Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ-НАЧАЛА XXI ВВ.
ПОЭТЫ-ШЕСТИДЕСЯТНИКИ
ЛИНА КОСТЕНКО

Маруся Чурай

Роман в стихах

Раздел И

Если бы нашлась неопалимая книга

Такого-то года и такого-то дня Маруся Чурай на скамье подсудимых, и пол-Полтавы свидетелей под дверью.

Маруся стоит перед судом потому, что ее обвиняют в умышленном отравлении своего любимого Гришу Бобренка. Один за другим свидетели рассказывают, что видели, как Гриша и Маруся встречались, как девушка бросилась через любовь в реку, и ее спас Иван Искра. Мать Гриши привела аж семнадцать свидетелей, которые утверждают, что Маруся - ведьма. Горбань считает, что Чураивна, узнав о женитьбе своего жениха с другой, Галей Вишняківною, специально напоила его ядом. Сама же Маруся стоит и молчит. А Бобренчисі так хочется видеть ее унижение, раскаяние. Она рассказывает, что не мешала их нем встречам, чтобы сын не бегал к женщинам легкого поведения.

Каким Шибалист рассказал общине, как рос Гриша, которого Чураї и кормили, и на ум наставляли, потому что его матери все некогда было: «воевала - за курицу, за телку, за границу». Дети росли вместе, полюбили друг друга. Маруся - искренне, самоотверженно, а вот у Гриши в душе двоилось: «От того кидавсь берега до того. Любил изобилие и любил песни».

В суд прибыл посланец из Сечи с письмом о необходимости помощи Хмельницком. Он послушал дело и сказал, что надо посмотреть еще со стороны измены: «Предать в жизни государство - преступление, а человека - можно?!»

Больше всего страдает Иван Искра, казак, что любит Марусю. Но он, прежде всего, патриот, говорит: «Эта девушка не просто крюк Маруся. Это - наш голос. Это - песня. Это - душа... Когда в поход выходила батава, - ее песнями плакала Полтава... Людей такого редкого дара хоть немного, люди, надо беречь!»

Но судьи вынесли приговор - казнь на виселице.



Раздел II

Полтавский полк выходит на заре

Уходит время. Всюду битвы. В боях решается судьба народа: «Там бой гремит. Там гибнет наша воля. Там надо рук, и оружия, и плеч». И что там, казалось бы, чью-то маленькую жизнь. Но Полтава молчит, потрясенная собственным приговором. Грустно, без песен, получается Полтавский полк на заре в поход. Искра несется посланцем гетмана Хмельницкого.



Раздел III

Исповедь

Ожидая казни, Маруся думает: «Прошла жизнь. Не стоило и труду. Лишь образы наберешься доверху». Она в унынии, заброшенная, к тому же и не виновата в смерти Гриши. Корит себя, что погиб парень не по-человечески, все с ним прощаются, только до нее никому нет дела. Вспоминает детство, труд вместе с Гришей, рассказы деда Галерника о войне, о плене, щедрование, празднование в ночь на Ивана Купала.

Вспоминает и первое горе - смерть отца, который был настоящим героем, рыцарем. Когда она услышала, как о Гордея Чурая поет кобзарь, у нее в душе зазвенели песни. Любовь его родителей друг к другу была образцом для девушки, поэтому она и вымечтала, придумала себе любовь: «Моя любовь челом достигала неба, а Гриша ходил ногами по земле». Парню не столько понравилась другая девушка, как надоели ежедневные мамины сетования на нужду. Гриша и Маруси часто говорил: «Запомни, любовь любовью, а жизнь жизнью». А он же был храбрым казаком! Но: «Не так те пули казаку страшные, как это ежедневное ад суеты».

Бобренчиха все время говорила сыну, что Маруся - слишком умная для девушки. И Гриша выбирает Галю Вишняківну. «Неровня души хуже, чем имущества!» Но оказалось, что изображать любовь тоже нелегко. И однажды он приходит к Марусе, чтобы облегчить свою душу. Умоляет простить, клянется в любви. И Маруся ему не верит. Но не хочет мести: «Я не травила. То проклятое зелье он выпил сам. Оно было мое».

С отчаяния девушка собрала зелье, о котором знала от бабушки. Она не хотела жить, и смерть была для нее как вожделенное забвение, покой.



Раздел IV

Гонец к гетману

Пылает Украина, везде идут бои. Иван Искра спешит к Белой Церкви, где находится Богдан Хмельницкий. Наконец добрался. У гетмана - бессонницей обожженные глаза, старшины - в рубцах, в пакле, прямо из боя. И все же Иван, сообщив гетмана, что полк в дороге, рассказал ему о Марусе Чурай. Тот вспомнил славного Гордея Чурая, песни Маруси, которые пела вся Украина. И написал приказ о помиловании славной песнярки. И успеет ли казак до Полтавы вовремя?



