Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

АВДИКОВИЧ ОРЕСТ (1876 или 16.02.1877, с. Сороки, теперь Бучачского р-на Тернопольской обл. - 28.10.1918, м. Перемышль, теперь Польша) - писатель, литературовед, педагог.

Окончил Украинскую академическую гимназию во Львове, учился в Горной академии г. Любен (Австрия), на философском факультете Львовского университета (1898-1901). По окончании учебы работал в Перемышле - сначала в польской гимназии, с 1903 г. - в украинской и одновременно - в украинском девичьем лицее. Был заместителем учителя, действительным учителем, профессором гимназии, с 1905 г. - первым администратором и префектом только что открытого гимназического института. Учил украинского, немецкого, греческого и латинского языков и литератур. С 1908 г. несколько лет был председателем перемышльского филиала Общества научных изложений им. Петра Могилы. 1916 г. в А. Авдиковича обострился туберкулез спинного мозга, и со следующего года он вынужден был отказаться от образовательной деятельности.

В первый период творческой деятельности (1898-1901). Авдикович написал более 50 рассказов, новелл, очерков, картинок, стихов в прозе, литературную сказку. Дебютировал белетристичним очерком «Шекс» в газете «Дело» (1898). Публиковался в львовских газетах «Дело» (1898-1901), «Руслан» (1899), в «Литературно-научном вестнике» (1900). Издал во Львове отдельной книжечкой «Очерк одной эпохи» (1899), новелістичні сборника «Поэзия и проза» (1899), «Бабочки», «Нетлі» (обе - 1900), «Демон руины» (1901), «Моя популярность» и другие рассказы» (1905). На долю последней выпал наибольший успех; В. Гнатюк отмечал ее «легкий юмор, тонкая сатира, некоторую аллегоричность», «простой и ясный» стиль, «чистую» речь, «живые и реальные» рисунки.

В центре малой прозы А. Авдиковича - психология представителей крестьянства, дрібномаєткового дворянства, духовенства, интеллигенции, студентов, чиновников. Начав с натуралистических рассказов, очерков и картинок («Біциклістка», «Очерк одной эпохи», «На аудиенции», «На рыбе», «Бирюк»), постепенно через реалистические произведения с сентиментально-романтическим, а порой и декадентским окраской («Поэзия и проза», «С бала», «Гуси») перешел к сугубо декадентского самовыражения («Марева», «Кресты», цикл «Демон руины»), В лучших реалистических произведениях («Гуси», «К месяцу», «С вечера», «Последние сокровища», «Такая... глупая дело», «Reguiescat» и др.) приближался к «новой школы» в украинской литературе начала XX в., строя тексты па концентрации душевных движений, нюансах мыслей и чувств личности.

Под влиянием польского модерниста С. Пшибышевского О. Авдикович прибег к формам субъективного выражения разорванного сознания отчаявшегося в жизни интеллигента - лирических медитаций, элегий или эпистол, потока сознания лирического героя, который слушает «музыки» своих «нервов», к символически-метафорического отображения его фантастических видений и упаднических настроений, соединил натуралистический подход к психологическому анализу с лирико - символической экспрессией («Демон руины»). Декадентсько-символистичные искания А. Авдиковича одобрительно восприняли О. Луцкий, С. Яричевский, но подверг беспощадной, необъективной критике С. Ефремов.

После длительного перерыва вернулся к литературному творчеству в начале Первой мировой войны, написал несколько антивоенных, антиимпериалистических рассказов (объединенных 1918 г. вместе с некоторыми ранними произведениями в сборник «Белая голубка» и другие рассказы», из которой сохранились отдельные тексты) и большую по объему «мистерию» «строем повествования» «Ой в родном краю и на Диком Поле» (с посвящением «Славным гуцульским Сотням»), в которой реалистические картины народного горя переплетаются с фантастическими видениями и аллегорическими образами, почерпнутыми из христианской мифологии.

Перу О. Авдиковича принадлежат три глубокие литературоведческие исследования: «Лев Василович-Сапогівський» (1899) - о жизненный и творческий путь малоизвестной западноукраинского новеллиста и критика конца 70-х - начале 80-х рогов XIX ст.; «Обзор литературной деятельности Александра Конисского» (1908) - один из лучших в украинском литературоведении о творчестве этого писателя; «Форма писаний Маркияна Шашкевича» (1911) - проникновенная студия поэтики, стихосложения в частности, М. Шашкевича.

Лит.: Маковей О. О фельетоны украинско-русских политических часописей в г. 1898 // ЛНВ. 1899. Т. 6. Кн. 4; Франко 1. [Украинская литература за 1899 год] // Франко И. Собр. произведений: В 50 т. К., 1982. Т. 33; Нахлик Есть. «Ранимая душа, упоенное поэтическим сожалением» // Украина. 1989. № 49; Ефремов С. В поисках новой красоты (Заметки читателя) // Ефремов С. Литературно-критические статьи. К., 1993.

Есть. Нахлик