Петр Дорошко
П. Дорошко - поэт конкретно-реалистической стилевой направленности, с наклоном к художественной обсервации обычных, ежедневных явлений действительности. Его путь к зрелости был непростым, как и у подавляющего большинства художников, которые вступали в литературу в конце 20-х годов.
Родился П. Дорошко 24 декабря 1910 г. в с Тупичеві на Черниговщине. В его жизнь прочно вошли и заветы крестьянской морали, и память о первом интеллигента в их семье - старшего брата, сельского учителя, репрессированного перед войной. Еще студентом Харьковского университета будущий поэт становится членом литературного объединения «Трактор» (1930-1934), которое считало себя «пролетарским отрядом писателей, пишущих о деревне». Железная «классовая установка», декларативность, схематизм и (чего крыться) малооб-дарованість и малообразованность руководящего ядра группы - все это отнюдь не способствовало творческому и интеллектуальному формированию литературной молодежи. Правда, П. Дорошко был по натуре достаточно упрямым, внутренне независимым. И все же только в конце 30-х в книгах «Полисянка» (1939) и «Родная сторона» (1941) становится заметным преодоления риторических штампов «юношеского энтузиазма», одномерного видения мира и стилевой аморфности. По сравнению с первыми сборками («Победители степи», 1931; «Декада роста», 1932) произошел переход к качественно новой поэтики. Такую эволюцию пережили свое время и И. Муратов, И. Вирган, А. Михайлюк, М. Нагнибеда и другие.
Собственная духовная «формула», казалось, была найдена родная сторона, милое Полесья, малая родина, в неповторимых очертаниях которой должны прочитуватись и черты великой Украины... За два - три года перед войной в украинской поэзии начала даже складываться целая мікротечія региональной поэзии, что обращалась к полесской тематики (В. Ткаченко, М. Стельмах и чуть менее «локальный» среди них П. Дорошко).
Свой фронтовой путь от Сталинграда до Берлина П. Дорошко прошел как военный журналист - сначала дивизионной, а затем фронтовой газеты «За честь Родины!». В его стихах тех времен, написанных в основном по горячим следам событий, нет особо острых драматических коллизий или фигур героев - «ура-богатырей», за исключением разве что двух-трех агитационных сюжетов о солдатскую отвагу. Его тема - ежедневная, смертельно опасная и вместе с тем терпеливая, выносливая и добросовестная солдатская работа, в которой раскрываются черты мужественного народного характера. Войну изображен в «негромких», но полных вещественной и психологической конкретности рисунках и кадрах: непрочный уют в землянке, что дает бойцам минутную иллюзию родного дома («Землянка»); поле с остатками ржавой проволоки, на котором гниет кусок зеленой немецкой шинели («Провода колючие в поле ржавые...»); ротный гармонист Никита Козка, который в польском костеле заиграл мелодию «Ревет и стонет»..; цикл интимных исповедей «Неотправленные письма», где вопреки всем светится искренняя надежда и вера, что «все оживет на белом мире, все, что война убивала и не убила» («Над Чарною»).
Образ солдата, воспетый П. Дорошком, трогает простотой и человечностью. Он честно и до конца выполняет свой воинский долг - стоит вспомнить хотя бы трагико-героической пластика вот такого выразительного, как кинокадр, рисунка (речь идет о мертвого бойца, склонившегося на плетень): «И так остался, как склонился, не пошатнулся, не упал. Казалось, он и мертвый дрался, и после смерти наступал». И вместе с тем этот солдат - гуманный и совестливый человек, исполненный заботливых дум о родной дом, семью, детей, человек, с победой войдя в Киев, чувствует и свою солдатскую каплю вины» за его разрушения, причиненные врагом, а в освобожденной от фашистов стране искренне радуется, увидев, как сносятся недавние немецкие доты: «Креши, каменяре, лупай, каменяре, змітай, каменяре, чужие следы».
