Иван Карпенко-Карый (настоящее имя - Иван Тобилевич) - это выдающийся драматург конца XIX - начала XX века, один из корифеев украинского театра. Он стоял у истоков новой украинской драматургии. Чаще всего в своих произведениях писатель обращался к социальным проблемам современной ему эпохи, описывал тогдашние экономические обстоятельства и отношения, выражая в подтексте свое отношение к крючкотворству или эксплуатации. Тему пагубного влияния денег, заработанных угнетением других людей, Карпенко-Карый развил в комедии «Хозяин».
Главный герой пьесы - Терентий Пузырь. Это довольно ограниченный человек. Для него самое дорогое в жизни - деньги. Сельский богач не задумывается над тем, будет счастливой его дочь Соня, когда выйдет замуж за Василия Сапога; не думает, как тяжело живется его рабочим, вынужденным давиться хлебом, похожим на камень, комом, как глина. Диву даешься, читая о том, что Пузырь готов переступить через своих родных, руководствуясь единственной целью - обогащением. При этом сам Хозяин ходит в старом залатаному халате, которого давно пора пустить на тряпки, и в кожухе, что уже «тарахтит и сильно туком пахнет». Единственное, на что Пузырь тратит деньги, - это на то, что может его еще больше обогатить. Меня возмущает и огорчает, что этот сельский миллионер - необразованный, «дремучий», бедный духовно. До которого там меценатства его побуждать, когда он даже не знает, кто такой Котляревский, и, тем более, не хочет давать денег на сооружение памятника украинскому художнику.
Ради объективности надо сказать, что мне импонирует хозяйственность Пузыря: он знает, сколько у него копен хлеба, сколько овец. Только слишком уж он трясется над каждой соломинкой своего добра, и за это таки переходит от экономности до скупердяйства.
Мечтают стать мироедами и быть похожими на своего хозяевами и Феноген и Ліхтаренко. При этом они так же, как и Пузырь, учатся не гнушаться средствами. Забавно, что «учитель» даже и не догадывается, как его обворовывают помощники. Через эту неосведомленность хозяин обвиняет в краже простого рабочего Зозулю и освобождает его. Его даже не особо мучает совесть, когда становится известно, что тот от безысходности наложил на себя руки. Волнует вопрос: неужели такие люди, как Пузырь, действительно не имеют совести, сострадания, милосердия?
Желание сэкономить каждую копейку становится для Пузыря роковым. Смерть всегда трагична. Однако комическим, даже гротескным является то, что приводит хозяина к смерти: бедный миллионер погибает, спасая от гусей копу ржи, из которой те уже успели малость пощипать. Гуси Рим спасли, а Терентия Пузыря из мира возвели...
Никак не скажешь, чтобы этом антигероєві можно было позавидовать: не было в его жизни ни полным, ни счастливым, ни достойным подражания. Оно было отравлено страстью к обогащению и, несмотря на уйму денег, довольно жалкое и безрадостное. Зная, что скоро умрет, Пузырь так и не согласился на операцию, поскольку категорически не хотел платить. Получается, что даже собственная жизнь не представляло для него ценности на фоне других благ, значительно более привлекательных...
Эта сатирическая комедия является актуальной и в наше время. С большой художественной силой она раскрывает психологию «новых хозяев», а мораль ее мудрая и простая: человек не должен жить только ради обогащения, она еще и должна позаботиться о мир - внешний и внутренний, духовный.