Творческие работы наших посетителей
Автор: Литвин Виктория
Человек в киноповести а. Довженко «Очарованная Десна»
О.П.Довженко принадлежит к тем художникам, оригинальность которых является общепризнанной и несомненной. Выдающийся кинорежиссер и писатель, замечательный художник и публицист, блестящий мистецвознавець и педагог, активный общественный деятель - таков творческий диапазон пламенного художника А.п.довженко.
Герои Довженко - «это герои, люди незаурядной натуры и сильных страстей». Создать их может только художник, который сам страстно и горячо любит людей, сам имеет страстную, незаурядную натуру.
Знакомясь с киноповести «Зачарованная Десна», мы имели возможность выяснить, из каких корней прорастала эта Довженкова страсть, что способствовало формированию его эстетических вкусов, идейных убеждений.
Произведение «Зачарованная Десна» в основе своей биографический. Свои детские годы, взаимоотношения в семье, быт и жизнь односельчан писатель изобразил так, что в них отразились черты жизни дореволюционного украинского села в целом.
Основная сюжетная линия произведения - рассказ о детстве белоголового Саши, его веселые приключения и впечатления от окружающего мира, изображения горького быта и труда наддеснянських крестьян - тружеников, различных народных обычаев и верований.
Образ Саши ярко вырисовывается уже в первых картинах киноповести. Его необыкновенную удачу, восхищение красотой природы, способность к сказочной воображения, фантазирования можно увидеть, обратив внимание на отрывки из повести, где описывается буйная зелень огорода ( «Огород к тому переповнювався растениями...»), события в семье («Однажды одной ночи в нашем доме...»), весеннее половодье на Десне («Скоро из-за дома выплыл небольшой челнок...»), разговор отца и Сашу с сельским учителем. На свет Саша смотрит широко открытыми глазами, и его маленькое сердце хочет впитать всю красоту земную. Ему несказанно радостно, когда удается обнять за шею маленький жеребенок, побродить в летних дождевых лужах, ловить руками рыбу в Десне, смотреть, как взрослые тянут бредень, спать в лодке или в семенах на печи,смотреть на ночное звездное небо,слушать приятное поздравление соседей - «здравствуйте»... Но, кроме этих «приятных» вещей, Саше нередко приходилось видеть и слушать и горести. Среди них больше всего запоминались бабкины проклятия, в которых было много народной поэзии, драка крестьян на синокосі, колючая стерня, по которой очень больно ходить босыми ногами, лай чужих собак. Вспоминая все это, Александр Довженко отмечает: «мы Жили в полной гармонии с силами природы. Зимой мерзли, летом смажились на солнце, осенью місиди грзь, а весной нас заливало водой. И кто этого не знает. Не знает той радости и полноты жизни».
Полноту жизни сашка не можно было бы представить вполне, если не вспомнить, с какой любовью и наслаждением он воспринимал в детстве народные песни. Пение матери, односельчан, братьев, увешанных сумками старцев, новогоднее колядование девушек - все это находило убежище и отзыв в чистой души изумленной ребенка, чтобы в будущем определить характер и самобытность творчества великого художника. Народная песня, писал позже Довженко, это «гениальная поэтическая биография украинского народа. Это история... народа - труженика, народа - воина, народа, целые века сражался, как лев, за свою свободу». Следовательно, не восхищаться ею, не знать ее - значило бы не знать истории народа.
Труд Александр Довженко уважал и любил в каждом человеке превыше всего. Вспоминая своих родных и соседей - односельчан, он прежде всего говорит об их отношении к труду. «Сколько земли вспахал, сколько хлеба накосил! Как ловко делал, который был сильный и чистый!» - читаем в киноповести о сашиному отцу. С восхищением и с гордостью говорит Довженко и о матери, которая любила повторять: «Ничего в мире я так не люблю, как сажать что-либо в землю, чтобы проізростало. Когда вылезает именно из земли всякая рослиночка, то - то мне радость». А про дядю Самуила художник вспоминает как о талантливейшем в селе косаря: «Он был акой большой косарь, что соседи забыли даже его фамилию и звали его Самуил Косарь, а то и просто Косарь. Орудовал он косой, как хороший маляр кистью... - легко и ловко. Если бы его пустили с косой просто, он обкосив би весь земной шар, лишь бы была хорошая трава и хлеб и каша».
Но, подчеркивает Довженко, ощущение несвободы, материальные лишения, постоянная эксплуатация были тяжелыми кандалами, которые унижали людей, не давали возможности проявлять свою человечность и способности.
Надо сказать, что сквозным лейтмотивом в «Зачарованной Десне» звучит также тема призвания художника, его исторической миссии. О.П.Довженко подчеркивает, что создатели искусства должны быть прежде всего выразителями дум и стремлений своего народа, они должны идти в ногу с жизнью своей страны, глубоко, диалектически понимать связь между прошлым и будущим, чтобы никогда не терять чувство современности, показывать миру, что жизнь прекрасна, что само по себе оно является самым большим и самым величественным из всех мыслимых благ.
Основную идею «Зачарованной Десны»можно сформулировать словами м. рыльского, который сказал, что эта киноповесть - «задушевная лирическая исповедь, доверху напоена любовью к родному краю, к трудовому народу, к Украине с ее большим, но скорбным прошлым и с ее большим и радостным будущим».
|
|