Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УСТНАЯ НАРОДНАЯ ТВОРЧЕСТВО

 

ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Общая характеристика календарно-обрядовых и социально-бытовых песен. Тематика, содержание, образы народных баллад и дум. Исторические песни «Загрустила Украина», «Или не тот то хмель».

 

СЛОВАРЬ

Фольклор - коллективное устное поэтическое творчество, в совершенной художественной форме отражает жизнь, труд, борьбу за лучшую судьбу, историю, быт, мысли, стремления и взгляды народа.

 

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Языческая религия не создавала только обряды, но и стала основой для создания поэтических форм обрядового фольклора, одним из старейших видов которого являются мифы.

 

Важным явлением культурной жизни Киевской Руси стало появление литературы: исторической, философско-публицистической, юридической, художественной и церковной. Возникновение и развитие древнерусского литературы тесно связаны с социально-экономическими, политическими и культурными успехами Руси, распространением письменности во всех сферах общественной жизни.

Еще до возникновения письменности в восточных славян существовало богатое устное народное творчество: обрядовые песни, предания, заговоры, заклинания, эпические и лирические песни. Особое распространение приобрели в древности эпические песни-былины, которые исполнялись под музыку в речитативно-декламационный форме.

Развитие фольклора на Руси был тесно связан с верованиями народа, которые до принятия христианства имели анімістично-магический характер. Постоянство обрядов и поэзии и связанной с ними языческой религии прочно держалась в народных массах, несмотря на влияние новой христианской религии. Постепенно старые традиции и обряды приспособились к церковных праздников и обрядов, что привело к возникновению двоеверие, т.е. сосуществование двух религиозных мировоззрений народа.

Мифы были распространены и во времена Киевской Руси, о чем свидетельствуют их отрывки в письменной и устной передачи. Заклинания и заговоры возникли из веры первобытного человека в волшебную силу слова. Остатки заклинаний сохранились в Первоначальном летописи (в договорах русов с греками). К X в. сформировался календарный обрядовый фольклор, связанный еще за языческих времен с народными годовыми праздниками, и позакалендарний - приурочен к различным явлениям быта (свадеб, похорон и т.д.), что достаточно прочно держался в крестьянском быту на протяжении многих веков. Как словесное оформление обрядов, связанных с годовым циклом земледельческих работ, с четырьмя временами года и другими обычаями, бытовала обычно-обрядовая поэзия. Календарные песни - высокохудожественные произведения, их образы, поэтические средства производились в течение многих столетий. В прозаических фольклорных жанров Киевской Руси относятся сказки, предания, легенды, поговорки, пословицы и загадки.

С ростом Киевской Руси рос в народе и интерес к прошлому, к событиям и деятелям прошлых времен. Возникали упомянутые исторические предания, которые передавались устно и распространялись в форме героических былин. Былины - это эпические песни, отражающие историческую судьбу Руси и посвященные историческим событиям из жизни народа, защиты страны от врагов, различным социально-бытовым явлениям. Зародились былины конце первого тысячелетия в Киеве, Чернигове, Галиче, Новгороде и в других городах и землях Руси. Известны былины так называемого Киевского и Новгородского циклов. Среди них наиболее ранней считается былина о Святогора. Любимыми героями былин Киевского цикла (непосредственно связанных со славным городом Киевом и князем Владимиром) были воины-богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Ставр Годинович, Вольга. Самый популярный среди них Илья Муромец - крестьянский сын, обобщенный образ русского воина-патриота, самоотверженного защитника русской земли, вдов и сирот. Популярным героем народного эпоса - былин - был и пахарь Микула Селянинович, в образе которого воспет труд и подвиг простого человека. Сами герои в основном являются реальными историческими лицами, их имена упоминают в древних летописях.

Былины тесно связаны с народной обрядовой песней (обычаю величание, с колядками и свадебными обрядовыми песнями), со сказочными мотивами. Композиционно каждая былина делится на три части: зачин, изложение и концовка. Поэтика былин богата и разнообразна. Нередко используются гиперболы, характерны постоянные эпитеты, сравнения, паралелізми, метафоры. Ритм четкий, былинный стих, он является разновидностью тонического стихотворения.

Творил и исполнял былины собственно народ. Из его массы выделялись талантливые певцы-рассказчики. Память народная донесла до нас имена таких профессиональных художников, как Боян и Митусе. Позже носителями фольклора могли быть скоморохи.

Афористической меткостью отличаются так называемые малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. С давних времен пословицами люди выражали свои знания о разных явлениях жизни общества и природы, а также свой трудовой опыт. Значительное количество образцов этого жанра выражает любовь к родине, готовность ее защищать, осуждение предателей, потребность дружбы между людьми. Народные пословицы имеют следующие особенности: назидательность, краткость и емкость высказанной мысли, меткость и поэтичность, употребление слов в прямом и переносном значениях.

