Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Светлана Лахвич

Драма-феерия Леси Украинки «Лесная песня» (конфликт мечты и действительности; поэтика произведения)

Проживая долгое время (с сентября 1911 года) в Кутаиси, летом (25.07.) 1911 года Леся Украинка прониклась ностальгическим настроением, тоской по родным пейзажами, которые своей нежностью так контрастировали с величественно-строгим кавказским пейзажем; в результате неизвестного внутреннего импульса в течение примерно десяти дней писательница создала драму-феерию «Лесную песню».

«Лесная песня» органично «вписывается» в общеевропейский историко-литературный контекст и систему философско-эстетических представлений конца XIX - начала ХХ века родством тем, мотивов, образов, элементов стиля. Исследователи отмечают, что «Лесная песня» так или так родственна с многими произведениями европейской литературы, среди которых «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Затопленный колокол» Г. Гауптмана, «Синяя птица» М. Метерлинка, а также украинской - «Тени забытых предков» М. Коцюбинского, «Мавка» И. Франка, «Над Днепром» А. Олеся.

По жанру “Лесная песня" - драма-феерия. Здесь действуют фантастические фигуры и реальные люди. Важную роль в произведении играет природа. Она принимает активное участие в развитии сюжета, помогает героям в раскрытии их характеров, взаимоотношений, переживаний. Природа выступает в драме как высшая красота и гармония. Грубое вмешательство в нее означает уничтожение красоты и нарушение гармонии, что ведет к порождению зла.

Люди принесли в лес свои заботы, свое стремление собственности, которое потянуло за собой ссоры, нынешнее время, мещанскую тупость, то есть принесли в сказочный мир реальную действительность. Отрицательные черты наиболее полно проявляются в характерах Акулины и матери Лукаша. Конфликт драмы построен на столкновении этих двух сил. Матери Лукаша не нужна его игра на свирели, не нужны цветы, посаженные Нимфа возле дома, не нужна очарование природы. По мнению старой, Мавка всего лишь "растрепанная" девушка, неуместно одета, потому что ее одежда не выгоден при работе. Мать мечтает о другую, лучшую рабочую силу, которая в ее понятии имеет название невестка. Не лучше Калина, "вдовушка моторненька". Они обе фальшивые и лицемерные женщины, каждая преследует свои користні цели: одна - заполучить здоровую рабочую силу и корову "турского завода", другая - молодого, красивого парня и его "грунтець и дом". Когда же получают желаемое, то становятся язвительные, злые, откровенно наглыми и враждебными друг к другу, постоянно ссорятся. Это типичные волынские женщины, среди которых прошло детство поэтессы. Типично решается и конфликт между Лукашем, Нимфой и Калиной - он заканчивается победой рутины, инертности: Лукаш сватает Калину, а Мавка проваливается в владение каминного марища "Того, что в скале сидит". С последними цветами и выжатым спелым житом полегло и любви Лукаша к Мавки. И вот уже бродит по лесу языков вурдалак Лукаш, собирает свое пожитки и бежит от нищеты, обсевших ее, Калина, а вместо села остается пепелище. И только природа устами Нимфы произносит: "Нет, я жива! Я буду вечно жить! Я в сердце имею то, что не умирает." Так Леся Украинка подводит читателя к выводу, что любовь, красота и природа вечны и нетленны.

В основе главного конфликта «Лесной песни» лежит вечная противоречие между высоким призванием человека и той обыденным, которая часто разрушает поэзию человеческой души. Драма переполнена образами, созданными народной фантазией и реальными лицами. Мавка - девушка из леса. Пробужденный к жизни весной и игрой на свирели Лукаша, она оживает. С богатой, щедрой душой Мавка пришла к людям. От чистой любви расцветает и обогащается душа «человеческого парня» Лукаша. Но на пути их счастья стоят обыденные человеческие хлопоты, которые постепенно засасывают в свое болото Лукаша. Меркнет в его душе все прекрасное, свойственное его поэтической натуре.

Лукаш погибает, предав себя самого, не сумев «своей жизнью к себе приравняться». Но жизнь нельзя убить, как и вечного стремления человека к счастью, к красоте. До свободы и добра.

Источником эстетической свободы фиксируются чувства: выбор осуществляется между любовью и ненавистью, между сердцем и умом; в следствие чего раскрывается конфликт мечты и действительности.

Драма-феерия Леси Украинки “Лесная песня” воспринимается литературоведами как уникальное явление, поскольку мифопоэтическом осмысления действительности автором приобретает новое качество - трансформируется в собственно авторскую міфопоетику. Плодотворным представляется намерение лесезнавців проследить, как мифологическое становится явлением художественного сознания, поскольку, по мнению Я.Поліщука “міфопоетичні аспекты “Лесной песни” ни в коей мере нельзя сводить к попытке реанимировать первобытную мифологию...