Раздел V

Казнь

На рассвете Маруся уже была готова к казни. Мать принесла ей чистую рубашку, ожерелье. Безжалостная толпа потянулась в степь на видовисько. Маруся шла хорошая, как всегда, и гордая. Слез нет. И вдруг всадник - гонец от гетмана с помилованием: «В тяжелые времена кровавого произвола смертей и казни имеем достаточно. ... ее песни -- как перло многоцінне, как дивен сокровище среди земных сует. Тем более сейчас, при такой войне...»

Маруся словно окаменела: этой кары для нее было достаточно.



Раздел VI

Паломничество

Мать не выдержала такого испытания и вскоре ушла из жизни. Чувствуя невыразимую пустоту в душе, Маруся собралась на о щу. Шла дорогами черная, худая, смотрела на мир пустыми глазами. Только со временем красота родной природы немного відлікувала душу: «Бывает, порой сліпну от красоты. Остановлюсь, не понимаю, что оно за чудо, - эти степи, это небо, те леса, все так чисто, красиво, незрадливо, все как есть - дорога, тополя, все мое, все зовется - Украина». По дороге девушка встретила странствующего дьяка, который отнесся к ней, как к ребенку. Маруся не смела открыться ему, кто такая, рассказать о своей судьбе.

По дороге они видят города, где проливалась кровь за свободу Украины. Страшные картины обожженной земли, сплюндрованої войной, заставляют Марусю на некоторое время забыть о личном горе. Она сочиняет песню про Байду других славных защитников отечества, а дьяк удивляется ее голоса. Доходят до Киева - сплошной руины на то время. Дьяк размышляет над тем, кто же святые. И высказывает мнение, что казаков-защитников тоже можно к ним причислить. Надо учиться на примерах собственной истории. Рассказывает, что и он когда-то любил девушку, но и его язык назвала «мужицким». Дьяк отрекся от своей любви к чужой ему по духу человека.

Дьяк оставил Маруси в подарок платок, и их пути разошлись.



Раздел VII

Дедова Балка

Зима в Полтаве была тревожная. Везде пусто, тихо, грустно. Только дымок курится из Дедушкиной Балки. Там живет дед Галерник. Двадцать лет он пробыл в рабстве на галерах. Дед производит из дерева половники, ложки и различные незамысловатые домашние вещи. К нему пришел Иван Искра, чтобы посоветоваться относительно Маруси. Она одинокая, гордая, никакой заботы от людей не принимает. А он же хотел сделать ее счастливой, чувствовать большую родство душ и судеб.



Раздел VIII

Осада Полтавы

Вскоре под воротами Полтавы остановилось вражеское войско. Его, по соглашению, должны впустить, но ворота закрыты, прочная, и на валах казачество похаживает. Враги лютуют, а им подают универсал, в котором говорится, что украинский и польский народы равны, Полк стоит в полковом городе, «это значит - стоим мы на своей земле».

На валу стоит Искра, думает о Марусе. Она отказалась стать ему за жену, говоря: «Моя жизнь - развалюху любви, где уже никакой цвет не процветет».

Над Полтавой нависла угроза. Враги рубят вековой Пушкарівський лес. Стрелять нельзя. Голод. На базаре - две утки, одна буханка и множество материи, различных приправ, только приправлять ничего, даже на Рождество. Иван был в Марусе, а она даже не обрадовалась, сама как тень. Осаду сняли. Полтава ожила.



Раздел IX

Весна, и смерть и светлое воскресение

После тяжелой зимы пришла весна, принесла надежду на спасение. «Цветет земля, задивлена в свободу. Аж даже жить хочется мне», - радуется Маруся, хоть больна чахоткой. У нее кашель, лихорадка. При шел Иван, посидел молча и ушел, потому что «Богдан поднял казачество за свободу, универсалом обіслав полки».

Маруся стояла у пути, как когда-то, а мимо нее проходил полк, распевая ее песни: «Зелененький барвіночку», «Не плачь, не горюй, а за своего миленького богу помолись», «Ой не ходи, Грицю».





Комментарий

Роман в стихах Л. Костенко «Маруся Чурай» имеет историко-фольклорную основу. Духовная жизнь нации показанное сквозь призму несчастье ваго любви. Произведение поднимает проблемы роли художника в обществе, индивидуальной свободы человека, верности и предательства, вины и искупления. Талантливая и гордая девушка не стала оправдываться, что не виновата в смерти Гриши. Жизнь различных слоев украинцев (по духовным, а не по социальным разделением) оживает, сверкает яркими красками под поэтическим пером писательницы. В произведении много философских размышлений, лирических отступлений, которые пронизывает горячее чувство патриотизма.