Предковічна красота волынских лесов таила в себе множество тайн и сказок. Где-то здесь должны жить те загадочные существа, о которых наслушалась маленькая Леся от старших людей. им предстоит скрываться от человеческого глаза. Но зря: наступит ночь - и девочка пойдет украдкой в лес, чтобы увидеть долгожданную лесную красавицу - Русалку. Это воспоминание детства со временем воплотился в неповторимую драму-феерию «Лесная песня».
Все сказочные персонажи, которых поселила поэтесса в своем заколдованном лесу, имеют корни в украинской мифологии. Сохранив народное представление о них, Леся Украинка каждую фантастическую действующее лицо описала ярко индивидуальной. Даже ее наряд как нельзя лучше подходит к условиям, в которых она живет, ее характера, роли в произведении.
В озере властвует Водяной со своей дочерью Русалкой Водяной. Водяной является олицетворением рис деспотичного хозяина. Грязь, в которой он привык жить, влияет и на его способ мышления. Он бы тянул все к своим владениям и еще и дочь заставил бы сидеть под водой.
Образ русалки в народной мифологии очень давний. Но в пьесе Леси Украинки он не соответствует традиционным представлениям о некрещеного или утопленную девушку, то есть Русалка в произведении дитя не человек, а порождение тайных природных сил. Коварство, которое таит в себе трясина, свойственна и Русалке Водяной. В этом она похожа на фольклорный образ русалки: «На целую долгую минуту тебе я буду верна, минуту буду я ласковая и покорная, а измену потоплю!»
Еще коварнее и непередбачуваніший, чем Русалка, «Тот, что плотины рвет». Как говорит даже Водяник, «предательская и лукавая у него нрав». Он не предсказуем и ничем не дорожит. Разрушитель по натуре, он действительно - словно наводнение. Но вместе с тем его неугомонность, сила, безумство не могут не нравиться.
Озеро служит пристанищем еще для Потерчат и чертика Куця. Его образ полностью заимствован из народной мифологии вместе со всеми особенностями (ночные катания на цапові и прочее). Потерчата - это русалки с народных баллад, то есть утоплены некрещеные внебрачные дети. Потерчата тоже наносят людям «бедствия, ибо заманивают огоньками в трясину. Их образы - а это в драме бледные детки в беленьких рубашечках - невольно вызывают сожаление. Они не выбирали свою судьбу.
В лесу властвует Леший. Похожий образ также можно отыскать среди народных представлений о силах природы. Он мудрый и благородный, чтит волю. На поляне среди пышных трав - Русалка Полевая, добрый дух полевой красоты. А еще бывает здесь залетный гость Перелесник. Он напоминает огонь, что сжигает доверчивые девичьи сердца. Его красные одеяния, огненные кудри невольно вызывают такую ассоциацию.
В народных поверьях образ перелесника не менее известный, чем, например, русалок. Даже поговорка есть: «Достать перелесника», то есть потерять страсть разум. Перелесник-искуситель в сказке Леси Украинки не такой неприхотливый сердцеед, как в фольклоре. Что-то связывает его с Нимфой. Видимо, поэтому он испепеляет ее именно тогда, когда ей грозит человеческий смех, чтобы не дать людям покуражиться над ней.
Мавка, дочь Лешего, - это уже не совсем лесной дух. Любовь к Лукашу дала ей так много открытий, так много счастья, так много мук. И таким образом ввела Мавку в мир людей. Сила этого образа - в непобедимой, благородном, бессмертной любви. Поэтому бессмертной есть духовная красота и величие Нимфы.
В пьесе еще много фольклорных образов, символизирующих различные человеческие несчастья: Лихорадка-Трясовиця, Нищета, Оборотень. Против них заговоры, с помощью которых можно себя спасти. Но есть в произведении два образа, от которых себя не закажешь: Судьба и Марище.
Леся Украинка использовала в своей драме много фольклорных образов, которые олицетворяют как силы природы, так и человеческие беды. Это полноправные герои произведения, они такие же реальные, как и Лукаш, дядя Лев и другие люди. Поэтессу вместе с другими классиками нашей литературы, такими, как И. Котляревский, Т. Шевченко, Марко Вовчок, Панас Мирный, Нечуй-Левицкий, И. Франко, также обращались к украинской мифологии, называют «бдительными этнографами». Леся Украинка, зримо показав мир фольклорных образов, доказала, что с силами, которые они олицетворяют, надо считаться, уважительно относиться к месту их господства.