Мифологические и этнографические источники сыграли значительную роль в драматургии драме-феерии Леси Украинки “Лесная песня”. В.Петров утверждает, что именно на почве модных в начале ХХ века художественных течений символизма и неоромантизма, благодаря оживленному интересу Леси Украинки к фольклору, народной песне, села и народного поверья, выросла “Лесная песня” с характерным для этой сказочной драмы “почти языческим культом природы”.

Драма-феерия имеет народноказковий содержание. Образы Мавки, Лешего, Перелесника, Русалки не противопоставлены человеку, а, наоборот, имеют тесный контакт с ней. В драме-феерии удивительно сочетаются мифологические существа с персонажами-людьми, чего не предполагала традиционная мифология.

Мавка - это символ верной любви, поэзии, символ прекрасного, мечты. Лукаш, встретившись с Нимфой, учится до сих пор неизвестном ему пониманию, а главное, новому языку.

В драме удачно использованы свойства сказок, присутствуют аллегорические образы (в частности, Судьба - это символ общественного бытия).

Природа - неотъемлемая часть произведения и занимает в нем одно из основных мест. Она тесно связана с жизнью народа и фантастических существ, с их судьбой. Чувствуя красоту родной природы, прекрасно понимая ее, поэтесса создает прекрасные пейзажные рисунки.

Значительное место занимают в пьесе наряду с развернутыми ремарками и чисто лаконичные ремарки:

Мавка (улыбаясь):

- Хороша ли я тебе?

Лукаш (стесняясь):

- Разве я знаю?

Живописная природа, раскрытая в ремарках, продолжает жить во всей пьесе, в частности в языке персонажей. Природа живет своей жизнью, и Мавка передает Лукашу ее язык:

- Вон видишь, там спрашивает дикая рожа: «я хорошая?». А десны ей кивает в вершинах: «Лучшая в мире!».

«Лесная песня» очень близка к фольклору, и соединяют ее с произведениями народного творчества стилевые приемы, живая разговорная речь, которая придает произведению поэтической красоты. Потому-то не удивительно, что отдельные строки звучат как песня, другие - как сказка или дума.

Каждая строка драмы-феерии, каждая строфа полны необычайной искренности, лиризма, песенности. От народной песни идут такие художественные средства, как эпитеты-прокладки, которые приобретают в пьесе нового эмоциональной окраски: сон-трава, квітоньки-зірниченьки, ива-вдова, мак-відюк, сиротята-патерчата, звезда-пряха т.д.

Песенно-сказочный характер имеют слова Мавки:

Как сладко играет, как глубоко терзает,

рассекает белые грудь, сердце вынимает.

Фольклорная поэтика дала возможность писательницы глубоко индивидуализировать речь героев, поднять ее до уровня народной песни. «Лесная песня» насквозь пронизана музыкой и песней. Под звуки Лукашевої свирели просыпается Мавка. Лукаш играет веснянку - и на ее волшебные звуки отвечает все живое, ибо «даже черная безлиственная терновник появляє нежные цветы».

На Лукашеве и Мавчине любви весь лес отзывается ливнем весенних голосов:

Уже не щебечут,

Не щебечут, как всегда, а поют:

«Целуй! Целуй! Целуй!»

В пьесе использованы народные поверья, заговоры, сказки. Они становятся поэтическим средством создания образов.

Чисто народный, традиционный смысл употребляемых эпитетов, и на особое внимание заслуживает язык сказки-феерии. Ярким примером одного афористического языка может служить последний монолог Мавки:

О, не журися за тіло!

Ясным огнем зажглось оно...

Легкий, рыхлый попілець.

Ляжет, вернувшись в родную землицу,

вкупе с водой там увеличит вербицю.

Станет началом тогда мой конец.

Творческая индивидуальность писательницы оказалась в использовании тропов, развернутых метафор, завершенности строфы, ритмах языка, одним словом, в поэтическом синтаксисе.

Леся Украинка с огромным художественным тактом сумела гармонизировать живую и действенную картину мифологического леса, увиразнила и конкретизировала связи между персонажами демонологии, не нарушив при этом принципов, законов и функций их бытия, философского содержания мифологически-фольклорных образов.

Образ Леси Украинки поднялся над епохою. ее слово было ее большим делом. Талант писательницы оказался как в поэзии, так и в драматургии, о чем и свидетельствует «Лесная песня» - один из лучших поэтических произведений мировой литературы.



Литература:

1. Им провещевать душа моя будет: “Лесная песня” Леси Украинки и ее интерпретации / Сост. В. Агеева. - К.: «Факт», 2002.

2. Мищенко Л. Леся Украинка. - К., 1986.

3. Скупейко Л. Мифопоэтика «Лесной песни» Леси Украинки. - К.: «Феникс», 2006.