Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Біографізм (греч. bios - жизнь и grаpho - пишу, изображаю) - комплекс літературнознавчих понятий, имеющих отношение к жизненному пути писателя и его творчества. Включает собственно биографию (жизнеописание), автобиографию (жизнеописание, принадлежащий самому автору), біобібліографію (сочетание биографии с библиографией произведений художника). Как методологический инструмент науки о литературе и критику, Б. имеет давнюю историю, не выразительной вехой которой является биографический метод, основанный французским ученым Ш.Сент-Бевом (1804-69). Сущность его в том, что творчество писателя тесно связывается с его биографией, с чертами его личности. Традиции биографического метода оказались достаточно прочными, что естественно: речь идет-потому что про индивидуальную неповторимость творчества, об авторе как своеобразную, неординарную личность. Не только исследовательские, но и читательские интересы к писателям всегда стимулировали соответствующие разведки, а также развитие биографии как жанра, в частности белетризованої биографии. Б., с одной стороны, выходит на такие науки, как история, социология и психология, с другой - часто подпадает под влияние идеологии и даже политики. Так, биографический метод советские теоретики литературы называли "буржуазным", поскольку он, мол, исключал писателя из социальных связей, преувеличивал значение "моральной физиологии", частных сторон жизни. Тем-то его сторонники ставили "секреты" творчества выше познавательных закономерностей социального и литературного развития. Марксистское литературоведение трактовало жизнеописание как вспомогательный материал в изучении писателя, а биографические факторы рассматривало лишь как один из источников художественного образа и творчества. Это, впрочем, не становилось на пути идейно-звульгаризованому подхода, особенно в 30-х pp., к оценке писателей через призму социального положения, "от запачканной" биографии и т.д. Распространялись такие оценки и на современников, и на классиков, которых нередко просто изымали из истории литературы. Интерес к Б., к проблемам биографии периодически усиливается или ослабляется.