Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Пунктуация (лат. punctuatio, от punctum - точка) - 1. Система графических позаалфавітних знаков (знаков), которые составляют вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка; главное назначение П. - членение и графическая организация письменного (печатного) текста. 2. Правила, которые кодифицируют нормы пунктуационных оформления письменного текста; складываются исторически для каждого языка. 3. Раздел языкознания, изучающий закономерности системы П. и нормы использования разделительных знаков. Общепринятая система П. в целом обеспечивает логико-смысловое и синтаксическое членение текста, однако она далеко не всегда удовлетворяет требования художественного, прежде всего поэтического, текста. Поэтому писатели нередко прибегают к авторских знаков препинания. Это так называемая поэтическая П. - сознательное отклонение от нормативной П. и ее индивидуально-авторское использование в художественном произведении, что способствует углублению семантики, повышению экспрессивности и ритмической организации высказывания. Разделительные знаки, и нормативные, и авторские, заменяют на письме интонационные средства устной речи, создают необходимые для авторской интерпретации паузы с целью определение, ударение слова, словосочетания. Вместе с тем поэтическая П. е не только знаком паузы или нужной интонации, но и самостоятельным смысловым элементом - скажем, средством притормаживание зрительного восприятия: "А земля - цветет!" (Есть. Плужник); "То мечтает гай -/ Над рекой. / Ген неба край -/ Как золото" (П. Тычина). Поэтическая П. свойственна также и прозе: "Когда смеркается - электрика начинает воровать блики красок" (Ю. Яновский); "Всех приютила Украина - хозяев и заброд, для всех одинаково легкая или тяжелая ее земля - кто имеет право судить мертвых?" (Г. Иваничук). В поэзии XX в. встречаются случаи полного отказа от любой П.: "А я у гай ходила/ по цветок вот какую/ а там деревья люли/ и все так кукушки/ ку/ку" (П. Тычина); "Мгновение/ И заплакали пальцы ее/ Миг/ Засмеялись пальцы/ И рояль начал таять" (Г. Винграновский).