Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение по украинской литературе

Отображение героической борьбы за свободу запорожского казачества в народных думах и песнях

Казачество... ХV века... Предстают перед воображением времена кровавых и опустошительных нападений татар и турок на Украину. Первым бастионом, который принимал на себя самые крепкие удары хищных орд, была Запорожская Сечь. Отважные казаки-запорожцы мужественно защищали родной край, освобождали собратьев с неволе. История Украины знает немало отчаянных походов казаков.

Не мог не коснуться этой темы украинский народ в своих песнях и думах. Героическая борьба за свободу запорожского казачества, времена казацкой доблести воспроизведены во многих фольклорных произведениях.

Живые образы казацкой смелости, бодрости, свободного, буйного, неунывающего жизни предстают перед нами в исторических песнях о борьбе с турками и татарами. Лучшие черты запорожцев бесстрашие в боях и походах, добродушие, верность родному народу - воссоздан в образе легендарного Байды, князя Дмитрия Вишнивецького - первого казацкого вожака в песне " В Цареграді на рыночков" ("Песня о Байде"). О борьбе за свободу, муки, которые понесли украинские казаки от поработителей, рассказывает и песня "Ой, Морозе, Морозенку". Автор рисует страшную смерть молодого казака, любимца народа и одновременно народное восхищение его отвагой, его молодым задором, буйной свободолюбивым нравом. Широкую популярность приобрела маршевая казацкая песня "Ой, на горі женці жнуть", где звучит глубокая любовь к запорожскому войска и его главарей - Дорошенко и Сагайдачного.

Нашла свое отражение в песнях и борьба с польской шляхтой. Песня "Разлились крутые бережечки" дает представление о канун освободительной войны 1648-1654 годов. Народ не хотел мириться со смертью своих любимых героев, для него они всегда оставались живыми, продолжая свою жизнь и борьбу в народных произведениях. Видное место в этих песнях занимает фигура Богдана Хмельницкого ("Или не тот то Хмель"). Героями песни "Не удивляйтесь, добрые люди" является Максим Кривонос и "Отец Зинов", запорожские казаки, участвовавшие во многих битвах под Желтыми Водами и Косунем. Патриотизм и мужество Даниила Нечая, его битву и героическую смерть под местечком Красным воспето в песне " Ой, из-за горы высокой".

Тема казачества нашла свое отражение и в украинских думах о борьбе против захватчиков родных земель. Самая старая дума "Козак Голота" рассказывает нам про простого казака-воина, "который не боится ни огня, ни меча", храбрый и умный. Безусловно в прямом поединке Голота, который защищает родную землю, побеждает злобного врага.

В думе "Самойло Кошка" народ прославляет небывалый подвиг запорожского гетмана. Тяжелая турецкая неволя, какая бы она не была длинная, не убила в сердце Самийла Кошки ни любви, ни казацкого рвения и таланта. Он сделал, казалось, невозможное - спасся из неволи сам, да еще и друзей с неволи вызволил.

Маруся Богуславка - образец мужественной женщины-патриотки, которая и в чужом окружении находит в себе силы и мужество, чтобы выполнить свой долг украинской гражданки, святой долг перед народом, предстает перед нами в одноименной думе.

"Хмельницкий и Барабаш" - пример патриотизма, уважения и заботы о своем народе со стороны лучших его сыновей - боевого казачества и предательства той части казацкой старшины, которая не считалась с народными интересами. О освободительную войну против польской шляхты рассказывается и в думах "Корсунская победа","Иван Богун","смерть Богдана Хмельницкого". Еще в те далекие времена, когда создавались эти народные шедевры, украинский народ связывал идею государственности с честным служением Родине, патриотизмом, преданностью.

История казачества всегда волновала украинцев. С восторгом они возвращались в своих думах и песнях до времен Запорожской Сечи.

Старые думы казачьи, песни всему миру известны. Они проникнуты грустью, подернутые печалью. Большую значимость фольклора для Родины, для украинцев отмечал в своих произведениях Тарас Шевченко:

Наша дума, наша песня

Не умрет, не погибнет...

