Отображение героической борьбы за свободу
запорожского казачества в народных думах и песнях
Казачество... ХV века... Предстают перед воображением
времена кровавых и опустошительных нападений татар и турок на Украину. Первым
бастионом, который принимал на себя самые крепкие удары хищных орд, была Запорожская Сечь.
Отважные казаки-запорожцы мужественно защищали родной край, освобождали собратьев с
неволе. История Украины знает немало отчаянных походов казаков.
Не мог не коснуться этой темы украинский
народ в своих песнях и думах. Героическая борьба за свободу запорожского казачества,
времена казацкой доблести воспроизведены во многих фольклорных произведениях.
Живые образы казацкой смелости, бодрости, свободного,
буйного, неунывающего жизни предстают перед нами в исторических песнях о борьбе с
турками и татарами. Лучшие черты запорожцев бесстрашие в боях и походах,
добродушие, верность родному народу - воссоздан в образе легендарного
Байды, князя Дмитрия Вишнивецького - первого казацкого вожака в песне " В
Цареграді на рыночков" ("Песня о Байде"). О борьбе за свободу,
муки, которые понесли украинские казаки от поработителей, рассказывает и песня
"Ой, Морозе, Морозенку". Автор рисует страшную смерть молодого казака,
любимца народа и одновременно народное восхищение его отвагой, его молодым задором,
буйной свободолюбивым нравом. Широкую популярность приобрела маршевая казацкая песня
"Ой, на горі женці жнуть", где звучит глубокая любовь к запорожскому
войска и его главарей - Дорошенко и Сагайдачного.
Нашла свое отражение в песнях и борьба с
польской шляхтой. Песня "Разлились крутые бережечки" дает представление о
канун освободительной войны 1648-1654 годов. Народ не хотел мириться со смертью своих
любимых героев, для него они всегда оставались живыми, продолжая свою жизнь
и борьбу в народных произведениях. Видное место в этих песнях занимает фигура Богдана
Хмельницкого ("Или не тот то Хмель"). Героями песни "Не
удивляйтесь, добрые люди" является Максим Кривонос и "Отец Зинов",
запорожские казаки, участвовавшие во многих битвах под Желтыми Водами и
Косунем. Патриотизм и мужество Даниила Нечая, его битву и героическую смерть под
местечком Красным воспето в песне " Ой, из-за горы высокой".
Тема казачества нашла свое отражение и в
украинских думах о борьбе против захватчиков родных земель. Самая старая дума
"Козак Голота" рассказывает нам про простого казака-воина, "который
не боится ни огня, ни меча", храбрый и умный. Безусловно в прямом поединке
Голота, который защищает родную землю, побеждает злобного врага.
В думе "Самойло Кошка" народ прославляет
небывалый подвиг запорожского гетмана. Тяжелая турецкая неволя, какая бы она не
была длинная, не убила в сердце Самийла Кошки ни любви, ни казацкого рвения и таланта.
Он сделал, казалось, невозможное - спасся из неволи сам, да еще и друзей с
неволи вызволил.
Маруся Богуславка - образец мужественной
женщины-патриотки, которая и в чужом окружении находит в себе силы и мужество, чтобы
выполнить свой долг украинской гражданки, святой долг перед народом,
предстает перед нами в одноименной думе.
"Хмельницкий и Барабаш" - пример патриотизма,
уважения и заботы о своем народе со стороны лучших его сыновей - боевого казачества и предательства
той части казацкой старшины, которая не считалась с народными интересами. О
освободительную войну против польской шляхты рассказывается и в думах
"Корсунская победа","Иван Богун","смерть Богдана
Хмельницкого". Еще в те далекие времена, когда создавались эти народные шедевры,
украинский народ связывал идею государственности с честным служением Родине,
патриотизмом, преданностью.
История казачества всегда волновала украинцев. С
восторгом они возвращались в своих думах и песнях до времен Запорожской Сечи.
Старые думы казачьи, песни всему миру известны.
Они проникнуты грустью, подернутые печалью. Большую значимость фольклора для
Родины, для украинцев отмечал в своих произведениях Тарас Шевченко:
Наша дума, наша песня
Не умрет, не погибнет...
