Бессмертное имя’я Т.
Шевченко, его неповторимые произведения вот уже полтора века живут в сердцах народа,
в его мечтах и надеждах, пробуждая в людях искренние и благородные чувства.
Шевченко вышел из народа, видел его тяжелую жизнь, горькие слезы, он твердо
верил в силы своего народа, в то, что правда восторжествует, но понимал, что путь
к этому прекрасному будущему лежит через борьбу. Призыв к борьбе против
царизма смело и грозно звучит в поэмах «Сон», «Кавказ», «И мертвым, и
живым...», в его «Завещании».
14 декабря 1845 г. в годовщину восстания декабристов Шевченко заканчивает
политическую сатиру «И мертвым, и живым...», «дружеское послание» проникнуто идеей
крестьянской революции, осуждение реакционной сущности крепостничества и либерализма
- такое идейное направление произведения.
Начинается послание изображением картин тяжелого подневольного жизни
крестьянства, об’ектом
сатирического изображения есть украинское панство. Поэт возбуждает у читателя чувство
ненависти, вызывает отвращение и перзирство к помещикам, что любило Украину только на
словах.
Тарас Шевченко проявляет глубокий патриотизм, чувство национальной
достоинства, любви к родному краю, Украина для него - чистая, широкая и свободная
земля, Кобзарь призывает к единению и братству :
...Полюбите искренним
сердцем
Большое
руины,
Розком,
братайтеся!
В чужом
края
Не ищите, не
спрашивайте
Того, что
нет
И на
небе...
Шевченко резко высмеял рабское пресмыкательство господ перед иностранщиной,
осудил тех, кто принес с «чужого поля» лишь пустые слова, он остро корит
захват господ иностранной культурой. Они собираются изучать даже родную
язык и историю Украины «по немецкому показа».
Сам поэт с уважением относится к языкам и культурам других народов, но считает
обязательным для каждого человека знание своего родного языка, вот почему поэт выражает
свое понимание необходимости знания языка и культуры.
...Учитесь,
читайте,
И чужом
учитесь
И своего не
цурайтесь...
Хлесткой иронией и гневным сарказмом позорит поэт псевдопатриотов,
называя их «варшавским мусором», ведь они своим «сыновьям передали свои
кандалы, свою славу». Шевченко отмечает, что это «славных прадедов великих
правнуки плохие», что в нас воля «кровь’ю умивалась», а «спала на кучах, на казацких
вольных трупам».
Поэт обращается прежде всего к украинской интеллигенции с призывом обнять
«маленького брата», потому что верит в могучие силы народа. «Широко он обнял Украину с
ее могилами кровавыми, с ее страшной славой... с того времени все у нас поделились
на живых и мертвых, да и долго еще будут делиться», - писал П.
Кулиш.