Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Прогресс (Прогресс) в литературе (лат. progressus - поступательное движение) - одно из загальносоціологічних понятий, которое используется в традиционном литературоведении для характеристики историко-літературнрго процесса. П. в л. - это изменения предметов и явлений, которые заключаются в их восходящем движении от низшего к высшему, от менее к более совершенному. П. в л. сопровождается регрессом -- движением в обратном направлении. Прогресс в обществе неотделим от его расцвета. Ряд социологов (А. Тойнби, В. Ростоу, Ж. Фурастье) не признают прогресса общественного развития, рассматривают стадийность общественных изменений. Соответственно трактуется и П"л. В простейшем случае удостоверяющих прогрессивно-регрессивные тенденции общества в произведениях художественной литературы, особенно в епопеях, циклах романов, повестей (произведения 0. де Бальзака, Э. Золя, Л. Толстого, И. Франко, P. Роллана, В. Самчука, М. Стельмаха и др.). Признание или отрицание художественного прогресса как поступательного развития искусства, совершенствование образного мышления, эстетического освоения мира и т.д составляет научную проблему. Поборники художественного прогресса в объем этого понятия включают постоянное расширение и обогащение тематики искусства; возникновения его новых видов; появление новых зображально-выразительных средств; приобщение к эстетической коммуникации все большего круга реципиентов; разнообразие литературных направлений, стилевых течений; межвидовые и міжжанрові диффузии; проникновение художественно-эстетических принципов в быт и производство. Авторы высказываний о некорректность применения понятия "прогресс" к анализу художественной жизни, собственно искусства, отмечают ров новое ликість эстетических явлений различных эпох, твердят о так называемый упадок, кризис искусства и т.п. Если понимать художественный прогресс как постоянную диалектику традиций и новаторства, діалогізм разных художественных направлений и стилевых тенденций, как осложнение средств создания художественного мира, с помощью которых можно проникать в глубины духовного мира при любых (даже самых экстремальных) условий, то нет оснований отказываться от термина "П. л.", по крайней мере в синтетических трудах по истории литературы, в которых концептуально прослеживается движение эстетического сознания.