Вот де, люде, наша слава,
Слава Украины!
Богатейшая народная литературное наследие побуждает
нас гордиться прошлым и Украины, гордиться тем, что называемся украинцами.
Отображение героической борьбы за свободу запорожского
казачества в народных думах и песнях (вариант
2)
Слышишь, песня раздается, ты невольно вслушиваешься:
Гей, у лузі червона калина
Эй, эй наклонилась;
Чего-то наша славная Украина
Эй,эй, расстроилась.
И линеш мыслями в далекое прошлое, стремишься познать
полная борьбы и страданий жизни наших предков.
Народные думы и песни - это самые любимые и
самые популярные виды народного творчества. Это чистый источник нашей национальной
достоинства, это свидетельство высокой духовности украинского народа, его морального
красоты.
Наш народ всегда сравнивал песню с живой
водой, что дарит людям бессмертие. Какое замечательное сравнение, потому что песня и есть та
целебная, живая вода, возрождает в память нации. Сколько песенных сокровищ
сохранила память украинского народа, пронесла сквозь кровавые сечи, житейские метели.
В песне вылилась вся прошедшая судьба, весь характер Украины. Песня и дума
составляют народную святыню.
Прошлое, которое ты дорога
Сокровищница памяти и залог действия!
В течение многих веков народ создавал свои
песни, думы сокровища народного творчества, а скарбівничими нашего поэтического эпоса
были кобзари, самобытные Гомеры Украины. Из их песен предстает перед нашими глазами
славная и героическая Украина. О борьбе с турецко-татарскими захватчиками,
тяжелую турецкую неволю и бегство из нее, смерть казака на поле боя пели народные
кобзари в сопровождении бандуры или лиры. Героями исторической думы выступают люди
мужественные, смелые, благородные, сильные духом, с сердцем, наполненным любовью к родному
края. Таким является казак Голота, что " не боится ни огня, ни меча, ни третьего
болота", имеет миролюбивый характер ("ни города, ни села не занимает"),
но готов в любой момент дать отпор врагу, отчаянный, храбрый Ваня Конівченко,
мудрая Маруся Чурай, устойчив Самойло Кошка, пятьдесят четыре года пробыл в
турецкой неволе,но не покорился врагу:
Хоть буду до смерти беду
и неволю принимать,
А буду в земле казацкой,
голову христианскую возлагать.
Не изменяет веры христианской, милой
Вкраїноньки и легендарный Байда с песни "В Цареграді на рыночков".
А вспомним Шевченкового Перебендю, который, хоть и веселой
заспіва, все равно на тоску и печаль "обратит". Он расскажет нам, кто
такие Хмельницкий, Дорошенко, Наливайко, Железняк, Гонта, как они сражались с
"вражими ляхами".
Странной легенде возникает гордая полтавчанка Маруся
Чурай народная поэтесса, из уст которой подхватывали казацкие полки бессмертную песню,
которая вела их в бой за независимость Украины:
Победы наши, муки и руины
бессмертные будут в ее словах.
Она же была как голос Украины,
клокотавший в наших корогвах!
Бережет народ большое наследие, оставленное предками
- свои песни и думы. Неоценимые сокровища, которые согревали душу народа в тяжелые годы
неволе, вдохновляли на борьбу за лучшее будущее, вселяли веру в торжество правды
и добра. И я полностью согласен с Александром Довженко, который отмечал, что
"украинская песня - это бездонная душа украинского народа, это его слава".
Так, слава, история, гордость...
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Высказывания о песне:
"Ни в одной другой земле дерево народной
поэзии не дало таких величественных плодов, нигде дух народа не оказался в песнях так
живо и правдиво, как у украинцев..." (Боденштедт Ф., немецкий поэт).
"Украинские песни будут положены в основу
литературы будущего" (Словацкий Ю., польский поэт).
"Песни для Малороссии - все: и поэзия, и история,
и отцовская могила" (Гоголь Н.).
"Украинская песня - это бездонная душа
украинского народа, цейого слава" (Довженко А.).