Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН КАРПЕНКО-КАРЫЙ

Деньги как мера испытания человека (оценка образа Герасима Калитки в пьесе Ивана Карпенко-Карого «Сто тысяч»)

Пьеса Ивана Карпенко-Карого «Сто тысяч» была написана в конце восьмидесятых годов XIX?века и с того времени является одной из лучших сатирических комедий украинской драматургии. Уний автор ярко и убедительно обрисовал те существенные изменения в жизни села, которые произошли почти через три десятилетия после отмены крепостного права. Чтобы охарактеризовать их наиболее сжато, я бы использовала слова главного персонажа комедии Герасима Калитки: «Деньги - всему голова». Именно разоблачению и осуждению этой жизненной установки, этого лозунга и посвятил Карпенко-Карый свою непревзойденную пьесу.

Новое время в пореформенной Украине изменил лицо общества: трудно приспосабливались к новым условиям помещики, потерявшие безграничную власть над крестьянами, угасающих и разоряясь. На их место приходили хозяйственны «мужики» с их безграничным стремлением всеми правдами и неправдами накопить богатство: «Желудь - десять тысяч десятин, Сапог - пять тысяч десятин, Пузырь - три тысячи».

За ними тянется и Герасим Калитка, что имеет уже двести десятин. Этот образ вызывает у меня неоднозначные чувства. Мне всегда хочется видеть в человеке его лучшие черты и через них строить свое отношение к ней. Поэтому и в Мошне как личности я выделила хоть и немногочисленные, но положительные качества характера.

Он - деятельный и целеустремленный человек, в котором пробудился «хозяин» своей земли, что до этого не имел на нее права. Не родился же Калитка (И ему подобные) таким искаженным деньгами извергом! Видимо, когда-то, мечтая о благосостоянии семьи, он лелеял в душе мечту иметь как можно больше земли. До этого времени сохранил Герасим заимствованный от прадедов уважительное и благодарное отношение к ней: «Ох, земелько, праздники земелько, Божья ты доченька!» Он - не мошенник, как некоторые другие персонажи, а приобретает свое богатство тяжелым трудом: «Здесь недоїдаєш, недопиваєш, изо дня в день работаешь...» Но никак Не может он дотянуться до более состоятельных хозяев. Так зарождается у калитки план мошеннического преступления.

" И вот Карпенко-Карый подает нам другого Герасима - хищника, который провозглашает: «Как ел борщ и кашу, так и буду есть, как мазал сапоги дегтем, так и мазатиму, а зато всю землю вокруг скуплю». Откуда это? Что исказило характер простого крестьянина? Деньги! Именно те деньги, которые «всему голова». и уже работу он превращает в издевательство над батраками, которых, в отличие от лошадей, держит впроголодь. И земля, к которой он так трепетно относится, сравнивается им с купчей на зеленой бумаге. И, наконец, -преступление ради собственного обогащения. Но и на этом он не остановится! Карпенко-Карый нам доказывает это, рисуя сцену, когда Герасим целует мешок с деньгами, а на Параску кричит: «...Я ...я тебя убью». Не является ли это высшим уровнем падения человека, который идет к мсти преступным путем?

Мой разум диктует слова осуждения и отвращения до Калитки, но сердце подсказывает: моральное падение его не является случайным, ибо оно вызвано общественно-экономическими условиями. Эти условия безобразно превращали моральные установки человека, калечили их души и судьбы.

Наше время, выдвинув перед обществом новые экономические условия, тоже породил новый тип собственника, более опытного, уверенного в себе, для которого опять «деньги - всему голова». И на то и называем мы «Сто тысяч» шедевром драматургии, актуальность не потеряла своего значения и в наше чар, предостерегая «новых хозяев» от опасности «грязных денег», искажающих морали как личности, так и всей нации.