УСТНАЯ НАРОДНАЯ
ТВОРЧЕСТВО
ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Общая характеристика
календарно-обрядовых и социально-бытовых песен. Тематика, содержание, образы
народных баллад и дум. Исторические песни «Загрустила Украина», «Или не тот то
хмель».
СЛОВАРЬ
Фольклор - коллективное устное поэтическое
творчество, в совершенной художественной форме отражает жизнь, труд, борьбу
за лучшую судьбу, историю, быт, мысли, стремления и взгляды народа.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Языческая религия не создавала
только обряды, но и стала основой для создания поэтических форм обрядового
фольклора, одним из старейших видов которого являются мифы.
Важным явлением культурной жизни
Киевской Руси стало появление литературы: исторической, философско-публицистической,
юридической, художественной и церковной. Возникновение и развитие древнерусского
литературы тесно связаны с социально-экономическими, политическими и культурными
успехами Руси, распространением письменности во всех сферах общественной жизни.
Еще до возникновения письменности в
восточных славян существовало богатое устное народное творчество: обрядовые песни,
предания, заговоры, заклинания, эпические и лирические песни. Особое распространение
приобрели в древности эпические песни-былины, которые исполнялись под музыку в
речитативно-декламационный форме.
Развитие фольклора на Руси был тесно
связан с верованиями народа, которые до принятия христианства имели
анімістично-магический характер. Постоянство обрядов и поэзии и связанной с ними
языческой религии прочно держалась в народных массах, несмотря на влияние новой
христианской религии. Постепенно старые традиции и обряды приспособились к
церковных праздников и обрядов, что привело к возникновению двоеверие, т.е.
сосуществование двух религиозных мировоззрений народа.
Мифы были распространены и во времена
Киевской Руси, о чем свидетельствуют их отрывки в письменной и устной передачи.
Заклинания и заговоры возникли из веры первобытного человека в волшебную силу слова.
Остатки заклинаний сохранились в Первоначальном летописи (в договорах русов с греками).
К X в. сформировался календарный обрядовый фольклор, связанный еще за
языческих времен с народными годовыми праздниками, и позакалендарний - приурочен
к различным явлениям быта (свадеб, похорон и т.д.), что достаточно прочно держался в
крестьянском быту на протяжении многих веков. Как словесное оформление обрядов,
связанных с годовым циклом земледельческих работ, с четырьмя временами года и
другими обычаями, бытовала обычно-обрядовая поэзия. Календарные песни -
высокохудожественные произведения, их образы, поэтические средства производились в течение многих
столетий. В прозаических фольклорных жанров Киевской Руси относятся сказки,
предания, легенды, поговорки, пословицы и загадки.
С ростом Киевской Руси рос
в народе и интерес к прошлому, к событиям и деятелям прошлых времен. Возникали
упомянутые исторические предания, которые передавались устно и распространялись в форме
героических былин. Былины - это эпические песни, отражающие историческую
судьбу Руси и посвященные историческим событиям из жизни народа, защиты страны от
врагов, различным социально-бытовым явлениям. Зародились былины конце
первого тысячелетия в Киеве, Чернигове, Галиче, Новгороде и в других городах и
землях Руси. Известны былины так называемого Киевского и Новгородского циклов.
Среди них наиболее ранней считается былина о Святогора. Любимыми героями
былин Киевского цикла (непосредственно связанных со славным городом Киевом и
князем Владимиром) были воины-богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша
Попович, Ставр Годинович, Вольга. Самый популярный среди них Илья Муромец - крестьянский
сын, обобщенный образ русского воина-патриота, самоотверженного защитника
русской земли, вдов и сирот. Популярным героем народного эпоса - былин - был
и пахарь Микула Селянинович, в образе которого воспет труд и подвиг простого
человека. Сами герои в основном являются реальными историческими лицами, их имена
упоминают в древних летописях.
Былины тесно связаны с народной
обрядовой песней (обычаю величание, с колядками и свадебными обрядовыми
песнями), со сказочными мотивами. Композиционно каждая былина делится на три
части: зачин, изложение и концовка. Поэтика былин богата и разнообразна. Нередко
используются гиперболы, характерны постоянные эпитеты, сравнения,
паралелізми, метафоры. Ритм четкий, былинный стих, он является разновидностью тонического
стихотворения.
Творил и исполнял былины собственно
народ. Из его массы выделялись талантливые певцы-рассказчики. Память народная
донесла до нас имена таких профессиональных художников, как Боян и Митусе. Позже
носителями фольклора могли быть скоморохи.
Афористической меткостью отличаются
так называемые малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. С давних времен пословицами
люди выражали свои знания о разных явлениях жизни общества и природы, а также
свой трудовой опыт. Значительное количество образцов этого жанра выражает любовь к
родине, готовность ее защищать, осуждение предателей, потребность дружбы между людьми.
