10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН КОЧЕРГА
«И свечи мирной не стоит та страна, что в борьбе ее не засветила» (по драме Ивана Кочерги «Свіччине весілля»)
Нашему народу судила история - жить, побеждая врагов. А врагов, ой, как же обильно было в прошлом нашей земли! Двигались они черным потопом, соблазненные плодородными почвами, богатством лесов и недр земных, обилием городов и сел.
Звенел меч Ярослава в битвах с печенегами, водил Игорь полки на половцев, века татарской неволи вынес наш народ, и сохранил свою душу. И вот пришли в Киев литовские князья. Измученный вековым игом, обескровлено и обессиленный народ не смог сразу дать им отпор, не смог - но и не покорился.
Киев 1506 года. Это уже не воспетое в «Ярославе Мудром» светлый, сказочный город, сияет золотом и огнями.
Киев мрачный и темный, потому что людей запрещено даже свечи светить - чтобы, мол, не зажечь города, а на самом деле для того, чтобы почувствовали ремесленники, пахари - «черные люди», что они - мужики, темные, бесправны и бессильны. Однако народ не примирился ни с тьмой, ни с неволей.
В пьесе «Свіччине весілля» И. Кочерга показывает, как из борьбы за право на свет разгорелся пожар народного восстания.
Разгневанный ремесленный Подол протестует против «насилия и притуги» гневными возгласами: «Драпіжники!», «Угнетатели! Палачи!», «Не діжде он, чтобы мы ему делали!», «Довольно уже надругательство эту терпите!», «Пусть свет даст!». А вожак и любимец цеховиков Иван Свеча твердо решает, во что бы то ни было - получить киевлянам право на свет:
Нет! Хватит уже! Жизни не пожалею,
А привилегии наши верну. А не отдаст добром, то возьмем силой.
Об зарево благородного их замка,
Тогда засвітим наши светильники!
К Свечи и его собратьев-цеховиков приставлены воевода, князь Ольшанский, литовские рыцари. Какой же темный и зловещий их мир, пусть и озаренный множеством свечей! Иван Свеча смело высказывает воеводе протест против запрета света на Подоле и произвола его слуг, а затем при содействии Гильзы - жены воеводы - приобретает княжескую грамоту об отмене «темного закона» и передает его киевлянам. Теперь княжеская грамота привилегия в руках ремесленников, и все цеха готовят торжественно отметить брак Ивана с Меланкой:
В честь Меланки и Свечи
Мы цеховые засвітим свечи! А если кто-то вновь посмеет перечить этом, то:
Грудью и мечом - от ветра и людей
Клянемся наш свет защищает!
А когда на мирный праздник цеховиков нагло врывается вооруженный отряд драбов и Ольшанский арестовывает Ивана Свечу, цеховики убеждаются, что миром не добиться справедливости...
Свеча - не сторонник кровопролития и сначала старается убедить своих противников в неправоте, и убедившись, что мирные акции не помогут, Иван Свеча призывает весь трудовой Разделение к вооруженной борьбе, чтобы силой утвердить правду в жизни:
А теперь на приступ!
К оружию все! К свободе! К борьбе!
И за ним отправляются на бой с ненавистными угнетателями все ремесленники, потому что верят ему, уважают его светлый ум и благородные порывы. А этот юноша до слез трогает своим благородством. Когда ему предлагают свободу в обмен на княжескую грамоту, Свеча соответствует:
И действительно, край? Освободишь меня, да и все?
Плохо же ты считаешь, воєводо,
Когда жизнь за грамоту даешь.
А кто мне вернет ту надежду,
Уважение ту, что я когда-бергз...
В моей душе к тому же привилегии.
А когда ему грозят страшной карой, он мужественно заявляет.
Я не боюсь ни смерти, ни пыток
И все же тебе не потушить света,
Что из тьмы веков и через столько бурь
Пронес народ отважный и свободный.
Иван Свеча убежден: не теперь, то в будущем украинский народ получит и зажжет свою свечу свободы: «Хоть не мне - для свободного народа когда заря займется мировая». Но за эту свободу нужно бороться, потому
... свечи мирной не стоит и страна,
что в борьбе ее не засветила...»
Какие пророческие слова... Долгий путь и тяжелый прошла наша Украина, как и возлюбленная Ивана Свечи Меланка, чтобы сохранить свой огонек стремления к свободе, чтобы в тяжких муках завоевать свою независимость и сохранить ее. И хочется верить, что этот огонек будет гореть ясно и освещать нашу дорогу, и согревать наши сердца, объединять наши помыслы и деяния.
|
|