Поговорка - образное выражение, кратко и метко определяющий какое-либо явление жизни. В отличие от пословиц, которые составляют законченные предложения, поговорка только намекает на вывод или дает остроумную оценку события или человека: гоняться за двумя зайцами; чужими руками жар загребать.

Основная особенность загадки состоит в том, что предмет изображения называется не прямо, а інакомовно, скрыто (Сидит Марушка в семи полушубках. Кто ее раздевает, тот слезы проливает (лук)). Немало загадок построено на сравнении задуманного предмета с другим, чем-то на него похож: нос, как у свинки, и колючие щетинки (еж).

Устное народное творчество имело большой влияние на древнерусскую литературу, на ее форму, язык и стиль. Особенно это сказалось на исторических произведениях наиболее ранней литературной формы на Руси.

Фольклор отражал трудовой процесс, характер земледельческого занятия, быт и т.д. Эти явления нашли свое отражение в так называемой календарной и обрядовой поэзии, исследовать и изучить которую можно на основании архаических остатков в быту украинцев.

 

ЗАПОМНИ

Песни классифицируются таким образом: трудовые, колядки, щедривки, веснянки, купальские, петрівчані, обжинкові, гребовецькі, свадебные, игровые, хороводные. До эпического жанра принадлежат думы, баллады, исторические песни.

 

Возникновение исторической литературы, в частности летописания, тесно связано с развитием общественного сознания, интересом к прошлому своей страны, попыткой определить место Руси среди Других стран и народов.

 

Устное народное творчество формировали думы, баллады, исторические песни, обрядовые, семейно - бытовые лирические песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки.

 

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

В народной календарной поэзии наиболее воплощено анімістичні верования, одухотворение природы, вера в магические силы ее явлений и т.д.

 

СЛОВАРЬ

Народная драма - это совокупность различных по форме и способом выполнения уснопоетичних сочинений, которые составлялись для театрализованной игры. Характерные признаки народной драмы: синкретичность (сочетание слова, пения, танца), импровизация, комизм и пародия.

 

 

До календарной поэзии можно отнести образцы народного творчества, связанные со сменой поры года - весны, лета, осени, зимы. К обрядовой поэзии принадлежит устное народное творчество, насыщена в основном свадебными и похоронными обрядами-песнями. В обоих отражены языческие верования и обычаи, которые позже продолжали сосуществовать наряду с христианскими.

Свадебные обряды, обычаи, песни отражены в литературных произведениях. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, А. Кобылянской, Т. Шевченко. Среди современных этнографов следует отметить работы В. Борисенко, Г. Танцюры, М. Шубравської, посвященные свадебным обрядам и обычаям разных регионов Украины.

К обрядовой поэтического творчества относятся колядки и щедривки, веснянки, выразительные, купальские, обжинкові и другие песни. Подавляющее большинство их связано с рождением, смертью и воскресением природы.

Позже языческие обряды обожание природы соединились с христианскими верованиями о рождении, смерти и воскресение Христа. Примерами являются такие христианские праздники, как Рождество, Пасха (Пасха), Спас и т.д.

Постепенно большая часть обрядовой поэзии потеряла свое культовое значение, и лишь колядки (которые выполняются под Рождество) и щедривки (под Новый год и на Крещение) длительное время сохраняли признаки своих прежних магических функций.

Природную основу литературы XV вв. составляла устное народное творчество: песни, предания, легенды, заговоры и заклинания. Особое место занимали песни-былины. Известны былины Киевского и Новгородского циклов.

В украинской литературе XVIII в. появились новые прозаические произведения, авторы которых не просто регистрировали факты, а стремились их обобщить, изложить свой взгляд на события и т.д. В конце XVIII века. широкой популярностью пользовалась «История Русов или Малой России» неизвестного автора. Среди паломнической литературы (записки путешественников к святым местам) известное произведение «Странствование». Григоровича-Барского. Живым образным языком автор описал впечатления от посещения Венгрии и Австрии, Италии и Греции, Египта и Сирии. Это произведение не потерял своего познавательного значения и поныне. В художественные произведения все больше проникала живая народная речь. Например, басни и стихи Г. С. Сковороды содержат большое количество пословиц и поговорок. Автор часто использовал народные сказки, песни, притчи.