Народные пословицы имеют следующие особенности: назидательность, краткость и емкость
высказанной мысли, меткость и поэтичность, употребление слов в прямом и
переносном значениях.
Поговорка - образное выражение, кратко и
метко определяющий какое-либо явление жизни. В отличие от пословиц, которые составляют
законченные предложения, поговорка только намекает на вывод или дает остроумную оценку
события или человека: гоняться за двумя зайцами; чужими руками жар загребать.
Основная особенность загадки состоит
в том, что предмет изображения называется не прямо, а інакомовно, скрыто
(Сидит Марушка в семи полушубках. Кто ее раздевает, тот слезы проливает
(лук)). Немало загадок построено на сравнении задуманного предмета с другим,
чем-то на него похож: нос, как у свинки, и колючие щетинки (еж).
Устное народное творчество имело большой
влияние на древнерусскую литературу, на ее форму, язык и стиль. Особенно это
сказалось на исторических произведениях наиболее ранней литературной формы на Руси.
Фольклор отражал трудовой
процесс, характер земледельческого занятия, быт и т.д. Эти явления нашли свое
отражение в так называемой календарной и обрядовой поэзии, исследовать и изучить
которую можно на основании архаических остатков в быту украинцев.
ЗАПОМНИ
Песни классифицируются таким образом:
трудовые, колядки, щедривки, веснянки, купальские, петрівчані, обжинкові,
гребовецькі, свадебные, игровые, хороводные. До эпического жанра принадлежат думы,
баллады, исторические песни.
Возникновение исторической литературы,
в частности летописания, тесно связано с развитием общественного сознания,
интересом к прошлому своей страны, попыткой определить место Руси среди Других
стран и народов.
Устное народное творчество формировали
думы, баллады, исторические песни, обрядовые, семейно - бытовые лирические песни, сказки,
загадки, пословицы, поговорки.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
В народной календарной поэзии
наиболее воплощено анімістичні верования, одухотворение природы, вера в магические
силы ее явлений и т.д.
СЛОВАРЬ
Народная драма - это совокупность различных по форме и
способом выполнения уснопоетичних сочинений, которые составлялись для театрализованной
игры. Характерные признаки народной драмы: синкретичность (сочетание слова, пения,
танца), импровизация, комизм и пародия.
До календарной поэзии можно отнести
образцы народного творчества, связанные со сменой поры года - весны,
лета, осени, зимы. К обрядовой поэзии принадлежит устное народное творчество,
насыщена в основном свадебными и похоронными обрядами-песнями. В обоих
отражены языческие верования и обычаи, которые позже продолжали сосуществовать
наряду с христианскими.
Свадебные обряды, обычаи, песни
отражены в литературных произведениях. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, А.
Кобылянской, Т. Шевченко. Среди современных этнографов следует отметить работы В.
Борисенко, Г. Танцюры, М. Шубравської, посвященные свадебным обрядам и обычаям
разных регионов Украины.
К обрядовой поэтического творчества
относятся колядки и щедривки, веснянки, выразительные, купальские, обжинкові и другие
песни. Подавляющее большинство их связано с рождением, смертью и воскресением
природы.
Позже языческие обряды обожание
природы соединились с христианскими верованиями о рождении, смерти и
воскресение Христа. Примерами являются такие христианские праздники, как Рождество, Пасха
(Пасха), Спас и т.д.
Постепенно большая часть обрядовой поэзии
потеряла свое культовое значение, и лишь колядки (которые выполняются под Рождество) и
щедривки (под Новый год и на Крещение) длительное время сохраняли признаки своих
прежних магических функций.
Природную основу литературы XV вв.
составляла устное народное творчество: песни, предания, легенды, заговоры и
заклинания. Особое место занимали песни-былины. Известны былины Киевского и
Новгородского циклов.
В украинской литературе XVIII в.
появились новые прозаические произведения, авторы которых не просто регистрировали факты, а стремились
их обобщить, изложить свой взгляд на события и т.д. В конце XVIII века.
широкой популярностью пользовалась «История Русов или Малой России» неизвестного
автора. Среди паломнической литературы (записки путешественников к святым местам)
известное произведение «Странствование». Григоровича-Барского. Живым образным языком автор
описал впечатления от посещения Венгрии и Австрии, Италии и Греции, Египта
и Сирии. Это произведение не потерял своего познавательного значения и поныне. В художественные
произведения все больше проникала живая народная речь. Например, басни и стихи Г.
С. Сковороды содержат большое количество пословиц и поговорок. Автор часто
использовал народные сказки, песни, притчи.
