Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Натурализм - (фр. naturalisme, от лат. natura - природа) - литературное направление, возникшее во Франции в 70-е XIX в. и охватил в 80-90-е литературу Западной Европы и США (братья Ж. и Э. Гонкури, Е. Золя, в определенной степени Ги де Мопассан, Г. Кретцер, Г. Гауптман, Г. Ибсен, С Крейн, Ф. Норрис), характеризуется об'єктивістським, фактографічним изображением действительности, трактовкой детерминированности человеческого характера биологическими, наследственными факторами и социально-материальным средой. Программу Н. изложил Е. Золя в книге "Экспериментальный роман" (1880), "Романисты-натуралисты" (1881). Натуралистическая эстетика разрабатывалась И. Тэном, братьями Гонкурами и др. В Украине Н. не нашел широкого распространения, хотя имел незначительное влияние на художественные искания И. Франка, который в своих литературно-критических работах исследовал систему Н. ("Эмиль Золя, его жизнь и писания" (1898), "Власть земли в современном романе" (1891) и др.). Натуралистическая художественная система опиралась на позитивистскую философию 0. Конта и методы биологических наук. Натуралисты пытались сделать искусство точно таким, как наука. их произведения стали "клиническим документом", историей наследственной болезни, протоколом судебной экспертизы. Натуралистический метод превратился в описательно-экспериментальный метод механистического естествознания середины XIX в., физиологии и т.д. Социальная роль человека трактовалась натуралистами, как жестко детерминированная. Возник антихудожественное стандарт: все персонажи - рабочие, прачки, солдаты, врачи - были среднеарифметическими величинами. Это жертвы и стихийные бунтари (Г. Кретц, "Мастер Тімпе"; Дж. Гіссінг, "Деклассированные", "Ад" и др.). Н. закладывался на попытке условности искусства, стремлении превратить художественное произведение на точную копию факта. Он выдвинул важное место описание. В статье "О романе" (1888) Е. Золя посвятил проблемам описания целый раздел. Леся Украинка указывала, что за правдой факта натуралисты не видели обобщенной художественной правды и находились под гипнозом факта, их поэтика - "искать фактической правды и на ней Bte строить". Сложность Н. заключалась в том, что он, с одной стороны, демократизував искусство, расширял его тематику, показывая все новые плоскости жизни: дно города, жизнь рабочих, патологическую психику, раскрывал подсознательные мотивы поведения человека и т.п., а с другой - ограничивал себя в проникновении в глубины общественного бытия. Субъективно стремясь к расширению и углублению сферы искусства, представители Н. объективно разрушали его: оно претерпевало значительных эстетических потерь, ему не хватало широких обобщений. Некоторые художественные находки Н. были освоены литературой конца XIX - начала XX вв. (А. Франс, Есть. Ожешко, Г. Уэллс, В. Рэймонт и др.): оставаясь на позициях реализма, они использовали отдельные приемы натуралистов: повышенный интерес к сфере конкретики, описание фактов как расширение сферы социально-объективного в искусстве. В 20-30-х XX в. натуралистические тенденции проявились в творчестве французских и польских популистов, в "веритизмі" X. Гарленда, в "производственном" романе, произведениях 40-50-х социалистического реализма. Термин "Н." употребляется и в узком смысле - как грубое изображение физиологических аспектов жизни человека.