Стихи П. Дорошко полны правды конкретного переживания, вносили интересные и значимые подробности в общий образ войны, создаваемый в украинской поэзии А. Малышко, Л. Первомайским, М. Желанию, П. Усенком, В. Швецом, А. Гончаром, В. Булаєнком и другими поэтами-фронтовиками.
Как и большинство литераторов, он нелегко переживал первые послевоенные годы, когда «постановления партии про. литературу и искусство» официально требовали от поэтов политизированной риторики и безудержного славословия, а критика пристально выискивала всякие уклоны от линии. (Критик Л. Санов, например, даже невинные строки П. Дорошко по поводу увиденной на чужбине «украинской» нехвороще - «и нехвороща нам дороже, что в родном поле выросла»,- витрактував как проявление национальной ограниченности). Не следует удивляться различным уступкам временные, которыми сопровождался переход поэта к «мирной тематики» (первые послевоенные сборники «Песня труда», «Единство», «Труд и мир» и др.). Но П. Дорошко все же был «не папіряним - живым поэтом».
Ища единства поэзии и правды, следуя давней потаенной страстью, он находит творческий выход для себя, прежде всего в поэзии путешествий, странствий по Украине и разных краях бывшего Советского Союза. Все лучшее в его лирике, созданное с конца 40-х до начала 60-х годов, навеянное впечатлениями с таких путешествий. Стихи из путешествий в Заполярье, Сибирь, на Алтай, в Якутию, Среднюю Азию, на Кавказ и Закавказье, как и с задумчивых блужданий по родной Украине, могли бы составить объемистый том, что своим содержанием говорил бы о неподдельно искренний интерес украинского поэта в разных земель и людей.
Здесь постепенно вырабатывался свой угол поэтического зрения и переборювалася, отвергалась разная офіційщина и казенщина, связанная как с плакатами о «дружбе и братстве», так и с дифирамбами в честь «социалистических преобразований». В книге «Дальние путешествия» (1954) и в следующих сборниках видим все интимнее общения поэта с людьми и природой новых краев, зіркіше прозирання в содержательные подробности, не всегда открыты постороннему глазу. Персонажами его путевых стихов становятся не только седой пасечник с алтайской долины («Пчеловод») или молоденький геолог Дуся из Якутии («Хозяйка»), но и горная красавица-антилопа («Антилопа»), беркут - «крылатая гроза», кобылица из табуна, что все время беспокоится о своего тонконогого сынка («Ябаганські скакуны»), или даже отбитый кайлом камни, после совместной работы с геологами стало, по словам автора, «иначе... смотреть в глаза мне» («Воспоминание»).
Своеобразный «естественно-географический» познавательный струю в стихах П. Дорошко, близкий к мысли М. Пришвина о «родственную внимание» ко всему живому, по-своему інтимізує его поэзию, приближая внимательного читателя до потаенных струн души самого автора.
Вторую половину 50-х и начало 60-х годов можно назвать периодом творческого оживления поэзии, литературы в целом. Поэзия словно вспомнила, что она не только «идеология», но и искусство, не только проповедь, а исповедь и что объективная загальнозначущість поэтического слова имеет своим условием наиболее полное выявление духовной авторской субъективности. Качественными изменениями обозначен художественный строй поэтических сборников П. Дорошко «Иволги моего сада» (1969) и «Следует» (1971). Слово поэта становится упругими, ощаднішим и емким; время уж слишком сдержан в художественных приемах, П. Дорошко теперь как будто по-новому ощущает и оценивает неповторимость и красоту метафоры (например, стихотворения «Радуга ветра», «Мне навстречу дерево шло», «Неоткрытые острова»), гармонию диалектически-конфликтной построения лирического сюжета («Романтика» «Вы бывали в чужом краю?»), силу меткого и свежего афоризма. Итак, как признается поэт, он вступил возможности видеть «то, что раньше не видел по невнимательности».
По-новому зазвучали в некоторых стихах П. Дорошко гражданские мотивы. Когда, скажем, в стихотворении «Мелкие диктаторы сходят со сцены» он предсказывал, что «в человечестве все больше, все больше надежд, что ум свой принесут Авиценны Новой молодой демократии, Что за идолами и их лакузи С одами исчезнут, скользкие, как вьюн», то смотрел, по сути, на два-три десятилетия вперед.
