Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ

Использование средств народной смеховой культуры в поэме И. Котляревского «Энеида»

«Энеида» И. Котляревского - первая печатная книга - стала выдающимся событием в развитии украинского писательства. Написанная живым украинским языком высокохудожественная поэма в 1798 году показала генетическую единство новой украинской литературы, с лучшими образцами европейской бурлескно-травестійної поэзии. «Энеида» многими своими качествами близка к творчеству Ф. Браччоліні, Лалли, Скаррона, А. Блюмауєра, М. Осипова. Но в отличие от перечисленных выше авторов И. Котляревский наснажив смех злободневными общественно-политическими тенденциями. Писатель пытался средствами юмора и сатиры не только подвести явления общественной жизни до разумного начала, но и определенным образом свести эгоистическое частичное подчинения интересам «общого добра».

М. Максимович отмечал, что Котляревский смеялся «точно так же, как и в нашей народной поэзии, которая потешалась одинаково над простолюдином и над барином, над всем, что попадало ей под веселое время песнетворчества». Достойны внимания и мнения М. Дашкевича по гуманистического начала произведения, о раскрытии духовной любви к человеку.

Мы видим, что героические деяния Энея представлены в поэме в свете народной смеховой культуры, выступая в контрастах строго-героической однозначности эпопеи Вергилия. Как просветитель и гуманист Котляревский ставит смех на службу достижения гармонии между человеком и обществом.

Описывая в начале произведения Энея, автор наделяет его непривлекательными чертами:

Эней был парубок моторный И парень хоть куда казак, Притворился на все есть плохо проворний, Близкий од всіх бурлак.

Главный герой в начале произведения предстает перед нами то повесой, то легкомысленным, то трусом, что «піджав хвост, как собака, словно Каин, заструсивсь весь». Во второй же части, когда Эней осознал важность своего назначения, он выступает храбрым предводителем, мудрым деятелем-организатором, беспокоится о других:

Эней один не раздевался, Эней один за всех не спал, Он думал, мыслил, умудрялся.

Итак, Котляревский через осмеяние человеческих пороков пытался найти положительное в отношениях человека и общества. Как и Сковорода, просветитель считал источником основного зла несоответствие личности ее предназначению в обществе. В эволюции образа Энея Котляревский средствами комического пытался показать процесс самоочищения, самовоспитания и саморегуляции человека и подчинение его действий моральным нормам.

В произведении представлена широкая картина общественного устройства Украины второй половины XVIII ст. В сатирическом плане изображены негативные черты господствующих классов: паразитизм, жестокость, взяточничество, чванство, алчность, моральная ничтожество. Автор развенчивал богов и земных владык.

Знакомство с героями - Юноной, Нептуном, Еолом, Зевсом, Венерой, Латином, его дочерью Лавісею - предоставляет возможность читателю представить и остро осудить масштабность социальных пороков феодально-бюрократической системы того времени. Автор умышленно изображает действительность в снижено-сміхово-м плане, подчеркивая взаимосвязь между общим состоянием общества и личностью. Котляревский показывает, что реальное поведение человека тесно связана с условиями воспитания, среды, от ее социальной роли. Используя средство этой воспевание высокого, торжественного параллельно с низким, трагическое рядом с комическим, автор подводил читателя к мысли, что все люди от рождения равны, только социальные условия были причиной расслоения в обществе.

Таким образом, «Энеида» И. Котляревского стала подлинно новаторским явлением в развитии украинской литературы. Продолжая традиции в изображении казаков в інтермедіях и вертепній драме, в стихах странствующих дьяков, шуточных народных песнях и рассказах, И. Котляревский выступил новатором в использовании такого средства, как сочетание шутливого тона с серьезным, героическим. Его сатирический смех был направлен против тех явлений, которые ограничивали естественные потребности юдин л ы и унижали ее достоинство. Утверждая новое в развитии народной смеховой культуры, И. Котляревский, по мнению И. Франко, выразил деятельную любовь к человеку, ко всему народу, «не исчерпал, однако, ни своего времени, ни богатства украинской народной нравы и традиции».