Вот де, люде, наша слава,

Слава Украины!

Богатейшая народная литературное наследие побуждает нас гордиться прошлым и Украины, гордиться тем, что называемся украинцами.

 

 

Отображение героической борьбы за свободу запорожского казачества в народных думах и песнях (вариант 2)

 

Слышишь, песня раздается, ты невольно вслушиваешься:

Гей, у лузі червона калина

Эй, эй наклонилась;

Чего-то наша славная Украина

Эй,эй, расстроилась.

И линеш мыслями в далекое прошлое, стремишься познать полная борьбы и страданий жизни наших предков.

Народные думы и песни - это самые любимые и самые популярные виды народного творчества. Это чистый источник нашей национальной достоинства, это свидетельство высокой духовности украинского народа, его морального красоты.

Наш народ всегда сравнивал песню с живой водой, что дарит людям бессмертие. Какое замечательное сравнение, потому что песня и есть та целебная, живая вода, возрождает в память нации. Сколько песенных сокровищ сохранила память украинского народа, пронесла сквозь кровавые сечи, житейские метели. В песне вылилась вся прошедшая судьба, весь характер Украины. Песня и дума составляют народную святыню.

Прошлое, которое ты дорога

Сокровищница памяти и залог действия!

В течение многих веков народ создавал свои песни, думы сокровища народного творчества, а скарбівничими нашего поэтического эпоса были кобзари, самобытные Гомеры Украины. Из их песен предстает перед нашими глазами славная и героическая Украина. О борьбе с турецко-татарскими захватчиками, тяжелую турецкую неволю и бегство из нее, смерть казака на поле боя пели народные кобзари в сопровождении бандуры или лиры. Героями исторической думы выступают люди мужественные, смелые, благородные, сильные духом, с сердцем, наполненным любовью к родному края. Таким является казак Голота, что " не боится ни огня, ни меча, ни третьего болота", имеет миролюбивый характер ("ни города, ни села не занимает"), но готов в любой момент дать отпор врагу, отчаянный, храбрый Ваня Конівченко, мудрая Маруся Чурай, устойчив Самойло Кошка, пятьдесят четыре года пробыл в турецкой неволе,но не покорился врагу:

Хоть буду до смерти беду

и неволю принимать,

А буду в земле казацкой,

голову христианскую возлагать.

Не изменяет веры христианской, милой Вкраїноньки и легендарный Байда с песни "В Цареграді на рыночков".

А вспомним Шевченкового Перебендю, который, хоть и веселой заспіва, все равно на тоску и печаль "обратит". Он расскажет нам, кто такие Хмельницкий, Дорошенко, Наливайко, Железняк, Гонта, как они сражались с "вражими ляхами".

Странной легенде возникает гордая полтавчанка Маруся Чурай народная поэтесса, из уст которой подхватывали казацкие полки бессмертную песню, которая вела их в бой за независимость Украины:

Победы наши, муки и руины

бессмертные будут в ее словах.

Она же была как голос Украины,

клокотавший в наших корогвах!

Бережет народ большое наследие, оставленное предками - свои песни и думы. Неоценимые сокровища, которые согревали душу народа в тяжелые годы неволе, вдохновляли на борьбу за лучшее будущее, вселяли веру в торжество правды и добра. И я полностью согласен с Александром Довженко, который отмечал, что "украинская песня - это бездонная душа украинского народа, это его слава". Так, слава, история, гордость...

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

Высказывания о песне:

 

"Ни в одной другой земле дерево народной поэзии не дало таких величественных плодов, нигде дух народа не оказался в песнях так живо и правдиво, как у украинцев..." (Боденштедт Ф., немецкий поэт).

 

"Украинские песни будут положены в основу литературы будущего" (Словацкий Ю., польский поэт).

 

"Песни для Малороссии - все: и поэзия, и история, и отцовская могила" (Гоголь Н.).

 

"Украинская песня - это бездонная душа украинского народа, цейого слава" (Довженко А.).