В новом издании сочинений поэта (К-, 1991) увидели мир и те стихи, которые, по понятным причинам, не могли быть опубликованы ранее. Среди них - горка, может, уж слишком жестокая, напоенная тяжелой правдой, «исповедь» украинской поэзии, которая в значительной степени потеряла свое лицо во времена тирании и неслави:
Я, испуганная, народ свой забывала,
Цуралась наших дедовских слов,
Закрыв блудные глаза, восхваляла
Тупых народа нашего палачей.
А я же когда сквозь судьбы заозерні
Будила в думах Сечь за волю пол.
И вот меня псаломщики мизерные
Рабыней сделали, чтобы продать.
(«Украинская поэзия»)
В послевоенные времена поэт «открыл» для себя тему исторического прошлого своего и других народов. Свежими и самобытными красками выписаны цикл «Киевские фрески», который создавался более двадцати лет. Видим лирического героя, погруженного в размышления не столько о «славу бранну» далеких предков, сколько об их творческих, строители и духовные победы.
Многочисленные образцы поздней лирики поэта (такие, как «Все слишком просто», «Мир, как он есть», «Оптимистичный сонет», «Иволги моего сада», «Они меня любят» и др.) обозначены сдержанной, непретенциозной органичной для автора философичностью, а порой и деликатной поучительностью. В конце концов, поэт во всем остается верен своей идее о том, что жизнь, настоящая жизнь является бесконечным человеческим открыванием различных его сущностей и сторон («открытия», «Неоткрытые острова»), а также о том, что старость должна нести в себе какую-то веселую каплю юности, эстафеты дальней огонь».
Перу П. Дорошко принадлежит несколько поэм современной и исторической тематики. Критический современный рассмотрение выдерживают далеко не все из них, как и большинство «больших полотен» эпического и лиро-эпического характера, написанных украинскими поэтами в 40-70-е годы. Экстенсивное пользование словом, описательность и эмпиризм, элементы иллюстративности - все это в большей или меньшей степени заметно и в «Детстве»и «Сандомирском плацдарме», и «Городке», хотя почти в каждом из этих произведений является мастерски поданы отдельные образы и сцены (скажем, фигура Любы Маленькой в «Городке», образы полесского края в «Детстве»; обе поэмы - автобиографические).
Из исторического прошлого внимание поэта привлекли фигуры М. Чернышевского («Вілюйський узник») и Т. Шевченко («Вспышка в ночи»). Замысел первой поэмы возник под впечатлением пребывания в местности, где отбывал ссылку русский писатель. В произведении немало узнаваемых «сибирских» подробностей. В поэме о Т. Шевченко автор обратился к средствам поэтической драматургии - девять сцен охватывают жизнь поэта после ареста в 1847 г. Центральная и наиболее возвышенная поэтически - мнимая разговор украинского певца с царем. Среди лирического эпоса П. Дорошко это - крупнейшее произведение.
В 60-е годы поэт начал работать и на ниве прозы. Критика благосклонно встретила небольшую его повесть «Лесная Гута». Если некоторым поэмам П. Дорошко присуща «прозаичность» письма (разумеется, более невольная, чем сознательно задумчивая), то в прозе повести .все свидетельствовало о том, что ее написал поэт. И не только поэт-лирик, но и поэт-психолог, и поэт красочного, тем тонким юмором окрашенного бытописания - художник зоркий и вдумчивый, который за фигурой юркого «прихапщика» Кирилла Семибрата и весьма различных по характеру членов его семьи дал нам возможность увидеть некоторые приметы и подробности социально-психологической жизни современного села.
Сельская интеллигентка, недавняя фронтовичка, которая проходит нелегкий, но честный путь в послевоенные времена, стала героиней романа писателя «Не повтори мою судьбу» (1968).
Тяжелая болезнь выбила писателя в начале 70-х годов из привычного образа жизни и в значительной степени невозможным его систематическую литературную деятельность.