Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Научная поэзия - поэзия, в которой мысль обнаруживает нерозривноестетичну единство рационального и иррационального начал, где _ научный компонент определяет содержание художественного произведения, направление развития лирической темы. Теоретиком Н.п. считается французский критик и литературовед Г. Гиль, который в своем "Трактате о слове" (1896) отстаивал необходимость единения науки и искусства: "Наука должна искать животворящего дыхания в поэзии". До первых образцов Н.п. принадлежит древнегреческая космогоническая и астрономическая поэзия, философские дидактические поэмы ("Астрономия" Гесиода, "Астрология" Клеостра, "О природе вещей" Тита Дукреція Кара, "О полеводство" Вергилия и др.). К этому жанру относятся некоторые шестоднев и физиологи, вещание которых приближается к стихотворного, известные в Киевской Руси в эпоху Ренессанса поэтические произведения ("Прогностическая оценка текущего 1483 года магистра Юрия Дрогобыча из Руси, доктора философии и медицины Болонского университета"). Литературная традиция Н.п. опирается на научные принципы сцієнтизму (лат. scienta - знание, наука), поэтому иногда называется сцїєнтичною. Она разграничивается на несколько тематических потоков. Один из них - литературоведческий ("Письмо к Пізонів" Горация, "поэтическое Искусство" Н. Буало, "поэтическое Искусство" П. Вердена, "Ивану Франко: Ответ на его послание" М. Вороного и др.). Отдельную ветку Н.п. составляют произведения натурфілософського характера, известные в украинской литературе за поэзией Климентия Зіновієва. Пора расцвета Н.п. приходится на XX в., ее' популяризирует русский поэт В. Брюсов. В Украине - В. Гадзинский, автор поэмы "Айнштайн", Г. Доленго (сб. "Объективная лирика. Схема и диагнозы", 1923), В. Полищук (сб. "Гінеальні кристаллы", поэмы "Аскания Нова", "Медуза актиния" и др.). Отчетливые тенденции Н.п. наблюдаются и в творчестве П. Тычины (циклы "В космическом оркестре", "Псалом железу"), Г. Бажана ("Число") и др. На них сказалось влияние научно-технических сдвигов. Особенно это заметно было на авангардистских течениях (футуризм, конструктивизм и т.п.). В сиюминутной лирике элементы Н.п. имеющиеся у представителей "нью-йоркской группы" (Ю. Тарнавский, Бы. Рубчак и др.), у шестидесятников, прежде всего в И. Драча, которому присуща не только метафоризация научной лексики ("синхрофазотрони рыдают, как львы"), но и осмысление научно-технического прогресса с точки зрения гуманистических ценностей ("Баллада о ДНК", "Чернобыльская Мадонна" и др.).