», отбирают хлеб как у поэтов, так и у композиторов. Им кажется, что они умеют все: и петь, и ногами тупцяти, и музыку под свой голос писать, а тем более, без проблем - версифікувати.

Пушик не один раз бил в тревожные колокола, что современная украинская песня не имеет своего национального лица, что она не профессиональная. Песня становится песней, если ее подхватывает народ так, как это было с песнями А. Малышко, Д. Павлычко, Р.Братуня, М. Петренко, М. Ткача, Бы. Стельмаха, Г. Кудлика, Ю. Рыбчинского, М. Сингаевский, В. Крищенко, Д. Луценко. Как сегодня с песнями Т.Петриненка, В. Баранова, М. Лукива, С. Галябарди. Как есть с песнями Степана Пушика.

Жанровая палитра поэзии С. Пушика довольно богатая. До тех жанров, в которых он успешно работает, то есть к жанру лирического стихотворения, песни, баллады, следует причислить и поэму. Его поэмы «Золотой Тик», «Олекса Довбуш», «Манява», «Косовский базар» за сюжетами - уникальный краеведческий материал, материал далеко не местного галицкого значения, а наоборот, отчетливо всеукраинского. Из поэм Пушика не только звучит голос истории времен Киевской Руси, а встает полный моральной чистоты и этнографической красоты мир украинского прошлого.

В «Ските Манявском» на фоне эпохи XVII века познаем образы Иова Княгиницкого - основателя монастыря и Иова Кондзелевича - создателя уникального иконостаса, который сегодня является национальным художественным украшением (находится в фондах Львовского национального музея).

В свое время широкую эпическую поэму «Скит Манявский» написал Антон Могильницкий, а Илларион Свенцицкий, Михаил Драган и Владимир Пещанський опубликовали коллективный научный сборник «Скит Манявский и Богородчанский иконостас». Есть много другой литературы, но Пушиковим творческим заданием было создать свою художественную версию духовной крепости прошлого с присутствием Ю. Целевича - исследователя истории скита, и І.Вишенського, И.франко.

По художественной стилистикой от поэмы «Скит Манявский» значительно отличается поэма «Косовский базар», наполненная гуцульской етнографічністю, загадочной таинственностью душевной красоты горцев, их морали и культуры. «Косовский базар» напоминает известный гоголевский произведение «Сорочинская ярмарка». В Косово «мещане трении покупают груши на вербе», там «ковры висят на плоту, словно кто-то повесил кусок рая», там «госпожа писанок ищет, сукна старого, кептаря», там чел из всех миров что-то покупает и продает... Словом, «этот базар» - общественное зеркало космического века:

Базар кипит!

Базар торгует,

Базар пьет пиво, брынзу ест...

Сосед с соседом враждуют -

И привезли на продажу злость.

Бесспорно, произведение - иронично-юмористический, в его сердцевине - панорама этнонационального художественно-прикладного богатства, роскошь гуцульского колорита. Но все это - только фон, что является своеобразным сюжетом поэмы. Конфликт - в авторской засторозі, в предупреждении не потерять настоящую гуцульскую душу, плекану веками, плекану мощными традициями культуры, не продать ее.

Пушикові сюжеты на темы истории подтверждают авторскую последовательную страсть к урокам прошлого. Ибо: «История!.. Вся из борьбы и крови... История - измеритель всех деяний, Всех эпох...». Поэтому его взгляд в прошлое спроектировано так, что читатель с художественной модели этой проекции без навязчивого авторского принуждения, а с помощью подтекстов узнает и свое время - время, в котором он живет. Иначе сказав, Пушикові исторические сюжеты - чтиво познавательно-воспитательное, оздоровительное. Сегодня для нас это чрезвычайно важно. Ведь даже в условиях государственной независимости время жестоких «теорий» о комплекс украинской неполноценности, о нашей вторичности и т. п. еще не истек.


Литература:

Литературно-художественное издание.

Пушик Степан Григорьевич.

Сочинения в шести томах. Ивано-Франковск: Гостинец, 2004. - 536с.