Творчество Г. С. Сковороды заметно повлияла на Ивана Петровича Котляревского (1769-1838) - зачинателя новой украинской литературы. Его известная поэма «Энеида», три части которой напечатана в 1798 г. в Петербурге, воспроизводила реальные картины жизни тогдашнего общества. Исторические песни и думы, баллады и переводы отражали нищенскую жизнь крестьянства и рядового казачества, издевательства над ними со стороны старшины. Появилось немало дум и песен, которые обличали основные недостатки тогдашней действительности, призывали народ к социальной неповиновения. В устном народном творчестве прославлялись главари повстанцев - Максим Железняк, Иван Гонта, Олекса Довбуш, обрисовывались Полтавская битва и другие события в жизни Украины. В то же время массы осуждали ликвидации царизмом Запорожской Сечи. В песнях звучали мотивы свободы и преемственности героических традиций украинского народа.

Сказки, хороводные песни, календарно-обрядовая поэзия, свадебные обряды выполнялись в драматизованому виде, вертеп, народные сценки ставились самодеятельными актерами или по помощью кукол, а музыкальным сопровождением были свирель, скрипка, бубен, цимбалы.

Среди видов народной драмы отличается кукольный театр-драма - вертеп. Это древняя обрядовая форма украинского народного театра, своеобразное сочетание народной и книжной культуры. Название происходит от праорийських слов-архетипов «вер», «водоворот», что означают «бурлить», «возвращаться», «возрождаться», «расти», а «теп» - благословенный поток светлых космических вод, мировой реки.

Изначально вертеп представлял собой обрядовое священнодействие, главным ритуальным моментом которого была песня-молитва-колядка. Такое толкование вертепа в честь рождения Христа возникло в связи с распространением на наших землях христианской идеологии, которая переосмыслила народную культуру. Само название вертепа стали толковать как пещеру, где, по легенде, Мария родила Христа. Создателями вертепа были студенты Киево-Могилянского коллегиума.

Известные специалисты Г. Грицай и Г. Скука замечали, что дума генетически связана с погребальным причитанием (песнями о смерть и похороны героев), с историческими песнями и балладами. Эти произведения отличаются оригинальностью, глубокой самобытностью и высоким идейным звучанием. Эпичный дум заключается в том, что картины событий, как правило, широкие, масштабные, отражающие движение народных масс.

Название «дума» возникла еще за праславянских времен и означало «мысль», «мышление». Ведущая черта украинского исторического эпоса - это патриотизм, действенная любовь к родине, проявляется прежде всего в военном сопротивлении поработителям. Позже словом «дума» начали называть большую по размеру эпическую песню героического содержания. В современном значении термин утвердился благодаря известному этнографу Г. Максимовичу в начале XIX ст.

В устном народном творчестве известные такие думы, как: «Дума про казака Голоту», «Дума про Марусю Богуславку», где освещены легендарный образ пленницы, ее героический поступок. Показ страданий казаков-невольников, осуждение насилия человека над человеком встречаем в думах «Хмельницкий и Барабаш», «Дума о Самийла Кошку», балладах «Что си в поле забіліло», «Ой был в Сечи старый казак...», «Ой чиє ж то жито, чиї ж покосы...», а также песнях «Песня о Байде», «Ой Морозе, Морозенку», «Загрустила Украина, так как нечем прожить», «не тот то хмель...», «Как еще не было начала света», «Ой рано, рано куры запіли», «Ой господин хозяина, по твоим двора» (християнізована колядка). В песнях звучит прославление сельскохозяйственного труда как богоугодной. Символическое значение образа дерева «За сенями, сенями и за новыми» - величание крестьянской семьи, «Ой у нашего господарика» - сочетание языческих и христианских представлений.

Легендарная «Велесова книга» находится у истоков украинской литературы, которая прошла в своем развитии такие периоды:

1) древняя украинская литература (ІХ-ХІІІ ст.);

2) древняя украинская литература (XIV-XVIII ст.);

3) новая украинская литература (XIX ст.);

4) новейшая украинская литература (XX ст.).

 

СЛОВАРЬ

Думы - это самобытные эпические и лиро-эпические произведения о борьбе украинского народа против поработителей, общественно - политическая и бытовая жизнь людей, которые исполнялись в сопровождении кобзы, бандуры или лиры.

 

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Возраст вертепа - около десяти тысяч лет. Драматическое искусство зародилось в Древней Греции на почве культовых праздников, связанных со смертью и воскресением бога Диониса.

 

Думы отличаются логикой построения, обстоятельным обоснованием поступков персонажей. Стихотворная форма дум отличается от стихотворного строя других фольклорных жанров. В отличие от обычных песен, для думы характерные нерівноскладові строки, неодинаковый ритм. Композицию думы составляют: запев - пролог, экспозиция, где указывается место, время, обстоятельства действия, называются главные герои; сюжет - рассказ с лирическими отступлениями; концовка - прославление героев, пожелания слушателям. Выполняются думы в сопровождении бандуры или лиры своеобразным Индивидуальным пением, приближенным к мелодической декламации, - речитативом.