Творчество Г. С. Сковороды заметно
повлияла на Ивана Петровича Котляревского (1769-1838) - зачинателя новой
украинской литературы. Его известная поэма «Энеида», три части которой
напечатана в 1798 г. в Петербурге, воспроизводила реальные картины жизни
тогдашнего общества. Исторические песни и думы, баллады и переводы отражали
нищенскую жизнь крестьянства и рядового казачества, издевательства над ними со стороны
старшины. Появилось немало дум и песен, которые обличали основные недостатки тогдашней
действительности, призывали народ к социальной неповиновения. В устном народном творчестве
прославлялись главари повстанцев - Максим Железняк, Иван Гонта, Олекса Довбуш,
обрисовывались Полтавская битва и другие события в жизни Украины. В то же время
массы осуждали ликвидации царизмом Запорожской Сечи. В песнях звучали мотивы
свободы и преемственности героических традиций украинского народа.
Сказки, хороводные песни,
календарно-обрядовая поэзия, свадебные обряды выполнялись в драматизованому
виде, вертеп, народные сценки ставились самодеятельными актерами или по
помощью кукол, а музыкальным сопровождением были свирель, скрипка, бубен, цимбалы.
Среди видов народной драмы
отличается кукольный театр-драма - вертеп. Это древняя обрядовая форма
украинского народного театра, своеобразное сочетание народной и книжной
культуры. Название происходит от праорийських слов-архетипов «вер», «водоворот», что
означают «бурлить», «возвращаться», «возрождаться», «расти», а «теп» -
благословенный поток светлых космических вод, мировой реки.
Изначально вертеп представлял собой
обрядовое священнодействие, главным ритуальным моментом которого была
песня-молитва-колядка. Такое толкование вертепа в честь рождения Христа
возникло в связи с распространением на наших землях христианской идеологии,
которая переосмыслила народную культуру. Само название вертепа стали толковать как
пещеру, где, по легенде, Мария родила Христа. Создателями вертепа были студенты
Киево-Могилянского коллегиума.
Известные специалисты Г. Грицай и Г. Скука
замечали, что дума генетически связана с погребальным причитанием (песнями о
смерть и похороны героев), с историческими песнями и балладами. Эти произведения
отличаются оригинальностью, глубокой самобытностью и высоким идейным
звучанием. Эпичный дум заключается в том, что картины событий, как правило, широкие,
масштабные, отражающие движение народных масс.
Название «дума» возникла еще за
праславянских времен и означало «мысль», «мышление». Ведущая черта
украинского исторического эпоса - это патриотизм, действенная любовь к родине,
проявляется прежде всего в военном сопротивлении поработителям. Позже словом «дума»
начали называть большую по размеру эпическую песню героического содержания. В современном
значении термин утвердился благодаря известному этнографу Г. Максимовичу в начале
XIX ст.
В устном народном творчестве известные
такие думы, как: «Дума про казака Голоту», «Дума про Марусю Богуславку», где
освещены легендарный образ пленницы, ее героический поступок. Показ страданий
казаков-невольников, осуждение насилия человека над человеком встречаем в думах
«Хмельницкий и Барабаш», «Дума о Самийла Кошку», балладах «Что си в поле
забіліло», «Ой был в Сечи старый казак...», «Ой чиє ж то жито, чиї ж
покосы...», а также песнях «Песня о Байде», «Ой Морозе, Морозенку»,
«Загрустила Украина, так как нечем прожить», «не тот то хмель...», «Как еще не было
начала света», «Ой рано, рано куры запіли», «Ой господин хозяина, по твоим
двора» (християнізована колядка). В песнях звучит прославление
сельскохозяйственного труда как богоугодной. Символическое значение образа дерева
«За сенями, сенями и за новыми» - величание крестьянской семьи, «Ой у нашего
господарика» - сочетание языческих и христианских представлений.
Легендарная «Велесова книга»
находится у истоков украинской литературы, которая прошла в своем развитии
такие периоды:
1) древняя украинская литература
(ІХ-ХІІІ ст.);
2) древняя украинская литература (XIV-XVIII ст.);
3) новая украинская литература (XIX
ст.);
4) новейшая украинская литература (XX
ст.).
СЛОВАРЬ
Думы - это самобытные эпические и
лиро-эпические произведения о борьбе украинского народа против поработителей,
общественно - политическая и бытовая жизнь людей, которые исполнялись в сопровождении
кобзы, бандуры или лиры.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Возраст вертепа - около десяти тысяч
лет. Драматическое искусство зародилось в Древней Греции на почве культовых
праздников, связанных со смертью и воскресением бога Диониса.
Думы отличаются логикой построения,
обстоятельным обоснованием поступков персонажей. Стихотворная форма дум отличается
от стихотворного строя других фольклорных жанров. В отличие от обычных песен,
для думы характерные нерівноскладові строки, неодинаковый ритм. Композицию думы
составляют: запев - пролог, экспозиция, где указывается место, время, обстоятельства
действия, называются главные герои; сюжет - рассказ с лирическими отступлениями;
концовка - прославление героев, пожелания слушателям. Выполняются думы в
сопровождении бандуры или лиры своеобразным Индивидуальным пением, приближенным к
мелодической декламации, - речитативом.